Правдивый отчет о рыбалке на Нижней Волге, или почти летний октябрьский джерк

Этот рассказ можно было начать с того, как в пятницу, 2 октября, в 5 вечера, глумливо посоветовав коллегам не скучать, я выскочил из офиса. Или с того, как в 11 вечера мы с напарником радостно уминали вещи в машине (в кои-то веки ничего не забыли). Или с того, как в час ночи стояли в пробке на федеральной трассе «Дон» в 30 км от Москвы.

Но я начну с главного — с рыбалки.

Ну, за рыбалку

Лиха беда — начало.
Народная мудрость.

— Ну, давай, демонстрируй,— мой давний приятель и напарник по рыбалкам с некоторым скепсисом в голосе предоставил мне право первого заброса на Нижневолжской воде этой осени. Желтый рапаловский Glidin'rap полетел в воду, и через 30 секунд первый полукилограммовый шнурок уже был транспортирован в лодку.

Так для меня началось утро 4 октября 2009 г. Предыдущим вечером мы примчались из промозглой осенней Москвы в осеннее лето Астраханской области. Традиционно мы с компанией давних и недавних знакомых приезжаем в это место — туда, где Енотаевка, нагулявшись в одиночку, впадает обратно в Волгу. Иногда получается приехать дважды в год, иногда сезон, а то и полный год пропускается; часто мы бранимся на непогоду и отсутствие уловов, но все равно рано или поздно возвращаемся в это место.

В этот раз октябрь был совсем летним. Ночью порядка +10, днем до +25. Только в последние две ночи нашей поездки похолодало до легкой изморози, но дни оставались теплыми и солнечными. Соответственно было и в воде: трава по заливам и не думала опускаться и буйно росла во всей толще воды, в этой траве стояла бель, и там же пасла ее щука. В этом году я приехал сюда с одной целью — ловить щуку на джерк, и такое положение дел меня устраивало: с одной стороны, такое обилие травы затрудняло ловлю джерками, приходилось выбирать наиболее мелкоидущие модели, да и курс проводки приходилось тщательно подбирать, но был и огромный плюс — отсутствие щуки на глубоких бровках и малочисленность судака в ямах не соблазняли напарника бросить на фиг эти заливы и уйти бомбить джигом какой-нибудь пятнадцати-с-лишнимметрово-глубокий участок.

Так и ловили на пару: он попперами, воблерами да разными незацепляйками, я джерками. По количеству хвостов, в результате, остались в паритете, но по весу я был в выигрыше. Правда, пару раз пришлось и мне переключиться на поппер, никакие джерки не могли пройти в тех условиях, а пятидюймовые силиконовые американцы «под джаваллон» к тому времени закончились (о них чуть позже), и еще пару вечеров на зорьке ловили окуня. Окуня ловили из чисто гастрономических побуждений, с целью копчения и употребления с пивом. Т. к. места мы знаем, время клева хорошо представляем, то спортивности в этой ловле было мало. Мы просто приезжали на точку за час до заката, вынимали из воды килограмма по три-четыре на нос 200–300-граммовых полосатиков и ехали их готовить. Я, например, ловил их на щучий поппер 12 см и 35 г весу, который как поставил на не джерковую палку, так и не снимал всю поезду (один раз наглый шнур его откусил, но тот не поддался и всплыл), ловились за милую душу. Дважды целенаправленно ставил Baster-2 и оба раза в конце концов вынимал на него честных (т. е. не забагренных) горбачей по 500–600 г. Но т. к. количество поклевок окуня на джерк было минимально, а окуня хотелось съесть, продолжения эти эксперименты не получили.

