Cуть джиговой ловли состоит в том, что проводкой имитируется одиночная раненая рыба, которая в первую очередь, становится объектом нападения хищника.

Наша цель заключается в подборе джиг-приманки и ее проводки, чтобы наиболее точно имитировать натуральную добычу. В процессе этого архиважно учитывать течение реки.

В чем специфика джиговой ловли на течении?

Нехолодные зимы последних лет дают возможность половить джигом на Дону до половодья. Судак, лещ, бирюк и плотва — вот рыбы, которые могут стать в это время добычей спиннингиста. Наиболее желанным трофеем из этой четверки всегда будет «клыкастый».

Судак, как известно, весной не атакует стремящуюся вверх приманку, а берет только планирующую на дно. Поэтому техника подъема джига на течении подмоткой или рывком удилища с последующей подмоткой не имеет особого значения.

Вторая фаза движения приманки (планирование ко дну) как раз и является одним из тех моментов, которые провоцируют поклевку. В эти мгновения судак идентифицирует приманку как рыбу и атакует ее.

А ведь он может и не поверить! Неестественное падение джига (например, при зацепе крючка за леску), излишне резкая или ненужно растянутая «ступенька», несоответствие раскраски рыбы — «резины» именно в этот час суток — вот основания, сдерживающие хищника от нападения. Но все эти причины можно устранить подбором моделей джиг-головок и мягкого пластика, а вот бесклевье природного характера, увы, технически неисправимо.

Течение в некоторой степени так же компенсирует недочеты снасти и проводки и в то же время накладывает на них паразитное, с рыболовной точки зрения, влияние самого потока. Быстряк как бы растягивает диапазон «верного» веса и вместо, например, критичных для тихой воды 20 г, мы имеем 22, 24, а иногда даже 28 г для одних и тех же моделей приманки и толщины лески. Парадокса никакого здесь нет. Утяжеление груз-головки напрямую связано с увеличением площади сопротивления приманки потоку и, как следствие, почти равного времени ее погружения приманок.

Главная помеха, конечно же, парусность плетенки. Появляющаяся на начальном этапе проводки петля меняет направление планирования приманки, причем так, что невозможно спрогнозировать угол ее падения относительно течения. Кстати, в результате такого воздействия чаще всего случаются пустые поклевки, откусанные хвосты и «удары в голову».

Теперь рассмотрим обобщенную модель ловли. Предположим, существует некая площадка возможных поклевок судака. Делаем заброс поперек реки дальше этого участка и после приводнения приманки выбираем излишек лески. Разворот джиг-головки на течении не происходит мгновенно, и некоторый отрезок она, в большей мере за счет выдуваемой потоком петли, движется и падает на дно под каким-то углом. Такой контакт грунта регистрируется чувствительным бланком хоть и уверенно, но как-то приглушенно, а кончик удилища отыгрывает не так резко, с небольшим потягом.

Затем, планируя под воздействием течения, джиг-головка постепенно разворачивается и направляется против потока. На этой стадии проводки падение на дно почти идеально фиксируется «звонкими» спиннингами и вполне прилично, так называемыми «глухими палками».

Сейчас, в зависимости от веса груза и толщины лески, возможны три варианта движения джига. Первый — когда приманка перемещается в сторону спиннингиста с минимальным сносом к берегу. Второй — снос происходит быстрее, чем движение к рыбаку. В третьем случае снос и перемещение приманки против течения примерно одинаковы. Получается, что сам поток изначально определяет два возможных приема ловли судака: облов участка под острым углом или по дуге. А вот как правильно их использовать, раздельно или совместно, может подсказать только речная обстановка на месте ловли.

Течение и «неинтересные» места

Наиболее перспективные точки русла реки всегда чем-то напоминают друг на друга. Поэтому, если максимально упростить принцип их поиска, вполне достаточно следовать двум правилам: «ищи места, похожие на те, где до этого была пойман судак (все равно кем)» и «лучшая точка — это укрытие для судака на «неинтересном» месте». 

Такие правила универсальны для любого хищника, и ими пользуются многие мастера спиннинга, хотя порой и отрицают это.

В ловле судака можно выделить как минимум три группы привлекательных для судака точек. В статье они именованы «доходным», «замеченным» и «темным» местами. В рыбацком мире Дона у части из них есть свои местные названия, которые известны нескольким поколениям рыбаков.

