Безмотыльная мормышка: от простого — к сложному

Безмотыльная мормышка: от простого — к сложному

Речь вновь пойдет о безмотылке. Хотя сказано на тему безнасадочной ловли немало, хочется как-то обобщить и упорядочить разрозненные сведения об этом интереснейшем спортивном виде ловли, чтобы не отпугнуть кажущейся сложностью новичков, желающих приобщиться к ловле рыбы без «мяса» на крючке.

Так что же такое безмотыльная мормышка?
В своем наиболее простом виде безмотылка по сути та же насадочная, т. е. обычная, мормышка, но с голым крючком. Хотя чаще всего на крючке все же имеется нехитрая бижутерия в виде бисера, кембрика, силиконовых шариков или их сочетаний. Подбор этих сочетаний — дело весьма интересное и творческое, на разных водоемах рабочие варианты часто сильно отличаются. Но есть мормышки, априори не требующие никаких дополнительных украшений, например, всем известные чертик, микробалда и коза. С них и следует начать знакомство с безмотылкой новичку.

Чертик

Безусловно, чертик одна из самых распространенных безнасадочных мормышек и к тому же наиболее универсальная. Поистине, нет такого водоема, где бы чертик оказался не у дел. Единственный нюанс — на каждом водоеме есть свой любимый представитель семейства «чертячьих», размер, цвет и форма которого местному рыбьему населению особенно по вкусу. Но в подавляющем большинстве случаев работает классическая форма в виде перевернутой черной капли с размером тела 8–10 мм и диаметром 4 мм в утолщенной части. Это универсальный вариант: окунь, лещ и крупная плотва не обходит такую мормышку стороной, поэтому крючки должны быть, что называется, по рыбе, от № 20 до № 14. Конечно, с минимизацией размера количество поклевок возрастает, но в основном за счет клева мелких экземпляров.


Когда-то я начинал освоение безнасадочной ловли именно с чертика. Анимация этой мормышки довольно проста — нужно равномерно, я бы сказал монотонно, играть чертиком, изображая движением удильника некую воображаемую пилу, расположенную вертикально. Чертить виртуальные зубья несложно, главное — не сбиваться с ритма. Поклевки, как правило, случаются во время подъема, но нередко следуют и на опускании, поэтому важно не терять контроль над приманкой и не снижать качество игры. Если сбились, лучше начать сначала… Уловы в пик популярности чертика были просто фантастическими на фоне остальных классических мормышек. Именно из «чертежников», как мне думается, и возникла каста безмотыльщиков, не признающих ловли на животные насадки.


К чертику испытывает интерес любая рыба, от мирной до хищной. Нередко им соблазняются щука и судак, но, безусловно, целевая аудитория — белая рыба семейства карповых, в первую очередь лещ и плотва.
Именно на плотве много лет назад я оттачивал навык ловли на чертика. Паял самостоятельно из самых малых крючков, № 2,5 по отечественной нумерации (импортные крючки в те годы были редкостью), получались весьма неплохие экземпляры и ловили они отменно.


Однажды в марте мы с товарищем решили половить на реке Салде в районе впадающей в нее речушки Ильинки. Лед к тому времени достиг метровой толщины, и подледная жизнь еле теплилась — по крайней мере многочисленные лещатники-поплавочники и такие же поплавочники-плотвишники явно скучали. Оглядевшись по сторонам, мы решили подойти поближе к устью Ильинки, глубина там была около метра, а самое главное, здесь было много недавно пробуренных бесхозных лунок. А поскольку погода стояла теплая, лунки не замерзли. Быстро размотали удочки с легкими оловянно-свинцовыми чертиками, и началось! Плотва брала на каждой проводке, уверенно и жадно, пустых поклевок практически не было. Увлекшись беготней по лункам, мы и не заметили, как наши рыболовные ящики заполнились под завязку. С той поры именно на малых глубинах до полутора метров этот миниатюрный вариант чертика неоднократно выручал меня в, казалось бы, полнейшее бесклевье. Правда, при сопутствующих поклевках подлещика часто случались досадные сходы, поэтому крючки вскоре были увеличены до № 3 (примерно соответствует современному № 16), в итоге получился универсальный вариант, которым я пользуюсь и сейчас. Отличительной «фишкой» моих самодельных чертей является поясок из красной капроновой или шерстяной нити, завязанный вокруг цевья тройничка вплотную к телу мормышки.


