Официальный сайт журнала «Рыбалка на Руси»

Зарегистрироваться

В погоне за ушедшим летом
Рейтинг:
 / 0
Плохо Отлично

Вторая половина ноября. Холодная, промозглая погода. Серые, короткие дни, которые заканчиваются, не успев начаться. В большинстве водоемов рыба замерла в ожидании зимы. Именно в такое унылое время нас пригласили в гости поплавочники Кипрского рыболовного клуба.

Скажу честно, мы не очень много размышляли, прежде чем согласиться. Мы — это я и мой друг и коллега по команде Александр Высоцкий. Недолго думая, заказали билеты и начали собираться.

Снасти

Первая проблема, с которой мы столкнулись, известна всем: это жесткие ограничения на вес багажа при авиаперелетах. Кипрские друзья настоятельно советовали не брать ничего, кроме минимума одежды, обещая все снасти и необходимое снаряжение предоставить, а весь лимит багажного веса использовать под прикормку, с которой на Кипре беда — выбор ограничен, а цены кусаются. Тем не менее, я все же решил прихватить с собой пару своих матчевок с катушками. Зная, что ловить нам предстоит на значительных глубинах и в любой момент можно столкнуться с приличным карпом или сомиком, свой выбор я остановил на следующих удилищах:

— Матчевое удилище Вапах Stratos Match 390 МН. Это удилище прекрасно подходит для ловли слайдером на больших глубинах, имея при этом приличный запас прочности на случай встречи
Гс такими сильными соперниками, как карп или сомик.

—  Телематч BriscolaForzaTelematch FRTM 4208. Хотя телескопические -^ матчевые удилища и уступают, классическим моделям по балансу и строю, в условиях дальних поездок и туристических походах, где количество багажа ограничено, а снасти должны быть максимально универсальными, «телескопы» могут сильно выручить. Параболический строй и приличный запас мощности «Форзы» в данном случае также был весьма кстати.

— Четырехметровую «махалку» Briscola Forza FRP 4004 я взял просто на всякий случай — место в тубусе было, а вес у короткого маха не больше, чем у пары футболок.

Все это хозяйство я упаковал в прочный и надежный тубус Pontoon 21, который можно сдавать в багаж, совершенно не беспокоясь за сохранность содержимого.

Для матчевок я приготовил две одинаковые катушки с жесткой матчевой леской 0,22 мм, отлично подходящей для слайдера. Также приготовил небольшой набор поплавков, грузил, лески и крючков.

Упаковка рюкзака шла долго и нудно. Каждая вещь проходила тщательное взвешивание и анализ — а так ли она нужна. Весь остаток веса заполнялся прикормкой. Тубус, весивший целых 3 кг, решили попытаться пронести в салон ручной кладью. Скажу сразу — нам это удалось, но повторить этот подвиг вряд ли получится.

Наконец, все сборы и подготовка позади, все виды контроля пройдены, и Боинг 737 вырвался из серой пелены ноябрьских туч навстречу голубому небу и яркому солнцу. Чуть меньше трех часов полета — и мы заходим на посадку в аэропорту Ларнака.

Первое знакомство

В аэропорту нас встретил Вадим, наш хороший друг, с которым мы познакомились год назад и уже успели порыбачить этим летом на Днепре, когда он прилетал на историческую родину.

Быстро погрузились в его внедорожный грузовичок и поехали на рыбалку.

Любуясь проносящимися мимо пейзажами и наслаждаясь теплом и ярким солнцем, мы довольно быстро добрались до озера Тамассос, что неподалеку от Никосии.

Сразу нужно оговориться, что все озера, о которых в дальнейшем пойдет речь, — искусственные. Это водохранилища, построенные в горах для сбора дождевой и талой воды, которая на Кипре ценится очень высоко. Водохранилища являются стратегическими запасами пресной воды, в них даже нельзя купаться. Впрочем, это не мешает некоторым новоявленным киприотам из стран Восточной Европы оставлять на берегу кучи мусора, так неприятно знакомые по нашим водоемам.

Томассос — озеро небольшое, но, как и большинство местных водохранилищ, очень глубокое. Вадим заверил, что на дистанции в 20 м глубина будет метра четыре. Исходя из этого я собрал на матчевом удилище Banax Stratos 390 оснастку со слайдером 2+8. Но когда начал мерить глубину, меня ждал сюрприз в виде восьмиметровой ямы с продолжающимся свалом.

Еще одна особенность кипрских водоемов — уровень воды постоянно меняется. Дожди и тающий снег зимой наполняют их чуть ли не доверху, а за жаркое засушливое лето остров выпивает значительную часть своих пресноводных запасов.

Саша разложил штекер, предоставленный в наше распоряжение Вадимом. На тринадцатиметровой дистанции глубина была более 5 м.

Главной поплавочной рыбой на Томассосе является крупная плова. Поэтому мы замешали прикормку, которой с успехом пользуемся на наших водоемах при ловле этой рыбы. Правда, ввиду того, что нужно было растянуть запас прикормки на всю неделю, количество готовой смеси получилось, по нашим меркам, мизерным — только рыбу подразнить. Но на первый раз пойдет. Прикормку увлажнили посильнее, чтобы комки могли дойти до дна на такой большой глубине. Из насадок Вадим приготовил опарыша и кукурузу.

