Донские спинингисты на II этапе PAL

Поездка на море (а точнее, в Крым) с семьей была запланирована давно, и ее сроки весьма плотно прилегали ко второму этапу PAL («Лиги профессиональных рыболовов»). Поэтому времени на подготовку практически не было.

Поездка до Рыбинского моря

Вернувшись ночью домой, я был погружен в боевой пикап моего напарника, Виталия Галицкого, с не менее боевой мотолодкой «Воронеж» на фаркопе, и мы отправились на север.

Виталий, конечно, герой. Во‑первых, он смог соорудить герметичный ящик емкостью около 75 л с системой непрерывной подачи свежей забортной воды, который, как потом показала практика, весьма неплохо справился со своей функцией сохранения живой рыбы. Во‑вторых, он доработал лодку для встречи с суровой волной Рыбинки (усиление, две помпы в нос и корму). Ну и в-третьих, он один, не сменяясь, выдержал утомительную двадцатичасовую дорогу, которая включала бесчисленные пробки на М4 в Ростовской и Воронежской областях.

В результате мы достаточно благополучно и без потерь добрались до д. Противье Весьегонского района Тверской области. Названия то какие. Так и хотелось произнести. Тут русский дух, тут Русью пахнет. Березовые и сосновые леса, деревянные избы, совсем разрушенные, другие покосившиеся, третьи весьма бодрые, даже с былинными Змеями Горынычами на крыше. Белые грибы и горы черники у торговцев на обочине. Названия деревень: Волковойня, Черный Враг… Для меня эти исконно русские земли всегда выглядели как нечто диковинное. Немудрено. Привыкли-то мы к донским степям, а путешествуем все больше к морю да в горы…

Итак, лес, сменяясь болотами да деревнями, с разрушенными церквами с деревьями вместо куполов, привел нас к местному оазису. Берега Рыбинки разительно отличаются от «глубинки». Здесь ощутимы мощные «инъекции» московских денег. Пожалуй, все-таки москвичи — наиболее повернутые на рыбалке люди в России. Они готовы тратить уйму времени и денег на свое увлечение. И все деревни у Рыбинки живут рыбалкой. Но не в том смысле, как можно было бы представить у нас на юге. Не сетями и электроудочками, не торговлей рыбьим мясом, икрой и раками.

Рыбинка дышит дорогой (и не очень дорогой) цивилизованной рыбалкой. Здесь спуск катера на частном «слипе» может стоить 500 рублей, а аренда лодки более 5000 рублей в сутки. Здесь в глухой деревне есть ларек, где продаются воблеры и джиг-головки. Местных егерей не удивишь спиннербейтом, хотя и называют они его «мохнатым уголком». Духом трепетного отношения к рыбалке, лесу и воде пронизано все. Немудрено, что за 5 дней, проведенных на воде, мы не встретили ни одной сетки.

Здесь есть Заповедник, чья территория заботливо обозначена многочисленными вешками, а рыбохрана и лесники существуют не виртуально, а реально и заняты не крышеванием браконьеров, а своим непосредственным делом. Возможно, это несколько поверхностный взгляд со стороны, но будущее Рыбинки как культового места для любителей рыбной ловли у меня не вызывает опасений, в отличие от того же Веселовского вдхр. или нашего родного Дона-батюшки.

Но хватит лирики, вернемся непосредственно к самим соревнованиям. Рыбинка встретила нас сурово: пасмурной погодой с температурой около 10 градусов, сильным ветром и волной. Наши шортики и маечки выглядели здесь совсем неуместно. Например, местное население, которое мы встречали, вовсе не считало зазорным надеть теплое пальто. И это в середине июля!

Но мы были к этому готовы. И быстро спустив лодку и пообедав в ресторане гостиницы «Молога», где нам предстояло жить в ближайшие дни, вышли на воду. Огромные просторы, волна. Волна неприятная, высокая. Помпа вполне пригодилась. Рыба… рыбы нет. Бровки, крутые и не очень, мягкие и твердые. Нет, я поймал берша аж на 47 см практически с первого заброса. Как оказалось, рыбинский берш достигает и вовсе трофейных размеров, более килограмма! Но больше крупной рыбы (а другую ловить в формате PAL просто бессмысленно) мы не видели два дня! При этом у нас были и информация с рыболовных форумов, и подробные карты с глубинами Рыбинки, и наставления местных рыболовов, всегда готовых помочь гостям издалека.

