Крупными воблерами взаброс

Каждую осень я провожу фестиваль, посвящен­ный спиннинговой ловле на воблеры. Прошло­годняя «Воблериада» оказалась самой удачной с точки зрения поимки трофеев и разлавливания приманок – щука клевала хорошо, причем на довольно крупные воблеры. Я и сам поймал хищницу больше 5 кг весом, а одну не смог достать. Многие потом удивлялись, как мы ловили на такие воблеры взаброс, ведь по своей сути они должны быть троллинговыми. Но троллинг на фестивале запрещен, ­благодаря чему крупные приманки открылись с новой стороны. 

Заинтересовавшись произошедшим, я всерьез увлекся ловлей на объемные воблеры, часто с большим заглуб­лением. И вскоре это принесло мне несколько трофейных экземпляров. Теперь во время каждой рыбалки я жду поклевку хорошей щуки на крупный воблер.

Приманки 

Все началось с воблеров от польского Salmo, а конкретно — Whitefish и Executor. Именно они принесли первые трофеи и мне, и другим участникам упомянутого выше ­фестиваля. Whitefish есть у меня в размере 13 и 18 см и различных версиях заглубления, максимальная из которых составляет около 5 м. Воблер Salmo Executor — более короткий, выпускается в 4‑х размерах, из которых нас сейчас интересуют два последних — 9 и 12 см. Они производятся только в варианте заглубления SR (Shallow Runner), заходя на глубину примерно 2 м (9‑сантиметровый) и 2,5–3 м (12‑сантиметровый).

Постепенно моя коллекция крупных воблеров «обрастала» другими по игре, форме, заглублению и размерам приманками. Постараюсь их сейчас кратко систематизировать.

Воблеры широкие и тяжелые. Они относительно небольшие по длине, но за счет высокого и широкого тела имеют приличный вес. Как пример — приманки от Osko. В первую очередь мне понравились две модели, формой тела похожие на карася. Это 11‑сантиметровые Zevs (заявленный вес 46 г) и Evil F (38 г). Отличительная особенность этих приманок — громкая «погремушка» внутри, их приближение к лодке слышно издалека. За счет быстроты всплытия, глубиной погружения и «Зевса», и «Зла» можно легко маневрировать, максимальное же значение по моим наблюдениям — примерно 4,5 м. Кроме того, Evil выпус­кается еще в более глубоководной версии DR, которую, по предписаниям производителей, можно загнать на глубину 6,5 м.

Воблеры удлиненные и мелководные. Это Illex 170 Jerk Freddy SR в цвете Mat Tiger (вес 44 г). Идет на максимальной глубине до 1 м, обладает размашистой игрой. К рассматриваемой категории приманок из моих коробок можно отнести также Salmo Pike 16, Salmo Skinner 15 и 20, упомянутый выше Whitefish, а также Osko Wolf 12.

Отдельно следует сказать про Salmo Perch. Нас интересует размер 12 и 14 см. Этот ­классический «шед» выпускается в трех версиях заглубления: от мелководной (заявлено всего полметра) до глубинной — 5 м при ловле в заброс и 11 на троллинге. То есть данной приманкой можно перекрыть различные условия ловли. Глубоководную модель часто используют для троллинга сома и крупной щуки, но на практике подтверждено, что трофеи им можно поймать и при нормальной ловле. Хотя полетные данные у «Перча» слабоваты.

Итак, немного подытожу. При всем своем разнообразии, интересующие нас крупные воблеры обладают несколькими общими характерис­тиками. Во‑первых, это размер — условно берем 9 см. Твичинговые модели при такой длине вовсе не выглядят массивно, но «наши» более объемные — например, Hornet 9 весит 36 г.
Во‑вторых, все воблеры плавающие. При этом качестве их легче контролировать, варьируя глубину погружения. А это важно, учитывая хорошее заглуб­ление многих приманок, а также условия ловли.

