Какой бы ни была пестрота мнений и суждений о рыбалке с квоком, этот вид ловли завораживает на долгие годы каждого, кто почувствовал магическую силу звука, поднимающего хозяина глубин — сома.

Юрий Тищенко (Философ), живет в Ростовской области, признанный в России и зарубежом специалист по ловле с квоком, создатель интернет-сайта ≪С квоком и мудростью≫ ( www.kvok-filosof.ru), мастер по изготовлению квоков. 8-918-544-48-31, granica62@mail.ru  

Новая волна популярности этой ловли дает возможность передать наработанный опыт успешных мастеров квока. Различных инструкций и наставлений по ловле с квоком немало. Их авторы, весьма успешные рыболовы, периодически делают свои выкладки, тем самым пробуждая интерес у новых покорителей квока.

По объему и содержанию публикации встречаются как весьма пространные, так и очень скупые. Однако вопросов о квоке не меньше, чем ответов. Не претендуя на истину в последней инстанции, изложу свою точку зрения, основанную на практическом опыте ловли сома с квоком, а также позволю себе дать несколько советов начинающим рыболовам.


Моральный аспект

Прежде чем поделиться некоторыми тонкостями технологии ловли сома с квоком, хочется высказать мнение по поводу некоторых реплик, которые приходится часто слышать в дискуссиях, на тему этого вида ловли.

1. Зачем популяризировать квок, ведь выбьют сома, как это сделали на Днепре и Цимлянском водохранилище?

2. Для чего ≪лишние квочники≫ на водоеме? Ловите успешно и ладно, других не привлекайте. Свободнее дышать будет. Постановка данных вопросов меня не удивляет.

1. Касаемо влияния квока на численность сома, думаю так — в меньшей степени квок вреден, чем ловля на донки, поставушки, сети, буры, переметы и так далее, включая подводную охоту с применением аквалангов. Квок здесь и рядом не стоит в плане истребления сома. Сам, каюсь, опробовал многие методы, поэтому знаю, о чем говорю. На перечисленные способы ловить много ума не надо, а вот с квок еще попробуйте освоить.

Да и материальные затраты для освоения этой ловли гораздо больше. Особо отмечу, если бы на Днепре и на Цимле сома отпускали, как это делают мои последователи, то проблем не было бы. Начните с себя, прежде чем задавать вопросы. Предложение ловить по лицензии уже практиковалось. Сому какая разница, как он лишится жизни — по лицензии или в сетях трала? Пустые разговоры. Поймал — отпусти! Вот и весь рецепт.


2. Совсем неприятно слышать зачатки корпоративного сговора: ≪Сами ловим с квоком, и ладно, а других или не учить, или учить так, чтобы никогда не поймали≫. Я, ознакомившись с информацией на некоторых интернет-сайтах, нашел столько противоречий, что невольно напрашивается вывод о преднамеренной лжи некоторых авторов.

Конечно, можно сделать скидку на то, что к моменту изложения их версий не было приборов, которыми пользуюсь я, но ведь пора исправить содержание! Ну, да Бог им судья.

Сам я пропагандирую спортивные подходы к ловле сома с квоком. Кто-то продвинулся дальше, кто-то в начале пути или вовсе изобретает ≪велосипед≫, но решать рыбакам. Сегодня есть потребность в знаниях по квочению. Пожалуйста, пользуйтесь. Противников моей позиции не принуждаю исполнять рекомендации, пользуйтесь собственным опытом.

Философия квока

Чтобы успешно ловить с квоком, необходимо выстроить отношение к квоку не как к погремушке, а как к музыкальному инструменту( звуковому манку). Тогда рыболову придется развивать в себе соответствующие качества. Рыбалка с квоком весьма активная, она не может быть другой.

Чтобы извлекать нужные звуки достаточной резкости длительное время, нужна и физическая сила, и определенная техника. Но это качество не даст устойчивого положительного результата. Звук должен быть в том месте, где сом стоит. Точнее, над головой рыбы или в зоне ее восприятия, а это, по моим наблюдениям, всего не более 30 м в диаметре.

Используя навигатор и эхолот, каждый квочник, проведя некоторые системные наблюдения и замеры, без труда убедиться в правоте сказанного. Из своего опыта и по аналитическим наблюдениям выявилась закономерность.

Если квочник перед рыбалкой сохраняет внутреннее спокойствие, не растрачивает за пустым полуночным трепом свою энергию, то результаты очередной рыбалки значительно выше, чем у этого же квокчника, но после изматывающих дебатов, чаще совсем не на рыболовные темы, да еще под жестокую матерщину. Сам я заметил, что жестокий мат как насос опустошает рыболова, забирая его позитивные силы, а значит, и возможности. Конечно, многим покажется это мистической подачей, однако советую попробовать. Для рыбалки с квоком спокойствие и уверенность — очень важное качество!