Закормились. Я отправил к поплавку при помощи рогатки примерно ¾ всего объема своей прикормки.

С первого завода штекера у Саши поплавок исчез с поверхности воды почти моментально. На крючке болталась плотвичка граммов на 15. Еще заброс — тот же результат.

У меня на дальней дистанции первые проводки успеха не принесли. Стал докармливаться под каждый заброс маленьким комочком прикормки и парой-тройкой кукурузин. Спустя 3–4 заброса антенка поплавка плавно ушла под воду. Подсечка мимо, опарыш пожеван. Отлично. Новый заброс, еще комочек прикормки с парой кукурузин полетел к поплавку. Снова поклевка, и подсечка упирается в сопротивление какой-то рыбки. А вот и первое знакомство с местной экзотикой — на крючке солнечный окунь, или «санфиш», как его здесь называют. Граммов на 80.

Очень красивая рыбка и, как оказалось, неплохой размер, часто они гораздо мельче. Новый заброс, докорм — и на крючке двадцатиграммовая плотвичка. Ну да ладно, все равно здорово — в майке и шортах в конце ноября и такая рыба в радость, разбираться потом будем, пока что ловим и наслаждаемся. Еще несколько плотвичек и санфишей — и вот удилище согнулось сильнее, рыба на крючке вроде бы была некрупная, но совершала мощные потяжки и длинные броски из стороны в сторону. Это оказался еще один представитель местной ихтиофауны, за которым охотятся в основном спиннингисты, — бассик граммов на 150.

У Саши на штекер такого видового разнообразия не было, клевала все та же мелкая плотвичка.

Тем временем прикормка закончилась. Как только я перестал докармливаться, поклевки тоже пошли на убыль.

Солнце клонилось к горизонту, все же зима — она и на Кипре зима: день короток. Решили закругляться. Хотя рыбалка и была достаточно сумбурной, можно было сделать первые выводы.

Во-первых, рыба есть и она клюет.

Во-вторых, очень много мелочи, особенно под берегом.

И в-третьих, рыба четко реагирует на прикормку — кормишь — ловишь, не кормишь: грустишь.

Плотвиное безумие

Во второй день мы отправились на самое большое водохранилище Кипра, озеро Курис, находящееся неподалеку от Лимассола, где нам предстояло встретиться с кипрскими спортсменами-поплавочниками и провести небольшой мастер–класс и семинар по общим принципам приготовления прикормки и технике ловли слайдером. К счастью, наши новые друзья нашли эти темы вполне интересными и встреча прошла просто замечательно.

Но озеро Курис было выбрано не случайно. Именно здесь неделю спустя должен был пройти заключительный этап чемпионата Кипра по спортивному поплавку.

Мы замесили тот же состав прикормки, что и в первый день, решив проверить, как он поведет себя на другом водоеме.

Я собирался ловить все той же матчевкой со слайдером 2+8, только не лезть далеко, а ловить на дистанции 17–18 м. Саша снова начал ловить штекером, но спустя некоторое время уступил снасть Вадиму, которому нужно было все-таки потренироваться.

Глубина оказалась на этот раз более привычная. Метров пять под матчем и чуть больше трех под штекером.

Закормились. И тут же все дружно начали ловить плотву. Такую мелкую, что стало не до смеха. Со старта у некоторых проскочило несколько приличных плотвиц по 100–150 г, но в основной массе все ловили 20–30 г плотвичек, жадно хватавших насадку, едва она опускалась ко дну. Различные ухищрения вроде утяжеления оснасток, увеличения подпасков, изменения глубины ситуацию не меняли. Даже кукуруза в качестве насадки лишь увеличивала время, необходимое плотвенку, чтобы повеситься на крючок.

Лишь к концу дня на кукурузу начали проскакивать плотвички покрупнее, иногда вполне приличных размеров.

Картинка вырисовывалась следующая: мелкой рыбы, судя по всему, в водоемах просто море, причем стоит она на всех глубинах. Молотая прикормка с низким содержанием крупных кормовых частиц либо слабо привлекает крупную рыбу, либо собирает столько мелочи, что нормальная рыба просто не может пробиться «к столу». К третьему дню нужно было придумать, как с этим бороться.

Чтобы повысить привлекательность прикормки для рыбы более солидного размера, нужно явно увеличить ее питательную ценность. Но выбор средств для этого у нас был небогатый.

Обычно главной кормовой частью прикормки у нас является мотыль и опарыш. Но мотыля на Кипре нет вовсе, а опарыш стоит дорого. Остаются «народные» средства — хлеб и каши.

Национальным гарниром на Кипре является каша Пургури — что-то среднее межд пшеном и сечкой. Она есть в любом магазине и стоит недорого. Будучи залитой кипятком, она сильно увеличивается в размерах и превращается в относительно мягкую, но при этом рас сыпчатую массу. То что нужно.

