Миссури и форель — это Монтана

Часто бывает так, что после очередного путешествия знакомые рыболовы спрашивают: «Как ты съездил?» Часто этот вопрос мы слышим после какой-то рыбалки и вполне можем ответить парой фраз. Вот так, после своей второй поездки в Соединенные Штаты я пытался охватить всю картину увиденного, пережитого, пойманного и принятого к сведению. Разумеется, у меня ничего не получилось. Зато я понял, что когда-нибудь сяду, достану дневник и подробно напишу о своем путешествии в Монтану со спиннингом и нахлыстом.

Как все начиналось…
Когда-то давно ко мне в Волгоград заезжал погостить рыболов из Америки Джон Спрингер (John Springer). Через год он хотел снова прилететь в Россию, чтобы половить семгу на Кольском. Так получилось, что его помощница была родом из Волгограда, и пару раз нам даже удалось порыбачить с ним на Дону. И я его как-то спросил, а почему он планирует приехать в Россию именно через год?
Его ответ сильно пошатнул мои представления о ценности денег. Оказывается, он целый год копит средства на поездку. При этом не отказывает себе в удовольствии ловить рыбу в своей местности, но откладывает долларов по 100 каждый месяц на очередное путешествие на Кольский.

Так получилось, что я тоже ровно через год решил повторить поездку в Америку. Мы с Джоном подгадали время совместной рыбалки очень хитро. После выхода на пенсию он купил кемпер и теперь путешествует по всей Америке. А в Монтану традиционно он ездит пару раз в году. Присылал много фотографий, пытался рассказать о специфике ловли форели в Миссури и ее притоках.
И вот свершилось. Он выезжает на своем пикапе с кемпером из Клинтона (восточное побережье, недалеко от Нью-Йорка) в сторону Монтаны, а я к расчетному времени прилетаю в Биллингс, где мы встречаемся и окунаемся в рыбалку в верховьях Миссури.

О перелете на противоположную сторону планеты
Честно говоря, я этого не знал: если вы вторично оформляете визу в США в течение двух лет и при условии, что виза того же класса, в собеседовании нет необходимости. Однако я перестраховался, съездил в Москву, прошел собеседование и уже через неделю мы с Джоном продумали предстоящий маршрут и место встречи. Если в прошлый раз я летел в Орегон с одной пересадкой, то в этот раз — с двумя: в Вашингтоне и Чикаго. Из Москвы я вылетел с опозданием на час, но успел на стыковочный рейс до Чикаго.
В аэропорте Вашингтона пассажиры сели в самолет, стали ждать. Покатались по взлетной полосе, вернулись к аэропорту. Оказывается, Чикаго — не принимает из-за погоды. Ждали в самолете часа четыре. Затем всех попросили вернуться в аэропорт и не разбегаться, ибо полетим, как только дадут добро. Но добра так и не дождались. Пассажиры потихоньку стали расходиться. Оказывается, в Чикаго, как и в Гадюкино, дожди надолго. United Airlines поменяла мне билет, чтобы я утром полетел в Биллингс через Денвер и выписала мне ваучер на проживание в гостинице до утра. Сказали, что багаж без проблем перекочует в нужный самолет. Я сел на бесплатный автобус, доехал, отзвонился Джону из отеля.

Номер, в который поселили по ваучеру всего на одну ночь, меня конкретно шокировал. Какое-то время я был уверен, что-то напутали и меня поселили не туда. Ох уж этот советский менталитет… В общем, меня поселили в роскошный люкс. Таких номеров я не видел нигде: ни в Турции, ни на Кипре, ни даже в Токио. Таковые, разумеется, есть, но я считал, что они по карману только очень богатым людям. А вот United Airlines почему-то селит своих пассажиров просто переночевать, но об этом долго вспоминаешь с благодарностью и большим уважением. Правда, косяки тоже есть, но об этом чуть ниже.

Утром, запутавшись с часовыми поясами, я примчался в аэропорт поздновато. Хорошо, что бабушка приучила меня приезжать на час раньше! Я успел на самолет до Денвера, а там пересел на самолет до Биллингса, и теперь у меня на холодильнике красуется магнитик штата Колорадо. Для тех, кто боится запутаться в больших аэропортах и не знает английского языка, открою тайну. Мне ничего не понадобилось. На указателях все понятно. А если и возникал какой-то вопрос, я подходил к любому сотруднику аэропорта и со словами «Please, help me» протягивал свой билет. Там быстро понимают, что вы в английском отнюдь не Шекспир, берут вас за руку и отводят куда нужно.