Желающих освоить науку ловли сома с квоком прошу отличать подходы, при которых одни рыболовы ловят от случая к случаю, и для них квок — имя прилагательное, и совсем другое дело, когда рыболов основательно занимается освоением технологий для успешной ловли с квоком, для этих квок — имя существительное. Есть и третье направление. Это охота на трофейного сома с квоком. Последний вид — это удел именитых мастеров, которых в России немало. Себя к ним я не причисляю. Это моя перспектива!

Если рыбу не выпускать обратно, не только сом, но другие виды хищной рыбы скоро станут редкими. Заблуждение, что крупного сома надо выпускать, а мелкого — нет. Выпускать надо всего сома, который не ранен! Не будет мелкого сомика, откуда же возьмется крупный?


Почему сом идет на звук квока

Весьма заезженный вопрос, при обсуждении которого всплывают противоречивые версии. Сам я не разделяю точку зрения, что сому интересно кваканье лягушки, барахтанье упавшей жертвы на водную поверхность и прочее…

Вызывает сомнение и версия о ≪любовных приглашениях ≫. В последнее время появилась теория, что звук квока, по лабораторным опытам одного зарубежного ученого напоминает сигнал сома, взывающий к общению, что-то вроде приглашения на ≪сомовью дискотеку ≫. Однако я из своей практики не припомню, чтобы мне удавалось на звук квока к лодке поднять табун сомов для ≪общения≫, и это при том, что экран моего эхолота качественно показывает всю картинку, полученную от сигналов шести лучей. Случалось одновременно три хватки, две из которых мы с супругой реализовали. В предположениях, где нет пищевой составляющей, интересной для сома, нет и правдоподобности. В этом я убежден.

При изучении различных гипотез, ознакомившись с исследованиями известного ученого, ихтиолога, специалиста по биоакустике рыб, В.Р. Протасова, который опытным путем доказал, что звук квока весьма схож со звуком, издаваемым челюстями хищника при захлопывании (всасывании во время атаки), пришел к выводу, что эта версия наиболее отражает действительность.

Конечно, проводимые опыты не следует считать идеальными хотя бы потому, что звуки квока разной конструкции у разных мастеров весьма отличаются, как и отличаются глубины, на которых производились замеры. Влияет и структура дна, состав и температура воды и многое другое, что не позволяет говорить о чистоте экспериментов.

Однако общая рыболовная практика подтверждает, что основным деликатесом для сома является рыба. Именно за счет рыбьего белка сому удается набирать за сезон весьма приличный вес, и соответственно любой звуковой сигнал, напоминающий пиршество, привлекает сома. В пользу этой версии говорит и тот факт, что сом на звук поднимается, не зависимо от времени суток и его степени голода. И то, что ≪сомовьи общины≫ сопровождают стаи белой рыбы, тоже факт, который часто подтверждается многими опытными рыболовами. Придерживаясь именно этой версии, я добился техники исполнения звука соответствующей резкости и силы. На этой основе и закладываю геометрию своих манков — квоков.

При равных условиях мой квок способен обеспечить достаточную резкость и чистоту звука, подзывая сома весьма результативно. Более подробно я вернусь к этому вопросу ниже в соответсвующем разделе.

Физика звука квоков

Частые споры о том, каким должен быть пятачок у квока, вызывают у квочников весьма неоднозначные противоречивые мнения. Я считаю, что квочнику полезно иметь представление о том, как звуковая волна ≪находит≫ сома. Из наиболее распространенных форм пятачков стоит выделить три. Пятачок, имеющий ровную плоскость, наиболее распространен в России и используется как универсальный на разных глубинах.


Звуковые волны не рассеиваются. С таким пятачком можно успешно как поднимать сома ото дна, так и подзывать движущуюся в толще воды рыбу. Особо изысканным я считаю пятачок с углублением ударной плоскости. Эта форма позволяет собрать звуковую волну от крайних границ к центру и соответственно пробить более глубокие места. Сделать это можно только в том случае, если квочник прикладывает большее усилие, чем при ловле с плоским пятачком. Особого внимания заслуживает пятачок выпуклой формы.