Доходное место

Самая «технически» простая точка. Здесь ловят все, начиная от восьмилетнего рыбачка с «телескопом» и заканчивая семидесятилетними мужчинами со стеклопластиковыми удилищами (не говоря уж о современно оснащенных рыбаках). Тут за спиннингиста все сделает течение, а ему лишь достаточно будет забросить джиг на стремнину поперек реки на расстояние не ближе 20–25 м. Поток сносит снасть так, что приманка, возвращаясь к берегу (при любой дальности броска!), пройдет рядом с укрытием судака, и во время кормежки он ее обязательно возьмет.

По моим наблюдениям, на любом «судаковом» участке таких точек может быть до трех — пяти. Не более двух мест, как я уже отметил, знают почти все рыболовы, и возле них почти весь год плечом к плечу стоят спиннингисты. А вот остальные точки облавливают единчные специалисты джиговой ловли, выходя на них в нужный для поклевок час.

Преимущество доходного места понятно даже ребенку — редкая рыбалка будет без улова. Но в такой простоте скрыта угроза начинающему «джиггеру». Тут, как нигде больше, можно стать «рабом точки» и начать вполне серьезно считать, что «доходная» техника ловли пригодна для всех судаковых мест, или хищник берет только здесь.

Замеченное место

Забрасывая с этого места под разными углами и на различное расстояние, нужно обязательно запоминать ориентир на другом берегу реки. В случае поклевки посылаем джиг на тот самый ориентир и то же расстояние. Течение, как и в первом случае, доставит приманку точно к укрытию хищника. Здесь уже потребуется приличный спиннинг и опыт относительно дальних забросов.

Засадой судаку на доходном и замеченном местах может служить приямок, маленькая канавка, угол свала фарватера или небольшой предмет на его дне. Где именно прячется хищник, определить на стремнине невозможно. Но, если после зацепа удалось вытащить что-то вроде ржавого металлического садка, мешковины или эффектно обрубленной ветки, знайте, что вами ликвидирована, возможно, одна из лучших судаковых точек.

 Кстати, ее довольно часто можно восстановить, забросив «улов» примерно в тоже место русла. Вдруг пригодится…

Темное место

Этот небольшой участок реки дарит судака только в сумерки. Тут хищник подходит очень близко к берегу и предельно осторожен. Любой шум и открытое появление рыбака его отпугивает, и рыба покидает место. Поэтому джиг надо забрасывать, не доходя до уреза воды из-за кустов или хотя бы присев на корточки. С рассветом поклевки прекращаются до следующих сумерек и совершенно необязательно, что они будут вечерними. Замечу, темных мест на реке не так уж и мало, как может показаться на первых рыбалках в полутьме. Вероятно, из-за «слепой» ловли на глубине мы как-то уверовали в то, что он «тупой и неосторожный».

Судаковые стандарты или «интересные» места

Прибрежные ямы и свалы, границы отбойных струй и заводей, коряги, перекаты — все, что изменяет скорость течения, создает турбулентность потока, почти всегда становятся зоной группирования судака. Безусловно, каждое из этих мест имеет свою специфику, но методика ловли для всех них стандартна: джиг-головку забрасываем так, чтобы она в рабочем режиме прошла вблизи сектора изменения течения. Если речная обстановка позволяет, то тогда облавливаем его со всех сторон. В противном случае линию проводки выбираем со стороны основного течения.

«Интересные» места от «неинтересных» отличаются только заметностью на поверхности воды. По размеру улова лично я не рискну выделить приоритеты.

Рабочая гипотеза уловистого цвета

В свое время мне удалось найти удачную схему подбора вероятно уловистой расцветки приманки. Почему «вероятно уловистой»? Да потому что никак нельзя вычислить бесклевье рыбы по неизвестным нам на момент ловли природным причинам.

Для приблизительного подбора базового цвета мягкого пластика надо знать, чем питается судак в данное время в данном месте. Для донского судака — это пескарь и ершик (или бирючок), елец, голавлик, уклейка, а также окунь.

