О ловле на такую простую, но очень эффективную зимнюю снасть, как поставуха, рассказывает известный московский рыболов Андрей Яншевский.
Да и на водоемах без течения корабликом ловить можно – рыболовная мысль не стоит на месте, и нам уже известны несколько оригинальных решений проблемы отсутствия течения. Но... об этом чуть позже... Удивительным кажется тот факт, что этот способ ловли практически не освещен в рыболовной литературе. Постараемся исправить это упущение.
Снасть своими руками
Кораблик делается из хорошо просушенных деревянных дощечек шириной 15–20 см и длинной от 40 до 70 см. Такой большой разброс в размерах зависит от скорости течения реки (чем сильнее – тем длиннее) и от рыбы, которую вы собираетесь ловить. К примеру, если ставить кораблик на тайменя, то крылья должны быть не менее 50 см по длине. Дерево хорошо просушивается и покрывается лаком или краской в несколько слоев. В боку одного из крыльев крепятся два кольца, к которым впоследствии будет привязываться основная леска. Крылья соединяются друг с другом при помощи двух перекладин. Конструкцию можно делать сборной, это будет более удобным при транспортировке.
Помимо указанной выше модели есть и другие варианты корабликов, но все они при этом сохраняют вышеперечисленные детали. Для разнообразия могу привести пример еще одной конструкции, которая, на мой взгляд, является более удобной в обращении – занимает меньше места в рюкзаке, более устойчива и маневренна на воде и значительно легче по весу.
Вместо одного крыла делается деревянная торпеда. Ее можно вырезать непосредственно на месте рыбалки из любой сушины диаметром 60–70 мм. С помощью шурупов крыло и торпеда крепятся между собой двумя алюминиевыми, слегка изогнутыми трубками от лыжных палок. Еще одним отличием является то, что кольца для основной лески крепятся на торпеде не сбоку, а сверху, иначе она будет нырять – уходить под воду. Существуют и другие модификации кораблика, но они принципиально не отличаются от вышеперечисленных моделей.
Однажды удалось в течение нескольких дней половить на модернизированный корабль, оснащенный переключателем скорости и системой амортизаторов. Сделанный под определенное течение и стационарный способ ловли, он совершенно не подходил для активной рыбалки во время сплава по речкам с разным течением, постоянно выходил из строя и капризничал. Все-таки простота конструкции в данном случае дает ту необходимую надежность, которая так важна в подобного рода мероприятиях.
Если это необходимо (корабль неустойчив на воде и ныряет из-за малой огруженности или течения), на крылья крепятся свинцовые полоски.
Одинаковые килевые срезы позволяют рыбачить с любого берега реки, стоит только перевязать в противоположном направлении угол атаки.
Диаметр основной лески также зависит от характера реки и рыбы, которую вы собираетесь ловить, но в любом случае не должен быть менее 0,5 мм, иначе вес корабля, скорость течения и отчаянное сопротивление рыбы могут победить прочность снасти.
На сибирских реках среднеенисейского бассейна (Большой Пит, Сухой Пит, Каменка, Чиримба, Ведуга и др.), где скорость течения в некоторых местах достигает 9–12 км в час, а то и выше, пользоваться основной леской с диаметром мене 0,8–1 мм просто невозможно – потеряете снасть.
Поводки ставятся диаметром от 0,2 до 0,4 мм.
Для того чтобы корабль уверенно держался на воде и, гордо перебарывая течение, стоял в нужном вам месте, необходимо правильно рассчитать угол атаки. Поскольку здесь многое зависит от течения, то и достигается это только путем проб и ошибок на месте рыбалки. Это абсолютно не сложно и делается за несколько минут.
На сибирских реках среднеенисейского бассейна (Большой Пит, Сухой Пит, Каменка, Чиримба, Ведуга и др.), где скорость течения в некоторых местах достигает 9–12 км в час, а то и выше, пользоваться основной леской с диаметром мене 0,8–1 мм просто невозможно – потеряете снасть. Поводки ставятся диаметром от 0,2 до 0,4 мм.
Для того чтобы корабль уверенно держался на воде и, гордо перебарывая течение, стоял в нужном вам месте, необходимо правильно рассчитать угол атаки. Поскольку здесь многое зависит от течения, то и достигается это только путем проб и ошибок на месте рыбалки. Это абсолютно не сложно и делается за несколько минут.
Делаем мотовило и вяжем поводки
Мотовило удобнее всего делать такой же длины, как крыло корабля (и возить удобнее, и с леской быстрее управляться, что немаловажно). Внутри делаете прорезь под руку. По торцам обшиваете войлоком от валенок или чем-нибудь подобным для надежного крепежа мушек. Делаете прорезь для фиксирования лески. Все... Мотовило готово.
В последнее время некоторые рыболовы вместо мотовила используют жесткие спиннинговые удилища.
Итак, изменив несколько раз угол атаки, вы нашли нужную подачу и запустили корабль в плавание. Пока он бодро и весело скользит по воде в непосредственной близости от ваших ног. Пришла пора покрепче брать в руку мотовило и, последовательно освобождая мушки, отправлять его все дальше и дальше от себя.
Метра через полтора от кораблика идет первый поводок. Расстояние между поводками не менее одного метра. Главным обстоятельством здесь должно служить то, чтобы поводки между собой не перепутывались. Я устанавливаю поводки с мушками на основную леску следующим образом.
Выбираю ровную поверхность (скажем, отрезок дороги), ставлю корабль, разматываю леску и под небольшим углом (около 15–20°) закрепляю на чем-нибудь мотовило. После этого спокойно иду и привязываю поводки.
Необходимо отметить одну важную особенность. Во избежание закручивания поводков на основную леску необходимо сделать их независимыми, т.е. подвижными. Достигается это с помощью обыкновенной пуговицы от рубашки. Причем это более удобно, чем крепить на карабине, а поводки можно заменять почти с такой же скоростью. Для того чтобы поводок находился на одном месте, пуговицу нужно ограничить в пространстве. Добиться этого можно либо завязыванием узлов на основной леске, либо нитками, пропитанными в клеевой массе, либо, в случае крайней необходимости, кусочками свинца. Способов великое множество.
Мушки
Мушки – величайшее изобретение рыболовной мысли! Произведение искусства. Момент трепетного творчества. Бывает, сидишь ночами, делаешь, стараешься, приходишь на реку и... ничего. А рыба играет, плещется. Тут же, от бессилия и обиды, лихорадочно вырываешь клок волос из бороды, кое-как закрепляешь его на крючке и... о, чудо... начинаешь вытаскивать одного за другим хариусов или ельцов. Да, бывает и такое в нашей жизни.
Мушки – дело индивидуальное, как по способу изготовления, так и по месту лова. Уже давно известно и доказано, что один и тот же видрыбы в различных территориальных поясах и областях предпочитает порой совершенно противоположную по окрасу, форме и т.д. приманку.
В вышеназванном среднеенисейском бассейне хариус предпочитает цвета: сиреневый, темный фиолет, красный с черным. Ленку больше нравятся черно-желтые, коричневые и, как ни странно, ядовито-зеленые мушки. Хотя, надо признаться, все это условно.
Ловят и на кембрики совершенно разнообразных расцветок. Желательно постоянно иметь при себе некоторый запас материала и внимательно наблюдать за поведением рыбы. Поймав первую, не полениться поинтересоваться, чем она на данный момент кормится, и попытаться соорудить нечто подобное. Помимо этого неплохо поставить вместо первой от корабля мушки небольшую блесенку. Ленок и таймень зачастую предпочитают именно ее. На маленькую вращающуюся блесну ловились ленки по три и более килограммов.