Пелядь на бомбарду

При ловле той или иной рыбы мы, как правило, применяем только те методы ловли, которые давно апробированы многими поколениями рыболовов. Нечасто утруждаем себя включением собственной аналитики и не тратим драгоценное время рыбалки на эксперименты. Между тем не боги горшки обжигают. Все самое лучшее в приемах рыбной ловли придумано не какими-то научными институтами, а такими же, как и мы, любителями рыбалки.

Дело происходило в июле 2015 года вблизи города Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа. Мы снимали очередной цикл фильмов «Рыбацкими маршрутами Югры» в рамках программы «В поисках поклевки». О югорской рыбалке вообще часто и много пишут и снимают. Что поделаешь, если эти края изобилуют рыбой и в состоянии порадовать рыболова трофеями. А пригласил меня сюда, в Белоярский, порыбачить и снять фильм на озере Ун-Новыинклор, иначе называемом Большое Светлое озеро, мой хороший друг Сергей Верещагин.

Ловить предполагалось пелядь, она же — сырок. Замечательная сиговая рыба, ловля которой ограничена во многих водоемах. В Светлом сырка развели искусственным путем, он прекрасно прижился в чистой воде, обнаружив для себя обильную кормовую базу. Но главное для нас — здесь его можно ловить! Местные рыболовы добывают пелядь и зимой, и летом. Основная снасть — поплавочная удочка с подсадкой опарыша или червя. Как правило, ловится пелядь весом до килограмма, но периодически попадаются особи и до 2,5 кг. Правда, в июле, когда мы приехали, пелядь почти не промышляют: в этот сытый период корма у нее предостаточно. Ручейник, ракушки и летающие над водой насекомые — главный рацион сырка.

В первый день мы честно пытались ловить, как положено, поплавочной снастью на опарыша. Мы — это я и мой товарищ по экспедиции Анатолий Постнов, сургутский рыболов‑спортсмен. А учитывая наши спиннинговые предпочтения в рыбалке, можно представить ту тоску, что вызывает безрезультатное неподвижное высиживание в лодке с поплавочной удочкой. Активно поедал наживку лишь мелкий окунь, но это не считается. Время от времени Анатолий, отложив удочку, взбадривал себя спиннингом. На легкую джиговую оснастку со съедобным силиконом брал вполне приличный окунь, до 800 граммов. А в моей голове к вечеру поселилась идея о совсем другой снасти.

На второй день с нами по-прежнему были все те же поплавочные удочки. Но я приготовил еще кое-что — спиннинг с бомбардой. Логика проста: если рыба не обращает внимания на неподвижно висящую в толще воды наживку, возможно, она среагирует на медленно тонущую. 10‑граммовая бомбарда в тонущем варианте была нанизана на тонкую плетенку. Далее через вертлюжок, выполняющий роль стопора, привязан флюорокарбоновый поводок диаметром 0,2 мм и длиной примерно 1,3 м. Вода в озере очень прозрачная, а сырок — осторожная рыба, поэтому я не рискнул вязать более короткий поводок. На конце снасти — все тот же небольшой крючок с опарышем и кусочком яркого силикона для большей визуальной привлекательности. Еще один плюс бомбарды — ее дальнобойность. С учетом попутного ветра оснастка без особого труда доставлялась на расстояние 60–70 м, куда не дотянется никакая поплавочка. Проводка — джиговая ступенька с увеличенной паузой, разумеется.

Мелкий окунь, конечно, никуда не делся. Но в улове появилась плотва, что заставило сделать выводы в пользу новой снасти. А следом клюнул и первый сырок. То, что это иная рыба, стало понятно еще на вываживании. Пелядь сопротивлялась очень бурно и импульсивно. Поблескивая серебристым телом, рыба бросалась из стороны в сторону, резко меняя направление и приятно нагружая бланк спиннинга. Этот небольшой экземпляр, граммов в 300, мы оставили себе. Пока рассматривали рыбу, в руках осталась большая часть чешуи, а жабры начали кровоточить, что уже исключало выживание после отпускания. Кроме того, необходимо было изучить содержимое желудка сырка, чтобы при необходимости внести коррективы в ловлю.

