Много лет назад к своей первой «безнасадочной» рыбалке я отнесся более чем серьезно. Скрепя сердце выложил из ящика проверенные временем удочки, положив взамен не внушавшие особого доверия новинки, а потом до самого закрытия рыболовного магазина стоически боролся с желанием сорваться и побежать по холодку за мотылем. Но не сорвался, и в награду за это получил массу новых впечатлений, благодаря которым безнасадочные мормышки, а в осо-бенности — чертики, на долгие годы стали основным орудием моего подледного арсенала.

Первая рыбалка превзошла все ожидания. Народу на льду было много, никто особо рыбу не прятал, ибо клевало практически у всех, а потому представилась редкая возможность визуально сравнить результаты. В скором времени выяснилось, что по количеству пойманных хвостов я оказался в безнадежных аутсайдерах (по этому показателю лидировали как раз те рыболовы, что ловили на мотыля), но вот по качеству мой улов был явно выше.

Конечно, плотву размером с ладонь трудно назвать «трофеем», но на фоне мелкокалиберных окуньков, соблазнившихся мотылем, мой улов выглядел вполне прилично. В тот день на пруду «чертили» еще несколько рыболовов. За кем-нибудь из них я периодически подсматривал, пытаясь разобраться в нюансах проводки, ибо мой опыт ловли чертиком ограничивался тогда всего несколькими часами. С проводкой, помню, в тот день я так до конца и не разобрался, но зато сделал интересное наблюдение — рыба покрупнее ловилась не только у меня, а значит, дело было не в везении, а в снасти!

Форма

«Но все ли чертики одинаково уловисты?» — этим вопросом я задался после того, как мой самый первый и, естественно, самый уловистый на всей планете чертик, остался висеть на подводной коряге. Пришлось использовать приманки других форм и размеров, но все же хотелось именно такого, «заговоренного». И я отправился в рыболовный магазин. Количество чертей на прилавке меня, мягко говоря, озадачило, но еще больше я был удивлен тому, что во всем этом многообразии мне так и не удалось отыскать подходящей модели.

Это только на первый взгляд все они одинаковые, но при более внимательном рассмотрении различия хорошо видны: у одного «пузатость» не та; другой вроде бы похож, но он свинцовый, а у меня был вольфрамовый; а третий вообще в синеву отдает, а нужен черный. Пришлось покупать то, что было. Взял парочку наиболее похожих на искомый, ну и прихватил «прицепом» пяток совершенно других, так, для коллекции.

Впоследствии все они были успешно разловлены, кроме одного, который по форме напоминал спичку. «Я его и так и этак, со словами и без слов» — но так ничего и не добился. Бусинки и «качалки» не спасли ситуацию. Но и его время пришло. Как-то в очередной раз я отправился на Пахру половить подлещика. День в плане рыбалки был явно неудачный, и не только у меня одного. Обвинив во всем погоду и на этом успокоившись, я почти на автоматизме продолжал сверлить лунки, не питая особых надежд на успех. Все они, как на подбор, были «пустыми».

В какой-то момент ко мне подошел коллега по увлечению, и мы перекинулись стандартными фразами про клев и про погоду. Между делом он попросил разрешения половить в просверленных мною лунках, и так как толку от них все равно не было, то я, естественно, не возражал. А вот далее последовал настоящий шок: из лунок, вроде бы только что признанных мною бесполезными, рыболов стал вытаскивать приличных подлещиков. Рассказал бы кто-нибудь такое, подумал бы, что байка. Благо лунки все же были действительно «мои», и я имел полное право узнать секрет успеха, чем и не преминул воспользоваться. И коллега открыл мне секрет, а точнее — показал: на леске у него висел аналог того самого чертика, похожего на спичку, которого я так и не смог разловить, притом крючки у него были голые, безо всяких бусинок и «качалок».

