Щука перед ледоставом

Щука перед ледоставом

Тем не менее предзимье — это лучшая пора для охоты со спиннингом и живцом за самыми крупными щуками и окунями. Матерые хищники, словно предчувствуя длительный пост, активно поглощают все, что движется в поле их зрения и что подходит по размерам, чтобы быть проглоченным. И нет пощады ни плотве, ни пескарям, ни ротанам, ни более мелким окуням и щукам. Истребляются в огромных количествах и лягушата, мигрирующие осенью в водоемы на зимовку из болот и прибрежных лугов.

Особенно «звереет» щука в пору ледяной воды, и чем сильнее остывают водоемы перед ледоставом, тем более крупные зубастые хищницы начинают проявлять повышенную кормовую активность. Хороший клев «крокодилов» как бы по инерции продлевается еще на 2–3 недели ловли по молодому льду, пока в подводном мире не начнут таять запасы кислорода. Конечно, крупные щуки водятся не везде — для этого нужны определенные условия, но порой только на осенней рыбалке со спиннингом или живцовой снастью удается раскрыть сокровенную тайную какого-нибудь неприметного пруда или карьера, где вроде бы ничего путного, кроме карасей, верховки и ротана, не должно было быть. И вдруг очередная проводка проверенной приманки дает четкую хватку — в итоге на берегу оказывается зубастый трофей весом в несколько килограммов, а затем следуют еще поклевки. Значит, в данном небольшом водоеме есть холодные родники, позволяющие зубастой выдержать летнюю жару и пережить зимнее удушье, а корма ей, конечно же, хватает. Так что не всегда справедлива стандартная схема: большой водоем — крупная рыба.


И когда ненастная погода, обычная на изломе сезонов, не позволяет рыбачить на широкой воде, то и в пруду можно рассчитывать на весомый улов. Поэтому именно холодной порой надо чаще проверять различные скромные по размерам водоемы, в том числе заливные пойменные озера и расширения узких речек-ручьев, которые летом сильно зарастают или буквально превращаются в лужи, где ­матерый хищник большую часть своей жизни как бы дремлет, дожидаясь благоприятной ситуации.

Конечно, чтобы даже на небольшом водоеме накануне зимы успешно ловить щуку, необходимо и здесь найти наиболее перспективный для рыбалки участок. Как правило, холодной порой лучше ориентироваться на самые глубокие акватории, на предплотинные зоны прудов, на явно выраженные ямы, поскольку именно там, хотя бы в начале зимы, скапливается основная масса различной рыбы. Однако кормится вся эта рыба на относительно неглубоких «пастбищах», расположенных в непосредственной близости от ямы, несколько раз, а может быть, даже единственный раз в течение дня выходя на кормежку.


Как раз это и определяет всплески клева щуки или его прекращение, потому что хищница обычно активизируется в те моменты, когда в движение приходит ее потенциальный корм. При этом точки поклевок как бы постепенно перемещаются с глубины на мелководье, а затем обратно, что выражается в виде некого «расписания» щучьего клева в разных местах. Поэтому и на выбранном участке для рыбалки следует занять позицию так, чтобы иметь возможность вовремя переносить ловлю с глубины на мель, и наоборот, для чего не переходить по берегу, а лишь менять направление забросов приманки. Так что лучше вставать напротив зоны резкого изменения рельефа дна водоема — на поперечной бровке русла, на границе ямы, в месте примыкания русловой канавы к плотине.

Теперь о том, что же считать перспективной для рыбалки ямой. Наименее добычливыми будут просто глубокие плесы, потому что «кормовая» рыба и хищники там сильно рассредоточены, если только на большом участке дна не удастся обнаружить какую-либо локальную особенность: ярко выраженный бугор, группу камней, завал из затонувших деревьев, узкую канавку, впадину. Однако на поиски подобной точки может не хватить короткого дня. Больше всего поклевок щуки вероятнее ожидать на небольшой ограниченной яме, расположенной среди обширных площадей невыразительного дна, особенно если тут есть коряжники или иные детали рельефа, представляющие для хищницы хорошие укрытия и засады. Кстати, не важно, насколько велика глубина в такой ямке, она может быть, к примеру, и три метра, и десять метров — все рассматривается относительно расположенной вокруг акватории.


