Рыбалка на WD-40, силиконовую смазку, масло

С установлением ледяного покрова армии любителей зимней рыбалки устремляются на водоемы. Среди них есть поклонники ловли белой рыбы, группы блеснильщиков и жерличников, но, в сущности, все они ловят со льда. А что же остается делать истинным фанатам спиннинга?

Сидеть дома и конструировать новые приманки, вспоминая о прекрасной поре и мечтая о будущих баталиях… Ну уж нет! В мороз, метель и сквозь сугробы энтузиасты отправляются на теплые воды незамерзающих рек, лишь бы получить массу впечатлений, опробовать новую приманку, да и просто полюбоваться красотой зимней природы, совмещая приятное с полезным. Именно зимой можно получить истинное удовольствие от поимки самого обыкновенного судака или вездесущего окуня. Тем более трофей, выловленный в экстремальных зимних условиях, останется в памяти на долгое время и будет приятным воспоминанием висеть на стене теплой и уютной квартиры в виде фотографии.

Именно зимой, и этот факт хочется подчеркнуть, на водоемах встречаются настоящие профессионалы и истинные поклонники спиннинга. Складывается впечатление, что зима сама по себе произвела естественный отбор среди профессионалов и любителей. Ну, это все философия, а на самом деле там холодно, грязно и противно, особенно в пасмурную погоду! И к тому же существует целый ряд проблем, которые мы сейчас и попробуем рассмотреть…

Зимой мы сталкиваемся с неприятностями, которые в совокупности делают спиннинг невозможным для использования без вспомогательных средств (химических), которые в свою очередь предотвращают появление обледенения, замерзания и вывода из строя отдельных узлов в оснащении. Давайте попробуем рассмотреть способы борьбы с морозом, которые я использую в своей практике и чем руководствуюсь при выборе реагентов и смазок.

Проблема 1

Самая большая беда, с которой сталкивается зимний спиннингист, и многие согласятся со мной, — это обледенение шнура. На нем появляются ледяные капельки, шнур становится жестким и практически не летит, не говоря уже о том, что он попросту портится. А что происходит с ним при температуре ниже –10 °С и говорить не хочется. Существует множество препаратов и химикатов, которыми пользуются спиннингисты-зимники, начиная от силиконового размораживателя замков и заканчивая различными жидкостями типа WD-40. И что самое главное, они действительно в большей или меньшей степени «облегчают жизнь» шнуру. Что касается WD-40, то если вы хоть немного знакомы с химией, прочитав состав на упаковке (баллоне), сразу же откажетесь от его применения в рыболовных целях. Дело в том, что в состав этой жидкости входят различные кислоты, в том числе и соляная, поэтому очень вероятно, что ее действие на внешнюю среду, корпус и детали катушки окажется не безвредным…


Применением различных масел (типа вазелинового) я остался недоволен, хотя считаю масло одним из лучших средств в борьбе с обмерзанием. Полетные качества шнура ухудшаются примерно вдвое после нанесения масла, и это продолжается на протяжении первых 10—20 забросов, пока не выдавится излишнее масло. Но и потом все равно не удается добиться желаемого результата… При полете складывается ощущение, что шнур за что-то задевает, притормаживает, и это ощущение мне, конечно же, не давало покоя.

Я начал экспериментировать с различными препаратами. Опробовав более десятка различных пропиток и смазок, остановился на силиконовой смазке фирмы STP (Италия) в виде аэрозоли. Не скажу, что это идеальный выход, да и в процессе эксплуатации при температуре ниже — 10 °С приходится периодически (после 30—40 забросов) подбрызгивать пропитку на шнур. После первого же применения я заметил, что шнур ведет себя практически так же, как и летом, полетные качества намного улучшились, а при эксплуатации до –10 °С никакой намерзи на шнуре не появляется. Мои друзья, опробовав эту смазку, отказались от использования других средств. Только не нужно переусердствовать, жидкость необходимо наносить непосредственно перед началом рыбалки и ни в коем случае за день или неделю — смазка просто застынет, и тогда начнутся другие проблемы. Кстати, используя зимний шнур летом, я обратил внимание, что он сохранил свои свойства после пропитки силиконом в зимнее время и практически не впитывал воду. Уже глубокая осень, а на шнуре четко просматриваются капельки воды, как на масляном пятне. Качество силиконовой смазки здесь играет очень важную и даже решающую роль.


Проблема 2

Большую неприятность и нестабильность в холодное время года также доставляет работа катушки, вернее, подстывание смазки и как следствие проскальзывание реверса (моментального стопора). Складывается ощущение, что механизм совсем вышел из строя, но, пробыв в тепле всего 20—30 минут, его работа вновь нормализуется. Причина такой проблемы в смазке, которая просто не соответствует температурному режиму эксплуатации. Правда, здесь стоит оговориться, что далеко не все модели безынерционных катушек имеют свойство «терять стопор» при отрицательных температурах. Все зависит даже не от цены катушки, а от конкретной модели.