Я рассказал удачливому рыболову, что у меня был точно такой же чертик, и что я на него, сколько ни пытался, так ни разу ничего и не поймал. На что он ответил, что в прошлые выходные рыбачил здесь же, и что клевало у всех, кроме него. Вот такая вот загадочная «спичка»! Почему же такой вроде бы странный чертик так пришелся по вкусу рыбе?

Возможно, он ассоциировался у нее с каким-нибудь кормовым объектом, который в тот день и при той погоде оказался основным в ее рационе. А может, просто его разительное отличие от тех приманок, что использовались остальными рыболовами, пробуждало у рыбы интерес и провоцировало ее на поклевку. Длина чертика, кстати, где-то 25 мм при толщине всего в два. Так что даже такого «уродца» стоит иметь на всякий случай, по крайней мере, отправляясь ловить подлещика.

Что же касается более «канонических» форм чертиков, наиболее часто применяемых рыболовами, то у меня тут особых предпочтений нет. Можно даже сказать, что все они рабочие. На что именно будет клевать, в данном случае больше зависит от выбора рыболова, чем от предпочтений самой рыбы. Есть, конечно, исключения, но я общался со многими «чертежниками» и пришел к выводу, что спор о форме этой приманки больше походит на спор о женщинах — все их любят, но каждый свою.

Размер

Обычно рыболовы выбирают размер чертика, сообразуясь с глубиной и силой течения в месте предполагаемой ловли. Это, конечно, разумный подход, ибо мелкая, а значит, при этом еще и легкая приманка может просто не достать до рыбы, в особенности это касается рек с приличной «тягой». Но даже в стоячей воде при наличии больших глубин маленький чертенок не придется к месту, так как он будет настолько долго опускаться ко дну, что сможет свести с ума даже самого терпеливого рыболова.

Понятно, что его конек — это мелководные водоемы без течения, береговые зоны рек и водохранилищ. Но, как ни странно, в этих же местах порой бывают вполне уместны и довольно крупные чертики, особенно это касается перволедья. Лично я первые две-три недели после становления льда вообще не ловлю мелкими приманками. Рыба в этот период проявляет большую активность, обильно питаясь и набирая силы для выживания в суровых условиях грядущей зимы, а потому, чтобы заинтересовать ее, стоит использовать самых матерых чертей. Да и шанс поймать трофей в этот период достаточно велик, так что «мельчить» действительно не стоит.

Совсем другое дело, когда лед окрепнет и морозы усилятся, а ухудшение кислородного режима повлияет не лучшим образом на активность подводных обитателей. Тут и размер должен стать поменьше, да и проводка помедленнее. Но как это все осуществить, если под лункой бездонный колодец, а порой еще и течение? На самом деле беспокоиться не о чем — на помощь придет «паровоз»! С его помощью маленького чертика можно будет без проблем доставить на любую глубину, главное, правильно подобрать вес приманки, выступающей в качестве утяжелителя.

Каких только страшилищ не используют рыболовы для этих целей, но порой как раз именно они неожиданно приносят трофей. Мой друг как-то поймал огромную, по подмосковным меркам, плотву на здоровенную мормышку, формой своей напоминавшую букву «S», да еще и с нарисованным на ней глазом. Но до таких крайностей все же лучше не доходить и предпочесть более надежный вариант: комбинацию двух чертиков большого и малого размеров.

Удильник

Мы поговорили о формах и размерах чертиков, надеюсь, разобрались и с областью применения, но без соответствующей снасти все наши усилия сведутся на нет. Начать стоит с удочки. У каждого, конечно, свои предпочтения, но, на мой взгляд, применение в такой ловле пользующихся большой популярностью «балалаек» не совсем уместно, в особенности это касается тех моделей, в которых не предусмотрено «курка» для быстрого сброса лески со шпули. Дело в том, что при ловле чертиком надо не только постоянно перемещаться по водоему в поисках стоянок рыбы, но еще и облавливать разные подводные горизонты, а удочка с резьбовым фиксатором, который нужно постоянно то ослаблять, то затягивать, способна значительно снизить эффективность рыбалки.