Залив «Каблук»

Расположен по левому берегу Енотаевки где-то в километре от впадения той в Волгу. Мелководный в начале и в конце, он имеет протяженность порядка километра, в центре находится 10-метровая яма. В «каблуке» обычно много окуня и щуки, причем в зависимости от погодных условий они мигрируют в пределах залива, но найти их почти всегда можно. Мы с напарником ушли в самый конец залива, где глубина колебалась в пределах от 50 до 80 см, было много всякой растительности и гуляла многочисленная бель. Поймав с первого заброса, я не стал продолжать с Rapala Glidin' Rap и начал менять другие джерки и свимбейты. Однако дальнейшего продолжения банкета добиться оказалось не очень просто. Где-то за час поймал еще одного шнура поменьше килограмма и слил парочку таких же на свимбейты. Собственно, задержались мы в этом месте, т. к. вода была очень прозрачная, освещение хорошее, и видно было все, что происходит вокруг приманок, очень хорошо. А т. к. рыбы было много, то и наблюдать за этим было интересно: вот плюхается в воду японское дорогущее чудо и, медленно виляя хвостом, начинает движение, наперерез к нему от прибрежного куста направляется некий интересующийся объект, сначала опознаваемый по волне, а затем — уже видимый впрямую шнурок. Приостанавливается недалеко от приманки и затем задумчиво сопровождает ее, легчайшими движениями плавников поддерживая одно и то же расстояние между своим хищным рылом и чудным силиконовым хвостиком.

Впрочем, через час нам это надоело, да и друзья по рации сообщили, что на входе в «каблук» на поппер бойко клюют щуки от килограмма до двух с лишним. Двинулись в их сторону, по пути обловили окрестности ямы. Там за час я вытащил еще пару шнуров — уже побольше, где-то килограммовых, на 3–4 метрах.

Тут Паша наконец-то отвел душу с поппером, я попробовал погонять джерки, убедился, что на Baster-2, ведомый под самой поверхностью воды, клюет, а все остальное — цепляет траву. Так, где-то к часу дня сбив оскомину, мы решили, что надо двигать вдаль. За оставшееся до темноты время успели посетить несколько других известных нам по предыдущим поездкам мест и составили впечатление, где, на что и как стоит ловить. Попутно узнавали по рации от других участников нашей компании, как дела на русле, бровках и ямах (дела обстояли грустно), какая классная стоит погода (это мы и сами видели) и какие мы все молодцы, что сюда приехали (мы кивнули). Перед закатом выловили килограммов 7 окуня и рванули на базу коптить.

День второй

И в плане ловли второй день удался, он был похож на первый, но с тем отличием, что основное время мы уделили облову характерных мест, в которых, по нашему мнению, щука была, а другого плана точки пробивали по минимуму. Улов был откровенно большой. Что на поппер, что на джерки ловить можно было десятками, но размер не радовал — во второй день поймали максимум на 2,6 кг я и на 2,5 кг мой напарник. Я на большой Buster, а он на поппер от Tsuribito на лайтовую палочку до 12 г. Ловилось много и часто, но некрупно, по этому мы то и дело меняли места, искали рыбок покрупнее, ловили и отпускали. Вечером в дежурном режиме надергали окуня. Успехи наших джигитов были гораздо скромнее. Впрочем, когда они переходили на попперы, результаты не заставляли себя ждать.

Сквозь колючки и другие найденные приключения

Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются.
Народная мудрость

Еще с прошлой весны я хотел пройтись с джерком по ерикам и озерам на острове напротив базы. На третий день нашей поездки так и получилось — Паша повез в Астрахань нашего компаньона, у которого разболелся зуб, а меня ребята закинули на противоположный берег, и я пошел. Когда пришел, понял, что попал. Вода, по сравнению с прошлой весной, была очень низкая, плюс к тому — очень мутная. На первом ерике, побольше, это ничему не помешало — сразу же поймал килошную щучку на Glidin'Rap, через пятнадцать минут в корягах под ногами — еще одну такую же, затем на протяжении минут двадцати — две атаки в дельфиньем стиле с полным выпрыгиванием щуки из воды, с мощным ударом, но без засекания. Потом случился эпизод, который я долго буду помнить.