Раз уж речь зашла о подлещике и его старшем брате леще, нельзя не упомянуть об одной особенности. Именно лещ предпочитает чертика вытянутой удлиненной формы. Отношение диаметра к длине тела мормышки при этом составляет 1:8 или к 1:10. Игра таким чертиком более медленная и плавная, чем его классическим вариантом. Зачастую лещ попадается при обычном плавном подъеме или опускании мормышки, выглядит это, как легкая придержка или «ложное дно». Неоднократно у меня случались поклевки леща на полностью неподвижного лежащего на дне чертика, а это определенно говорит о том, что данная мормышка не настораживает рыбу, напоминая какую-то водяную живность. Впрочем, гораздо чаще лещ берет неподвижную микробалду…


Микробалда

Это вторая после чертика по популярности мормышка, гениальная по своей простоте. Отлично помню, как она появилась в моем рыболовном арсенале. В середине 1980‑х годов в одном из рыболовных журналов мне попалась на глаза заметка о приманке с оригинальным названием балда, состоящей из свинцового тела-столбика длиной 30 мм и диаметром до 8 мм в утолщенной нижней части и пары крупных крючков, висевших по бокам на петле из лески. В той статье рассказывалось об успешной апробации балды при ловле окуня. Чем-то мне эта забавная штуковина приглянулась. Но я решил несколько видоизменить первоначальный вариант балды, переориентировав ее на ловлю мирной рыбы, для чего радикально уменьшил размеры, сохранив первоначальные пропорции. В итоге длина тела-грузика была уменьшена до 8 мм, а диаметр — до 2 мм. Легкая конусность с закругленными торцами осталась неизменной, хотя позднее я поэкспериментировал с формой тела микробалды, сделав вывод, что она может быть практически любой — от шара до усеченной пирамиды с плоскими торцами. Все эти варианты рабочие, главное — подобрать нужное гармоничное соотношение тела и крючков, а также правильную анимацию. Общее правило — более шарообразные варианты (и близкие к ним по конфигурации) требуют активной игры, а для удлиненных бывает достаточно простого подъема и опускания.
Именно на медленном подъеме мне довелось однажды очень успешно ловить подлещика на микробалду. Февраль, глухозимье, метель, Исинское водохранилище… Я, сидя в палатке на прикормленном месте, пытаюсь что-то поймать. Не клюет… Устав смотреть на неподвижные поплавки, решил сменить тактику. Покопавшись в заветной коробочке, привязал на одну из удочек чертика и начал играть. Никакого эффекта! Сменил чертика на микробалду и опустил ее в лунку. Выдержав паузу, начинал пилить. Безрезультатно. Тогда медленно повел приманку от дна без всякой игры, и вскоре увидел уверенный загиб. Подсечка — есть! Почувствовал приятную тяжесть… После недолгой борьбы завел в лунку и подхватил под жабры первого подлещика. Таким образом, мне удалось уговорить несколько неплохих экземпляров!


Микробалда — приманка донная, лучше всего она работает, играя в придонном слое или просто лежа на дне: именно на нее было поймано немало лещей во время обеденного перерыва, когда при случайном взгляде на выпрямившийся кивок приходилось срочно­ ­бросать ­кружку с чаем и хватать удильник. Причем крючки-то абсолютно голые! Впрочем, иногда можно подсадить бисер, кембрик или силиконовый шарик — хуже не будет.
Но в отличие от чертика у микробалды есть досадная особенность — она работает далеко не на всех водоемах. Например, на досконально изученном Нижнетагильском городском пруду мне так и не удалось на нее что-нибудь поймать.

