Бузан — это жерех!

До поры до времени верхний Бузан у меня ассоциировался только лишь с жерехом. Получилось так, что начиная с 2003 года я именно осенью оказывался в тех местах и терпеливо ждал безветренной погоды, чтобы на моторной лодке быстро покрыть большое расстояние и поохотиться на жереха около острова Дедов Осередок. Это первый остров на Бузане, и перед ним течение замысловатым образом рисует множество русловых бровок. Где-то там, как нам рассказывали, находится жере-ховое эльдорадо! В первый раз мы поплыли туда просто посмотреть на это таинство. Понятное дело, взяли с собой кастмастеры всякие, на жереха ведь едем! Таких, как мы, там еще оказалось лодок пять или семь. Свято место пусто не бывает! Но вот незадача! Жерех как-то не ловился! Точнее сказать, ловился, но не у всех, и не в обещанных количествах и весовой категории, о которых буквально день назад вполголоса повествовали у костра. Но это не беда, ведь мы прибыли просто посмотреть, потому что надоело уже щуку ловить. В общем, подсмотрели мы, как ловят жереха… и ничего не поняли. Наш друг Виктор Гордов со своим отцом яко-рился то там, то тут. Мы наблюдали издалека, стараясь понять логику его действий. Но тщетно. Они становились не там, где била чайка. Почему — мы так и не спросили, не хотели портить человеку рыбалку. Решили самостоятельно разбираться с жерехом.

Обогнули вышеуказанный остров и впали в некоторое уныние. Жереховые котлы распадались до того, как мы к ним успевали подъехать, как нам казалось, на безопасное расстояние. Битых три часа мы гонялись по акватории за чайками и в конце концов заметили, что в одном месте чаечник формируется с некоторой периодичностью. Мы решили заякориться и просто подождать, что будет. Ждали довольно долго. Выкурили сигареты по три, наверное, прежде чем ниже нас по течению стали нервно кричать крачки. А вот уже и бухающие всплески стали различимы на водной ряби. Нам все время хотелось сняться с якоря и чуть-чуть подплыть. Я не знаю, каким усилием воли мы оставались на месте, пока бой жереха не приблизился к нам на расстояние заброса. Однако мы переоценили свои возможности! Мы попросту не добрасывали до котла метров 10–20, как ни старались. Опять возникло жгучее желание чуть-чуть подплыть. Нет, загнав свои звериные инстинкты добытчика куда-то в самый угол рыбацкой души, мы подбадривали себя тем, что нам не нужен мелкий жерех, а мы ловим именно крупного, который должен крутиться вокруг основного буйства, а не в эпицентре. Через 15 минут издевательства над нами жерех сдался. На расстояние нашего заброса жереховый бой так и не дошел, остановившись ниже и левее нас. Первые поимки жереха расставили все по местам и убедили нас в правильности нашей тактики. Жерех брал не с каждого заброса, но около часа мы ловили его, чуть не добрасывая до котла, и вылавливали весьма солидные экземпляры.

Подобным образом мы обработали еще два котла, заметив их постоянство. Вернувшись в лагерь, мы были вознаграждены удивленными возгласами тех, кто так и не подобрал к жереху ключика. В прошлом году на том же месте, перед первым островом мы с тезкой из интернет-клуба Лх1уЬа-77 не просто охотились за жерехом, а выполняли задачу по поимке трофея, чтобы увековечить свои имена в призерах фестиваля «Октября-та-2008». В нашем арсенале более правильные спиннинги, более тонкая плетенка, разнообразные приманки. В первый день мы подбирали ключик к капризному осеннему жереху, вроде подобрали, на второй день рассчитывали на трофей, но подвел мотор, и мы прибыли к шапочному разбору. Результат не был достигнут, однако за эти два дня мы как следует изучили это уникальное место. Просмотрели эхолотом бровки, которые тянутся почти параллельно друг другу в сторону Бузана. Кроме жереха, на этих бровках много приличного окуня и средних щучек до полутора кило. Так что, поджидая на рабочей точке возобновления или приближения жерехового котла, вполне есть чем заняться.