При воздействии на водную поверхность он не проталкивает сектор захваченной воды, а мягко раздвигает ее, обеспечивая уплотнение по сторонам. Звук квока с выпуклым пятачком, весьма чистый и громкий, но с минимальным воздействием на глубинные слои воды. Таким квоком весьма удобно ловить на сравнительно небольших (до 6 м) глубинах, где им можно и со дна поднять сома. Ловля этим квоком на больших глубинах продуктивна только тогда, когда рыба сама поднялась в средние и верхние горизонты воды. Чаще это приходится на преднерестовый и посленерестовый жор в странах с теплым климатом.

Пятачок должен иметь размер и форму, которые обеспечат резкое и чистое звучание без разбрызгивания на входе при минимальном расходовании энергии рыболова.

 Мне приходилось знакомиться с успехами зарубежных коллег по цеху, которые практикуют ловлю сома на эти конструкции. Выявилась закономерность — большинство рыбалок проводились в период активного жора сома, чаще на зорях. Вопрос, естественно, не бесспорный, но мои наблюдения таковы. Размеры пятачков в пределах этих трех видов можно рассматривать как дополнительные творческие манипуляции изготовителей квоков. Для определенных условий рыбалки нужен свой профиль и свой размер пятачка. А мастер умело определит, где, когда и каким квоком нужно петь сому ноты.

 Виды квоков

Каким может быть квок? Мне приходилось видеть квоки самой разной геометрии. Это вполне объяснимо. Творчество никто не запрещал. В беседах с авторами некоторой ≪квочной экзотики≫ я убеждался, что руководством к их творчеству является стремление добиться такого качества и тембра звука, при котором сомы сами в лодку будут прыгать.


Должен огорчить сторонников этой точки зрения — кроме как большого вреда эти конструкции для развития успешного квочения не приносят. Это не значит, что на голос ≪экзотики≫ сом не поднимается. И поднимается, и ловится, но цена удовольствия весьма немалая. Владельцам подобных конструкций приходится так нагружать свою кисть в процессе рыбалки, что усталость приходит намного раньше, чем сом соизволит подсесть на снасть.

Само название ≪квок≫ происходит от звука, вызываемого этим инструментом, от процесса кавитации. Именно по этой причине квок должен быть ≪правильным ≫, то есть способным без особых усилий четко вызывать звук соответствующей тональности. Для образования чистого звука геометрия квока должна быть такой, чтобы нижняя часть квока — пятачок — входил в воду под углом 45°. Лучшей конструкцией для достижения этой задачи является та, при которой плоскость пятачка перпендикулярна вертикали рукоятки, и не важно, какой формы при этом стойка квока.

При изготовлении квока для рыболова, у которого имеются проблемы с кистью, угол можно изменить на незначительную величину в ту или иную сторону — до 10°. Конструкции квоков отличаются и по выносу рабочего пятачка от вертикали ручки. Я классифицирую квоки на прогонные (те, у которых пятачок удален от оси ручки), на мягкокистевые, кистевые и мастерские (когда квок прямой и пятачок находится прямо под ручкой). Прямым квоком работать несколько сложнее. Основная нагрузка при этом приходится на кисть, зато сома они поднимают прилично. Прогонная конструкция квока требует несколько больших физических усилий, но звук у этих квоков более устойчив.

 Готовый квок, кроме хорошего качественного и прочного изготовления, должен иметь эстетичный вид. Сам я не понимаю квочников, которые ловят на ≪дрова≫, также как охотников, которые имеют недешевые автомобили, но охотятся с ≪берданками≫. Это же надо так себя не любить!

 

Длина стойки имеет значение для удобства в лодке. Однако то, что нередко приходится видеть, не поддается логике. Весьма длинная стойка квока не просто помеха, это скорее серьезный минус. Оптимальная длина такова, что подвернутый квок своим пятачком должен находиться на одном уровне с локтевым суставом. Прошу учесть, что это моя точка зрения, и стандарты на конструкции квоков ни кто не устанавливал. Пятачки тоже можно встретить самой невероятной формы и размера. Размеры пятачка лучше подгонять под глубины, на которых используется квок.


Из практических наблюдений и своего опыта я пришел к выводу, что лучше иметь три размера пятачка при двух разных профилях. Это позволяет проводить рыбалку творчески, по мере изменения донного рельефа и глубин менять инструмент. Лично я не мыслю мастера квочения с одним инструментом в лодке, да и не встречал таких. Конечно, есть самый любимый, но периодически и на другие квоки попадаются приличные сомы. Ловля с одним квоком примерно сравнима с ловлей хищника на одну самую уловистую блесну. Это и скучно, и неэффективно! При смене квока рыболов, как правило, выполняя несколько качественных серий звука, активизирует сома к хватке.

