Ступино. Экстремальный джиг

Первая половина апреля на Нижней Волге, как известно, время уникальное: лед уже сходит, а половодье еще не началось. Рыба просыпается и начинает движение с зимних стоянок в места нереста. Когда в Москве еще зима и водоемы скованы льдом, здесь уже можно успешно открыть спиннинговый сезон.

В прошлом году мои друзья отлично порыбачили в начале апреля на севере Астраханской области, а мне попасть на тот выезд, к сожалению, не удалось. И в этом году я поверил, что все свершилось, только когда мы в компании с моими друзьями Колей, Геной и Женькой сидели в комфортабельном вагоне железнодорожного экспресса «Савеловский вокзал — Шереметьево». Далее — рейс «Аэрофлота» до Волгограда. Нас встретили на машине и отвезли на базу Нижнее Займище у села Ступино в двухстах километрах ниже города. Дорога прошла очень быстро и ненапряженно.

База Нижнее Займище расположена на высоком яру в небольшом распадке между холмами и защищена от ветра. В основном корпусе есть ресторан и четырехместные номера, имеются на территории и отдельные дома коттеджного типа. Стоит отметить, что каждый номер имеет свой чистый и хорошо оборудованный санузел, но расположен он не в основном корпусе, а отдельно, метрах в тридцати (база рассчитана все же на летний период). Надо быть морально готовым к «прогулкам» в холодное время. Ребята неплохо половили там прошлой весной, поэтому мы представляли себе предстоящие условия ловли и основательно подготовились.

Итак, утром мы вышли на берег Волги, чтобы получить катер. Надо сказать, что их дают без сопровождающего егеря, необходимо только иметь права. Для нас это огромный плюс, поскольку привыкли все делать сами. Изначально мы с Колей заказывали «Крым» с «двадцаткой». Но управляющий базы Женя Хромов предложил нам взять «Обь» с «Yamaha-15», сказав, что нисколько не пожалеем. Так и вышло. Я имею большой опыт хождения на самых разных катерах, но сразу влюбился в эту лодку. Легкая и килеватая, она отлично режет волну. Мы развивали скорость по навигатору 36 км/ч, а бензина «пятнашка» кушала, как выяснилось, почти вполовину меньше форсированной «двадцатки». Сначала немного насторожило отсутствие лобового стекла, но оказалось, что на «Оби» это дает огромное преимущество, так как позволяет легко выходить на бак для фиксации якорного фала. Новенькие якоря правильной формы отлично держали ее на самом сильном течении — еще один ключевой момент. Все готово, снасти уложены, можно стартовать!

Погода была солнечная, но очень холодная, дул сильный ветер. По утрам температура опускалась до -4°, да и днем солнечные лучи лишь чуть обжигали обветренное лицо. Температура воды была всего 2,5°, и это вселяло некоторые опасения. В первую очередь нас интересовал судак, который сейчас должен подниматься вверх по течению. Но активность и перемещения судака и его клев сильно зависят от колебаний температуры воды, даже самых незначительных. По опыту, жор начинается как минимум от четырех-пяти градусов. Было решено отправиться вниз на участок длиной в несколько километров, где вдоль основного русла Волги с фоновыми глубинами 12–14 м идет старое, более глубокое русло с заметно более слабым течением. На нем искали интересные перепады глубин, якорились, вытравляя не менее двадцати метров фала (чтобы зацепиться за грунт), так, чтобы проводить приманку на снос вдоль бровки.

Сначала мы просто искали интересный рельеф и коллекционировали в навигатор точки, где были поклевки. Это обычный для нас первый этап рыбалки. В дальнейшем мы обходили известные перспективные точки и останавливались на них, только если эхолот показывал присутствие рыбы. Такой двухэтапный метод очень эффективен. А периодически комбинируя методы, можно исследовать большие акватории и при этом почти гарантированно быть с рыбой.

Поклевки начались практически сразу и на старом, и на основном русле. Попадались судаки в среднем кило-полтора. Но нам, изголодавшимся по «летней» рыбалке, было очень приятно.

