Рыбалка на Байкале

Вряд ли найдется рыболов, который бы не хотел побывать на берегах этого легендарного озера. О своем путешествии на Байкал рассказывает Максим Балачевцев.

Вот и я созрел для такой поездки… Зашел на сайт турфирмы, организующей туры на это озеро. Почитал, узнал о том, на что можно рассчитывать в плане ловли. Все понравилось. И вот я уже на борту самолета «Москва—Улан-Уде».

Погода нормальная для конца лета — не жарко и не холодно. Нас, клиентов, оказалось пятеро: я, два рыболова из Прибалтики и двое из Ставрополя. Триста километров по не очень приятной дороге, часть из которой проходит по берегу озера,— и мы на берегу Чивыркуйского залива. Наша цель на противоположном берегу бухты — там находится база. Полчаса на моторной лодке — и мы на месте.

Охота пуще неволи

Терпение мое кончилось еще при подъезде к воде. Посему я, кинув вещи в домик, бегу к берегу, на ходу складывая спиннинг. Работники базы смотрят с улыбкой: «Десятидневный тур — неужели не наловится?» Но у меня уже трясутся руки — хочется быстрей закинуть снасть в Байкал! Минут через пятнадцать я спокойно пошел на ужин, утолив «первый рыболовный голод». Через заброс на вертушку садился мерный окунек весом около 200—300 г. И это прямо с берега, в 10 метрах от домика, где я живу.

После ужина, перед заходом солнца, беру весельную лодочку и решаю прочесать береговую зону рядом с базой. Благо до полной темноты есть почти час времени. Ничего экстраординарного — все тот же окунь, может, немного покрупнее — до полукилограмма. К вечеру ветер совсем стих, и на гладкой зеркальной поверхности воды то и дело образовывались окуневые «чавки». Котлов как таковых на Байкале я не наблюдал. Были именно единичные «чавки», но зато постоянные и на большой площади.

За трофеем

Первые пару дней прошли под девизом «поймать большую щуку». Еще в первый день, когда я утолял голод мерными окуньками, на базу вернулся еще один клиент — Виктор, который отдыхал здесь уже около недели. И принес щуку весом около 12—13 кг. Рыбка достойная, особенно по нашим питерским меркам. Вот первые пару дней тура я и пытался поймать что-либо подобное. Скажу сразу — не получилось. Щуки в этом году, особенно крупной, было мало. Со слов местных жителей, зимой был замор, вызванный какой-то рыбьей инфекцией, и после схода льда на дне было полно погибшей щуки. Причем именно крупной и именно щуки. Вот этот год и оказался не особенно богат на трофеи. Но тем не менее щуки среднего, по местным меркам, размера (от 2 до 7 кг) я наловился. Так называемого «рыборазводника» не было, поймать было непросто, но реально. Особенно мне понравились приманки Виктора, с которым мы ловили щуку с одной лодки. Джерки и воблеры огромных размеров. И рыба их «кушала». Причем лучше, чем мои, по питерским меркам, довольно крупные воблеры — длиной 12—18 см. А его «буратины» были не менее 30 см длиной.

Троллингом тут никто не ловит. Да и на лодках нет ни эхолотов, ни навигаторов — егеря без особых хлопот выводят на необходимые точки. Щуку ловили на каменисто-илистых отмелях с глубинами в пару метров и свалами на 5—6 метров. Вообще, Чивыркуйский залив глубинами не славится. Максимум, что я нашел, — это 9—10-метровые ямки, в которых что-либо поймать мне не удалось, кроме вездесущего окуня.

В конечном итоге удалось «уговорить» щучку на 7 кг, и этого мне было достаточно. И хотя это далеко не рекорд для меня, но вываживание такой рыбки при огромной прозрачности воды доставило массу удовольствия.

Утром и вечером — щука с лодки, а между обедом и «полдником» мы все развлекались ловлей окуня прямо с береговых скал. Занятие интереснейшее. Не очень многочисленные стайки барражируют вдоль берега, и клев то затихает, то вновь возобновляется. Как показала практика, бегать за стайкой смысла нет — лучше подождать следующую. Да и к приманкам местный окунь относится щепетильно.

Можно было ожидать, что «палец в воду опусти — откусит». Ан нет! Не тут-то было! И хотя окунек довольно приличный, а крупные вертушки не жалует. И как это ни странно, но самой рабочей оказалась вертушка № 0 от Алексея Вьюнова. И воблерочки работали «на ура» — прогонистые рывковые минноу.

Ребята из Ставрополя вернулись с хариусовой рыбалки. Ходили в открытый Байкал. Впечатлений масса, рыбы море, все красиво. И если бы не ветерок, заставший их по пути домой, то все было бы вообще идеально. Надо сказать, что база оснащена исключительно моторными надувнушками. А эти лодки не очень любят волну. Зато гарантия безопасности — 100%.  Плыть по волне не очень комфортно, но спокойно.