Можно, конечно, меняя место, наматывать леску на руку, но при облове разных слоев воды этот способ совсем не пригоден. Он будет полезен на незнакомых или достаточно обширных водоемах, где нужна подробная информация обо всех изменениях донного рельефа, и в отсутствии эхолота рука может послужить здесь своеобразным «маркером».

Однако ничто не мешает нам поступать точно так же и при ловле с более функциональным удильником. Еще один минус балалайки — это отсутствие ручки. Кому-то она, может, и покажется лишней, но только до тех пор, пока не понадобится достаточно высокая проводка, которую начинают у самой лунки и заканчивают уже на вытянутой руке в значительном от нее удалении.

С удочкой без ручки вертикальная составляющая такой проводки станет существенно короче. Нет, я не ополчился на балалайки и считаю их просто незаменимыми при ловле на мормышку с мотылем, но вот для чертика я предпочитаю другие модели. У них есть курок, есть ручка, а самое главное, что они снабжены фрикционом! Подозреваю, что у производителя он появился случайно. Просто пазы, в которые входит стопор курка не фиксируют шпулю намертво и она проскакивает при определенном усилии.

Прежде чем купить похожую удочку, проверьте ее на наличие данной «опции». Сделать это довольно легко: не нажимая курка попытайтесь провернуть шпулю, и если она поддастся и вы услышите характерные щелчки, то такую удочку стоит купить, и желательно не одну. Фрикцион, конечно, примитивный, но он прекрасно выручает при поклевке хорошего экземпляра, в момент подсечки сдавая немного лески. Собственно, на этом его работа и заканчивается, ибо при дальнейшем вываживании фрикционом выступают руки рыболова. И еще: купив удочки снимите и выкиньте подставки, ну или приладьте их туда, где они будут к месту, — с чертиком нет смысла сидеть сложа руки.

Кивок

Кивок, пожалуй, самый ответственный элемент снасти. Даже если чертик просто шедевр и приобретен по совету бывалых, то все его достоинства могут быть нивелированы неудачно подобранным кивком. Конечно, «словесный портрет» наиболее подходящего кивка способен дать только поверхностное представление о том, каким он должен быть в действительности. Дело в том, что выбор кивка во многом определяют веса используемых приманок вкупе с предполагаемыми условиями ловли. Но кое-какие рекомендации дать все-таки стоит.

Главное, чтобы кивок был изготовлен из достаточно упругого материала. Для этих целей прекрасно подходят сталь и лавсан. Мне больше нравятся стальные кивки — они меньше деформируются и лучше держат игру. Но прежде чем купить кивок, следует сначала определиться с весами чертиков, которые будут использованы непосредственно на рыбалке.

Оптимальным вариантом будет покупка и того и другого одновременно. Но если не получилось приобрести все и сразу, и кивок ну никак не хочет изгибаться под весом приманки, то расстраиваться особо не стоит — это обычное явление. Подбор кивка — очень кропотливое занятие, и с первого раза угодить «в яблочко» почти никогда не удается. Чтобы придать кивку необходимый тест, надо для начала снять с него всю фурнитуру и, ухватив пластину кивка за один из концов пассатижами, плотно пройтись по ней наждачной бумагой, зажав пластину между сложенной вдвое шкуркой.

Добившись необходимой упругости, оптимальное значение которой определить можно только эмпирически, подвесив каким-либо образом чертика на один из концов пластины, возвращаем фурнитуру на место. В идеале нужно, чтобы нагруженный приманкой кивок составлял угол в 45–60 градусов. Если он чуть меньше или чуть больше, то надо изменить длину рабочей части кивка, соответственно в большую или меньшую сторону.