Водоемы и места ловли 

Объемные приманки «не дружат» с ветром, который так и норовит сбить их скорость и курс полета. В то же время, при правильном подборе снас­тей и направления заброса, бросать большие воблеры получается очень даже неплохо. Об этом мы поговорим в следующих разделах, а сейчас рассмот­рим вариант¸ когда дальность полета приманки все-таки невелика.
Здесь сама собой напрашивается ловля по ­локальным перспективным точкам, где не требуется дальний заброс. Чаще всего «воблерить» я выезжаю на водох­ранилища. Многие из них имеют весьма разнообразный рельеф, в котором присутствуют как горки, так и ямы. И всегда есть затопленное русло. Если создавшая водоем река была небольшой, то фарватер локален, иногда шириной всего 10–15 м. Но для ловли щуки он как раз и представляет интерес.
На русле почти всегда имеются углубления, ­созданные течением когда-то существовавшей здесь реки. Вот такие затопленные омуты, русловые повороты, резкие свалы на месте обрывистых берегов и стоит облавливать воблерами. Это что касается глубинных моделей.
Для мелководных приманок тоже можно выбрать перспективные и подходящие места. К ним можно отнести различные горки, косы, пупки и другие аналогичные участки. Они зачастую довольно локальные, и таким образом создается хороший полигон для точечной ловли крупными воблерами.

Конечно, в таких местах можно успешно ловить и другими приманками, например, джиговыми. Но, во‑первых, щука не всегда хорошо на них реагирует, а, во‑вторых, большие приманки все-таки подразумевают крупную рыбу! Вблизи различных рельефных аномалий трофейная щука пасется довольно часто, но ловится не так активно, как хотелось бы. Многие приманки, особенно небольшого размера, она и вовсе игнорирует. Вот это как раз и является поводом предложить ей крупный воблер. Мне известны водохранилища, где трофейные экземпляры зубастой удается поймать в основном только на воблеры. Бывали случаи, когда я сам подолгу «окучивал» перспективную 6‑метровую ямку различными приманками, в первую очередь джигом, но добивался поклевки щуки только тогда, когда ставил глубинный воблер.

Что касается троллинга в описанных и интересных для ловли щуки местах, то я с трудом представляю, как можно качественно обловить локальную перспективную точку, переплывая ее на моторе. Воблер при этом идет на постоянной глубине, и если он глубинный, то обязательно станет пахать дно или зацепится на верхней бровке. Если же мелководный, то просто может не поднять щуку с глубины, например, 5–6 м. Что касается движения по руслу, то зачастую оно не только узкое, но и петляющее, поэтому на троллинге воблер неизменно выйдет на мель. Тут уже прямая дорога к ловле взаброс.
Не только водохранилища, но и некоторые озера обладают интересным рельефом с перспективными локальными точками. В моем регионе это, как правило, водоемы ледникового происхождения. Интересно, что в отличие от водохранилищ, почему-то не все озера «благосклонны» к воблерам. На многих из них щука хорошо ловится на ­резину и железо, а пластиковые приманки игнорирует. Это чисто мое наблюдение, и, конечно, пристрастия зубастой стоит проверять. Хотя лично я для ее ловли на воблеры все же чаще выбираю именно искусственные водоемы.

Техника и тактика 

Одной из стандартных схем для ловли крупными ­воблерами является движение вдоль ­затопленного русла водохранилища. Обычно я занимаю одну из двух бровок и заброс делаю таким образом, чтобы перебрасывать находящийся передо мной фарватер. Приводнившись ­наверху берегового склона, воблер как раз заглубится к моменту выхода на русловую глубину. Бывает очень важно точно попасть в нужную точку. Если ее перебросить, то приманка наберет большую глубину раньше, чем нужно, и станет зарываться в дно, еще не дойдя до начала русла. Если недобросить, то необловленным может остаться перспективный береговой свал. У меня был случай, когда удалось поймать хищницу с берегового склона в самом начале движения воблера — он только стал заглубляться, двигаясь по береговому склону, как его остановила щука.

Когда перспективная яма велика и перебросить ее всю не удается, заякориваюсь прямо на глубине. При этом получается обловить только одну бровку. Но двигаясь веером, можно, в конце концов, исследовать всю яму.

Облавливание береговой бровки — еще одна из рабочих схем для воблерной ловли. Выглядит она следующим образом: двигаясь вдоль берега на расстоянии полета приманки, делаем веерные забросы, «скатывая» воблер по склону. Такая ловля напоминает джиговую, только она более мобильная — проводка получается быстрее.