Изменения в природе…

А ветер все крепчал, и, выйдя на третий день на берег озера, я понял — «сегодня рыбалки не будет». Надо сказать, что готовился я не столько к лодочной рыбалке, сколько к ловле в речках.  И настраивался в основном на хариуса и ленка. Но, как объяснили работники базы, рыбы в речках сейчас нет, вся в море скатилась — осень. Да и идти до речек все равно надо через открытый Байкал.

А шторм длился уже вторые сутки. На воду не выйти никаким образом. Отводили душу на ловле все того же окунька в бухтах, относительно закрытых от ветра. Но после трех дней шторма с береговой ловлей окуней я не выдержал. «Хочу на речку! Пусть без рыбы! Пусть пешком по тайге! Хочу!»

И вот я, два проводника и два прибалтийских гостя идем по едва различимой в тайге тропе в сторону самой большой местной речки — Большого Чивыркуя. Ходить по тайге — дело непростое. Кедровый стланик, спуски и подъемы, отсутствие на навигаторе карты или хотя бы координат конечной точки — все это не способствовало удобству.

Ну да ладно, несколько часов — и мы вышли на реку. Надо отметить, что хотя в это время рыбы не много, но и самый раздражающий фактор отсутствует напрочь. Я имею в виду мошку, комаров и прочую летучую и кусачую нечисть. В этом нам повезло — мы попали на период первых ночных заморозков. И за всю поездку я получил не более десятка укусов.

Через час ловли в реке я понял, что все то, что я знал о ловле хариуса в реках,— относится лишь к тем водоемам, в которых я ловил. Точки, на которые я рассчитывал, не работали вовсе. Рыба стояла там, где ее в принципе быть не должно. Кушала она исключительно не то, что я ей предлагал, а что-то совсем уж «несусветное» и «неправильное».

Больше всех повезло одному из наших прибалтийских товарищей — он первым пришел на единственную на реке ямку с рыбой и вертушка у него оказалась правильная — нечто большое, номера примерно второго или третьего. И десяток хариусов под кило весом он поймал. А мне, с моими блесенками (от трех нулей до единички) и воблерочками (от пары сантиметров до пяти), удалось «замучить» только одного, да и то после того, как я поставил Myran весом 7 г. Маленькие приманки любого типа игнорировались местной рыбой целиком и полностью. И никакие ухищрения со сплавом воблеров, с рывковой проводкой и прочими «изысками игры» на него не действовали.

А особенно меня поразила чистота воды в речке. Смотришь на речку — ну максимум полметра глубины в этой ямке, может, чуток больше. Кидаешь блесну, а она все падает, падает, падает… На самом деле тут метра 3–4.

Смотришь на дно в трех метрах от себя — ровненько так, единичные камушки маленькие, рыбой и не пахнет. Но вот проводишь тут блесну, и вдруг, откуда ни возьмись (здесь же никакой рыбы не было), вылетает хариус. Вот маскировка так маскировка! Проводишь приманку еще раз — вылетает следующий…

Странно было то, что на всем протяжении речки (а мы прошли по ней километров 5 до устья) нам встретилась только одна ямка с рыбой. В остальных местах было поймано всего пара хариусов.

Ну вот пора и в лагерь возвращаться. Идти страшновато — то тут, то там встречаешь следы присутствия медведя. Да и прочего зверья достаточно. Немного вселяет уверенность ружьишко на плече одного из наших провожатых.

А все кончается…

Вот и прошла большая половина тура. Осталось три полных дня ловли, а я так и не половил хариуса и ленка. Ну да дело за малым — за погодой. И она соблаговолила успокоиться. Утром штиль. Мы загружаемся в лодку и идем километров 20 в сторону открытого Байкала. Вокруг отвесные скалы, осеннее разноцветье тайги, холмы и распадки, окрашенные в зелено-желто-красные цвета. Красотища! Но мне, честно говоря, не до этого. «Красота без рыбы» — это, как говорится, «деньги на ветер». Мне рыбы хочется. Хочется большого хариуса, хочется ленка, которого я не то что не ловил никогда, но даже видел только на картинке.

Ну вот мы и на месте. Стоим на лодке в 20 метрах от берега. Берег — отвесная скала высотой, даже не берусь сказать какой — может, метров 100, может, больше. Прямо под скалой глубина всего около метра, а под нами уже около 6—7 м. Дно видно до мельчайших подробностей. И это несмотря на недавний шторм.

Будучи уже наученным горьким опытом на речке по поводу мини-приманок, в моем арсенале бле-сенки соответствующие: «мюраны» (7—12 г), воблеры покрупнее, колеблющиеся блесны длиной 4—5 см.

Заброс под самую скалу (чем ближе — тем лучше) — и медленная проводка. Ловится практически на любые крупные вертушки. Для менее болезненного снятия рыбы ставлю колебалочку с одинарным крючком. Ловится, причем не хуже. Но на равномерную проводку реагирует плохо. Приходится делать ступеньку. И вот на паузе рыба садится. Поклевки бойкие, сходов мало.

