Осенью в Туве

Прилететь или приехать в Кызыл трудно. Условно надежный путь ведет из соседней Хакасии. Надо добраться до ее столицы Абакана и оттуда, если позволит погода, перевалить через Саяны в Туву на автомобиле. Расстояние - примерно 400 км, у нас этот этап пути занял 5 часов. По дороге видели несколько симпатичных озер, но какая рыба там водится, узнать не удалось.

Когда ехали в Туву (а это было начало октября), местами лежал снег, но чувствовалось, что он может еще растаять. А на обратном пути уже все - можно было открывать горнолыжный сезон. В 2007 году были сильные пожары, даже было объявлено чрезвычайное положение. Местами лес сгорел полностью, местами подгорел снизу, но остался стоять. Подгоревшие сосны называются «горельник» и считаются ценной древесиной, потому что почти не гниют. Особенно они хороши для укрепления шахт, шахтеры приезжают за ними издалека.

Речки, мимо которых мы проезжали, спускаясь с Саян, отличает кристально чистая вода. Самостоятельного рыболовно-туристического значения они не имеют, но рыба в них есть. Наш водитель сказал, что в черте деревень часто видит бабушек с удочками, ловко вынимающих из воды некрупных хариусов. Первое, что сделали, добравшись до Кызыла, побежали на рынок и купили хан. Это одно из основных блюд тувинской народной кухни. Свежая баранья кровь смешивается с молоком, солью, перцем, луком и набивается в тонкие кишки, после чего варится в мясном бульоне. Первый раз было достаточно сложно заставить себя это съесть. Но скоро настолько привыкли, что без свежего хана за стол уже не садились. Вылета из Кызыла на реку пришлось ждать 4 дня. Сначала была нелетная погода, а к этому в Тыве относятся серьезно, за последние годы вследствие обледенения разбились два вертолета. Потом вертолет (а он здесь чуть ли не единственный) понадобился президенту республики. А потом возникла детективная ситуация, мы не знаем деталей, но вертолет должен был доставить подкрепление местному ОМОНу, пытавшемуся прижать на реке высокопоставленных браконьеров из Красноярска. Увы, этого не случилось, браконьеры улетели на своем вертолете, возможно, им с погодой больше повезло.

Чтобы немного развлечься, мы уезжали на несколько десятков километров вверх по Енисею. Вода была низкая и на удивление теплая для осени, ход рыбы с верховий на зимовку еще не начался, хотя по срокам должен был начаться. Несколько леночков мы все же поймали. Выезжали и на небольшие притоки Енисея в надежде половить хариуса, но безуспешно. Наконец повезло, дали вертолет, и вот уже мы летим, с огромным интересом глядя в иллюминаторы. Вся Тува находится в чаше, окруженной со всех сторон кольцом снежных гор. Наверное, поэтому здесь такой необычный климат. Говорят, ученые считают здешний воздух чуть ли не самым чистым на планете. Так это или нет, не знаю, но дышится действительно легко. За несколько секунд до посадки в намеченном месте заметили, что Карга покрыта льдом и о сплаве по ней не может быть и речи. Пришлось лететь вниз по течению в надежде, что там льда нет. Это вполне возможно, чем меньше высота над уровнем моря, тем слабей морозы.

И действительно, на расстоянии дневного перехода середина реки (примерно на треть ширины) была уже свободна, там мы и начали маршрут. Ледяные забереги при этом были такой прочности, что мы свободно по ним ходили и ловили с них рыбу. Пару раз, правда, проваливались по пояс вследствие потери бдительности.

Первым был пойман отменный хариус весом явно за килограмм, затем стали попадаться ленки весом от 1 до 2 кг. В начале маршрута ленки составляли львиную долю уловов. Лучше всего они клевали в заводин-ках с ослабленным течением. Поскольку реку почти везде можно было перейти в болотных сапогах (этому препятствовала не глубина, а сильное, сбивающее с ног течение), доступны для облова были заводинки под обоими берегами. Рыба клевала активно, не было смысла надолго задерживаться в перспективном месте, за 10 минут рыба вылавливалась из него подчистую. Лучше всего работали серебристые вертушки Aglia Long №№ 4-5.

После выхода из Карги в Балыктыг-Хем ситуация изменилась: хариуса стало больше, но средний размер его стал меньше; ленка же, наоборот, стало меньше, но средний размер увеличился.