И тем не менее, определиться на водоеме с наиболее вероятным участком клева щуки — это еще не полный залог успеха. Тут необходимо проявить немалое терпение, потому что только начавшиеся поклевки станут подтверждением верности проведенной исследовательской работы. И уже тогда надо будет оперативно, путем последовательных забросов приманки в разных направлениях, выяснить, где на данном участке у щуки «столовая» и в какое время у нее бывает массовый выход на «обед».

Но если спиннингист, не дождавшись быстрой поклевки на хорошем месте, будет целый день безо всякого смысла «гонять по сцене», вряд ли чего он поймает — только понавешает на зацепах множество приманок да «отмотает» себе руки и отобьет охоту к дальнейшим рыбалкам. Следует еще раз повторить — надо ждать и верить в правильность выбранной позиции на водоеме, потому что в ледяной, готовой замерзнуть воде пищеварение у рыбы, особенно крупной, которая почти не растет, замедляется настолько, что ей нет нужды потреблять много пищи, а гоняться за рыбешкой становится невыгодно в смысле затрат энергии. Поэтому солидные щуки предпочитают дождаться иногда весьма короткого благоприятного момента, когда белая рыба где-то сильно уплотнится, совершить на нее набег и, заглотив добычу, удалиться на место своей постоянной лежки.


Как же определить, когда у крупной зубастой начался этот короткий выход на кормежку, что может дать несколько поклевок. Есть два проверенных метода. Первый: постоянно рыбачить на одних и тех же водоемах, хорошо изучить там рельеф дна и щучье «расписание». При этом замечено, что на прудах и водохранилищах, где при отсутствии течения и относительной стабильности условий обитания хищница более ленива, она чаще всего кормится в один промежуток времени, но довольно продолжительный, занимающий почти всю середину дня; на реках, напротив, многое зависит от уровня воды после дождей, и здесь щуки могут проявлять себя до трех и более раз, но в течение весьма коротких интервалов времени. Второй метод: искать скопления более мелких хищников — окуней, бершей, некрупных судаков, которые обычно проявляют себя сразу, начав на первых же проводках азартно стучать по приманке. Крупная щука, как правило, «пасет» такие скопления активной рыбы, и резкое прекращение клева окуней как раз и является верным сигналом к тому, что матерая хищница вышла на разбой, сея вокруг всеобщую панику.

Безусловно, для успеха спиннинговой ловли накануне зимы очень важное значение имеет выбор приманок и способ их подачи, поскольку хищник в это время довольно избалован плотностью корма в определенных местах и хуже всего реагирует на объекты, движущиеся или падающие на дно с большой скоростью и издающие вибрации высокой частоты. Не раз приходилось добиваться отменных результатов, применяя крупные твистеры, виброхвосты или поролоновые рыбки, соединенные с предельно легким по условиям ловли грузилом, что обусловливало их замедленную, как бы вальяжную игру. Более того, в ледяной воде зачастую успех приносило очень медленное волочение приманки по дну — щука вместе с крупным окунем брали ее так жадно, что вся пасть хищника была забита грунтом и даже не закрывалась, но в то же время при стандартной ступенчатой проводке поклевок, даже слабых, не было совсем.