Первая пара — рыбы донные, отсюда и подчиненность их окраски цвету грунта того места, где она кормится. Как известно, расцветка пескаря и ерша может меняться от грязновато-желтой до зелено-коричневой. Отсюда и цвет приманки — от лимонного до темно-зеленого. Их чешуя отражает дневной свет, но только в виде бликов-вспышек. Эффект мерцания на приманках создают вкрапления в тело пластика блесток разных цветов. Такие украшения резины могут увеличить размер улова при приглушенном освещении утром, вечером и во время глубокой почти черной облачности в местах, «затоптанных» спиннингистами. На других участках реки излишняя деталировка не оправдывает ни ожиданий, ни затрат на покупку. При необходимости ювелирного подбора приманки окраска вкраплений в пластик находится просто. Надо только присмотреться к «вспышкам» в стайках рыб на мелководье и выбрать близкий к ним цвет.

Вторые три вида имеют серебристую чешую, которая в зависимости от солнечного освещения отражает красный (восход, закат), разные оттенки зеленого (солнечный день, легкая облачность), красно-фиолетовый (глубокая тень на воде), золотистый (предзакатный свет).

Зависимость уловистого цвета мягкого пластика от дневного света присутствует в по-настоящему хорошие рыболовные дни, поэтому желательно брать с собой на рыбалку набор резины разных цветов. В это время донской судак за светлые часы выходит на кормежку 4–5 раз и в прибрежной зоне берет соответствующей окраски джиг. Можно также смело использовать приманки двух цветов близких отражений. Например, в 14-часовой выход его будут приманивать твистеры зеленый, зеленое тело — желтый (белый) хвост, а в 16.30 — золотистый, желтый, оранжевый и желтое тело-зеленый хвост. В теплые пасмурные дни судак отдает предпочтение преимущественно зеленому и моделям двуцветной резины с процентным преобладанием опять же зеленого. При плохой погоде судак перестает брать приманки любого цвета и только иногда может откликнуться на раскраску «firetiger» или «sherbeth» вдали от берега. В такие моменты я придерживаюсь довольно распространенного мнения, что судак просто не выходит на прибрежные места своей кормежки и отстаивается где-то на глубоком русле.

Тут-то и выяснилось, что каждый из нас еще раз побывал на «той ямке» и снял с нее по судачку исключительно на полосатую резину, как заводскую, так и разрисованную несмываемым фломастером. Замечу, что никто из нашей команды так там ничего и не поймал на приманки без полос.ра Дона, на мой взгляд, нет такого детального разделения уловистой окраски джига. Там основная кормовая рыба — пескарь, значит, и цвета — от желтого до зеленого. При пасмурной погоде и при грозовом небе к ним можно еще добавить черный и красно-фиолетовый (пурпурный).
Отдельно в этом цветовом ряду стоит раскраска «под окуня». Я имею в виду расцветку с нанесенными темными полосками, а не зеленый пластик с красным хвостом, который не совсем верно отождествляют с окуньком. Такая окраска привлекает судака весной вблизи мест зимовки окуня, а также возле затопленных кустов. Преимущество «полосатости» было найдено совершенно неожиданно во время одной из групповых рыбалок. Мы ловили среди дня, как принято в кругах воронежских судачатников для этого времени суток, на зеленую и лимонную резину. Поклевок почти не было, а те, которые случались, больше были похожи на невнятные толчки. В подобных ситуациях в реку, в конце концов, всегда летят все имеющиеся в запасе модели твистеров и виброхвостов. Очередь дошла до пластика с нанесенными линиями. Пара ступенек вдоль границы течений, и сильнейший «удар в руку». Подсечки не потребовалось, настолько мощно и уверенно клыкастый атаковал полосатый виброхвост. Тогда улов всеми был оценен, как дело случая. Затем до половодья рыбалки у нас были раздельные. На совместную ловлю поехали только в сентябре.

Об окраске приманки можно много рассуждать и спорить, но суть все равно останется прежней — для судака на реке не существует какого-то «безумно любимого» цвета, ради которого он готов проглотить резину даже на полный желудок. 

А есть совокупность расцветок приманок и освещения участка воды в определенный час суток, деликатно и как бы естественно демаскирующая хорошо поданную имитацию. Причем всегда с учетом течения.

Все это относится в первую очередь к оседлому судаку. Но весной появляются и стаи проходного хищника!

По мнению многих воронежских рыбаков, приходящий («покатный») «клыкастый» отличается от местного агрессивностью поклевок и немного увеличенным размером головы. Возможно, утверждение о пропорциях тела рыбы спорно, но то, что хватки судаков на одной и той же точке и их вываживание различаются своей энергетикой, подтверждается на каждой рыбалке.

