Для создания некоторых материалов и при желании поделиться эмоциями и «инфой» с читателями журнала необходимо просто приехать домой, сесть за компьютер или лист бумаги и… все подробно изложить. Я называю такие материалы «эмоциональные однодневки», когда ощущение от рыбалки еще бурлит в крови и ты взахлеб рассказываешь, как там было! Но есть и такие «информационно-познавательно-зажигающие» темы, изложение которых требует значительного осмысления и… осознания, что ты просто ТАМ был!

Те, кто ждут от этих строк повествования об огромных рыбах или о мешках ее пойманной, могут смело перевернуть страницу. Скорее всего, моя цель — рассказать о природе Бурятии в том виде, как увидели ее мы, о замечательных людях, о шаманах и, конечно, о рыбалке! 

Честно признаться, мне изначально не хотелось туда ехать. Половить на Коле семгу и съездить в Калининград представлялось мне гораздо лучшей перспективой. Как оказалось позднее — этой поездке было суждено кардинально изменить мою жизнь практически во всех отношениях. 
Итак, дождливым августовским мурманским утром я вылетел в Калининград. Именно оттуда 12 сентября наша команда из двух рыболовов должна была вылететь, что и произошло, в Москву, оттуда в Иркутск, из Иркутска в Нижнеангарск. Из «Нижнего» переехать машиной в Северобайкальск и оттуда поездом в Таксимо. Обратный путь — в противоположном порядке. Сразу хочется выразить огромные слова благодарности принимающей стороне. Ведь, начиная от Иркутска, что туда, что обратно, транспорт нас ни разу не подводил. Не потому, что он не ломается, а потому, что все было отлично организовано. По качеству организации могу сравнить с «Русской неделей» на Рынде. Что ни говори, а приятно НИ О ЧЕМ НЕ ДУМАТЬ! Не менее теплые слова благодарности выражаем мурманскому магазину «Рыбачим вместе», который оказал спонсорскую помощь и экипировал нас от и до! 

Прилетели в Иркутск. Погода просто отличная: солнце и тепло. Про погоду стоит заметить, что нам очень повезло: все время, что были в Бурятии и на Байкале (с 13 сентября по 3 октября), светило яркое солнце и было тепло. Вероятно, надо сказать, что поражает в городах, когда туда попадаешь впервые. Итак, Иркутск поразил меня обилием праворульных машин (99% от всего парка), отсутствием цветов и практической невозможностью их найти, Иркутской ГЭС. И пусть меня простят иркутяне (так они сами просили их называть), но Иркутск — грязноватый город (сравниваю с Мурманском и Калининградом). Поменяв аэробус А-318 на АН-24, вылетели в Нижнеангарск. 

Байкал! Я увидел его в первый раз. Сказать, что красиво или завораживает, будет очень мало и скудно. Стоишь и смотришь на него, открыв рот! Красота такая, что захватывает дух! Видимость по воде более 40 км. Воздух кристально прозрачен и как бы осязаем от своей чистоты! 
Северобайкальск! Почему восклицательный знак? Потому что очень чистый и уютный город. Есть такие места, где сразу хочется жить. Вот к таким местам он и относится. Через город протекает река Тыя, в которой преобладает хариус, хотя встречается и таймень. Вечером того же дня сели на поезд, идущий до Таксимо. 

Ночной приезд, поздний обедо-ужин с баней в пять утра, сгладили первое представление о поселке. Открыл глаза уже около полудня (плюс смещение пяти часовых поясов). Через окно в ярком солнечном свете, переливаясь снегом, блестели горы! Именно горы. В Калининграде их нет вообще, а у нас в Мурманске — сопки, пусть иногда и высокие. Протяженность поселка около 10 км, население около 10 тысяч человек. Стоимость проезда в такси (!!!) 10–20 рублей! В любой конец поселка. И хотя мы попали в осеннюю тайгу в убранстве «горящих» желтизной лиственниц, но отказать себе в поездке за хлебом в магазин за «червонец» я не мог. И слова «наши люди в булочную на такси не ездят» — точно не про Таксимо. Ездят! Что еще понравилось в до- и междурыбалковый период? Бурятская кухня, отсутствие комаров и гнуса (хотя раз на нас эти гады напали). Один нюанс очень удивил нас — режим работы магазинов в Таксимо. В стенах или дверях торговых точек проделаны самые настоящие зарешеченные амбразуры для работы, дословно, «в темное время суток». В это темное время, если вам возжелается банального мороженого или продолжения банкета необходимо: 

— протянуть в решетку пакет с деньгами и сказать, что вы хотите; 
— амбразура закрывается; 
— амбразура открывается и вам протягивается пакет с товаром, сдача в пакете (необходимо проверять товар и сдачу обязательно!); 
— амбразура закрывается. 

