Ловля судака на джиг

Ловля судака на джиг

Как бы ни старались особо патриотично настроенные граждане утверждать, что все, связанное с рыбалкой, и методы ловли, в частности, находит свое отражение в нашем далеком прошлом, все же большинство методов ловли в современном проявлении заимствованы нами с Запада. Да, впоследствии что-то претерпевает изменения с учетом местных условий и особенностей, но основа остается. Это, несомненно, относится и к так называемому вертикальному джигу.

Но тогда история в большей степени повествовала о ловле в условиях скандинавских озер, и лишь слегка я затронул эту тему применительно к нашим водоемам. И вот пришло время поговорить об этом несколько подробнее. Как и в любом другом способе ловли и подходе к нему, в ловле вертикальным джигом есть свои особенности, связанные и со временем, и с конкретным водоемом. В одних ситуациях помогают разобраться календарь и наблюдения за изменениями температуры, в других только опыт и практика помогут разгадать загадку озера. Но обо всем по порядку. Хотя вертикальным джигом ловятся практически все виды хищной рыбы, обитающие в водоеме, главным из них остается судак. Этот вид больше других предпочитает большие глубины, держится, если не стаями, то, во всяком случае, группами, позволяя обнаружить себя возле скопления мелкой рыбы. И особенно ярко это проявляется в холодное время года.

Характеристика места

Долгое время в своих рыболовных путешествиях по северо-западу России, главным образом по Ленинградской области и Карелии, мой взор был направлен на исторически родной мне Финский залив и самое крупное озеро Европы — Ладожское. Несколько позже основной акцент рыболовных путешествий уже приходился на Онежское озеро. Безусловно, и сегодня эти водоемы благодаря своим размерам и все еще значительной кормовой базе то и дело приносят хорошие трофеи. Однако есть слишком много «но» в этой истории. Лично для меня главный, пожалуй, «стопор» — слишком большая посещаемость водоема когда на горизонте несколько десятков лодок, а на берегу тебя заваливают вопросами на что, где, как… сопровождая это своими рассказами и «советами»… Я с радостью готов поделиться информацией, но на рыбалке предпочитаю видеть тех, кого хорошо знаю. Должно быть, поэтому меня никогда не манили рыболовные соревнования. Но это уже другая история.

Наблюдая за тем, с какой скоростью увеличивается количество рыболовных экипажей, посещающих некогда любимые мной места, я все чаще стал поглядывать на карту с целью найти новые угодья для рыбалки. И такие вскоре были найдены. Более того, интересных мест оказалось довольно много. Даже сравнительно небольшие озера зачастую довольно глубоки. Скажем, на Карельском перешейке есть несколько водоемов с глубинами свыше 30 метров и, как следствие, со сложным рельефом дна, свалами, банками, бровками и т. д. 

40ae934dd12850184fc4e1d20f7f0980.jpg

Собственно, такие озера и привлекают меня в большей степени. Причина их привлекательности легко объяснима. На примере тривиальной щуки и упомянутого уже Ладожского озера, а равно и Финского залива еще 15 лет назад мне было хорошо известно, что и щука, и тот же окунь, делятся на так называемых травянок и глубинников. В разных местах эти названия несущественно меняются, сохраняя свой смысл. Рыба, живущая на мелководье, подвергается большему прессингу, поскольку она более доступна. Приехав однажды на одно перспективное, с моей точки зрения, озеро, я обнаружил, что на нем не так мало рыболовов. За день я повстречал не меньше десятка лодок, что, учитывая довольно скромный размер озера, существенно. Но все они двигались вдоль берега, облавливая тростник и прибрежные свалы. Что характерно, раньше я никогда не слышал о поимках спортивной снастью приличных экземпляров. И за то время, что я посещаю этот водоем, мне также не удалось поймать ничего существенного на мелководье. Почему? Да просто потому, что рыба в таких условиях не дорастает до значительных размеров. Особенно это относится к щуке. И внешне перспективные места попросту безмолвствуют из-за жесткого прессинга, в том числе и со стороны браконьеров.

На глубине рыба более защищена. При фактической глубине 15–20 метров поиск рыбы затруднен, не имеющие опыта такой рыбалки спиннингисты не в состоянии зацепиться и выбрать верную тактику. Ловля классическим джигом с простукиванием дна трудна и, откровенно говоря, не особо эффективна. Браконьерский лов тоже затруднен. А вот кормовая база в толще воды чувствует себя вполне комфортно, а следовательно, хищнику здесь есть чем заняться. Судак же, как известно, — большой любитель глубин и скитаний именно в толще воды. Лишь там, где глубины ограничены, он предпочитает держаться у самого дна. Но это отнюдь не придонный хищник, вроде сома, как многие ошибочно думают.