Чтобы четче прочитать рельефную картину дна, иногда я все-таки прибегаю к помощи джига. Взяв с собой в лодку резиновые приманки, в незнакомом месте могу сделать несколько предварительных забросов, чтобы наметить точку для правильного приводнения воблера.
Заглубившийся воблер ­всегда довожу до самой лодки. Если стою уже на склоне, то можно немного уменьшить скорость вращения катушки, чтобы приманка чуть подвсплыла и не «забурилась» в дно. Когда же подо мной максимальная глубина, скорость вращения не меняю, но у лодки стоит сделать небольшую паузу, загнав воблер максимально под плавсредство. Можно порекомендовать использовать прием американцев, ловцов маскинонга — дошедший до лодки воблер не доставать сразу, а сделать движение в виде восьмерки. Возможно, это поможет добрать стоящую возле вас или преследовавшую воблер щуку.
Почему поклевки часто случаются у самой лодки? На этот счет у меня есть несколько предположений. Возможно, нерешительная щука сопровождает воблер до конца и только тогда атакует. Подобное происходит и при ловле другими приманками, двигающимися равномерно, но с крупными воблерами — почему-то довольно часто. Вторая версия — щука приходит под лодку на предыдущих проводках, и только на одной из следующих атакует приманку. К тому же в этот момент воблер достигает максимальной глубины погружения, что и может спровоцировать стоящую у дна хищницу. Так или иначе, но значительная часть воблерных «рельефных» щук мной была поймана на конечной стадии проводки.

В пользу второго предположения приведу один пример, когда приманка подвела щуку под самую лодку. На двух забросах подряд следуют поклевки в виде ударов на Whitefish DR (цвет RH — Red Head), затем одна на более глубоководную версию — SDR. И, наконец, только с четвертой попытки щука хватает воблер «под самыми ногами», но сходит после продолжительного «пения» фрикциона. Было удивительное чувство знать, что хищница стоит у лодки, и, подводя к ней приманку, ждать щучьей атаки!
Однако и в пользу первой версии «прилодочных» поклевок также имеется пример. Приплыв еще до рассвета на хорошо знакомую мне точку, выставился по фарватеру и сделал заброс по ветру. Следует поклевка в середине ямы — не засеклась! Через пару метров еще удар, и щука дважды срывает фрикцион, но сходит. Раздосадованный, быстро подматываю воблер, и под самой лодкой хищница все же садится на крючок! Весом оказалась больше «четверки» и такая настырная — преследовала воблер до конца.
Осенью часто удается ­поймать щуку на самой яме. Для этого не обязательно качественно облавливать бровки. Хищница в это время часто стоит на глубинах, и бывает достаточно уделить пристальное внимание только им.
В целом описанная картина ловли касается не только русла, но и других углублений ­разного происхождения. Важно только, чтобы в месте ловли был интересный рельеф, с перепадами глубин.
В то же время встретить и поймать щуку можно на ­приямном мелководье. Поэтому очень часто, стоя на одном месте, в начале глубины, я делаю забросы в разные стороны и различными приманками — как глубинными, так и мелководными. Для второй категории воблеров участки вблизи глубины осенью я считаю довольно перспективными. Поэтому сейчас предпочитаю плавать вблизи ям, гораздо меньше внимания уделяя возвышенностям в виде горок и кос. Здесь стоит задержаться летом, а в это время, на мой взгляд, перспективнее привязываться к глубине. Ну а чтобы лишний раз не сниматься с якоря для облова приглубинных участков, стараюсь устанавливать лодку таким образом, чтобы с одного места можно было обловить и яму, и мель.

Сделать это вам может не позволить ветер. Как уже говорилось, да это можно предположить и логически — объемные воблеры не очень хорошие «летуны». Исходя из этого, выставлять лодку я стараюсь таким образом, чтобы перспективное место располагалась по ветру — тогда забросы будут получаться и дальше, и точнее. Если эти параметры не важны в конкретном месте ловли, то практикую и боковые забросы. Хуже всего при наличии ветра получаются забросы против него, при этом еще и дуга из плетенки выдувается приличная.
Что касается техники проводки воблеров, то этому я уделяю внимания меньше, чем другим аспектам. Большинство крупных «нетвичевых» воблеров не требует какой-то замысловатой проводки — они самодостаточны, обладают активной и стабильной игрой. Она может отличаться только частотой и амплитудой колебаний.
Однако некоторые ­приемы подыгровки все же применяю, если хочу уговорить щуку, о месте нахождения которой знаю наверняка. В первую очередь это небольшие потяжки-рывки, а также изменения скорости проводки. Ускоряться или замедляться приходится также в зависимости от глубины в месте прохождения приманки. Часто, кстати, срабатывают обычное терпение — самую крупную щуку прошлого сезона удалось поймать после того, как я долгое время «долбил» одно направление похожими воблерами.

