Официальный сайт журнала «Рыбалка на Руси»

Зарегистрироваться

За красным карпом в Сенегал

Однажды в Интернете я прочел про «carp rouge» (франц. «красный карп»), которого ловят в Африке, в Сенегале. Изучив этот вопрос, мы с женой решили отправиться туда. Наше путешествие организовала компания Senegal Travel, хозяин которой лично встречал нас в аэропорту Дакара и отвез в 4-звездочный отель с поэтичным названием Lagoon. Стилизованный под старинный корабль отель стоит на сваях, и, выйдя на балкон, ощущаешь на коже соленые брызги Атлантики. В первый вечер, распробовав местный арбуз с родной водочкой, мы отправились отдыхать, чтобы набраться сил перед знакомством со столицей Сенегала.

Дакар — огромный экзотический город, понять который за один день, конечно, невозможно. Непривычный русскому глазу колорит в виде попрошаек, спящих под прилавками торговцев фруктами, и людей в религиозных одеждах произвел на нас не меньшее впечатление, чем контраст между убогими жилищами местных жителей и роскошью шикарных отелей. Название Дакар ассоциируется у меня прежде всего с гонкой, которую отменили в 2007 году-то ли из-за угроз терактов, то ли, как говорят местные жители, из-за опасностей трассы. В последний раз погибли шестеро или семеро из участников гонки.

Шторм

Следующим пунктом программы была двухдневная океаническая рыбалка, организованная рыболовным клубом отеля Lagoon. Погода стояла отличная, дул свежий ветерок, и мы с женой в прекрасном настроении взошли на борт 11-метровой двухпалубной яхты, оборудованной 350-сильным двигателем. Надо отметить, что в этом самом рыболовном клубе тренируется команда, дважды ставшая чемпионом мира в одной из номинаций морской спортивной рыбалки (в 2002 г. в Испании и в 2003 г. в Сенегале), поэтому его слава распространилась далеко за пределы страны. На отлично оборудованной яхте имеется современное рыболовное снаряжение: пять мощных морских троллинговых спиннингов, оснащенных мультипликаторами PENN (жаль, без электропривода) с монолеской диаметром около 1 мм, есть разные насадки, морские воблеры, попперы, оснастки для ловли на наживку — в общем, полный комплект. Уже на выходе из залива стало ясно, что океан неспокоен, он как будто отказывался нас принять. Как только последние прибрежные скалы остались позади, нашу яхту как пушинку волна подняла вверх и с яростью бросила вниз, удержаться от падения мне не удалось. Бешеная и непредсказуемая по направлению качка продолжалась минут 15, после чего было решено вернуться и оставить мою жену на берегу. Выйдя вновь в океан, я в течение двух часов поймал шесть небольших желтоперых тунцов, самый большой был весом примерно 5 кг. Усилившееся волнение загнало нас обратно в порт, заставив отказаться от надежды поймать обещанных организаторами рыбалки марлина, парусника, рыбу-меч и корифену. Второй день рыбалки пришлось отменить, так как на следующее утро болтанка усилилась, деньги за нее мне вернули.

Заповедник

На третий день нашего пребывания в Сенегале мы с хозяином турфирмы мсье Луи и русским гидом Сергеем отправились на сафари в национальный заповедник Бандиа и на Розовое озеро. Прибыв на место, мы сразу столкнулись с местной фауной: вход охранял страус, а в бар, куда мы зашли за напитками, вбежал бородавочник. Впрочем, его тут же отогнал полотенцем официант. В парке нам встретились жирафы, поедающие колючки с баобабов (в мае на этих деревьях нет листвы), импалы, гиены и два спящих носорога.

Син Салум

Утром следующего дня мы отправились в Син Салум. Ехать предстояло около шести часов, по дороге Сергей рассказывал об особенностях жизни в Сенегале — коррупции, голоде, безработице и всеобщем обыкновении по вечерам, после заката, сидеть дома, не высовывая носа на улицу. Одно радует: за сезон дождей, с июня по декабрь, местные собирают три урожая злаковых.

В Син Салуме мы разместились в рыболовном отеле Keur Saloum. Номер был огромным, с прекрасным видом на реку и на мангровые заросли. Правда, в кондиционере давно следовало поменять фреон, но это ерунда — ведь мы приехали на край света, ловить красного карпа! Рассказывают, что в манграх Син Салума водится более 250 видов рыб.