Бузан — это коряги!

Вообще вокруг острова Дедов Осередок очень интересные места. Неожиданно можно встретить жереха в любом месте. Главное — быть готовым к встрече с ним, не шуметь и быть терпеливым. Справа от острова через протоку есть закоряженный берег, в котором водятся щуки и судаки. Странное дело. Судаки нам не попадались до тех пор, пока мы изрядно не разогнали щучье поголовье. Именно не проредили, а разогнали, ведь мы всю рыбу выпускали, так как до нужных 4 кг (такая планка была на тот момент) они не дотягивали. Те коряги я вспоминаю до сих пор и обязательно побываю там в этом году. Посудите сами! Там происходит то, ради чего люди приезжают на Волгу. Злые поклевки сыпятся одна за одной! Не успеваешь поролоновую рыбку сбросить под водой с очередной ветки, как на падении сильный удар, как Леха говорит, «в ногу». Но коряги — они и на Бу-зане коряги. Мы постоянно меняли приманки, пытаясь найти оптимальные, на которые может позариться крупняк, которые хорошо засекали бы рыбу и были бы живучи в коряжнике. Мы перепробовали и поролонки-незацепляйки, и твистеры на офсетных крючках, и каролинскую оснастку. Больше всего в этот день мне понравилась комбинация: довольно тяжелая пуля (30–40 г) на струне + твистер Mann’s на «горбатом» офсетни-ке фирмы Murena № 4/0. Именно так я поймал первого неплохого судачка на 1800 г. Напарник ловил на свои любимые офсетники «гамакацу» (подсекал так, что чуть с лодки не выпрыгивал, за что я его прозвал «Прыгающий Гамакацу»), однако самого большого судака, явно за 2 кг, упустил. Поторопился с вываживанием, по причине задранного спиннинга не оставил себе маневра на случай резких кульбитов рыбы на поверхности, и судак сорвался. Очень жалко. Мы так ждали, когда судак себя начнет проявлять, и вот под вечер он все чаще начал клевать, но — досадный сход, а ведь могли залезть в призовую тройку по судаку. Но мы заметили такую закономерность: внизу на бровке плавает судак, наверху в корягах — щука. Если в корягах почему-то нет щуки — ее место занимает судак. Окунь присутствует и часто клюет прямо под лодкой, где еще мельче.

На следующий день мы оставили ровно час на два места в этих корягах. По полчаса на одну точку. Это чем-то напомнило прошедшее днем ранее соревнование «Быстрая щука». Асташин так и заявил:

— Мамба, ты как хочешь, а сейчас у нас с тобой «Быстрый судак»!

— Да, только с одним важным дополнением, судака надо поймать не от кило, а от 2,5 кг.

На первой точке крупного судака нет. Ловим, как и прежде, щук «до двушки», судачков и бершей. Леха уже соглашается прекратить бесполезные попытки и плыть на базу, чтобы успеть до темноты сфотографироваться с сомом (о нем чуть ниже) в полный рост. Нет уж! Быстрый судак — значит, быстрый судак! Есть еще полчаса на вторую точку! Становимся. Ловим 10 минут, 15 минут — у берега щучки до полутора кг, с бровки-то же самое. 20 минут — поклевка, подсекаю. Ну что ж, этого придется брать в подсак, упирается сильно! Взял на поролонку-незацепляйку. Судак! Не завел в коряги, честно бодался на чистом месте, сделал пару кульбитов около лодки. Ну! Это уже кое-что! Явно больше двух кг! Кидаем еще по три раза, нет, по пять. Нет, еще один заброс… все, пора! Мчим на базу, а на базе сюрприз — планку по судаку задрали так высоко, что мой судак на 2710 г. даже не влез в призовую тройку.

Бузан — это ямы!