Снасти 

Иногда после короткого заброса приманка даже не успевает заглубиться до своего максимального значения. Оспаривать данный факт не стану, но скажу, что с этим можно бороться.
В первую очередь — толщиной плетенки. Ловить нетяжелыми, примерно до 30 г, воблерами я начинал обычной спиннинговой снастью, которую использовал до этого с другими приманками. Шнур на катушке стоял диаметром 0,13 мм, причем реальная толщина соответствовала указанной на упаковке. И удивлялся, почему воблер с заявленным заглублением при забросе 3 м даже на 5‑метровой яме вдруг начинал цеплять дно. Оказалось, что заглубление приманки сильно зависит от диаметра применяемой плетенки — вплоть до нескольких метров. Леску я не использую — с ней воблер заглубляется гораздо медленнее и хуже.
Некоторые производители, например польское Salmo, указывают два значения заглубление воблера — при ловле взаброс и троллингом. Я ориентируюсь в этом показателе, беря среднее значение. Это при условии использования достаточно тонкого шнура. Кроме того, при тестировании воблера производителями часто используется леска, поэтому показатель глубины может быть занижен. Вывод из всего следующий — любой воблер нужно изучать самому, тогда будете точно знать, на какую глубину он заходит. Все значения не упомнишь, поэтому полезно нанести параметры тонким водостойким маркером. Вместе с глубиной стоит указать и вес приманки.

Конечно, не все воблеры можно безопасно забрасывать на относительно тонкой плетенке, да и зацепы за затопленные береговые бровки и разные корчи нередки. Поэтому для крупных глубинных приманок я использую снасть попрочнее — здесь диаметр плетенки доходит до значения 0,22 мм и разрывной нагрузкой примерно 16 кг.
Крупные приманки подразумевают и мощную снасть. Многие воблеры (к примеру, Salmo Perch) очень упористые, и сильно нагружают как удилище, так и катушку. Поэтому постепенно я перехожу на кастинговую снасть. Рабочие комплекты этого сезона выглядят так: спиннинг Team Salmo Ballist длиной 1,80 м и тестом 7–28 г + мультипликатор Okuma Tormenta; удилище Okuma Octana 1,95 с тестом 20–70 г. Эти две снасти перекрывают все веса используемых мной воблеров.
Кастинговая снасть, кроме того, помогает избавляться от перехлестов. Объемные воблеры страдают ими очень сильно. Часто не спасает даже жесткий титановый поводок и контроль над плетенкой во время полета и приводнения приманки. Мультипликаторная катушка помогает решить эту проблему.
Используемые мной мультипликаторы имеют высокое передаточные число — 6,6:1 и 7,3:1. Это дает возможность воблеру двигаться быстрее при одинаковой скорости вращения катушки с обычной безынерционкой примерно 3000‑го размера и стандартной шпулей. Как следствие — приманка быстрее заглубляется.
И тогда все преимущества троллинга при ловле на воблеры сводятся на нет. Ну а самое главное в ловле взаброс — это ее активность и спортивность.

Похожие статьи
// Теория и практика

Микроджиг является очень популярной приманкой, способной выручить рыболова даже при полном бесклевье.

Подробнее

// Теория и практика

Каждую осень я провожу фестиваль, посвящен­ный спиннинговой ловле на воблеры. Прошло­годняя «Воблериада» оказалась самой удачной с точки зрения поимки трофеев и разлавливания приманок – щука клевала хорошо, причем на довольно крупные воблеры. Я и сам поймал хищницу больше 5 кг весом, а одну не смог достать. Многие потом удивлялись, как мы ловили на такие воблеры взаброс, ведь по своей сути они должны быть троллинговыми. Но троллинг на фестивале запрещен, ­благодаря чему крупные приманки открылись с новой стороны.

Подробнее

// Теория и практика

На вопрос, приходилось ли блеснить окуня на глубинах более 10 м, многие рыболовы европейской части России ответят отрицательно. Как правило, если речь идет о ловле на больших глубинах, имеется в виду охота на судака и берша на крупных реках и водохранилищах. Там окунь обычно держится на прирусловых участках и редко попадается на горизонтах ниже 8–9 м.

Подробнее

// Теория и практика

Наступил ноябрь 2013-го. Я, как и многие фанаты российского карпфишинга, осознаю, что рыболовный сезон окончен. Снасти уже как три недели сложены в чехлы, неизрасходованные бойлы распиханы по укромным подвальным коробкам, рыбацкая одежда выстирана и спит в бельевых шкафах. Самое время подвести итоги.

Подробнее