Меня больше всего интересовали красный и белый карп, морской окунь, барракуда, нильский окунь, морской лещ, скат и басс. Непосредственно в месте моей рыбалки в 2001 г. был установлен мировой рекорд по красному карпу: трофей потянул на 60 кг! А в 2002 г. там же был выловлен электрический скат весом 111 кг.

На рыбалку меня сопровождал переводчик по имени Маки, который, окончив мореходку во Владивостоке, трудится преподавателем и подрабатывает переводчиком русского языка. Захватив арендованные накануне два спиннинга (6 евро в день за каждый!), мы отправились к лодке. Наша деревянная лодка длиной метров 6–7 была покрашена масляной краской «под акулу». Движок подвесной, 15 л.с. В лодке я познакомился с Муссой, специалистом по рыбным местам.

Через полтора часа хода я поинтересовался — где же ловить? И получил ответ: «Давно пора ловить!» У Муссы было всего два воблера одинаковой желто-зеленой окраски, и я стал дорожить на один из них. Сначала отпустил мало лески, воблер постоянно выскакивал из воды, потом отпустил дальше, и сразу удар! Рыба выпрыгнула из воды, сделала кульбит и вцепилась здоровенными зубами себе же в бок! Вытянув ее в лодку (естественно, ни багорика, ни подсачека не было), Мусса показал мне, что зубы у рыбы загнуты назад и торчат в разные стороны, поэтому у ее жертвы нет шансов вырваться. Рыба напоминает нашу чехонь, худая, злобная, но длиной около метра. Ее название мне перевели с французского как «рыба — пояс», но скоро выяснилось, что точное название «рыба-сабля».

В течение следующего часа троллинг оказался безуспешным, травы цеплялось все больше, она плыла по поверхности, как будто выше по течению прошла газонокосилка. Откуда взялось течение? Все просто: наступил отлив. Пора менять тактику ловли. Мусса с берега принес булыжник, обвязал веревкой и забросил этот якорь. Я взял один спиннинг с мультипликатором и сделал первый заброс. Оказалось, мультипликатор не работает! Хорошо, есть еще один. Покидав воблер с полчаса, я из своей коробочки достал джиг с силиконовой приманкой и попробовал пробить им дно, но крючок все время цеплял корни мангров. Мое недовольство рыбалкой нарастало. Поняв это, рыболовный гид достал из ведра здоровенный крючок, привязал его к спиннингу с неработающим мультипликатором, насадил кусочек кальмара и дал мне эту снасть в руки. Я вспомнил детство, как мы на Волге кидали закидушки, и, размотав леску на дно лодки, сделал заброс. Не прошло и пяти минут, как я почувствовал поклевку, и через несколько минут в лодке бился небольшой скат-хвостокол! Мусса взял пассатижи и сломал ими зловещий шип. Довольный, он бросил рыбу в ведро. Ужин есть!

Спустя полчаса я поймал диковинную рыбешку длиной в две ладони, похожую на нашего пескаря, но с длинными усами, переводчик мне объяснил, что местные зовут ее «усач». Еще через полчаса в лодке оказался серебристый морской угорь, но его вываживание мне удовольствия не доставило. Длина его была около 70 см, хотя в окрестностях Син Салума можно поймать особь до 1,5 м.

Уже в 10 утра жара стала нестерпимой. С завистью поглядывая на проплывающие мимо лодки с тентами, я сделал филе из пойманного усача и насадил его на крючок. Через десять минут рыба дернула, я подсек и стал вываживать. Красная тень в воде бросалась то в одну, то в другую сторону, то металась под лодку, то старалась зацепить леску за мотор, но мне все же удалось перехитрить эту рыбу, и в лодке оказался мой первый красный карп! Это была рыба весом всего около килограмма, похожая на красного снэппера: такая же крупная красно-золотая чешуя, отчетливо просматривающиеся острые зубы, но тело более сплюснутое, плавники не красные, а коричневые. Счастью моему не было предела. Хоть рыба была невелика, но она здесь есть и ловится!

С новыми силами

На другое утро дорожить я начал сразу же, и в том же месте, что и вчера, поймал двух рыб-сабель, а ближе к мангровым корням мне попался солидный, килограмма на три, красный карп. После того как заякорились, я стал ловить взаброс на привезенный мною из дома любимый серый маленький воблер фирмы Rapala. На него удалось выловить двух барракудок весом килограмма по полтора. Потом я снова попытался джиговать и зацепил морского ежа. До этого печальная встреча с ним у меня была на Кубе, поэтому перчаткой с крючка его снял Мусса, я сфотографировал и хотел выкинуть, но гид бросил его в ведро. Позже я узнал, что местные жарят их на гриле. В каждом морском еже всего столовая ложка съедобного мяса, но говорят, это настоящий деликатес! Потом на кусок замороженной ставридки я поймал рыбу-серп. Весила она всего около 0,5 кг, но все-таки — первая рыба нового вида!