Почти каждый день мы покупали свежий вкусный хлеб, который пекут в многочисленных местных пекарнях.

Вчерашний хлеб оставался черстветь, и его также можно было использовать.

Ну и конечно же, баночная кукуруза. Она вполне доступна и стоит недорого.

Раздумывая обо всем этом, мы готовились к третьему дню нашей кипрской рыбалки.

Первые карпы

Третья рыбалка состоялась на озере Гермасоя, что находится практически в городской черте Лимассола, являясь за одно местным гребным каналом. Ну, гребные каналы мы любим. Правда, кроме стартовых буйков у дамбы и тренирующихся байдарочников сходство с каналом заканчивалось. Обычное кипрское водохранилище в горном ущелье с бесконечным каменистым свалом и сумасшедшими глубинами.

Разложив все тот же матч, я нашел на дистанции в 20 м глубину более 7 м и привычно продолжающийся свал в бездну. Чтобы оснастка более быстро и уверенно достигала дна на такой внушительной глубине, я заменил поплавок на более тяжелый 2+12, скорректировав основную огрузку.

Саша решил не изменять штекеру и проверить ближнюю дистанцию на третьем водоеме.

К прикормке подошли со всей ответственностью. Основу прикормки должны были составить 4-килограммовые пачки привезенной нами карасевой прикормки. Перед выездом запарили прямо в ведре килограммовый пакет Пургури. Я протер через сито и добавил в прикормку полбуханки местного белого хлеба, недоеденного нами в первые дни. Добавили 4 л местной глинистой земли. Финальным_ штрихом стали четыре банки кукурузы, сок из которых пошел на увлажнение сухой смеси.

Буквально с первого заброса поплавок у меня скрылся под водой, а на крючке заходила какая-то рыбешка. Достав ее, я с удивлением увидел маленького подлещика. При ближайшем рассмотрении, правда, мы решили, что это все-таки густера, правда, несколько иной разновидности, чем наша — совсем белесая и на брюшных плавниках нет красноватого оттенка.

Новый заброс — и снова густерка. Под каждый заброс я отправлял из рогатки плотный комочек прикормки.

Поначалу это привлекло уже прилично надоевшую микроплотву, но ее довольно быстро вытеснила густера.

Это давало надежду, что мы на правильном пути. Время от времени вместо опарыша я насаживал кукурузу, но поначалу это не приносило результатов, и я возвращался к ловле густеры. А она встала на прикормку очень плотно, я даже не успевал выстрелить комочком прикормки, прежде чем поплавок скрывался под водой.

У Саши под штекером все было не так радужно. Клевала в основном мелкая плотвичка, густерки проскакивали реже.

А ко мне на крючок пожаловал очередной экзотический гость — тиляпия — африканская рыба из семейства цихлидовых, вполне комфортно чувствующая себя в кипрских озерах.

Но вот, когда я в очередной раз нацепил кукурузину, поплавок уверенно скрылся под водой. Подсечка результата не дала. Кукуруза исчезла. Это уже интересно. Я снова насадил кукурузу.

Нужно иметь в виду, что «зимняя» рыбалка на Кипре довольно трудовая. Не стоит рассчитывать на гигантские уловы карпов или огромной плотвы. Хорошую рыбу приходится ждать, порой довольно долго. Во всех наших рыбалках в эту поездку наилучший клев был во второй половине дня, с трех часов и до захода солнца. Возможно, это и совпадение, но многие местные рыболовы также указывали на эту особенность поведения кипрской рыбы.

Еще несколько раз подсечка не встречала никакого сопротивления, но в конце концов, раза с пятого, крючок уперся в живую, активно сопротивляющуюся тяжесть!

Рыбка поначалу вела себя очень бойко, но довольно быстро сдалась и позволила завести себя в подсачек. Это оказался маленький, граммов на 300 зеркальный карпик. Но по сравнению с микроплотвой это был просто прорыв!

Карпик стал далеко не последним. Видимо, на прикормку подошла довольно большая стайка, клевали они на кукурузу уверенно, с каждого заброса. Правда, все были как из одного питомника — 200–400 г, не больше, и все зеркальные и очень светлые. Тем не менее, удовольствие они доставили нам немалое, тем более, что после подсечки они упирались очень прилично.

Поскольку на штекер нормальная рыба так и не подошла, поймав с десяток рыб, я уступил мат-чевку Саше, чтобы он тоже познакомился с местными карпиками.

Карпики не подвели, а кроме того, клюнул и сомик-кэтфиш. Местные рыболовы недолюбливают этого небольшого представителя сомовых, хотя на крючке он ведет себя более чем достойно.

К сожалению, солнце скрылось за горой и начинало быстро темнеть. Нужно было собираться.

Наши мысли по прикормке явно оказались верными. Но стало очевидным и то, что на ближней дистанции, под штекером, зимой крупной рыбы может быть ощутимо меньше. Эта тенденция устойчиво сохранялась на протяжении всех трех рыбалок на трех разных водоемах.

На следующий день мы постарались повторить успешную рыбалку на озере Гермасоя. В целом это удалось, сюжет об этом вы можете увидеть в видеоприложении к журналу.