В общем, прилетел я в Биллингс. Джон встретил. Все замечательно. А вот с багажом вышло недоразумение. Мой багаж в Биллингс не прилетел. Талон на багаж есть, а самого багажа нет. Но я особо не беспокоился. Теперь мне поможет Джон. Выяснилось, что чемодан мой дождался, когда в Чикаго прекратился дождь, и улетел туда, где в прошлый раз мне тубус поломали. Но я почему-то не расстроился. Воспринял все это как необходимые атрибуты путешествия. Сотрудница авиакомпании порылась в компьютере, обнаружила ошибку логистов и переправила мой багаж следующим рейсом из Чикаго в аэропорт города Грейт Фалс (Great Falls), мимо которого мы собирались ехать. У Джона, оказывается, тоже были проблемы. Что-то с колесами и стойками на кемпере, и именно в Грейт Фалсе мы надеялись получить квалифицированный ремонт.

It’s Montana, baby!
Когда я вышел из аэропорта в Биллингсе, подумал, что прилетел в Калмыкию, — тот же пейзаж. Бескрайние степи, выжженная трава. Теперь я понимал Джона, когда он, глядя на наши степи, то и дело твердил: «It’s Montana». Дальше дорога вела через степную местность. Дождь с градом. Постоянный ремонт дороги. Единственно отличие от Калмыкии — это ветряные станции. Как в кино. До горизонта стройными рядами стоят ветряки. Мы чуть-чуть не дотянули до Грейт Фалласа — пробили еще раз колесо на кемпере. Вызвали сервис. Приехал парнишка (тоже рыболов, как оказалось), поставил нам нашу же запаску. В Грейт Фаллсе заехали в автосервис. И, пожалуй, достаточно о дороге. 
Осталось только сказать, что кемпер у Джона большой, скажем так, двухкомнатный, с кухней, туалетом и душем. По всей Америке автотуризм очень хорошо развит. Специальных кемперных стоянок, куда можно приехать и подключиться к воде и электричеству, достаточно. Все они указаны в навигаторе и на картах — выбирай, какую хочешь. Мы устанавливали кемпер, в нем жили, а на машине ездили на рыбалку. Очень удобно, согласитесь!

Ближе к верховьям Миссури пейзаж стал меняться. Он что-то мне напоминал, а что — не пойму. И только когда мы проехали указатель с надписью «Comanche», я вдруг понял, что нахожусь в самом сердце Америки — нас окружали пейзажи из кинофильмов про индейцев. Пока я крутил головой по сторонам, приехали на место, которое можно арендовать для стоянки кемперов. Ежедневная стоянка обходится в 20 долларов, зато есть электричество, вода и канализация. Стоянка находилась сразу за ручьем Wegner Creek, я тут же его назвал ручьем Вагнера. Вечером поехали на рыбалку. Заехали в местный рыболовный магазин и за 80 долларов купили мне лицензию на 10 дней. Когда записывали мои данные, в том числе место жительства, с трех попыток не смогли по-английски написать улицу Менжинского, но у бюрократии есть только один минус — ее неэффективность. Написали, тупо, улица Ленина.

Купили еще монофильной лески разного диаметра, флюорокарбоновой для тонущих и плавающих поводков, пару пакетиков грузил-дробинок.
Первая рыбалка была чисто познавательной. Джон специально выбрал место, чтобы обучить меня навыкам нахлыста. Дал мне снасть, на которой вместо подлеска были связанные куски лески диаметром мал-мала меньше. Я, естественно, начал путаться. В конце концов поменяли мне подлесок на монолитный, и рыбалка пошла. Были у меня две поклевки и два схода. Оно и понятно — у Джона все мушки без бородок. Форель, по ощущениям, мелкая. Джон тоже ничего не поймал. Вечером — легкий ужин и отбой. После долгой дороги и большой порции свежего воздуха на реке спали без задних ног.

Первые форели
Утром выдвинулись на рыбалку не очень рано. Почему, спросил Джона, не рано утром? Потому что насекомые не проснулись и форель не ловится? Нет, потому что спать охота «вери мач». Приехали на стоянку у реки. Надели вейдерсы и пошли вдоль речки пешком. Пришли к плотине. Оказывается, именно в этом месте под плотиной можно ловить и пешим, на лодках — ниже метров на 500. По правилам штата, в Миссури можно только ловить и отпускать. Крючки можно использовать с бородками, можно ловить на спиннинг, но рыбу непременно отпускать.

Джон показал мне другой стиль ловли нахлыстом. После шнура идет тонкий флюорокарбоновый поводок, на котором крепится легкий съемный поплавок — пластиковый или из мягкой губки. Ниже идет тонкий поводок с черной маленькой нимфой. Надо забрасывать и твичить. Далеко бросать не надо. Метрах в пяти-семи уже прогуливаются большие форели. У меня стало получаться в тот момент, когда мушка уже шла полукругом, влекомая течением. Поймал одну, вторую. Затем кто-то нагло оторвал мушку. Понятное дело, лесочка тонкая, а я до конца не понимал, как без фрикциона килограммовую рыбу вытаскивать с тонким поводком? Привязал мушку, купленную в Cabela’s. Поклевки есть, только вот опять кто-то бесцеремонно оторвал нимфу. Еще раз переделал себе снасть. Поставил флюорокабон на размер толще. Привязал ту же мушку. И ничего… Толком половить не удалось.