Говоря о конструкциях квоков, нужно особо отметить, что материал, из которого изготовлен квок весомого значения не имеет. И то, что деревянные квоки, ловят лучше металлических — это сказка, для тех, кто не видел ловлю мастеров на полимерные, дюралевые, титановые и другие конструкции. Кроме прочего, деревянные квоки требуют некоторого усилия при заходе, так как вода выталкивает плавающий пятачок, чего не скажешь о металлических квоках, где сам вес пятачка помогает набрать инерцию для кавитации.

Учитывая эту весьма тонкую особенность, я даже использую оловянную подгрузку пятачка, что улучшает баланс квока. Не сомневаюсь, найдутся умники, кто не примет этого всерьез (равно как находятся и те ≪рыболовы ≫ для которых показатели теста спиннинга не имеют значения). Существенное влияние на работу квока имеет форма рукоятки. Чаще она выполняется в виде овального стержня, длина которого подбирается индивидуально под руку.

Кавитация (от лат. cavitas — пустота) — образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью.

В своих конструкциях я нередко делаю некоторый фасон ручки, используя вырез с внутренней стороны, но при этом не нарушая основ геометрии изделия. Рукоятка должна иметь плавучесть достаточную, чтобы квок не тонул даже при большой волне. Всякого рода страховые веревочки на квоке весьма мешают при ловле. Цвет рукоятки лучше выбирать яркихзаметных тонов, но не слишком ≪едких≫, это утомляет глаза. Квок не должен быть тяжелым. Средний вес — 80–120 г.

Извлечение звука

Чтобы научиться умело владеть квоком, потребуются физические и умственные усилия, и, конечно, время для тренировок, но прежде следует понимать, что правильный звук — это тот, который имеет достаточную резкость и чистоту. Чистый звук без резкости — это пустышка. Резкий звук с чрезмерными ≪примесями≫ тоже непродуктивен.

Для правильной отработки техники советую изготовить квок прогонный, по виду эта модель похожа на атановскую конструкцию, и техника получения звука у него такая же. Не зажимая квок в кисти без напряжения располагаем квок над водой так, чтобы угол ввода пятачка был около 45°. Пятачок начинаем вводить опусканием локтевой части руки, а не кистью. После того как пятачок правильно, с подпружиниванием ≪принял сопротивление воды≫, начинаем поворотом кисти выводить его, при этом некоторое мгновение локтевая часть продолжает опускаться вниз прогоняя пятачок под водой.

Выполнить это можно только при соответствующей резкости, как на входе, так и на выходе пятачка. До тех пор пока не будет прочувствован момент захвата пузыря, не стоит форсировать события — стабильности не будет. После того как прогонный звук получился, можно переносить нагрузку на кисть и двигаться в направлении кистевой техники. Соответственно, при достижении определенного мастерства придется заменить геометрию квока на кистевую.

Нередко в моей практике случалось, что ученики практически с первой попытки исполняли кистевым квоком правильную технику. Это были в большинстве ребята молодые и крепкие с незакрепощенной кистью. Люди более зрелого возраста успешнее овладевали квоками прогонной геометрии. Из частых ошибок при освоении техники можно назвать скованность руки рыболова. Не следует с усилием зажимать квок.

Рука с квоком должна имитировать движение маятника, где квок — это груз, а плечо — точка опоры. Уровень заглубления пятачка тоже влияет на качество звука и в целом на исполнение. Не следует сильно заглублять пятачок. Для разных размеров и форм пятачков заглубление разное — в среднем 1–2 см от верхней кромки. Поверхностный звук будет более звонким, заглубленный — более глухим.  

В домашних условиях я применяю различные тренировочные упражнения. Это круговые движения рук и кистей, и полуобороты корпуса. Выполняю имитацию квочения с четырехкилограммовой гантелей в руке. Для общей мышечной тренировки использую две восьмикилограммовые гири. Это позволяет держать мышечную группу в рыболовном тонусе до выезда на водоем.

 Осваивая технику с использованием домашней ванны или иной емкости, обратите внимание на то, что при малом количестве воды кавитация получается качественней. Этому способствует обратная ударная волна. Когда емкость наполненная, звук станет непривычным и нечистым, а на водоеме и совсем будет отличаться.

Эти наблюдения укажут рыболову о недостаточно отработанной технике. В этом случае следует продолжитьтренировки на воде сидя в лодке, даже если потребуется пожертвовать дорогим рыболовным временем. До тех пор пока не будет отработана мышечная память, рука будет болеть, а ритмика не будет стабильной. Насколько качественно владеет квоком рыболов, говорят его уловы, а не красивый звук на поверхности и аплодисменты товарищей по цеху. Сом поиному воспринимает звуки. Это надо помнить как основу!