Чем дальше мы продвигались вдоль береговой линии от Чивыркуйского залива, тем больше становилось рыбы. Во второй день мы и вовсе решили заехать подальше, а потом возвращаться. Хариус тут ловился, примерно как у нас форель радужная в рыборазводнике. Кидаешь на урез воды, первые пару оборотов — и рыба уже бьется на крючке. Для большего интереса применяю самую легкую снасть: спиннинг тестом 0,8—3 г и леску диаметром 0,12 мм. Экстрим полнейший. Хариус разнокалиберный. Мельче 300—400 г практически нет, но и больше двух кило мы так ничего и не поймали. Средние хариусы в районе килограмма.

Надо сказать, что хариус тут двух видов — «черный» и «белый». Первый — это речная рыба, которая на зиму скатывается в озеро. Он более темный, плавник высокий и яркий. В общем, похож на ту рыбу, которую я ловлю на наших северо-западных реках. «Белый» хариус напомнил мне сига. Та же блекло-серебристая расцветка, меньшего размера рот и маленький невзрачный плавничок. Но «белый» ценится местными жителями больше, так как он более крупный и жирный. Из всей рыбы, что я пробовал на Байкале (включая и омуля), «белый» хариус понравился мне более всего, причем во всех видах, от соленого до жареного.

«Белого» хариуса нам попадались единицы, так как держится он несколько глубже и дальше от берега. Зато его речной собрат стоял плотной узкой полосой вдоль всего побережья. Сначала мы ловили только вдоль скал, под которыми рыба собирала корм, выбитый из камней волнами. Именно поэтому и надо было кидать как можно ближе к скале — тогда поклевка происходила более уверенно и рыба оказывалась крупнее.

Потом мы стали пробовать ловить и вдоль пляжей. Пляжи, приуроченные к распадкам, чередовались со скалами примерно через каждые 300—500 м. Рыбы тут оказалось никак не меньше. И тут же я поймал своего первого в жизни ленка. Лососик этот на вид не особо примечательный — желтовато-розоватое в пятнышко тело, но не яркое, как у той же форели, и не блестящее, как у морских лососей. Но размер до 4 килограммов (то, что мне удалось поймать) на ультра-лайтовую снасть — это впечатляет. У нас-то лосося такого размера можно взять либо троллингом, где вываживание чем-то напоминает поддомкрачивание автомобиля, либо на северных реках в заброс, но там специфика ловли не позволяет использовать легкие снасти. А тут красота — легкий спиннинг, тоненький шнурочек, глубина под лодкой чуть меньше десяти метров и ничто не мешает вываживанию. Видно каждое движение рыбы, каждую ее попытку освободиться от блесны.

Чем дальше мы отплывали, тем больше становилось ленка и тем чаще попадались достойные экземпляры хариуса. В своих пристрастиях ленок был схож с хариусом — все те же крупные вертушки и такого же размера колебалки. Но вот воблеры местная рыба кушать отказывалась.

Просто набивать мешки рыбой мне быстро надоело (когда я пытался отпускать, как это обычно и бывает, наш провожатый меня не понял), и я начал экспериментировать. И все-таки нашел воблер, на который рыба ловилась не хуже, а даже лучше, чем на вертушки. Во всяком случае интересней и красивее. Другие воблеры игнорировались полностью — за все время мне удалось поймать на этот тип приманок всего лишь пару хариусят. Но вот у меня на леске оказался малюсенький толстенький плавающий «фэт» с вым заглублением. Цвет матовый. Только он коснулся воды в метре от скалы, как тут же был атакован. Первая рыба есть. На полпути сход, воблер начинает всплывать и снова подвергается атаке. И так постоянно. Рыба хватала его и на падении, и на проводке, и на всплытии. Видимо, этот воблер (всего-то 2,5 см длиной) был похож на какой-то из видов естественного корма хариуса. И хотя ленка я на него поймать не смог, но удовольствия получил массу. Особо порадовал момент, когда хариус сначала подбросил приманку в воздух, а второй поймал ее почти на лету в момент приводнения.

Думал, что по возвращении в Питер уже не смогу ловить наших хариусят-недомерков. Однако, как оказалось, ловля эта, разная, и в каждой присутствует своя изюминка, своя прелесть.

Вот и пролетели девять дней, проведенные в живописнейшем уголке нашей родины. Попробовал все доступные виды ловли. Разве что не ловил омуля ночью в свете прожектора. Но мне это показалось не очень интересным, так как размер рыбы не радует, да и снасть неспортивная (что-то типа самодура с несколькими крючками и мушками).

Хочется вернуться сюда зимой и половить байкальского окуня, который, по словам местных, легко достигает двух кило. И ловится вполне нормально. Смущает одно — мороз до минус 40 °C. Хотя климат тут сухой — это как наши минус двадцать.

А еще хочется вернуться сюда летом и побродить по таежным рекам. Тот же хариус, ленок и таймень. Хоть и некрупный, но таймень. Его я еще не ловил…..