Мы используем только мультипликаторную снасть. Хот-шотовые спиннинги строя экстрафаст длиной в среднем 8 футов и тестом до 4 унций. Характерный пример — Shimano Clarus. К ним классические «бочонки» размером 200 и 250 с небольшим передаточным числом. Например, Daiwa Millionare CV-Z 253. Проводка осуществляется сквозь пальцы, что позволяет даже в сильный ветер четко контролировать дно и не пропускать ни одной поклевки. Сильное течение выдувает большую петлю на шнуре, и удары ощущаются гораздо слабее, чем без него. На каждый надо отвечать уверенной подсечкой.

Рыба клевала равномерно весь день. Было заметно, что она постоянно находится в движении, и нам, конечно, хотелось найти крупного судака. Коля особенно мечтал улучшить свой рекорд по судаку. Поэтому мы очень активно перемещались и обращали внимание уже не только на интересный рельеф, но и на наличие рыбы, которую эхолот исправно показывал. На третий день мы, наконец, нащупали на основном русле крупняк. Вначале пару хвостов «за двушку», потом на три с половиной и, наконец, Колян поднимает красавца на 5,3 кг. Радости не было предела! Всю рыбу мы брали рукой, так интереснее, а подсак все время так и простоял в номере.

Пару слов о приманках. Судак явно предпочитал крупный силикон кислотных цветов, на поролон, к удивлению, брал на порядок хуже. Работали виброхвосты длиной 4–5 дюймов. А вот твистеры остались почти не у дел. Размер 3–4 дюйма был маловат, а большие не позволяли выполнять правильную проводку даже с грузом 70 г, его попросту катало течением по дну. Крупный двойник надежно фиксировал рыбу. Хорошо, а местами просто отлично работала оригинальная приманка «Mandula» от известного мастера дяди Коли Самоделкина. Она хорошо летает, ее не бьет течением, и она ловит судаков! Единственный недостаток — с тройника при вываживании на сильном течении рыба сходит чаще, чем с большого двойника. Но многие опытные спиннингисты ловили вообще только на нее.

Погода тем временем начала портиться. По ночам оставался глубокий минус, дневная температуры тоже упала, а ветер стал еще сильнее. Как итог судак прекратил движение и стал. Многие не рисковали выходить на большую воду в такую погоду и переключились на ловлю некрупной щуки в ериках на большом острове напротив базы. А часть экипажей просто уехала южнее, ближе к Астрахани. Нам такой расклад был не интересен, и мы продолжали исследовать акваторию. Обследовали несколько перспективных ям на перекатах выше и ниже базы, но они молчали. На старых точках рыба клевала только некрупная и короткими выходами, в основном по утрам. После этого мы возвращались на обед, отдыхали и выходили только на вечернюю зорьку.

Необходимо сказать о питании на базе. Завтраки, обеды и ужины были на самом высоком уровне. Обслуживание очень внимательное. Продукты свежие, меню разнообразное, по-моему, за десять дней блюда ни разу не повторялись. А такого хе из судака я не ел никогда.

И вот как-то вечером мы сидели в прекрасной дровяной бане за кружечкой пива с нашими старыми знакомыми из клуба Fishband.ru — Леликом и Сержиком. И они поведали, что нашли место, где судак, видимо, отстаивается и отдыхает во время хода и отлично ловится. Но это очень далеко, а они ходят туда на большом каютном катере со стационарным двигателем. Мы все равно решили попробовать предпринять рискованный поход.