Изготовление квока

Приемов изготовления много. Лучше умело использовать вышеописанные принципы, и тогда квок не будет ≪слепым≫. Можно просто перекопировать квок и получить слепой манок (произведенный без знания основ и принципов кавитации), который вполне может успешно поднимать сома. В первом и во втором случае не следует делать квок, если в вашей памяти не отложился ≪правильный камертон звука≫. При изготовлении, уже необходимо уметь работать квоком, в противном случае, вы просто не поймете, то ли вы изготовили. Вы не сможете тестировать ваше изделие.

Прошу обратить внимание, что речь идет о технологии успешной ловли сома с квоком, где нет мелочей, где все важно. По предоставленным чертежам тоже можно изготовить манок, но звучание требует настройки пятачка для определенных условий ловли, и не стоит упрощать эти моменты. Технически изготовление предусматривает несложный технологический процесс. Из листа нержавейки 1,5–2 мм, или дюрали 2–2,5 мм при помощи маленькой зачистной машинки с отрезным кругом, или хорошими ножницами, на крайний случай зубилом с доработкой, готовим стойку выбранного фасона.

В той части, куда крепится рукоятка, делаем насечки для лучшего крепежа при вклеивании. В нижней части стойки под правильным углом напильником выпиливаем опорные выступыдля приклепывания пятачка. Из полоски латуни или дюрали изготавливаем пятачок заданного фасона и размера, который приклепываем к стойке, предварительно зажав стойку в тисках. Прорезь для приклепывания проделаем тонким зубилом с доработкой напильником. После примерки перед приклепыванием следует убедиться, что пятачок перпендикулярен вертикали рукоятки.


Если этот угол не соблюдается, необходимо доработать напильником пропилы на стойке квока. На собранную стойку с пятачком крепим пенопластовую ручку. Для этого отрезаем заготовку плотного и прочного пенопласта указанного размера, нагретым лезвием полотна по железу или полоской металла по центру вдоль проплавляем щель. Установив заготовку на стойку квока и поставив пятачок на плоскость стола, нужно убедиться, что перпендикулярность конструкции сохранена. После этого можно выполнить предварительную обработку пенопласта. Для выполнения этой операции удобно использовать как электрическое точило, так и крупную наждачную бумагу. Периодически нужно пробовать, как квок лежит в руке.

Окончательную доводку советую сделать мелкой наждачной шкуркой. Готовую рукоятку следует закрепить к стойке при помощи эпоксидного клея. Заполните щель в рукоятке, куда и вставьте стойку квока. Вытекающим клеем, используя кисточку, покройте снаружи весь пенопласт. Всю эту конструкцию оставьте, до полного застывания. После застывания под струей воды произведите шлифовку ручки наждачной шкуркой. После просушки вновь покройте ручку квока слоем эпоксидного клея, можно (для окраски) с добавлением какого-нибудь пигмента. В качестве пигмента можно использовать несколько капель обычной автомобильной краски. Чтобы излишне не измазать клеем стойку, защитите ее слоем липкой ленты.

Если вы уверены, что способны качественно изготовить квок, то стоит попробовать. В противном случае отсутствие должного качества и эстетического вида в результате вас разочаруют.


Теперь квок можно настроить. Для квока из дюраля это лучше выполнить автомобильной качественной шпатлевкой или эпоксидным клеем, для латуни удобно пользоваться оловянным припоем и паяльником. Заполнив пятачок, после застывания квок тестируем в ванной и частично при необходимости выбираем незначительное углубление. Надо отметить, что квок звучит и без наполнителя, но привлекает сома несколько слабее и требует большего расхода энергии при ударе.


Последним штрихом является доработка внешнего вида. Окончательный тест в изготовлении квока покажет практическая рыбалка, при условии, если рыбак умеет квочить, и квочит там, где сом водиться!

 Продолжение в октябрьском номере журнала

Похожие статьи
// Тема номера

Ловлю леща в августе в водоемах без течения можно разделить на два во многом между собой различных варианта.

Подробнее

// Тема номера

Ловля на больших судоходных каналах (так же, как и ловля на водоемах другого типа — реках, озерах…) весьма специфична и требует от рыболова особого снаряжения и подготовки.

Подробнее

// Тема номера

Первой рыбой, которую я поймал на крючок, был пескарь. И нужно отдать «премудрому» должное — именно он заразил меня страстью к рыбалке.

Подробнее

// Тема номера

Надеюсь, мои предыдущие материалы (см. № 12/2008 г., № 2/2009 г.), посвященные ловле щуки на балансир, были и интересными, и информативными. Но многие аспекты остались недостаточно раскрыты, в этой статье я разберу их подробнее.

Подробнее