По моему мнению, на рыбалке глубокой осенью в арсенале надо иметь довольно крупные воблеры длиной 12–15 см, имеющие небольшое заглубление и обладающие спокойной вальяжной игрой. К приманкам подобного типа можно смело отнести большинство воблеров типа минноу, предпочтя в это время модели скромной, естественной раскраски — яркие приманки провоцирующего вида эффективны в более теплой воде, когда активность хищника высока. В предзимье на воблеры часто приходится ловить в том случае, когда осень выдается очень дождливой, что приводит к значительному подъему и помутнению воды не только на реках, как это было, например, в прошлом сезоне. Так вот, в ситуации подтопления больших площадей берегов и лугов охота на хищника со спиннингом и живцом, несмотря на скорую зиму, обычно становится прибрежной, когда та же щука явно тяготеет к узкой зоне около затопленной растительности. И тут игра большой приманки быстрее ­замечается щукой и вызывает ее выход. Дополнительным привлекающим фактором, особенно в мутной воде, становится звучный шлепок объемного воблера на поверхности после заброса — зачастую хватка следует тут же.

Кроме того, если неизбежна проводка через растительность, очень уловистым будет любой твистер с длинным хвостом на офсетном крючке, соединенный с ушастым грузом весом всего 2–6 г — ведь дальний заброс не требуется. Однако для таких приманок, ­учитывая размер трофеев, нет никакой необходимости применять снас­ти классов лайт или ультралайт. Конечно, предельно легкая джиговая приманка в условиях прибрежной ловли чаще всего ведется не привычной ступенькой, а прямой проводкой или выполняется некое подобие твичинга в толще воды.


Спиннинговая ловля накануне зимы почти всегда требует от рыболова действий по предохранению плетенки и колец удилища от обмерзания, поскольку это сильно снижает качество рыбалки и быстро приводит в негодность леску. Существенную помощь в этом оказывает специальный силиконовый спрей, которым время от времени необходимо опылять и плетенку, и кольца, и ролик лесоукладывателя на катушке. Однако ничем не хуже работает вазелиновое масло, продающееся в любой аптеке, которым следует сильно пропитать плотную тряпочку, через которую иногда протягивать плетенку, а уж с лески масло попадет и на кольца, и на ролик.

Если плетенка все же успела на большой длине покрыться бусинками льда, ни в коем случае не стоит сдирать его механически, иначе поверхность шнура зашершавится, и он начнет обмерзать еще быстрее. В данном случае надо выполнить предельно далекий заброс и на несколько минут затопить плетенку под воду, температура которой всегда положительная, после чего, опустив низко конец удилища, намотать леску на катушку, пропуская ее через тряпочку с маслом. Также нелишним будет еще в домашнем тепле обильно нанести вазелиновое масло прямо на плетенку на шпуле катушки, тогда оно лучше и глубже пропитает шнур, а лишнее его количество слетит при первом же забросе.

Похожие статьи
// Теория и практика

Микроджиг является очень популярной приманкой, способной выручить рыболова даже при полном бесклевье.

Подробнее

// Теория и практика

Каждую осень я провожу фестиваль, посвящен­ный спиннинговой ловле на воблеры. Прошло­годняя «Воблериада» оказалась самой удачной с точки зрения поимки трофеев и разлавливания приманок – щука клевала хорошо, причем на довольно крупные воблеры. Я и сам поймал хищницу больше 5 кг весом, а одну не смог достать. Многие потом удивлялись, как мы ловили на такие воблеры взаброс, ведь по своей сути они должны быть троллинговыми. Но троллинг на фестивале запрещен, ­благодаря чему крупные приманки открылись с новой стороны.

Подробнее

// Теория и практика

На вопрос, приходилось ли блеснить окуня на глубинах более 10 м, многие рыболовы европейской части России ответят отрицательно. Как правило, если речь идет о ловле на больших глубинах, имеется в виду охота на судака и берша на крупных реках и водохранилищах. Там окунь обычно держится на прирусловых участках и редко попадается на горизонтах ниже 8–9 м.

Подробнее

// Теория и практика

Наступил ноябрь 2013-го. Я, как и многие фанаты российского карпфишинга, осознаю, что рыболовный сезон окончен. Снасти уже как три недели сложены в чехлы, неизрасходованные бойлы распиханы по укромным подвальным коробкам, рыбацкая одежда выстирана и спит в бельевых шкафах. Самое время подвести итоги.

Подробнее