Говоря же о локальных местах, важно понимать, что рыба в водоеме всегда распределена неравномерно. Более того, именно в зимний период она собирается на довольно ограниченных, локальных участках, неохотно перемещаясь по акватории. По моим наблюдениям и из общения с западными коллегами, искать ее следует в местах, где вода будет более теплой по сравнению с остальной акваторией. Свалы, каньоны, впадающие неподалеку реки — все это так или иначе может оказывать влияние, в том числе и на температуру воды. Зачастую рыба стоит в толще воды, но в местах с резким углублением дна, близ так называемого термоклина, который особенно ярко выражен в холодные периоды, когда поверхность воды активно остывает, и в теплые, когда температура воды на поверхности достигает максимальных значений.

Зачем нужен эхолот?

Пожалуй, один из основных элементов оснащения на такой рыбалке — это эхолот. Публикуя фотографии с поездок, когда катер оснащен двумя, а иногда и тремя мощными приборами, я не раз сталкивался с соответствующими комментариями: мол, зачем такое количество, и вообще, нужно ловить без эхолота. Не могу разделить это мнение: если считать хороший современный эхолот техническим излишком, зачем тогда пользоваться хорошей лодкой, современными снастями и, конечно, приманками? Каждому свое.

Для большинства рыболовов и по сей день эхолот остается прибором, дающим информацию о фактической глубине и позволяющим определить места свалов или иных изменений структуры дна. Кое-кто обращает внимание и на температуру поверхности воды. Но на самом деле современные приборы предлагают куда больше. Структурный сканер рисует трехмерную картинку с достаточно четкой детализацией всего находящегося не только непосредственно под лодкой, но и около нее. Рыба теперь регистрируется куда более четко, что позволяет с высокой долей вероятности отследить ее перемещения, а равно и определить, насколько этот объект интересует нас. Более того, во многих случаях можно отследить также движение рыбы в сторону приманки, фактическую реакцию на предлагаемую приманку. Все это делает рыбалку еще более увлекательной.

Есть еще одна важная функция: способность эхолота отражать температурные колебания воды в толще. Температура поверхности дает лишь общую информацию. Да и, откровенно говоря, реальный практический смысл из этой информации можно извлечь лишь при ловле лососевых, нахождение в поверхностных слоях которых напрямую зависит от температуры. Для нас куда важнее заглянуть в толщу воды, чтобы отследить процессы, происходящие там. Как и другие холоднокровные виды, рыба ищет места с более теплой водой. Но это правило действует лишь для холодного времени, поскольку у каждого вида есть свои комфортные диапазоны. В летнее время, когда температура поверхности воды достигает максимума, большинство видов перемещается в более прохладные, комфортные для себя условия. Но в летнее время хищник более рассредоточен по водоему. В холодное же время достаточно найти или знать места, где вода всего на несколько градусов теплее.

Где стоит рыба?

Главная сложность, с которой сталкиваются рыболовы, впервые оказавшиеся на такой рыбалке, — отсутствие видимых привязок. В большинстве случаев мы ищем видимые или осязаемые, понятные привязки. Это могут быть видимая граница тростника, каменная гряда или банка, граница русла или ощутимый свал. Как правило, мы стремимся отправить приманку поближе ко дну. А ловля на джиг и вовсе подразумевает проводку по дну. Тут все иначе.
Выходя на перспективную точку, мы прежде всего стараемся найти зацепки в виде теплых пятен воды, скопления мелкой рыбы или, в идеале, непосредственно хищника. И в этом очень помогает хороший эхолот. Далее начинается непосредственно ловля. Зачастую хищник находится именно в толще воды: иногда в ее нижней трети, иногда — в средних слоях. Как бы там ни было, приманку следует держать немного выше. Насколько? Все зависит от прозрачности воды, но, наблюдая за показаниями эхолота, всегда можно увидеть реакцию со стороны хищника или ее отсутствие.

Каких-то особых характеристик мест скопления рыбы нет. Иногда хищник обнаруживает себя в центральной части озера, иногда — в непосредственной близости от берега. Чаще всего это происходит в местах, непосредственно граничащих со свалом. Вероятно, стенка свала может удерживать комфортную для хищника воду, заставляя оставаться на месте и кормовую рыбу.

В любом случае такая рыбалка связана с поиском, панацеи нет, и хотя в холодное время рыба довольно долго может оставаться без движения, все же некоторые перемещения происходят. И тут можно провести параллель с подледной рыбалкой, когда любители зимнего блеснения на протяжении нескольких дней ловят на локальном участке, но спустя некоторое время рыба все же перемещается.