Советы были искать рыбу в трех стратегически разных направлениях: под стаями синца или леща на затопленном русле реки Мологи, на просторах многодесятикилометровых Яновских и Брейтовских коряжников, а также на загадочных «травах». Также была информация, что есть и прибрежная щука-травянка, но ее размер оставлял желать лучшего. Мы же, с трудом вылавливая мелких судачков на бровках и некрупных окуней под чайками, при виде уловов местных спецов впадали в состояние, близкое к депрессии. Ведь уловы-то у «местных» были что надо! И судаки за шесть килограммов, и метровые щуки!

Все это усугублялось вездесущей волной, которая нашему Воронежу, по-хорошему, была не по зубам. Наезжено по воде уже более сотни километров, израсходованы все 90 л бензина, привезенные с собой. Мы опробовали все варианты. Стаи бели в русле Мологи с пасущими их крокодилами (судаками и щуками) не находились. Чувствовалось, что есть тут и «суперточки», но у нас было лишь их жалкое подобие. Там можно было надеяться «закрыться» в туре (поймать дозволенные 5 экземпляров) едва зачетны-ми щуками, судаками и бершами. Попытка обследовать коряжник совсем провалилась. Коряжник располагался в «море», и тех нескольких часов штиля, что у нас были в распоряжении, было явно не достаточно. В корягах мы не видели и поклевки. А вот за траву зацепились.

Подобрать ключик к рыбе

Это была та самая трава, растущая с самого дна при 3–4‑метровой глубине, на которой мне удалось неплохо отловиться у нас на Дону под Волгодонском в первом туре региональных соревнований. Только у нас клевала щука на сверхделикатный техас со суперсъедобным Keitech Swing Impact 3’’, а тут на джиг-незацепляйку с крупным твистером или виброхвостом отзывался судак! Пусть не трофейный, но больше разрешенных 45 см и достаточно стабильный. Про траву нужно сказать отдельно. Это не трава возле берега и не обширный ковер на мелководье. Это несколько небольших участков примерно 30 на 10 метров на обширном «столе» с фоновой глубиной четыре метра. Неудивительно, что рыба, как хищная, так и мирная, с удовольствием концентрируется в таких местах, в других просто спрятаться негде.

На тренировке удалось выявить ряд особенностей в поведении рыбы. Она нисколько не стеснялась ни толстых лесок, ни металлических поводков. Клевала на резину с наличием различных ребрышек (keitech, reins, yum, lunker city). Особенных предпочтений по цветам на тренировку выявлено не было. Также было много холостых поклевок, но это скорее на бровках. В траве хищник брал достаточно уверенно.

Перед стартом собираю два основных комплекта: удилище Graphiteleader Rivolta 772ML с катушкой Daiwa GS8 2500 и плетеной леской 10lb и мощный унцовый хотшот Rainshadow HS1021F c Daiwa Morethan Branzino 3000 и плетеной леской 20lb. Кто бы мог подумать, что именно вторым мощным комплектом мне не удастся справиться с крупной рыбинской щукой, но об этом печальном событии чуть позже. Из приманок мы использовали различную съедобную резину (в надежде на лучшее качество поклевок) размером 3–4 дюйма на толстых офсетах Gamakatsu, ушастые грузила от 12 до 20 г. Также положил в боевую коробочку несколько «секретных» поролонокнезацепляек нашего местного производства. Ни воблеров, ни блесен не брал принципиально. Не следует тратить время на то, на что ловить в принципе умеешь неважно, да и не пробовал на тренировке. Пусть лодке будет полегче идти по суровой Рыбинке.

По жребию стартуем пятыми и, как сказал Виталий: «Привыкаем быть аутсайдерами». Нас легко и непринужденно обходят все участники, кроме нижегородцев на 42 Вельботе с 20‑сильным двигателем (их скорость такая же, как и у нас) и владимирского экипажа на древней Оке с 25‑сильным двигателем, у них скорость даже ниже нашей.

Но место недалеко от базы, и, похоже, оно никого не интересует, кроме нас и экипажа из Балаково Кудинов‑Жданов. Также здесь крутится лодка рыболовов, которые не участвуют в соревновании. Довольно быстро закрываемся на траве. У балаковцев ловля в траве не идет, и они уходят по своим запасным натренированным местам.