Обычно у самого основания я загибаю кивок вверх с таким расчетом, чтобы, будучи нагруженным чертиком, он вставал с шестиком удильника в прямую линию. На мой взгляд, так легче контролировать его работу и проще заметить поклевку, но в данном случае предпочтения у каждого свои. Еще хотелось бы отметить, что положение кивка с приманкой на весу может значительно отличаться от положения с приманкой в воде. На сильном течении нагрузка на кивок значительно возрастает из-за большой сопротивляемости чертика потоку, в то время как в стоячей и глубокой воде его, наоборот, выталкивает, и нагрузка на кивок становится меньшей.

И в том и в другом случае кивок будет либо работать плохо, либо не работать совсем. При ловле на мотыля с обычными мормышками такие огрехи еще простительны, ибо в совсем уж крайнем случае можно будет половить на «стоячку», но с чертиком такой номер, по понятным причинам, не пройдет. Поэтому советую, прежде чем отправляться на рыбалку, хорошенько подумать о предстоящих условиях ловли.

Леска

Сколько раз уже говорилось о том, что при зимней ловле на различные мормышки нужно использовать тонкие и при этом очень качественные лески, однако до сих пор находятся рыболовы, у которых «вот такущий окунь» оборвал леску диаметром 0,15 мм. На самом деле не окунь был «вот такущий», а леска не очень хорошая, ибо даже с диаметром 0,1 мм, если не жадничать при покупке, легко можно достать рыбу весом килограмм. Если ваши зимние трофеи превышают этот максимум, то скажите мне, где вы ловите, и я тоже туда поеду.

Каждый, наверное, встречал таких рыболовов, которые к лескам, больше подходящим для ловли на блесну, привязывают крохотные приманки, а потом с надеждой ждут поклевки, поигрывая не столько мормышкой, сколько спиралью из лески. Вечно они как-то унылы и всегда ищут внешние причины бесклевья, но еще более печально выглядят их «трофеи», пойманные на радость котам.

Так что если есть желание не просто подышать свежим воздухом, а действительно наловить рыбы, то на мелочах лучше не экономить. Ну вот мы и разобрали все компоненты «чертовой» снасти. Дополнительные вопросы могут возникнуть уже в процессе рыбалки, ибо ловля это деликатная, и все нюансы просто невозможно предусмотреть заранее. Так что советую для полноты картины взять да и отправиться на ближайший водоем.

Похожие статьи
// Теория и практика

Микроджиг является очень популярной приманкой, способной выручить рыболова даже при полном бесклевье.

Подробнее

// Теория и практика

Каждую осень я провожу фестиваль, посвящен­ный спиннинговой ловле на воблеры. Прошло­годняя «Воблериада» оказалась самой удачной с точки зрения поимки трофеев и разлавливания приманок – щука клевала хорошо, причем на довольно крупные воблеры. Я и сам поймал хищницу больше 5 кг весом, а одну не смог достать. Многие потом удивлялись, как мы ловили на такие воблеры взаброс, ведь по своей сути они должны быть троллинговыми. Но троллинг на фестивале запрещен, ­благодаря чему крупные приманки открылись с новой стороны.

Подробнее

// Теория и практика

На вопрос, приходилось ли блеснить окуня на глубинах более 10 м, многие рыболовы европейской части России ответят отрицательно. Как правило, если речь идет о ловле на больших глубинах, имеется в виду охота на судака и берша на крупных реках и водохранилищах. Там окунь обычно держится на прирусловых участках и редко попадается на горизонтах ниже 8–9 м.

Подробнее

// Теория и практика

Наступил ноябрь 2013-го. Я, как и многие фанаты российского карпфишинга, осознаю, что рыболовный сезон окончен. Снасти уже как три недели сложены в чехлы, неизрасходованные бойлы распиханы по укромным подвальным коробкам, рыбацкая одежда выстирана и спит в бельевых шкафах. Самое время подвести итоги.

Подробнее