О приманках

Сегодня в каталогах многих компаний уже появились разделы, посвященные вертикальному джигу. И наиболее преуспели в этом Savage Gear, Westin, BFT, хотя мало что из предлагаемых этими производителями можно найти на прилавках наших магазинов. Мои друзья из Франции и Нидерландов предпочитают Fox Rage и Storm, по моим наблюдениям, эти приманки лучше подходят для средней полосы и южных районов Северо-Запада России. А наживки упомянутых первыми компаний лучше работают на северных озерах. Может быть, кому-то это покажется странным, но уверяю вас, что озера к северу и югу от Петербурга существенно отличаются как по характеру самих водоемов, так и особенностями поведения хищника.
Большинство приманок схожи между собой и имитируют представителей основной кормовой базы судака: уклейки, ряпушки или другой стайной прогонистой рыбки. Размер приманок, как правило, не превышает 10 см.

Отдельно стоит поговорить о цветах, тем более именно эта тема по-прежнему вызывает множество споров. По моему глубокому убеждению, цвет приманки зачастую играет определяющую роль. Но лишь при соблюдении того условия, что приманка двигается правильно. В противном случае цвет не имеет никакого значения.
А вот что касается постулатов выбора цвета приманки, тут не все так однозначно. В разное время мне доводилось слышать различные и подчас самые удивительные версии. Это касалось и ультрафиолета, и иных светонакопительных свойств. Надо признать, что многое из этого не лишено смысла. Но главный вопрос: какой цвет выбрать? Яркий или натуральный. Долгое время я был большим поклонником флюоресцентных приманок, считая, что в темной мутной воде при низком уровне освещенности именно они будут самыми эффективными. Но в последнее время все чаще делаю ставку на натуральные цвета. Не всегда приманка своей окраской имитирует естественную добычу, но окрашена она в «земные», темные тона. Я предпочитаю оливковый и коричневые оттенки. Один мой финский друг говорил как-то, что цвет приманки, по его мнению, важен только для самого рыболова — главное в него верить, и все получится. Утверждение это, может, и спорно, но лишь отчасти. В приманку и цвет действительно нужно верить. Рыба сама подскажет, правильный ли выбор вы сделали. Хищник всегда остается хищником. Его активность может меняться, но если поклевок нет, значит, именно рыболов делает что-то не так.

Этой статьей я решил начать довольно обширную и разнообразную тему, к которой планирую возвращаться не раз в последующих сезонах, как на водоемах, так и на страницах журнала. Для тех, кто живет и ловит на берегах озер со значительными глубинами, кому не интересна ловля травянок, кому чужда ловля троллингом в различных его проявлениях, такая рыбалка непременно придется по вкусу. Тем более цель — не просто поймать рыбу, а поймать трофейную рыбу.
В будущем мы более подробно поговорим о технике ловли судака, щуки, палии в разное время. Все эти виды рыб довольно успешно ловятся в Карелии и на всем северо-западе России. Уверен, что и в центральной части России такая тактика может дать хороший результат.

Похожие статьи
// Теория и практика

Микроджиг является очень популярной приманкой, способной выручить рыболова даже при полном бесклевье.

Подробнее

// Теория и практика

Каждую осень я провожу фестиваль, посвящен­ный спиннинговой ловле на воблеры. Прошло­годняя «Воблериада» оказалась самой удачной с точки зрения поимки трофеев и разлавливания приманок – щука клевала хорошо, причем на довольно крупные воблеры. Я и сам поймал хищницу больше 5 кг весом, а одну не смог достать. Многие потом удивлялись, как мы ловили на такие воблеры взаброс, ведь по своей сути они должны быть троллинговыми. Но троллинг на фестивале запрещен, ­благодаря чему крупные приманки открылись с новой стороны.

Подробнее

// Теория и практика

На вопрос, приходилось ли блеснить окуня на глубинах более 10 м, многие рыболовы европейской части России ответят отрицательно. Как правило, если речь идет о ловле на больших глубинах, имеется в виду охота на судака и берша на крупных реках и водохранилищах. Там окунь обычно держится на прирусловых участках и редко попадается на горизонтах ниже 8–9 м.

Подробнее

// Теория и практика

Наступил ноябрь 2013-го. Я, как и многие фанаты российского карпфишинга, осознаю, что рыболовный сезон окончен. Снасти уже как три недели сложены в чехлы, неизрасходованные бойлы распиханы по укромным подвальным коробкам, рыбацкая одежда выстирана и спит в бельевых шкафах. Самое время подвести итоги.

Подробнее