Коза

Эта мормышка появилась у меня очень давно, практически одновременно с чертиком, где-то в начале 1980‑х годов. Произошло это спонтанно. В те годы я увлекался самостоятельным изготовлением мормышек, особенно дефицитных чертиков, о чем вскоре прознали многочисленные знакомые рыболовы. И, конечно, посыпались просьбы спаять пару-тройку мормышек. Я не отказывал, но хорошие, правильные крючки тогда были в страшном дефиците, приходилось экономить… Подумалось, а не попробовать ли паять двухкрючковых чертей? Так и появились козы разных конфигураций и с разной подвеской — от вертикальной до наклонной и горизонтальной. После ряда экспериментов на рыбалке неудачные варианты отфильтровались, остались только стопроцентно рабочие.


Итак, что же представляет собой коза? Говоря упрощенно, это мормышка с двумя крючками, расположенными под углом от 120 до 60°, с вольфрамовым или оловянно-свинцовым телом, как правило, окрашенным в черный или темно-зеленый цвет. Хотя в последнее время я экспериментирую с различными вариантами окраски, практически все они рабочие. А миниатюрная вольфрамовая козочка весом 0,3 г с крючками № 16 и белыми глазками — одна из любимых моих мормышек. Хотя крупные козы тоже в ходу, особенно при охоте на хищника.
Тело козы имеет коническую или плоскоовальную форму, с легким изгибом к крючку. Подвеска чаще всего вертикальная или под углом, через отверстие в теле мормышки или колечко, а смещая отверстие к крючку, получаем все более горизонтальную подвеску, но все ж угол между телом козы и леской должен быть чуть больше 90°. При таком почти горизонтальном расположении коза совершает дополнительные рыскающие колебания во время проводки, напоминающие движения балансира, что нередко положительно сказывается на клеве. Придав мормышке плоскоовальную форму, получим так называемую ­планирующую козу, неотразимую для окуня.


По поводу оснащения крючков дополнительными элементами в виде бисера или отрезков разноцветного кембрика, особенно в зимнее время, нет единого мнения, но я считаю так: если крючки крупнее № 16, такие украшения целесообразны, так как в некоторой степени они скрадывают размер крючка, во всех остальных случаях это лишнее.


В последние годы я ловлю преимущественно на неоснащенную козу, а точнее, на тандем из двух коз, расположенных в 25–40 см одна от другой. Такая компоновка обеспечивает быстрое погружение оснастки при переходе на другую лунку и небольших габаритах самой мормышки. К тому же, на мой взгляд, игра тандема из коз намного интереснее и разнообразнее, чем игра одиночной приманки: можно использовать различные варианты проводки — от постукивания по дну нижней мормышкой и свободного парения верхней до погони нижней козы за верхней при проводке от дна. При проводке тандема из мормышек они как бы входят в резонанс и в итоге создают неповторимую игру, привлекательную для многих видов рыб. Вообще, ловля на тандем — это отдельная интереснейшая тема, где есть огромный простор для творчества: можно пробовать разные сочетания приманок, комбинируя их по размеру, цвету и типу.


При использовании тандема из коз очень хороший эффект дает такой прием. На дно опускаем обе мормышки, после чего начинаем поднимать верхнюю козу с медленными размашистыми колебаниями. После того как петля из лески между мормышками будет выбрана (это хорошо видно по изменению положения кивка), характер игры меняется, становясь более частым и дерганым. Зачастую именно в момент отрыва от дна нижней козы и происходит поклевка, причем в равной степени на верхнюю или нижнюю мормышку.


В последнее время появились неплохие козы в магазинах, часто они выполнены из вольфрама, но самодельные, паяные по старинке из свинцово‑оловянного припоя, ловят не хуже, а зачастую даже лучше. Хотя, по моему глубокому убеждению, сама мормышка вторична, а первична ее анимация. Важно почувствовать безмотылку, понаблюдать, как она играет (можно в ванне или глубокой таре с водой, да хотя бы в пятилитровой пластиковой бутыли).