Все это происходит в связи с регулярными нападениями на продавцов, пока мы были там, это произошло трижды. 

Теперь о рыбалке. В самом Таксимо протекает река Муя, которая впадает в Витим. Ловили мы и на самой Муе, и на ее притоках Мудерикан и Муекан. Видовой состав рыб в основном следующий: хариус, ленок, сиг, таймень и привычные нам налим, щука и окунь. Сразу скажу, что хоть и хотел любого пойманного тайменя отпустить обратно, но, увы. Не удалось его поймать ни мне, ни моему калининградскому напарнику по рыболовным авантюрам. Ловил я исключительно нахлыстом, а вот как и что — сейчас расскажу. 

Если в самой Муе можно ходить вдоль берега практически в любом месте и пробивать соблазнительные с точки зрения нахлыстовика точки, то на рыбалке в притоках распространена совершенно другая рыбалка. Как-то раз в Калининграде я участвовал в сплаве на плотиках по Преголе и ловле с них голавля. Так вот тут происходит практически то же самое. Двое рыболовов заезжают на поезде по БАМу на несколько десятков километров до другой станции, идут к реке и начинают по ней сплав на лодке, по ходу ловя рыбу. Снасть местных (бурятских) на Кольском называют брандахлыст (комбинация спиннинга и мушки), я же ловил на «Колу» № 3 и 5. «Идут к реке» мне запомнится надолго, это действо представляло переход через болото, которое качалось волнами под ногами и грозило при неверном шаге, как минимум, купелью в трясине. Местный проводник весело отшутился на эту тему, сказав, что тут не очень глубоко, а дальше вечная мерзлота. Но мне не очень хотелось сие проверять, и когда я оказался на суше, то испытал много приятных ощущений, запив их русским традиционным напитком. Собственно болото и отделяло железную дорогу от реки Муекан. 

Позавтракав, мы сели в лодку, и местный рыбак практически с первого заброса поймал увесистого хариуса. Сделав еще несколько забросов, тронулись дальше, и воды реки понесли нас на встречу с неизвестным. Ну, меня так точно. Сплав начали часов около семи утра и планировали завершить часам к 17–18, по световому дню. Вот так мы и передвигались от ямы к яме, ловя по пути хариусов. Скажу честно, в тот день я поймал всего три штуки, но местные оценили мой улов, сказав «что на это тоже ловится». Под «этим» подразумевалась «тройка» от «Колы». По пути сплава встретили отшельника. Оказалось, что более 10 лет он живет в лесу и питается его дарами плюс охота и рыбная ловля. За разговором узнали, что где-то в этом районе реки живет ее хозяин — таймень весом более 70 кг! И глаза мои загорелись! Но знакомство со мной в планы монстра не входило и, утащив у охотника очередную сеть (четвертую) в коряжник, таймень удалился. Мы тронулись дальше, периодически слыша в прибрежных кустах сопение медведей и рев далеких оленей. В тот момент я уже практически не ловил, а снимал окружающие пейзажи с ощущением удовольствия от последующего их просмотра снежной зимой у себя на Кольском. Вот так незаметно за мыслями и любованием природой мы подходили к конечной точке нашего маршрута на тот день и… И появилась флотилия всевозможных надувных лодок. Все оказалось предельно просто: все ждут начала осенней миграции хариуса. И конечно, она началась через несколько дней! Ловят все тем же брандахлыстом на мухомормышки. Из моего арсенала хариус больше всего оценил мушку Ant черного цвета на крючках Maruto № 12 и 14. 

Имея пытливый ум и пытаясь почерпнуть максимально возможное количество информации, в промежутках между выездами в тайгу я встречался с настоящей бурятской шаманкой, ездил в гости к староверам и на прииск по добыче нефрита. Все эти события или их определенная череда наложили очень сильный отпечаток на мою жизнь. Но проявилось это только по возвращении домой, и чем дальше, тем сильнее. Но это произошло потом, а пока нас ждал новый выезд на Мудерикан и озеро Бурдючка. 

Озеро представляет довольно большой водоем между горами и соединено протокой с Муей. Олег решил поохотиться на уток, а я — познакомиться с местной ихтиофауной. Пришлось взять в руки спиннинг, поскольку ловить нахлыстом при сильном ветре не представлялось возможным. Как выяснилось после нескольких забросов, озеро или его часть в зоне досягаемости было полностью заросшим. Чистой воды над травой оставалось сантиметров 50. После трех часов ловли, перепробовав весь арсенал Олега из блесен и воблеров, я оставил эту затею и начал снимать окружающий пейзаж. Охота оказалась более продуктивной в виде двух добытых уток. При брожении по лесу увидел (первый раз) черную белку и кедровку. Последнюю успел сфотографировать. 