Покатный судак во время своих выходов не пропускает ни одной приманки ярких флуоресцентных расцветок, а в это же время пластик приглушенных тонов берет мелочевка и только изредка вполне приличные местные экземпляры. Отсюда сам собой напрашивается вывод — надо чаще использовать джиг-приманки одного цвета с разной яркостью краски. Честно говоря, природа пристрастия к «кислотным» оттенкам у проходного судака мне до сих пор не понятна. Можно только предположить, что флуоресцентные краски им воспринимаются в замутненном потоке верхнего и среднего течения Дона точно также, как и естественные цвета в отстоявшейся воде Цимлянского водохранилища.

Прилов может быть больше улова

Даже в самые удачные для ловли судака дни всегда есть часы, когда он не обращает внимания на приманки. Хищник тоже бывает сыт. В это время на некоторых русловых и прибрежных ямах начинает кормиться лещ*. Его появление всегда сопровождается тем, что после пустых поклевок на плетенке остается слизь, а на открытых крючках — чешуя. Чтобы ловить его целенаправленно (а не багрить!), надо облегчить снасть и перейти с классически «судаковых» 18–32 г на «лещовые» 3–14 г и на донную проводку вместо «ступеньки». Меняем и крючки. На мой взгляд, лучше других подходят «стримерные» двойники. У них небольшой изгиб, что необходимо для успешной ловли рыбы со слабыми губами и малым ртом.

Проводка по дну не сложна, но требует чувствительного спиннинга. Забрасываем приманку и выбираем петлю. После падения джига на дно его не поднимаем, а даем волочиться. Кончик удилища начинает вибрировать. Если во время такого движения случится ударчик, то это чаще всего и есть поклевка. Нет ударчика, а началось затягивание плетенки — груз зацепился за дно. Поднимаем его и опять даем возможность скользить по грунту. Кроме леща при донной проводке приманку может взять бирюк. Он, кстати, без проблем «садится» и на судаковую снасть.

Стаи лещей всегда кормятся дольше, чем выход судака, и не исключено, что при умелом вываживании «условного хищника» будет поймано больше чем «клыкастых».

Хищная плотва или вместо эпилога

За последние шесть весен мне удалось поймать почти два десятка плотвиц весом 500–750 г из них девять — до половодья на джиг, остальные — на вертушки №4–6 (!!!) «на всплеск» после начала спада воды. Для верхнего Дона такой размер плотвы, по мнению знакомых доночников, экзотика. На сегодняшний день поймано слишком мало рыбы, и я не могу с полной уверенностью сказать о возможности целевой весенней ловли «хищной» донской плотвы. Но то, что она берет джиг только на границе течений, — это неоспоримый факт.

* Подробно о ловле донского леща см. Александр Ткачев «Со спиннингом за лещом» «РнР» № 1/ 2006г.

Похожие статьи
// Теория и практика

Микроджиг является очень популярной приманкой, способной выручить рыболова даже при полном бесклевье.

Подробнее

// Теория и практика

Каждую осень я провожу фестиваль, посвящен­ный спиннинговой ловле на воблеры. Прошло­годняя «Воблериада» оказалась самой удачной с точки зрения поимки трофеев и разлавливания приманок – щука клевала хорошо, причем на довольно крупные воблеры. Я и сам поймал хищницу больше 5 кг весом, а одну не смог достать. Многие потом удивлялись, как мы ловили на такие воблеры взаброс, ведь по своей сути они должны быть троллинговыми. Но троллинг на фестивале запрещен, ­благодаря чему крупные приманки открылись с новой стороны.

Подробнее

// Теория и практика

На вопрос, приходилось ли блеснить окуня на глубинах более 10 м, многие рыболовы европейской части России ответят отрицательно. Как правило, если речь идет о ловле на больших глубинах, имеется в виду охота на судака и берша на крупных реках и водохранилищах. Там окунь обычно держится на прирусловых участках и редко попадается на горизонтах ниже 8–9 м.

Подробнее

// Теория и практика

Наступил ноябрь 2013-го. Я, как и многие фанаты российского карпфишинга, осознаю, что рыболовный сезон окончен. Снасти уже как три недели сложены в чехлы, неизрасходованные бойлы распиханы по укромным подвальным коробкам, рыбацкая одежда выстирана и спит в бельевых шкафах. Самое время подвести итоги.

Подробнее