Немного ниже Дедова Осередка есть впечатляющая яма глубиной под 40 м. Ее сразу видно по водоворотам и причудливому виду береговой линии. Мы попробовали ловить джигом на ее свалах, но, кроме пары бершей, нам ничего не попалось. Про себя я дал обещание посетить эту яму с квоком, впрочем, спиннингистам это скорее всего неинтересно.

Еще ниже по течению вместо двух островов, как нарисовано на всех картах, мы увидели первым Большой Осередок. Именно с воды он кажется первым, на самом деле параллельно ему еще есть Малый Осередок. Мы почему-то начали обследовать острова слева направо, то есть повернули в Воложку, которая протекает между берегом и Большим Осередком. По этому берегу острова живут шикарные коряги, граничащие с глубиной 5–6 м. Вдоль них ловятся мордатые окуни, попадаются вездесущие щуки. Чуть ниже глубина увеличивается до 10 м. Края этой ямки сильно закоряжены, и судак там водится. «Прыгающий Гамака-цу» буквально выковырнул оттуда судака «под двушку». Я там поот-рывался просто вдрызг! Но он, ловя офсетником на самой бровке, страдал от глухих зацепов по-божески. На другой стороне, через Воложку, мы заметили весьма перспективный перекат, который обстреливал с берега какой-то спиннингист. Явного присутствия жереха не было, и пробовать ловить там мы не стали, хотелось успеть обойти Большой Осередок.

Бузан — это сом!

Оплываем остров, видим ярко выраженную косу, тянущуюся от острова. Течение режет эту косу с обеих сторон. Ветра нет, течение позволяет стать на якорь, что мы и сделали. А знаете, как это бывает обычно, лучшая постановка лодки совершается совершенно «от балды», часто просто с целью стать на якорь и разлить. Пробуем ловить на свале и с одной стороны косы, и с другой. Я всматриваюсь в чаечник неподалеку, жерех там или окунь… и вдруг, сам не зная почему, подсекаю. Не глядя на спиннинг, привычно джигуя, вдруг потерял привычный ритм проводки и машинально подсек. Спиннинг St’Croix Avid с тестом 10–35 согнулся, я машинально потянулся к фрикциону, чтобы чуть отпустить его, но вдруг спиннинг выпрямился, и… я уже сматываю плетенку абсолютно без усилия. Что это было? Не знаю!

Сейчас посмотрим на приманку. Однако около лодки приманка сама ускорила движение и стала погружаться. Не понимая, что происходит, я опускаю спиннинг в воду, опять кидаюсь ослаблять фрикцион, но не успеваю. Плетенка 15 lb дзынькнула быстрее. Черт! Кто это был? Толстолобик? А может быть, сом? Ведь я ловил на черную поролонку-незацепляйку, вероятность багрения очень мала. Ну почему я в первый раз не ослабил фрикцион, как хотел? Эх-хе-хе… Сижу, казню себя за досадную ошибку, оснащаю более мощную палку толстой свежей плетенкой. Уже привязал приманку, но забросить не успел. Леха что-то подсек и так же, как и я, ничего не понимая, смотрит на согнутый спиннинг. Сниматься с якоря или нет?

— Поклевка была?

— Нет… такое впечатление, что забагрил кого-то…

В этот момент фрикцион начал бешено травить шнур. Сомнений нет, надо сниматься с якоря, борьба ожидается долгая. Хоть плетенка и толстая, снасть мощная — может разогнуться крючок или не выдержать заводное колечко. Поднимаем якорь, однако сом, а это, без сомнения, он, залег на дно под лодкой и лежит. Леха первый раз в жизни ловит сома на спиннинг — что делать? Я пытаюсь со стороны оценивать ситуацию, даю советы по слабости фрикциона, по динамике вываживания. Главное, времени у нас достаточно, сом явно более 15 кг, надо его измотать до полусмерти, прежде чем взять кевлавровой перчаточкой за нижнюю челюсть. Мы не торопились, даже когда он уже всплыл и делал вялые попытки уйти в глубину. Прошло ровно 40 минут. Я с третьего раза ухватил его за челюсть и втащил в лодку. Все! Мы молодцы! Справились!