По моему глубокому убеждению, именно с вышеперечисленных мормышек следует начинать приобщение к безмотылке новичкам в этом виде рыбалки: данные мормышки не требуют изощренной высокочастотной игры и сверхтонкой настройки кивка, допускают некоторые огрехи в анимации, что неизбежно на этапе освоения безнасадочной ловли.


Вкратце упомяну о других безмотыльных мормышках. Главное их отличие от вышеперечисленных в том, что все они — однокрючковые.

Нимфа

Это собирательное название мормышек-безмотылок, основной признак которых заключается в наличии только одного крючка, к тому же обязательно украшенного бисером, кембриком, пайетками в различных сочетаниях. Именно эти украшения своим движением при анимации мормышки провоцируют поклевку, создавая ощущение живого дышащего существа.


Ловля на нимфу сложнее в техническом плане — именно здесь требуется виртуозная малоамплитудная игра с высокой частотой задаваемых мормышке колебаний, которая доходит до 300 в минуту. Прообразом нимф стали обычные насадочные мормышки, которые чей-то пытливый ум догадался превратить в безнасадочные простым увеличением частоты колебаний. И только потом начались эксперименты с добавлением отрезков кембрика на крючок…


На самом деле подсадки для безмотылки в одних случаях действительно являются лишними, а в других они просто незаменимы. Мормышки, имеющие самостоятельную игру, например, «уралки» и «муравьи», как правило, в подсадках не нуждаются, но только при следующих условиях: приближенные к естественному кормовому объекту форма, размер и цвет приманки, а также характерная игра, напоминающая движения живого организма и наличие большого количества кормовых объектов, которых имитирует мормышка. Кроме того, в водоеме должна быть рыба, для которой такие объекты являются основной кормовой базой. Но в большинстве случаев начинающему безмотыльщику гораздо проще привлечь рыбу игрой оснащенной бижутерией мормышки, создающей акустические шумы и дополнительные волновые колебания. Главное условие успеха — все эти элементы должны двигаться.


Нимфы могут иметь разную форму и размер, но в основном все сводится к трем разновидностям:


1. «Уралка» — имеет форму в виде чуть изогнутой перевернутой капли, может иметь разный размер и вес, разную окраску (или не иметь ее вовсе).


2. «Муравей» — небольшая мормышка с одним крючком и сегментированным телом из 2–3 шарообразных или овальных элементов, соединенных встык и напоминающая лесного муравья. Размер тельца, как правило, небольшой — от 5 до 8 мм. Хотя в моем арсенале есть и лещовые муравьи огромного размера — до 15 мм в длину и с крючками до № 8.


3. «Дрейссена» — довольно интересная мормышка, напоминает маленькую ракушку (собственно дрейссену) — любимую пищу леща и крупной плотвы, но эффект дает только там, где есть колонии этих ракушек.


Конечно, есть и другие нимфы разной, порой диковинной формы — тут абсолютный простор для творчества и применения рыбацкой смекалки.


Удильник


Для ловли на безмотыльную мормышку необходим удобный удильник, как бы продолжающий руку рыболова. Как он должен выглядеть? Да по-разному! Это зависит от личных предпочтений: кто-то предпочитает короткие спортивные «балалайки» или миниатюрные «щербаковки», кто-то, наоборот, — длинные телескопические или штекерные удильники, напоминающие летние бортовые удочки. Кто-то ловит стоя, кто-то сидя на ящике или на корточках, кто-то с колен, поэтому для каждого способа требуются абсолютно разные удильники. Но самое главное — все они ловят.


Я предпочитаю финские удильники с интегрированной катушкой большого диаметра, от 70 до 90 мм, прекрасно сбалансированные, надежные и удобные. Маятниковый хват позволяет не обращать внимания на довольно приличный вес такого удильника, а игра им действительно чем-то напоминает движение маятника настенных часов. Удочки ТЕНО, по моему мнению, наиболее универсальны и сочетают в себе достоинства длинных и коротких удильников, являясь неким компромиссом. Еще ни разу за много лет ни одна из финских удочек меня не подвела.