Через пару дней была поездка в горы, а по дороге нам предстояла встреча с Мудериканом. И, увы, эта встреча не принесла ни чего. По реке сплошным покровом плыла хвоя с лиственниц. Пару раз я видел всплеск рыбы или, во всяком случае, мне так показалось, но поклевок не было, и через пару часов мы продолжили путь к виднеющимся уже горам. 
Они заворожили меня, просто и навсегда! Можно бесконечно любоваться каждым изгибом, каждой скалой, сверканием бриллиантов снежинок, заснеженными соснами, вообще всем, что там есть. Место это называется Южномуйский хребет. Высота 2000–2500 м. 

Гостеприимство принимающего нас Владимира Заботина и его родственников… с ним в таком радушном проявлении я столкнулся в первый раз. Или, может, так и должно быть, а мы в своей «цивилизации» об этом забываем? Так или иначе, все было организовано наилучшим образом. Но, как бы ни хорошо там было, а пора было собираться в обратную дорогу. 

И вот Северобайкальск, из которого не хочется уезжать. Нас ждал еще один сюрприз — катание на яхте по Байкалу с дегустацией его кристально чистой воды и купание в горячих источниках Солнечный и Дзелинда. На Солнечном довольно «тяжелая» вода и после 15 минут купания выходишь, как выжатый лимон. А вот на Дзелинде мне понравилось гораздо больше, да и сама база находится в глухой тайге в 100 км от Северобайкальска. 

Нижнеангарск, привязывание традиционных ленточек, фото на память… АН-24. Иркутск. А-318, Москва. На прощание обнимаемся с Олегом, и он улетает в Калининград. Меня же поезд ночью уносит в Мурманск. По приезде сразу неймется, и я бегу на Колу, и сразу две рыбы — на 12,5 и на 5 кг! Есть счастье в жизни и имя ему — РЫБАЛКА! 

Похожие статьи
// Путешествия

Для создания некоторых материалов и при желании поделиться эмоциями и «инфой» с читателями журнала необходимо просто приехать домой, сесть за компьютер или лист бумаги и… все подробно изложить. Я называю такие материалы «эмоциональные однодневки», когда ощущение от рыбалки еще бурлит в крови и ты взахлеб рассказываешь, как там было! Но есть и такие «информационно-познавательно-зажигающие» темы, изложение которых требует значительного осмысления и… осознания, что ты просто ТАМ был!

Подробнее

// Путешествия
В Камчатском крае есть не менее десятка рек с названием Тихая, но эта, можно сказать, самая главная. Тихая – главный исток крупной реки Хайрюзова, которая имеет длину 262 километра. Ударение в этом слове местные жители ставят на второй слог и произносят не ТИхая, а ТихАя.

Эта река начинается в центральной части полуострова, на западном склоне Центрально-Камчатского хребта, и течет на запад, в Охотское море. Ее основной исток находится на высоте около километра над уровнем моря, на склоне потухшего вулкана Анаун. 
Автор:  Михаил Скопец 
Подробнее

// Путешествия
Черноморское побережье Кавказа. Город Сочи. Хостинский район. Мы с Николаем Токарским, другом детства и человеком, с которым у меня связано столько незабываемых походов и рыбалок — их хватило бы не на одну жизнь, готовимся к очередной экспедиции. 

Идем вчетвером. С нами еще два заядлых рыбака, Евгений и Виктор. Направление похода — высоко в горы. Цели — ручьевая форель, фотосессия, приключения, созерцание незабываемых горных пейзажей, общение в кругу друзей. Отведенное время — пять дней.
Автор:  Геннадий Шеляг 

Подробнее

// Путешествия
В Армению я приехал по делам и совсем не рассчитывал на рыбалку. Тем не менее, я не люблю уезжать куда бы то ни было, даже в безводную пустыню, без минимального набора снастей. В этой поездке у меня с собой было четырехколенное удилище 5 класса, плавающий шнур и пара коробок с мушками мелкого и среднего размера.

И вот неожиданно выяснилось, что у меня есть свободные сутки. К тому времени я познакомился с ереванским рыболовом по имени Мартин. Он из тех, кого не нужно долго уговаривать съездить на рыбалку. Утром в субботу он заехал за мной в гостиницу. 
Автор:  Михаил Скопец 
Подробнее