Пытаемся менять позиции, места в попытке укрупниться. Нет. Все тот же судак 42–47 см, без укрупнения. Находим целую косу с многочисленными пятнами травы. Здесь помельче, не более 3,3 м. Видим вдали экипаж фаворитов Питерцов‑Живин. Удивляемся, так как все в один голос утверждали, что лидеры PAL ходят далеко, аж на Волгу. Значит, то, что мы делаем, не лишено смысла. Но все попытки поймать щуку на этой косе не приносят результата. Уходим на ближайший коряжник, безрезультатно. Остается совсем мало времени.

Решаем вновь проверить самое первое наше место, но напарник умудряется перепутать точки в навигаторе, и мы вновь оказываемся на мелководной «тухлой» траве. Несколько забросов вновь не приносят результата, идем на финиш. Результат 4900, и мы лишь девятые.

Впрочем, отрывы небольшие. Только экипаж Горевалов‑Осипов смог привести бонусную щуку и уйти в отрыв с весом более 10 кг.

Впрочем, мало кто придал бонусной щуке саратовцев большого значения. Ну влетела и влетела. А зря, как оказалось, это и был тот самый шоколад, тот самый участок Мологи, где стаи бели пасли огромные зубастые пастухи.

Второй день

Решаем план на второй день не менять, лишь более усердно облавливать нашу траву. Стартуем в числе последних, спокойно приходим на наши кусты. Здесь вновь никого. Вначале не клюет совсем, появляется беспокойство. Но вот где-то глубоко в недрах травы без поклевки у меня вешается некрупный, но зачетный судак. И тут же, вновь без поклевки, другой, поприятнее. Берем подсаком, более двух килограммов! Радуемся, как дети, это первая достойная рыба, которую мы смогли поймать. Быстро ловим еще несколько зачетных рыб.

Меняем место. Я облавливаю фрагмент травы справа, Виталий слева. У него поклевка и поводок закручен в спираль. Неужто щука? Кидаю туда же, садится что-то приятно тяжелое, умудряюсь продрать рыбину через видимый участок густой травы и возле лодки прекращаю форсировать. Не успел напарник крикнуть: «Осторожно, возле лодки тоже злая трава», как эта хитрая сволочь на том конце лески намертво утыкается в подводный куст. Попытки стучать по бланку, сниматься с якоря ни к чему не приводят — на крючке висит только увесистый пучок травы. Первый обидный и глупый сход. Меняем куст, и тут же Виталий в красивом стиле подсекает и вываживает толстенного судака. Как оказалось потом — на 3,2 кг. Настроение все лучше.

Откуда ни возьмись, появляются конкуренты, но вновь ненадолго. Ловля в траве не их конек. Становимся на место, которое они только что освободили, и случается то, что я еще буду очень долго вспоминать. Один из самых позорных моментов в моей спортивной карьере. Забрасываю в гущу травы темно-серую секретную поролонку. Мягко переваливаю через куст с отдачей лески, чтобы приманка достигла дна как можно ближе к корням.

Мощная поклевка, и я пытаюсь остановить паровоз, на крейсерской скорости стремящийся в самую гущу травы. Мощный спиннинг, мощная катушка, крепкая плетеная леска. Щука (на вид килограммов 4 или 5) вылетает на свечу и все-таки скрывается в спасительных для нее зарослях, где немедленно освобождается от крючка. Если бы у меня была возможность вновь пережить тот эпизод, я уверен, я бы смог ее развернуть куда надо и, выведя на глисс, подвести к лодке. Если бы, если бы. Сколько этих «бы».

Эта рыба стоила нам почетного третьего места. И это был не конец нашим злоключениям. Мощная поклевка за сплошным ковром травы у Виталия, он, осознавая, что с его шнуром шансов в траве нет, мгновенно отдает мне спиннинг и кидается сниматься с якоря. Картина маслом. В правой руке у меня мой спиннинг, с развивающейся леской, грозящей запутать все и вся. В левой руке, катушкой вверх, спиннинг с щукой. Ведь напарник держит снасть не как все, иначе, именно так и передал мне. Я судорожно пытаюсь выбрать образующуюся слабину на спиннинге (неудобно же!), отбросив в сторону свою снасть. Перехватить удилище «по-человечески» я не успел. Мощный рывок невидимой щуки и обрыв. То ли леска была слишком тонка и изношена, то ли фрикцион на старенькой катушке подвел. Но это уже третья упущенная бонусная рыба нам в пассив. Ловить не умеют, а понаехали тут, понимаешь…