Уже с утра дул сильный ветер. Лодка основательно покрывалась льдом. Мы шли по закачанной в навигатор лоции, стараясь, с одной стороны, держаться фарватера, чтоб не попасть на мель, а с другой — прячась под ярами от сильной волны. Вообще движение судов достаточно интенсивное, и необходимо четко знать и соблюдать правила движения на воде и ни в коем случае не становиться на якорь на судовом ходе. Мы почти не заблудились и пришли на место. Там крутилось десятка полтора различных лодок. Судак стоял очень локально и вместе с тем очень плотно. Самым сложным было правильно заякориться, чтоб не сдуло ветром, добрасывать до рыбы и не мешать соседям. Но нам не привыкать к жесткому прессингу, и вскоре мы одновременно поднимаем первых рыб. Течения почти нет, и можно ставить груз порядка 20 г. Клюет почти на все и с каждого заброса. Но судак только до килограмма. Стая немного смещается туда-сюда; если нет поклевок, то надо чуть подождать и ни в коем случае не срываться. Половив неплохо, к обеду решаем идти назад. И тут нас ждало настоящее испытание, ветер усилился, и на разливах образовался большой накат. Пену просто срывало, брызги накрывали нас с головой. Наша небольшая лодка шла галсами под углом к волне в полуглиссирующем режиме. Шли обратно, конечно, подольше, но все обошлось хорошо, главное — иметь запас бензина. За обедом решили больше на эту точку не ходить. Ловить в толпе не хочется, крупных нет и вообще надо искать «свою» рыбу. У меня была мечта — поймать в этой поездке сомика. Я прекрасно понимал, что вода еще очень холодная и шансы крайне малы, но не терял надежды. Возможно, поэтому в наиболее глубоких местах использовал только большие виброхвосты с надежными крючками и силовые карабины Sampo. Поводки из струны мы перестали ставить, поскольку фарватерная щука почти не брала (был только один срез), а судак, как нам казалось, лучше клевал без поводка.

Сейчас, анализируя эту рыбалку, я все же очень скептически оцениваю ловлю без поводка, поскольку искренне считаю, что он не влияет на клев. Кроме того, при вероятности поимки сома возрастает риск его потерять, поскольку он перетирает шнур. Но тогда в пользу ловли без поводков была еще и очень прозрачная вода. Мы видели якорь на четырех метрах.

И вот на русле Волги у меня отчетливый тычок в пальцы, подсечка, и мощная палка согнулась в дугу. Мы подняли якорь, и рыба протащила нас далеко по течению. Каково же было разочарование, когда на поверхности показался толстолобик. После этого начался шторм, и мы ушли на базу.

Через пару дней мы стояли на глубине 18 м в старом русле. Поклевывал небольшой судак. Вдруг прямо под лодкой удар невиданной силы. Как будто кто-то сказал: «Отдай спин!» И пошли очень сильные потяжки с шелестом фрикциона. Я сразу понял, что это ОН. Через несколько минут мы подвели сомика к борту, и Коля аккуратно взял его рукой за нижнюю челюсть. Мне очень повезло, что приманка немного торчала из пасти, и рыба не перетерла шнур. В самый последний день мне еще раз посчастливилось подержать сома. Это был, несомненно, он — чувствовалось по сильному удару и характеру сопротивления,- но сошел, так и не показавшись на поверхности.

Очень интересными были вечерние выезды на рыбалку. Судак, как и следует, жрал на закате, когда солнышко клонилось к горизонту. Мы ходили несколько раз, но только один раз нам с Колей удалось попасть на реальный выход. Внезапно сильный ветер стих, и волны потихоньку успокоились. Мы выбрали наиболее, на наш взгляд, перспективный район на основном русле с характерными глубинами 12 м. Понимая, что выход всегда кратковременный, мы очень быстро перемещались, уделяя каждой точке не более четырех-пяти забросов. И вот, когда до горизонта оставалось не более трех солнечных дисков, мы одновременно почувствовали сильные удары, и два судака в лодке. Заброс — и снова дубль. Судак вылез всего на 15–20 минут. Но какие это были минуты! Удары одновременно на два спиннинга. На каждой проводке. Злые, дикие. А в небе догорал ярко-малиновый закат. На воде была полная тишина, и совсем никого вокруг. Возвращались мы почти в полной темноте, зорко всматриваясь в черную воду, опасаясь топляков. А на небе тем временем зажглись первые звезды…

Было очень приятно после промозглой и холодной московской зимы сразу попасть как будто на другую планету, где начинают распускаться листочки, зеленеет трава и уже вовсю распускаются первые степные цветы. Мне нравилось гулять по холмам и любоваться рекой с высоких яров, а вечерами сидеть за общим столом с единомышленниками, для которых рыбалка — это высокий, исполненный внутреннего смысла процесс, в котором живет частица души.

Хочу поблагодарить весь коллектив базы за отлично проведенное время, за профессионализм, искренность и пожелать, чтобы всегда там звучала замечательная фраза: «Отдыхая — отдыхай!»