Погода весь поход стояла сухая и стабильная, ночью -15, днем +15. Видимо, поэтому мои друзья не ждали от реки неприятностей и оставляли плавсредства у самой кромки воды. Я молча удивлялся такой безалаберности (или уверенности), но, к моему большому удивлению, каждое утро мы находили рафты там, где их оставили. Разница была только в том, что вечером мы парковали рафты по воде, а утром находили их во льду. Рыбалка утром в Карге не получалась, шуга шла настолько плотно, что даже тяжелые приманки проводить было совершенно невозможно - очень удобно для любителей утром подольше поспать. Если до 10 часов утра черпануть из реки стаканом, то воды в нем будет не более половины, остальное - мелко наколотый лед, идеальный для приготовления коктейлей. А в Балыктыг-Хеме много шуги было только в местах впадения притоков, в остальных местах - лови, пожалуйста. Но мы к тому времени уже ленка и хариуса наловились и были нацелены в основном на тайменя. Сплав у нас был не туристический, а рыболовный, перемещались мы неторопливо и в общей сложности прошли по Карге примерно 50 км и по Балыктыг-Хему 80-90. Стремились обловить все интересные места, то есть сделать так, чтобы каждое интересное место было в пределах пешей досягаемости от одной из стоянок. Общепринятый здесь метод ловли тайменя - проводка тяжелой колеблющейся блесны вплотную ко дну, с ударами по нему. Естественно, бывает очень много зацепов, но иногда до зацепа успевает клюнуть таймень. Мне кажется, в такой ситуации был бы уместен тяжелый джиг, и я очень жалел, что у меня нет ни грузил, ни «резины» подходящего веса и размера. В следующий раз обязательно возьму их с собой. В этот же раз я оказался к такой ловле не готов, быстро оторвал свои тяжелые приманки и в дальнейшем сосредоточился на ловле хариуса и ленка, а за попытками моих друзей поймать тайменя только наблюдал. Нельзя назвать эти попытки удачными, за весь поход друзья поймали по одному-другому небольшому таймешонку, оставив на дне практически весь свой арсенал тяжелых темных «ложек» с усиленными тройниками.

В прошлые годы успешной была ночная ловля тайменя на «мыша». Но в этот раз ничего толкового, кроме нескольких некрупных ленков, таким способом поймать не удалось.


Зато местная снасть для ловли хариуса оказалась вне конкуренции. Она состоит из концевого грузила (лучше всего «тирольской палочки») и трех-четырех мушек на коротких поводках выше него. Мушки - некрупные, неяркие, связанные очень просто, без всяких изысков. Но хариус на них клюет изумительно, достаточно часто удается вынуть из воды двух одновременно, иногда даже трех. Место ловли - перекат с крупными камнями, между которыми и надо протаскивать эту незамысловатую оснастку.

Специалисты утверждают, что плетеный шнур легко перетирается о камни, поэтому в быстрых, изобилующих валунами реках лучше применять монолеску. Это, конечно, справедливо, но все-таки больше для легких снастей. А поскольку я применял тяжелые оснастки и соответствующие им мощные снасти, то остановил свой выбор на Power Pro 0,36 mm. Мне кажется, мононить той же прочности будет слишком толстой и жесткой. А с менее прочной усложнится силовой заброс тяжелых оснасток и увеличатся потери приманок на зацепах.

Мы сплавлялись на полноценных рафтах, но маршрут этого не требует. Серьезных порогов нет, а многочисленные шиверы можно пройти на обычной надувной лодке. Река позволяла даже не паковать вещи в гермомешки.

Вот если бы спуститься по Балыктыг-Хему до слияния с Сарыг-Эром, от которого река уже носит название Ка-Хем (Малый Енисей), ситуация была бы другой: прохождение тамошних порогов возможно, но требует самого серьезного подхода.

По сезону: на осенний ход рыбы мы не попали, ловили оседлую. Думаю, что в другое время, в августе например, результат рыбалки был бы примерно таким же. Вот чем хороша поздняя осень, так это полным отсутствием гнуса.