Собственно, многое уже стало ясно. Клев практически сошел на нет. И внезапно клюнувший у меня и так же внезапно сошедший после двух мощнейших рывков крупный судак лишь подвел жирную черту нашему бесславному поединку с рыбинскими крокодилами. Как кто-то правильно сказал, мало найти крупную рыбу, нужно еще быть готовым к встрече с ней. Давно нам не доводилось бороться с трофеями в крепких условиях, ну просто не было такой практики. Все больше по бровкам да по гладким, как дно бассейна, просторам Веселовского водохранилища. Так что 95% наша вина, ну и 5% спишем на невезение. Итог — 8 кг в 5 судаках, и мы занимаем обидное 6‑е место: 400 г отделило нас от балаковского экипажа, занявшего призовое пятое место, и от чека на 25 тысяч рублей. А ведь рыбы в наших травах было столько, что и на первое место замахнуться могли.

Хотя вряд ли. Два экипажа из Саратовской области просто сразили всех наповал. Они выстояли, дождались выхода огромных щук и блестяще реализовали все поклевки. Пара Каремулин-Чертков привезла более 17 килограммов в пяти рыбах и вырвалась на второе место. Лишь немного им не хватило до веса победителей, но это выглядит справедливым. Экипаж Горевалов‑Осипов вновь привез крупных щук общим весом более 10 кг, и эта выдающаяся стабильность принесла им первое место и серьезный чек на 300 тысяч рублей от генерального спонсора турнира компании «Внешпромбанк».

Благодарность

А так, конечно, второй этап PAL на Рыбинке очень понравился. И четкой организацией, и незабываемой рыбалкой, и дух захватывающей интригой. Отмечу отличную работу медийной группы, обеспечившей качественные фото- и видеоматериалы и своевременную онлайн-трансляцию. Весь рыболовный Интернет увлеченно сопереживал успехам и неудачам участников. Очень порадовало наличие зрителей и болельщиков. Местные жители и отдыхающие окрестных деревень с удовольствием приходили на процедуру взвешивания целыми семьями, бурно аплодировали трофеям и сочувствовали тем, кому не очень повезло.

Это было уже похоже на настоящий большой спорт, на настоящее шоу. И думаю, та детвора, которая с горящими глазами шептала: «Смотри какая огромная рыба! Живая!!!», когда вырастет, никогда не возьмется за электроудочку или сетки, не будет набивать мешки рыбьим мясом, а возможно, когда-нибудь вольется в ряды рыболовов‑спортсменов и станет будущими чемпионами мира, гордостью российских рыболовов.

Спасибо всем и особенно организаторам — компании «Мида» и лично Вадиму Гиндину за очередной замечательный турнир. До встречи на ярославской земле — на просторах Угличского водохранилища.

Похожие статьи
// Спорт

Рыболовно-охотничье спортивное общество «Кастинг-клуб» было создано в 1990 году. Со времени создания клуба количество членов увеличилось до полутора тысяч человек. Клуб активно участвует во всех спортивных мероприятиях по рыболовному и охотничьему спорту. Активно развивает такие виды спортивного рыболовства, как спиннинг, нахлыст, мормышка, зимняя блесна а также – кастинг. Работают юношеские секции.

Подробнее

// Спорт

Интернет-клуб «Матчфишинг» образовался на базе интернет-сайта www.matcfishihg.ru, созданного осенью 2001 г. Основное направление работы

Подробнее

// Спорт

В конце августа в Италии прошли очередные Всемирные рыболовные игры. От России на этот поистине грандиозный рыболовный праздник было делегировано более шестидесяти человек. Основные дисциплины: ловля баса с лодок, ловля спиннингом с берега, ловля спиннингом с лодок, поплавочная, карповая и фидерная ловля. Я в качестве представителя прессы был приглашен сборной басс-лиги, за что им, а также лично Вадиму Гиндину и Сергею Титову огромное спасибо.

Подробнее

// Спорт

Чемпионат мира прошел на канале рядом с небольшим городком Ostellato (Остеллато), и в нем приняли участие команды из 36 государств.

Подробнее