В тот день с этим сомом на 24,6 кг мы завоевали первое место в номинации «БигФиш» на фестивале «0ктябрята-2008», который проводился силами клуба Axtyba-77 и рыболовной базы «Замьяны-77».

Бузан — это щуки и судаки

В тот день, когда мы поймали сома ниже острова, мы больше не искушали судьбу и как истинные спортсмены пытались улучшить результат по судаку и щуке, хоть планка после двух дней соревнований была уже очень высоко, выше, чем в этом же году на мемориале О. Соболева. Мы не исследовали новые места в том районе, а вернулись в начало Бузана в те самые коряги, о которых я уже писал. Посмотреть на вечерний выход, так сказать. Но по пути, как раз между островами Большой и Малый Осередок, среди торчащих деревьев увидели жерешиные всплески. Пришлось потерять час-полтора, ведь парочка жерехов под трешку — и мы в этой номинации побеждаем. Но с этим местом слету нам разобраться не удалось. Поймали одного совсем небольшого, и все. Место достаточно узкое, и жерех осторожничал. А может быть, просто не хватило упорства и навыков. Так или иначе, на следующий день мы, не раздумывая, рванули опять в те края. Жереха на прежнем месте, увы, не обнаружили, зато очень тщательно исследовали верхнюю часть протоки, что между островами Большой и Малый Осередок. И почему мы сразу по ней не поплыли? Первые же показания эхолота около торчащих из воды деревьев вселяют надежду — 5–7 метров! Первые же забросы приносят щук и судаков. Но соревнования уже закончены, мы в свое удовольствие ловим и отпускаем рыбу, исследуем хитрые бровки. Чуть ближе к острову Большой Осередок глубина 9 м подступает к деревьям очень близко. Я так и продолжал ловить на чебурашки с поролонками-незацепляйками, ибо у меня их всегда в избытке. Новое место, «вслушиваюсь в бланк», чтобы не подсечь обыкновенную корягу, накатом переваливаю приманку через какие-то препятствия, как БАХ — и стоит не шевелится! Бывает такое часто, что клюнет и сразу ныряет под корягу. Я форсировать не стал, а опять же стал вслушиваться, может быть, там кто-то по-прежнему сидит? Так и есть, пару раз кто-то забирал по метру-два плетенки, но потом опять утыкался при вываживании в неведомую преграду. Надоело бодаться. Теряю драгоценное время, за которое я мог бы увидеть несколько таких поклевок! Я мысленно распрощался с поролонкой и смело потянул на себя. К моему удивлению, преграда подалась, и соперник на том конце лески ожил и опять начал давить в глубину. Ах так?! Ну, значит, крючок засел как следует. Я начал форсированное вываживание, подняв спиннинг высоко над головой. Это была щука на 4300, которая еще два раза делала попытки спасти свою жизнь в корягах, минуя мои весы. Я ее реанимировал потом достаточно долго, но это того стоило. Щука была отличным бойцом, отдала почти все свои женские силы, да еще с явными признаками интересного положения. Возможно, полоса неудач для нее в этот момент поменялась на полосу везения! Всю дорогу от Замьян до Волгограда мы с Алексеем обсуждали нашу давешнюю тактику. Вспоминали Волгу, на фарватере которой были выловлены на джиг призовые щуки и судаки, опасения, что поднявшийся ветер не позволит нам вернуться вовремя на взвешивание или, что еще страшнее, закончится бензин. И на этом суровом волжском фоне Бузан выглядел просто идеальным местом для спиннингистов, где практически на каждой якорной стоянке нас ждали поклевки. Это место — действительно что-то среднее между матушкой-Волгой и красавицей Ахтубой!