Успех в ужении рыбы, как известно, зависит не только от применения соответствующих снастей и приманок, а также и от знания привычек и образа жизни рыб, но и от состояния погоды и многих других явлений, благоприятствующих ловле.

И знание всех этих условий ужения дается рыболову не сразу, а накопляется годами путем систематических наблюдений и опытов с применением способов ловли, насадок и проч.

Такие знатоки ужения, которые забрасывают в воду удочку не на авось, а с полной уверенностью на поклевку, встречаются как среди интеллигентных удильщиков, так и среди самых малокультурных рыболовов, пользующихся еще старыми способами ужения и простыми снастями, но с успехом добывающих рыбу. И нередко наблюдаются случаи, когда городской малоопытный удильщик, вооруженный до зубов английскими снастями, бесплодно режет воду, а сидящий рядом деревенский рыболов потаскивает рыбку. Здесь очевидна разница: деревенский рыболов знает, где и как нужно ловить рыбу, тогда как городской охотник удит больше на авось, будучи весьма мало осведомлен об условиях клева рыбы в данной местности.

Недавно один из членов Вятского кружка рыболовов-любителей, человек весьма образованный, рассказал нам такой случай, который произвел на него большое впечатление. Дело было в марте этого года. Член кружка пришел на р. Вятку удить рыбу из-подо льда. Было продолблено несколько прорубей, применены различные насадки, но рыба почему-то не брала. Другие городские рыболовы также сидели без поклевки.

Под вечер к компании подошел известный здесь деревенский рыбак Алексей Петрович, к которому рыболовы и обратились с жалобой на неклев рыбы. Рыбак понюхал воздух, отошел несколько сажень в сторону, еще посмотрел на небо и продолбил прорубь, в которую и спустил удочку. Через минуту в новой проруби начался клев рыбы и продолжался в течение двух часов беспрерывно, вызвав удивление городских удильщиков.

Вокруг счастливого рыболова собралась большая компания удильщиков, которые почти рядом с ним наделали прорубей… и не поймали ни одной рыбки. Рыба шла на крючок Алексея Петровича, а поплавки остальных оставались без движения, несмотря на применение ими тех же насадок и более лучших лесок и крючков, чем у деревенского рыбака.

Член кружка объяснял необыкновенный успех Алексея Петровича тем, что поводок его удочки был из черного волоса, тогда как все остальные удильщики имели удочки с белым жилковым поводком, заметным в подледной воде.

В данном случае, конечно, не важно, чем объясняется успех деревенского рыбака. Здесь важно отметить то обстоятельство, что рыбак знал, какую снасть нужно употребить для подледной ловли, и где найти рыбу. Этого знания у остальных удильщиков не было.

Рассказанный нам членом кружка факт не единичный, и каждому из нас, интеллигентных удильщиков, приходилось наблюдать, как простые деревенские рыболовы из-под нашего носа таскали своими «орясинами» рыбу, а мы с нашими бамбуковыми удилищами с завистью поглядывали да охали от изумления.

К сожалению, многие из нас склонны объяснить подобное явление простой случайностью: натолкнулся, дескать, на косяк рыбы, ну и таскает. Между тем, если вдуматься серьезно в это явление, то и выйдет на поверку, что счастливый сосед пришел сюда не случайно, а заранее знал, что здесь должна брать рыба и на ту насадку, которую он употребляет.

Серьезные интеллигентные рыболовы, примечающие всякое явление в рыбной ловле, конечно, обладают не меньшими знаниями, чем деревенский рыбак, и пользуются ими в свое удовольствие, добывая рыбу там, где простой смертный удильщик даже поклевки не увидит. К числу таких проникновенных рыболовов следует отнести и нашего уважаемого сотрудника М. А. Колмакова, который уже в течение 30 лет ведет свой рыбацкий дневник, занося в него все, достойное внимания. Читатели хорошо знакомы с его заметками и сообщениями, в которых он делится своими наблюдениями и опытом с товарищами по страсти.