Бревно

Стою себе на высоком берегу, кидаю джерк под противоположный берег, от ног в воду уходит упавший ветвистый ствол. Тепло, безветренно, тихо. Созерцаю, как периодически перископами маленьких подводных лодок высовываются из воды головы черепах. На шнуре большой Buster, в среднем темпе подвожу его к началу веток метрах в 3 от уреза воды и, притормаживая, начинаю медленно поддергивать на месте с той мыслью, что если вдогон кто идет, то соблазнится и атакует. И правда, атаковал, но не от центра ерика, а прямо у меня из-под ног. От бревна отделилось бревнышко поменьше и бросилось на джерк. Отлично вижу, как щука схватила джерк поперек и с ним в пасти рванула вдаль. Хорошо так рванула, шнур пошел с катушки, не обращая внимания на фрикцион. Секу, но без толку, еще рывок, джерк выплевывается, «предатор» уходит, рыбак в шоке. По виду — под метр была, толстая такая. Покидался еще там, поймал еще килошника. Оставил на коряге рапаловский джерк (моя единственная потеря за выезд) и перешел на другой ерик, в 30 метрах от первого. Мелко… Максимум 50 см воды. Прокидал его весь, благо он небольшой, метров 500 в длину. И даже поймал. Правда, не щучку, а крошечного линька за спину. С чем благополучно и отбыл на расположенные недалеко озера.

«Озера»

До озер этих прогулялся примерно с километр. Весь этот километр пришлось пробираться через засохшие сорняки с кошмарными колючими шишками. Добравшись до озер, был покрыт этими шишками практически весь. Озера там три: побольше, поменьше и совсем маленькое, идут подряд друг за другом, расстояние между ними — гдето метров по 100. Начал с большего. Метров на 20 от весеннего берега вместо воды — полужидкая грязь, к тому же еще размешанная многочисленной скотиной, которая пасется на острове в свободном режиме. Но я пролез. Впереди — все та же трава, но ил стал глубже, дальше не пройти. Уже видно было, куда надо бросать, в центре озера был участок свободной воды, и хищник там бил, но не добросить было. Попробовал еще подобраться, но не дошел в болотниках. Вылез на берег с гудящими ногами (очень вязкий ил, трудно выдирать из него сапоги) и пошел искать приключений дальше — на озеро поменьше.

Второе

Очень красивое озерцо овальной, почти круглой формы, красочно обрамленное деревьями. Но мелко — вода на метр упала, хорошо, если еще метр остался. Однако щука бьет, надо пробовать. При очередном забросе зацепил крючком траву за спиной, шнурок лопнул, и джерк плюхнулся в воду метрах в 6 от берега. По случайности, джерк оказался плавающим — Buffalo top от Piketime. Жадность, она, как известно, до добра не доводит, я за ним полез, ведь он так недалеко был. Через четыре-пять шагов (до джерка осталось буквально метра два с половиной) я внезапно провалился в ил почти по пояс и, что еще хуже, продолжал медленно в него погружаться. Пришлось оперативно принимать горизонтальное состояние и выползать. Выполз весь в этом сапропеле, черный и пахучий. Час отмывался и оттирался и, частично приведя себя в порядок, выловил Buffalo при помощи мелкого Buster'a. За всеми этими развлечениями, собственно, день практически закончился. За оставшиеся полчаса светлого времени я все-таки поймал в этом озерце двух микро-хищников все на тот же Buster-2 и на том рыбалку этого дня завершил. До самого маленького озерца уже не пошел… Пока сам себя извлекал из трясины, весь вымок и, как вскоре выяснилось, простудился на две с лишним недели, впрочем, в тот момент на это было наплевать.

Мой напарник за время между возвращением из Астрахани и подбором меня для трансфера через реку успел наловиться джигом на пару дней вперед (ничего не поймал), попутно потерял свой цурибитовский поппер, сожранный вместе с поводком здоровенной пачкой, которую он смог описать только словами «ВООООТ ТАКАЯ», и был готов к продолжению ловли по заливам и мелякам.