Вечером мы снова отправились на рыбалку. На этот раз я взял с собой жену. И она вопреки всем предрассудкам принесла мне удачу: удалось троллингом на воблер «рапала» поймать красного карпа на 5 кг! Вообще эта вечерняя рыбалка была самой лучшей. Жена вытащила трех красных карпов, одну рыбу-саблю, а я поймал разновидность ската диаметром с полметра, весом килограммов на 7, и несколько диковинных рыб, которые, как мне сказали, называются рыба-жаба. Вид у нее омерзительный, но сенегальцы любят ее за вкусное мясо, а из голов колдун делает отвар, хорошо помогающий при кашле.

При ловле на кусочек кальмара у меня случилась очень мягкая поклевка, я стал потихоньку вытягивать леску, и тут из воды появилось жуткое существо: морская змея. Длина ее была более полутора метров. Мусса был очень напуган, сказал: «Очень опасно!» — и срезал леску вместе с грузилом и крючком. На этом рыбалка в тот день была закончена. Мы хотели еще успеть заехать в местную деревню, чтобы познакомиться с бытом сенегальцев.

Над затонувшим кораблем

На следующее утро пошел сильный дождь, мы собирались просто отдохнуть, но за обедом к нам подошел управляющий отелем мсье Жан и предложил за 80 евро порыбачить в его любимом месте, рядом с затонувшим кораблем. После обеда мы с переводчиком Маки сели в принадлежащий мсье Жану 9‑метровый катер без трюма, с высокими бортами и стеклянной кабиной для капитана. На нем имелся движок Suzuki-150 и все современное оборудование для поиска рыбы. Дорога до места, где, по словам местных, на глубине 9 метров находился затонувший корабль, заняла около часа. Приманкой нам служила нарезка из замороженного кальмара. Первых трех рыбин поймал хозяин катера, потом переводчик, а я все ждал… Резкая поклевка, фрикцион затрещал, какой приятный звук! Когда рыба стянула несколько десятков метров лески и стала уставать, я начал потихоньку поднимать ее со дна, подтягивать к лодке. Борьба была недолгой, и вскоре над водой появилась голова рыбы. «Мурена!» -закричал капитан, я подтянул ее к борту, вес ее мне был непонятен, но длина была около полутора метров. Маки схватил подсачек и вместо того, чтобы подсунуть его под голову, стал пытаться завести его с хвоста! У рыбы появился дополнительный упор, она метнулась и сошла! Капитан все это фиксировал на камеру и не пытался помочь мне. Конечно же, ее легко было поднять в лодку, ведь надо было брать не подсачек, а багорик, который лежал рядом! Я высказал Маки все, что я о нем думаю. Этот непечатный текст, кажется, понял и капитан. Он предложил мне свое место на корме, но я отказался.

Спустя 10 минут ко мне подошла стайка рыбы, и я поймал красавца каранкса! Это, пожалуй, самая красивая из когда-либо пойманных мною рыб. Чешуя серебристая, переливается, в первые секунды, пока рыба не потемнела, в ней можно увидеть свое отражение. Третий пойманный мною каранкс потянул на 6 кг! Уже после захода солнца, когда поклевки у всех прекратились, я сумел вытянуть группера — он клюнул на кусок филе ставридки. А последним трофеем стала акула-ангел, рыба чуть больше метра и очень похожая на ската, только хвост у нее более толстый и с несколькими плавниками. Рыбалку можно было и продолжить, но мсье Жан сказал, что пора уходить, так как поднимается сильный ветер. Вечером, когда весь улов был подсчитан, оказалось, что за три с половиной часа мы поймали 14 каранксов и множество другой рыбы, общий вес трофеев был около 160 кг!

Возвращение домой было связано с приключениями. Из-за сборной Сенегала, которой срочно понадобилось в Париж, с рейса сняли небольшую толпу людей, срывалась наша стыковка с рейсом Париж-Москва. Правда, благодаря этому мы провели ночь в роскошном пятизвездном отеле, что было оплачено авиакомпанией Air France. Перед отлетом мне удалось увидеть, как на баобабах распускаются нежные листочки. Что-то подсказывает мне, что я обязательно вернусь в эту славную страну — Сенегал.