В тот день удалось поймать еще одного. И этого было достаточно, чтобы исключить фактор случайности. Снасть реально работала! Второй сырок оказался крупнее, и повозиться с ним пришлось подольше. Он раз за разом уворачивался от подсачека, совершая резкие броски в сторону и под лодку. И этого отпустить не случилось: рыба так глубоко заглотила крючок, что его не было даже видно. Леску пришлось обрезать…

Вечерние исследования содержимого рыбьих желудков подтвердили предполагаемый рацион сырка: мелкая ракушка и куколки ручейника. Стало понятно, почему в ловле используют именно опарыша: он формой и размером больше всего напоминает пеляди естественный корм. Филе сырка мы засолили.

Что можно сказать по этому поводу?.. Вам доводилось отведать вкуснейшего обского сига — нельму и муксуна? Спешу обрадовать: мясо пеляди еще нежнее! Даже наш оператор, отнюдь не рыбоед, с удовольствием умял пару кусочков. Однако хочу предупредить: сырок склонен к описторхозу, продегустировать его в малосольном виде мы решились лишь потому, что озеро не имеет никаких притоков, кроме родников и обладает водой питьевого качества.

В третий, заключительный день рыбалки на Ун-Новыинклоре мы напрочь исключили из арсенала поплавочную снасть. Только бомбарды. Правда, Анатолий время от времени возвращался к микроджигу, извлекая увесистых полосатых «кабанчиков» весом под килограмм. Сильный ветер и волна заставили прилично погрести по озеру площадью в 336 га, чтобы подыскать подходящие для стоянки на якоре места. 

В процессе ловли выяснился еще один важный фактор: большинство поклевок пеляди приходилось не на паузу, когда тонущая бомбарда медленно увлекает крючок с наживкой ко дну. Эта рыба предпочитала атаковать приманку в момент подмотки, жадно и порывисто, часто сразу взаглот. В связи с этим мы стали использовать одну из подходящих разновидностей джиговой проводки — потяжку спиннингом с последующей смоткой слабины шнура. Подъем бомбарды с приманкой стал более контролируемым, количество сходов уменьшилось. К нам подплывали местные рыбаки, разглядывали и щупали непривычную снасть, цокали языками. На пике лета они даже не пытаются ловить здесь пелядь, оставляя это дело на более верное осеннее время. Не пытались до этих пор…


Галерея

Похожие статьи
// Теория и практика

Микроджиг является очень популярной приманкой, способной выручить рыболова даже при полном бесклевье.

Подробнее

// Теория и практика

Каждую осень я провожу фестиваль, посвящен­ный спиннинговой ловле на воблеры. Прошло­годняя «Воблериада» оказалась самой удачной с точки зрения поимки трофеев и разлавливания приманок – щука клевала хорошо, причем на довольно крупные воблеры. Я и сам поймал хищницу больше 5 кг весом, а одну не смог достать. Многие потом удивлялись, как мы ловили на такие воблеры взаброс, ведь по своей сути они должны быть троллинговыми. Но троллинг на фестивале запрещен, ­благодаря чему крупные приманки открылись с новой стороны.

Подробнее

// Теория и практика

На вопрос, приходилось ли блеснить окуня на глубинах более 10 м, многие рыболовы европейской части России ответят отрицательно. Как правило, если речь идет о ловле на больших глубинах, имеется в виду охота на судака и берша на крупных реках и водохранилищах. Там окунь обычно держится на прирусловых участках и редко попадается на горизонтах ниже 8–9 м.

Подробнее

// Теория и практика

Наступил ноябрь 2013-го. Я, как и многие фанаты российского карпфишинга, осознаю, что рыболовный сезон окончен. Снасти уже как три недели сложены в чехлы, неизрасходованные бойлы распиханы по укромным подвальным коробкам, рыбацкая одежда выстирана и спит в бельевых шкафах. Самое время подвести итоги.

Подробнее