Джон решил показать мне секретную технологию. Перевязал мне снасть, и у меня стало две мушки: нимфа и сухая муха. Я поймал несколько форелей, но опять запутался в этих мушках. И опять кто-то дернул и оторвал обе мушки махом.
Я отложил нахлыст в сторону (благо, рядом был большой камень) и собрал портативный спиннинг Shimano Exage BX–Mini TE 165L (3–14 г) с транспортной длиной 30 см. В полусобранном состоянии, когда к телескопической части присоединена рукоять с катушкой, — 60 см. Он легко умещался в моем рюкзачке — лишь торчит небольшой кончик. Первую форель спиннингом поймал довольно быстро. Твичил воблером Jackall Flat Fly 50S (расцветка hl orange black) как обычно ловлю окуней у себя на пляже. Дальше начал менять воблеры — Lucky Craft Hump Back, Jackall Chubby Minnow, клевало на все. А вот коробку с ультралайтовыми вертушками я оставил в кемпере. Джон, разумеется, тоже ловил и очень хорошо. Я подсматривал краем глаза за ним и другими нахлыстовиками, что ловили рыбу неподалеку. Джон чаще боролся с рыбой. Он поймал очень приличную коричневую форель (brown trout). Я даже засомневался, а выдержат ли такую рыбину тройнички на моих воблерах?

Форель — рыба спортивная
Перед вечерней рыбалкой заехали в магазин. Я купил цельные подлески, поплавки для нахлыста и двойной ретривер. Как оказалось, очень удобный. Ловили рыбу чуть ниже плотины. С цельным подлеском, да еще со специальным обтекаемым коннектором нахлыстовая снасть стала работать практически без сбоев. Ничего не путалось даже при моих неуклюжих забросах.
Когда ветер дул в лицо и чуть сбоку, мушка так и норовила прилететь в глаз. Шнуром работать очень трудно. А ловить надо, вроде как на сухую мушку. У меня дилемма: продолжать мучить нахлыст или достать спиннинг? С одной стороны, надо учиться, с другой — во мне живет мировосприятие спиннингиста…
Однажды ветер нас так достал, что мы смотались и уехали на подветренный берег. Приехали, смотрим — форель в воде, ее видно. Стоит чинно и ни на что не реагирует. Всякие насекомые падают в воду. Кое-где видны всплески… Но ни один из рыболовов, из тех, что были в поле моего зрения, рыбу не поймал.

Ну, думаю, сейчас спиннинг себя покажет! Поставил Mepps 00 — ноль эмоций. Самодельные микровертушки, вертушки Неймарка — все в корзину. Ни одной поклевки, даже тычка осторожного не было! Ни у меня, ни у нахлыстовиков. Ни у кого, даже у Джона. В тот день вечером вылетело очень много каких-то насекомых типа моли. Я думаю, форель ждала именно этого момента, однако с массовым вылетом насекомых ничего не поменялось. Форель продолжала игнорировать все предлагаемые ей приманки и мушки. Именно в этот день я понял, насколько форель может быть капризной, а значит, ловить ее очень интересно.
У меня все готово. Цельный подлесок, флюорокарбоновая леска для поводков, коробка с мушками, которую Джон презентовал, ну и моя из Кабеласа. Хочу поймать brown trout! Завтра едем вниз по течению Миссури…
Продолжение следует...

Статья опубликована в майском номере журнала "Рыбалка на Руси" за 2016 год

Похожие статьи
// Туризм

Рыбалка — это не просто увлечение, это стиль жизни, который объединяет любителей природы, тишины и, конечно же, рыбной ловли. Выбор правильного участка для дачи — это ключ к успешному и приятному времяпрепровождению. Но что делает земельный участок идеальным для рыболова? Это сочетание доступности рыбных мест, транспортной доступности, экологической чистоты региона и, конечно, живописных видов.

Подробнее

// Туризм

Коттеджные поселки в Подмосковье представляют собой идеальное сочетание уединенной жизни на природе с комфортом и удобствами современного жилья. Этот вид недвижимости становится всё более популярным среди тех, кто ценит простор, свежий воздух и возможность жить вдали от городской суеты.

Подробнее

// Туризм

Когда я увлекся рыбной ловлей, у меня появился фильм под названием «Карелия — край рыболовной мечты». На тот момент фильм поразил меня необычайной красотой северной природы и обилием рыбы, что, естественно, оставило самые неизгладимые впечатления и породило огромное желание побывать в тех краях. И вот моя давняя мечта воплотилась в жизнь…

Подробнее

// Туризм

Ох, и люблю же я зимние береговые турецкие рыбалки... Прилетаешь в первых числах января из заснеженной Москвы, а тут… Тепло, как в начале сентября в средней полосе России, солнечно, дождей еще нет. Многие деревья сбросили листья, и ты гоняешь их по асфальту или брусчатке, словно в московском осеннем парке... Хочешь, искупнись, пока не холодно, хочешь – рыбу лови! Хо-р-р-о-шо!!!

Подробнее