День третий

<Нет нужды избегать противоречий.
Карл Рэймонд Поппер, философ

Следующим утром мы махнули километров на 35 вверх по Волге, к большому острову чуть ниже городка Енотаевка. Когда до острова дошли, оказалось, что весь он — Енотаевский заказник, рыбалка, охота, туризм и прочее хулиганство запрещены. Мы все-таки покатались по протокам (зря, что ли, почти два часа против течения перли), но ловить законопослушно не стали. Завернули в большую протоку напротив Большого Затона, довольно далеко зашли в нее в поисках характерных мест, где, по нашим наблюдениям, щука быть должна. Встали. В одном углу окунь малька гоняет, в другом периодически жерех бьет, по всей акватории то тут, то там щучьи удары. Т. к. мелко всюду, то вся охота видна очень хорошо. Только вот ни один джерк там провести было невозможно, даже попперы работали метра 3–4 — потом цепляли траву, но этого хватало. Клевало жадно и часто, но мелочь. По паре двушек на попперы мы все-таки поймали, после чего я стал ловить на силиконовые американские аналоги джаваллона, 5,5 дюймов, надетые на овнеровский офсет № 8/0, а мой напарник на какие-то безымянные лягушки, купленные им на распродаже на горнолыжном курорте во Франции по евро за штуку. Лягушек этих он просто тащил по водорослям с остановками и подергиваниями. Атак было довольно много, но поймал не очень — три или четыре хвостика, некрупных, где-то до полутора килограммов. У меня такие же клевали на типа-джаваллон от Lake Fork. Причем поклевки были очень злые и зрелищные. И много. Но реализация — никакая. За три часа ловли поймал пять некрупных щучек от примерно 700 г до полторашки, потеряв при этом пять приманок, а поклевок было раз в пять больше.

Уже под вечер заплыли в один из аппендиксов этого залива, где Паша получил свою порцию адреналина. Т. к. место было совсем локальное и провести приманку можно было строго из одной точки, то ловил там только он с кормы лодки, а я сидел на носу и наблюдал за его упражнениями. Он взял мою неджерковую палку (G. Loomis 1021HSR 259, 7–35) с щучьим дамовским поппером. При первом же забросе после второго-третьего попперного булька от берега из-под куста поднимается нехилая такая волна и стремительно движется к приманке. Пока эта волна преодолевает примерно метров 5 до поппера, его атакует другая щука, но промахивается и тут же линяет в сторону, т. к. очевидно не хочет встречаться с мамкой. Все это подсвечивается закатным солнцем и хорошо видно благодарной аудитории в моем лице. Здоровенная щука атакует поппер раз, другой, на третий попадает, вижу, как она дергает приманку, тут же ее выплевывает и уходит обратно в направлении своего куста. Напарник трясущимися руками повторяет забросы, в течение 15 минут ловит с пятака 3×3 метра то ли 3, то ли 4 щук, но ТА больше не вышла. На этом и закончили ловлю.

Апофеоз и плавный переход к финалу

Уж если я чего решил, то выпью обязательно.
В. С. Высоцкий

День начался с того, что Паша утопил рацию. В этот момент мы протаскивали лодку из протоки в Енотаевку, глубины было по половину голени, но «Кенвуд» канул в бесконечность бесследно. Кто ловит, тот знает, такие вещи случаются либо к клеву (чаще всего), либо к совсем уж беспросветному ужасу (случается редко, но лучше б совсем не случалось). Но мы ж оптимисты, поэтому вторую возможность не рассматривали в принципе. Не лишним будет упомянуть, что в эту ночь впервые похолодало, и, хотя было ясно и безветренно, в 7 утра на лодках, разных гладких поверхностях и траве была изморозь. Рыба двинулась с мест, где паслась до этого, нам пришлось приспосабливаться к новым обстоятельствам. Примерно до 12 часов дня мы посетили несколько мест, где хорошо отловились в предыдущие дни. Клевало слабо. Пришло решение, что нужны изменения в консерватории. В предыдущие дни мы углубились в этот рукав примерно на километр, до мест, где лодка практически задевала дно. Оттуда уже был виден конец залива, но мы туда не совались. А в этот раз пошли. Метров 20 протащили лодку волоком и с радостью убедились, что дальше становится чуть глубже. Проплыли еще подальше, туда, где зеркало воды было меньше, она была укрыта растительностью по берегам и, видимо, охладилась за предыдущую ночь меньше, чем на более открытых местах. И сразу же начались поклевки. Потихоньку сплавились практически до конца этой протоки и там уже совсем обрадовались. Глубина там была от метра до полуторадвух, и, наконец-то, трава в воде была не сплошная, а росла отдельными кустами, да еще и коряги в ней были. Там просто не могло не быть щук. Ну, собственно, они и были. Паша ловил на здоровый поппер, ловилось часто и сопротивлялись бурно, я перебрал несколько джерков и на каждый поймал. Откровенной мелочи почти не было, но даже килограммовые щучки очень яростно сопротивлялись при вываживании, скручиваясь кольцом вокруг приманки. Паша перебирал попперы, разлавливая те, которые числились «неловящими», я продолжал упражняться с джерками. Ярко выраженным фаворитом в этом месте у меня стал тонущий Zalt Z 14 см, на который клевало чуть ли не каждые 3 проводки.