Нам думается, что каждый рыболовудильщик, если он видит в ужении рыбы не простую забаву, а серьезный спорт, не только может, но даже обязан быть наблюдательным, в особенности что касается рыбной ловли. Анализируя то или иное явление природы, изучая привычки и психологию рыб, в конце концов, можно усвоить те способы и приемы ужения, которыми пользуются счастливые рыболовы вроде упомянутого выше Алексея Петровича.

А ведь ужение рыбы — это прежде всего искусство, постигнуть которое в совершенстве — высшее наслаждение для рыболова-спортсмена.

Наиболее верным способом достижения тех знаний, без которых трудно быть хорошим рыболовом, является, по нашему мнению, ведение подробного рыболовного дневника, в который должны быть заносимы все наблюдения рыболова, касающиеся его любимого спорта. Даже простая систематическая запись в дневнике результатов каждой ловли будет полезна прежде всего для самого рыболова, а если он сумеет поделиться своими наблюдениями в печати — то и для других товарищей по страсти.

Представляя каждому охотнику соответственно его индивидуальным способностям, заносить в дневник то, что он найдет достойным внимания, считаем необходимым наметить лишь краткую программу наблюдений, которые следует отмечать неукоснительно в дневнике:

  1. Месяц, число.
  2. Местность (озеро, река, берег, глубина, быстрота течения).
  3. Температура воздуха утром, днем, вечером (по возможности).
  4. Температура воды.
  5. Высота барометра, направление и сила ветра.
  6. Горизонт воды, ее прозрачность.
  7. Состояние неба: ясно, пасмурно.
  8. Способ ловли.
  9. Насадка.
  10. Характер клева разных рыб на разные насадки.
  11. Название рыбы; число пойманных рыб по видам, размер (в сантиметрах) и вес крупных экземпляров; общий вес рыбы.
  12. Результаты ловли товарищей (в общих чертах).
  13. Фазы луны.
  14. Какие-либо особенные случаи и явления.

Все перечисленные выше вопросы лучше всего разбить в тетрадке по графам, чтобы потом можно было проставлять в известной графе только цифры и делать отметки.

Само собой разумеется, что предлагаемую программу можно дополнить, изменить и т. п. Все явления природы нельзя предусмотреть, и мы ограничимся лишь наиболее существенными сторонами наблюдений.

Важно, чтобы каждый из нас непременно завел рыболовный дневник и приучил себя вести в нем записи о каждой охоте.

Журнал «Рыболов и охотник», книга 7-я, 1912

Материал опубликован в двенадцатом номере журнала «Рыбалка на Руси» за 2007 год

Похожие статьи
// Литературные страницы

Более 25 лет я знаком с этими реками. Там водятся все породы северных рыб. Изредка попадаются осетры и сомы, весьма крупные, доходящие до 10 пудов весом, которые заходят в эти реки из Ладожского и Онежского озер. Кроме этих пород там попадается еще и особая — это что-то вроде форели, которая носит местное название торпа.

Подробнее

// Литературные страницы

Ужение на зеленый молодой овес не может похвалиться сколько-нибудь значительным распространением. По крайней мере, сколько мне не приходилось говорить по этому предмету с рыболовами-удильщиками, как интеллигентами, так равно и лицами из простого звания, — всегда оказывалось, что ужение это совершенно не знакомо моим собеседникам. В литературе же по этому предмету мне удалось отыскать только короткое описание этого ужения, помещенное в сочинении Л. П. Сабанеева «Рыбы России».

Подробнее

// Литературные страницы

Успех в ужении рыбы, как известно, зависит не только от применения соответствующих снастей и приманок, а также и от знания привычек и образа жизни рыб, но и от состояния погоды и многих других явлений, благоприятствующих ловле.

Подробнее

// Литературные страницы

На письмо мое в редакцию нашего журнала, в № 5 за прошлый год, с просьбой сообщить о местах ловли вблизи Петербурга —   Гатчины, откликнулся один лишь П. А. Дмитриев, петербургский удильщик, который в своем подробном письме указал мне на озеро   «Орлино», по Варшавской жел. дор., богатое всякой рыбой. И вот, благодаря любезности и чисто товарищеской услуге Петра   Артемьевича, с которым я вскоре познакомился и не раз встречался в Орлино, я мог, хотя не часто и без особого успеха,— поохотиться  на любимых мною лещей.

Подробнее