На самом деле выход из этой ситуации банально прост: замена смазки на соответствующую нашим условиям. К сожалению, даже в приличных магазинах зачастую встречается подвох, то есть предлагаемая нам смазка не соответствует тем показаниям, которые указаны на этикетках. Многие мои друзья отдали предпочтение хорошей вазелиносодержащей смазке для автомобилей и закрыли эту тему для себя навсегда!

Я же пошел другим путем. Так как пользуюсь катушкой с отверстием для жидкой смазки, я решил опробовать обычное моторное масло. Не пугайтесь, никакие пластиковые и резиносодержащие детали оно не разъедает, да и в автомобиле в большом количестве имеются резиновые сальники, которые соприкасаются с горячим маслом на всем протяжении работы двигателя и не выходят из строя долгое время, что навело меня на мысль использовать именно жидкое моторное масло. Попробуйте налить небольшую лужицу масла и проведите пальцем через нее — масло будет заполнять ту черту, которую вы провели. Так же и в катушке масло затягивает соприкасающиеся детали, что нельзя сказать о густой смазке, даже в полностью «набитой» ею катушке.

Почему еще? Диапазон температур, доступность… Ну и в конечном итоге я доволен работой катушки и состоянием деталей даже после продолжительной эксплуатации в зимнее время года. Единственный нюанс — важно не переусердствовать с количеством смазки. При первичном применении я заливал 5—8 капель, причем подстывающую смазку я даже не удалял. Потом в течение сезона после 10—15 выездов добавлял по 2—3 капли масла в катушку. Шпулю с плетенкой храню отдельно, чтобы избежать попадания на нее масла. Саму катушку держу в тряпочном чехле, даже если и появляются излишки масла, то они легко удаляются. Масло можно набрать в обычный медицинский шприц и даже на рыбалке смазывать отдельные узлы, например рукоятку или ролик лесоукладывателя.


Проблема 3

Есть еще одна проблема в зимнем спиннинге, которая доставляет хоть и небольшую, но все же неприятность — это обмерзание колец. На мой взгляд, бороться с этим бесполезно и малоэффективно. Самый надежный и проверенный способ — это полоскание кончика удилища в воде в течение нескольких секунд. После чего все работает само собой. Кольца бесполезно чем-либо обрабатывать, рабочую поверхность колец будет стирать плетенка, но в то же время сама она, обработанная силиконовой пропиткой, будет хоть и немного, но все же смазывать кольца. Дело в том, что для застывания силикона требуется температура не ниже +5 °С, но даже при такой температуре нужно время для застывания (скорость застывания силикона 2 мм в сутки при температуре +20 °С и влажности 75 %). То есть, сами понимаете, за 5—10 минут на нашем шнуре силикон не застынет даже при положительных температурах, а если ловля происходит в мороз, то силикон не стынет вообще или же для этого требуется куда больше времени. Так что смазывающие вещества остаются в жидком состоянии и выполняют функцию смазки колец, хоть и самую маленькую.

Надеюсь, что мои практические советы помогут новичкам в освоении зимнего спиннинга, а бывалым послужат информацией для размышления. Удачи на рыбалке!

Похожие статьи
// Теория и практика

Микроджиг является очень популярной приманкой, способной выручить рыболова даже при полном бесклевье.

Подробнее

// Теория и практика

Каждую осень я провожу фестиваль, посвящен­ный спиннинговой ловле на воблеры. Прошло­годняя «Воблериада» оказалась самой удачной с точки зрения поимки трофеев и разлавливания приманок – щука клевала хорошо, причем на довольно крупные воблеры. Я и сам поймал хищницу больше 5 кг весом, а одну не смог достать. Многие потом удивлялись, как мы ловили на такие воблеры взаброс, ведь по своей сути они должны быть троллинговыми. Но троллинг на фестивале запрещен, ­благодаря чему крупные приманки открылись с новой стороны.

Подробнее

// Теория и практика

На вопрос, приходилось ли блеснить окуня на глубинах более 10 м, многие рыболовы европейской части России ответят отрицательно. Как правило, если речь идет о ловле на больших глубинах, имеется в виду охота на судака и берша на крупных реках и водохранилищах. Там окунь обычно держится на прирусловых участках и редко попадается на горизонтах ниже 8–9 м.

Подробнее

// Теория и практика

Наступил ноябрь 2013-го. Я, как и многие фанаты российского карпфишинга, осознаю, что рыболовный сезон окончен. Снасти уже как три недели сложены в чехлы, неизрасходованные бойлы распиханы по укромным подвальным коробкам, рыбацкая одежда выстирана и спит в бельевых шкафах. Самое время подвести итоги.

Подробнее