Кивок

Это, пожалуй, наиболее ответственный и важный элемент оснастки безмотыльной удочки — именно от кивка зависит правильная подача мормышки. Ведь на крючке нет ничего съедобного, все, чем мы можем привлечь рыбу, — игра. Я пользуюсь достаточно длинными, до 250 мм, кивками из бериллиевой бронзы или нержавеющей стали, одно- или двухконусными, позволяющими быстро менять длину и, в определенных пределах, грузоподъемность. Кивки оснащены рессорой из стальной часовой пружины, защищающей от излишнего перегиба при подсечке и придающей дополнительную упругость для создания высокочастотной игры. В то же время благодаря низкому модулю упругости бронзы игра при полностью выдвинутом кивке получается очень мягкой и плавной, а главное — стабильной, без сбоев ритма.


Впрочем, с успехом можно использовать кивки из других материалов, например, карбона или лавсана. Кивок должен обеспечивать свободное скольжение лески, ни в коем случае не пережимая ее, поэтому качественные пропускные колечки обязательны. Для коротких кивков с длиной рабочей части до 150 мм достаточно одного концевого кольца, а для длинных, с рабочей частью до 250 мм, одно или два промежуточных поддерживающих колечка не будут лишними. Хотя при маятниковом хвате удильника кивком вниз поддерживающие кольца не очень нужны даже на достаточно длинном кивке. В качестве поддерживающих колец неплохо подходит бисер — его гладкая и твердая поверхность идеальна для прохождения лески.


Как уже неоднократно говорилось, не существует единственно правильной проводки, что называется, на все случаи жизни, но есть базовые приемы, на основании которых каждый рыболов строит свою индивидуальную игру. Базовые проводки — это всего лишь набор движений, из которых складывается характерная игра приманкой. В то же время, овладев основными приемами, можно неплохо ловить, а со временем, наработав определенный опыт, можно выработать свой почерк, комбинируя классические проводки и привнося в них что-то свое.
Об этом я подробно рассказывал в своей статье за январь прошлого года.

Эпилог

Вот вкратце то, что я хотел рассказать о безмотыльной ловле. Конечно, эта тема неисчерпаема, но нужно понять одно — в ловле без насадки нет ничего архисложного. Такая ловля доступна каждому, было бы желание и терпение в ее освоении, и тогда результат не заставит себя ждать, а от «мяса» можно будет смело отказаться в пользу рыбы! Причем буквально.

Похожие статьи
// Школа мастерства

Ловля на микроколебалки в нашей стране только зарождается. В основном мы повторяем путь Японии в этом направлении, и, как результат, многие спиннингисты используют микроколебалки только на платных прудах, зарыбленных форелью. А что, если использовать японский опыт, приманки и технику ловли на российских реках? Например, на Дону в верхнем течении.

Подробнее

// Школа мастерства

К сожалению, «deep-воблеры» не смогли одномоментно завоевать бешеную популярность у российских спиннингистов, чего, например, не скажешь о стихийной любви наших рыболовов к минноу. И объяснения здесь более-менее понятны и адекватны. Среднестатистический воблер минноу держит рабочий горизонт 70–80 см от поверхности воды. По сравнению с deep’ами, его намного проще контролировать. Стоит немного приподнять спиннинг вверх, и воблер пойдет на пару десятков сантиметров ближе к поверхности, что порой только и спасает от мертвого зацепа.

Подробнее

// Школа мастерства

Язь, особенно крупный, — вожделенная мечта многих рыболовов, приезжающих на Припять. Половить его мечтают многие, но встречи с припятским язем происходят, для большинства претендентов, совершенно случайно. А вот чтобы ловить язя постоянно и ловить только трофейного (весом от килограмма) — этим похвастать может далеко не каждый.

Подробнее

// Школа мастерства

Прошлая зима оказалась поистине уникальной: результативно закрывшись в начале декабря, я успел по тем же местам побалансирить щуку, прежде чем снова не пришло тепло, полностью растопившее лед.

Подробнее