Вообще, к тому времени простуда уже очень прилично меня донимала, и в качестве лечебного средства я ее залил 100 г 76-градусного рома, закушенного половинкой яблока (вообще-то я на воде не употребляю, но тут — здоровья ради).

Допинг

Волшебная жидкость, видимо, стала последним штрихом в процессе оттачивания проводки зальта: движения приобрели необходимую четкость, проводка стала в меру задумчивой. Буквально на третьем после рома забросе я ощутил мощную поклевку, которую умудрился не прозевать, и сразу прочувствовал, что зацепил пристойный экземпляр. Паша, как это и должно было случиться, в это время сосредоточенно ковырялся плоскогубцами в очередной щуке, которая заглотила его поппер почти до кишок. «Давай подсак»,— попытался я привлечь внимание напарника. Он, прекрасно помня о том, что подсак в машине, цинично заявил мне, что с пьянством на воде надо завязывать. «Ну, тогда хоть посмотри на щуку, ведь когда сойдет — не поверишь, что большая была»,— не отставал я. Павел Владимирович изволили отвлечься и занялись благим делом помощи товарищу. К этому времени я уже подтащил щуку на расстояние прямой видимости. В какой-то момент я с ужасом увидел, как вылетает из губы передний тройник и щука остается буянить на одном заднем, который торчит снаружи в районе глаза. Но еще несколько рывков, и передний тройник опять впился в щуку — теперь уже ближе к спине, теперь оба тройника цепляли ее снаружи. Подвожу к лодке, пока Паша примеривается брать ее рукой так, чтобы самому на крюки не сесть, сбегает. Снова подвожу, потом еще раз. Наконец, втащили в лодку. «Пятера?!» — предполагаю в полном восторге. «Похоже, но отметить нечем»,— подтверждает Паша, с легкой грустью поглядывая на пустую тару из-под тростникового напитка. Взвесили, убедились, какой у нас здоровский глазомер — весы показали 4,870. Я на полкило улучшил свой результат по щуке.

На следующий день мы отвели себе на рыбалку время до полудня и постарались провести его очень разнообразно. Сначала сквозь утреннюю изморозь рванули вверх по Енотаевке на яму, где поймали по неплохому бершику, затем вниз — на Волгу на русло. Постояли понемногу на трех точках на бровке, ничего не поймали и напоследок завернули в «каблук». В «каблуке» щука тоже сместилась с совсем мелких мест на участки с 2–3-метровой глубиной и, пока не разогрелось, клевала неохотно. У Паши случился один выход с атакой, но мимо. Я поймал трех, причем все они повелись на Jolly Dancer от Hard Bait. В предыдущие дни он не выделялся, ловил не лучше других, а в этот — клевало только на него, на проводку, которую рекомендуют производители — три-четыре рывка и пауза.

Время до 12-ти пролетело очень быстро, нам пришлось возвращаться, мыть, сушить и собирать лодку, таскать вещи в тачку. В субботу в четыре утра мы направились домой с хорошим настроением, очень довольные рыбалкой. Это настроение не испортилось даже от двухчасовой пробки на Каширке километров за 40 от Москвы и неудачной игры нашей сборной с немцами, репортаж о которой мы слушали в этой пробке.