Очень интересным и запоминающимся было общение с местным населением. Здесь живут не тувинцы, а староверы, и это для туристов очень хорошо. Бытовые нормы последователей Аввакума стали менее строгими, в частности, запреты на табак и алкоголь уже не абсолютны, хотя запрет на использование «чужой» посуды соблюдается. Но нравственность по-прежнему на высоте. О воровстве, с которым часто, увы, приходится сталкиваться, не может быть и речи. Полностью натуральное хозяйство вести сейчас практически невозможно, некоторые вещи приходится покупать, то есть что-то надо и продавать. Основной источник дохода - крупный рогатый скот, который сдают на мясо. Староверы говорят: «Нам не по карману кушать корову». Мясо к столу добывается охотой, большинство местных мужчин - мастера высочайшего класса в этом непростом деле. Тайгу знают как свои пять пальцев, да и стреляют отменно. Застрелить дикого козла из качающейся лодки с трехсот метров для них не проблема. Интересная особенность: живность с лапками в пищу не употребляется. Поэтому медведь может жить рядом с деревней и чувствовать себя в полной безопасности, если не начнет «хулиганить». А зайцам вообще ничего не угрожает, их великое множество, и людей они практически не боятся.

Классическая лодка староверов - длинная, как нижневолжская бударка, но не разделена на отсеки, что позволяет при необходимости быстро перемещаться с носа на корму и обратно. Днище для защиты от камней обязательно обито оцинкованным железом. На носу - лоток для сплавных сетей, которыми по осени ловят рыбу, а именно хариуса, который не является товаром, но считается ценным продуктом питания и обязательно заготавливается на зиму. Насколько я понял, местные жители солить ленка даже не пытаются. А хариуса потрошат, укладывают в бочки брюшком кверху и обильно посыпают солью. Утверждают, что хариус лишней соли не берет. Проблем с заготовкой обычно не возникает, запас для семьи на зиму можно сделать всего за несколько дней.

Других туристов на реке не было. Мусор по берегам встречался в малых количествах. Но это, к сожалению, везде так, мусор присутствует даже в самых безлюдных местах. В общем же могу отнести эти места к одним из самых «незатоптанных» из всех, которые я когда-либо видел. В первую очередь этому способствуют сложность заброски на реку и эвакуации с нее - только вертолет. Если пройти пороги в низовьях Балыктыг-Хема, то можно дойти до «цивилизации» по воде и сэкономить на вертолете, но для этого, как я уже говорил, нужен опыт прохождения водных туристических маршрутов четвертой-пятой категории сложности.

Соседняя Хакасия доступней и тоже интересна, там я был дважды, хотя скорее как спелеолог, чем как рыболов. Но это уже другая история.

Похожие статьи
// Путешествия

Казанским спиннингистам есть из чего выбирать, Кама и Волга всегда рядом, но ловля на большой воде, пусть и продуктивная, не всегда может быть комфортной. Ветер более 3–4 м/с на большом водном зеркале нагоняет серьезную волну. Ловить в этих условиях тяжелым джигом не проблема, а вот передвигаться по воде — уже серьезное испытание, даже для большой и надежной лодки.

Подробнее

// Путешествия

Бузан — это жерех!
До поры до времени верхний Бузан у меня ассоциировался только лишь с жерехом. Получилось так, что начиная с 2003 года я именно осенью оказывался в тех местах и терпеливо ждал безветренной погоды, чтобы на моторной лодке быстро покрыть большое расстояние и поохотиться на жереха около острова Дедов Осередок. Это первый остров на Бузане, и перед ним течение замысловатым образом рисует множество русловых бровок

Подробнее

// Путешествия

Испания - это отличное место ловли самых разных хищников, обитающих в пресной воде. Особенно успешна охота на большеротого окуня (black bass), судака и сома. Названия мест больших скоплений в запрудах, таких, как Каспе или Мекиненса, заставляют мечтательно закатывать глаза многих рыболовов. Но как ни странно, не за ними, а именно ради морской рыбы в прошлом октябре я отправился в дельту реки Эбро. Но не ради какой‑то простой рыбешки, а ради каменного окуня и морского сома.

Подробнее

// Путешествия

Нотозеро расположено в Северной Карелии, принадлежит к системе водоемов Княжегубского водохранилища, образованного после строительства Княжегубской ГЭС в 1955-1957 годах. Водоем представляет собой достаточно обширную акваторию, с огромным разбросом глубин и множеством ям глубиной до 40 м. Озеро окружено скалами и лесами, все это, особенно в солнечную погоду, выглядит как какое-то вымышленное место, которого не существует в природе. Это надо просто один раз попробовать, и либо ты «подсел», либо нет. Под «попробовать» я имею в виду, конечно, не только местные красоты, но и ловлю одной из самых загадочных пресноводных рыб нашей страны - палии. Загадочных отчасти и потому, что нет единого и четкого определения этой рыбы.

Подробнее