Ночной судак. История одной точки

В этой статье речь пойдет о ловле судака на спиннинг и на донку ночью.

Если руководствоваться спиннинговой терминологией, то река Тобол, протекающая с юга на север по территории Курганской областиотносится к рекам средней категории, то есть местами можно перебросить приманку на противоположный берег, а местами при максимальном забросе едва ли достанешь до середины. В Кургане есть дамба, которая является непреодолимым препятствием для поднимающейся вверх по течению рыбы. Здесь за последние годы появилось много судака. Эта склонная к миграциям рыба составила серьезную конкуренцию щуке, которой стало значительно меньше.

Я сам до некоторого времени и не предполагал, что можно успешно ловить судака в черте города, пока не услышал от знакомых о случаях поимки судака на живцовую донку недалеко от дамбы. Эта информация меня сильно заинтересовала, и я поставил себе цель: во что бы то ни стало изловить клыкастого.

Для начала решил изучить рельеф дна на данном участке реки с целью найти подходящую для ловли на живцовую донку точку, для этого, вооружившись спиннингом, я начал проводить «разведывательные» мероприятия, соответственно поиски начал от дамбы и вниз по течению. Первые же забросы принесли результат в виде злого охранника, который, угрожая штрафом, сообщил, что рыбачить в районе 500 м от дамбы запрещено, поэтому омут у дамбы я сразу исключил и двинулся дальше вниз по течению. Ниже дамбы глубина реки составляла в среднем 1,5–2 м. Я методично продалбливал дно джигом, дабы не пропустить ни одного интересного места. Вот первый омуток с глубиной 4 м и сразу за свалом в него попались одна за другой две щучки по 300 г.

Уже по прошествии лета, почти перед ледоставом, я навестил этот омуток еще раз и поймал здесь 300‑граммового окуня, жадно заглотившего 7‑сантиметровый виброхвост, так, что только джиг-головка торчала изо рта. Продолжаю разведку, дальше — омут побольше с глубиной до 6 м, но здесь ничего. Позднее видел, как из этого омута на донку рыболов вытаскивал леща около 2 кг, а когда опускал его в садок, там уже был приличный язь.

Вот выход из этого омута, сужение реки и каменистый перекат под автодорожным мостом. Перекат и само сужение реки образованы в результате постройки моста. Ниже моста река вновь расширяется, перекат переходит в каменистую косу вытянувшуюся по центру русла, а справа и слева от косы образовались омутки, или, как их принято называть, приямки с обраткой. На это место я естественно сразу положил глаз, особенно когда увидел, сколько здесь было уклейки, она здесь просто кишела и на перекате под мостом, и ниже, и выше переката. Сомнений не было — судак здесь должен быть, но тщательное прочесывание дна джигом ничего не принесло, кроме представления о рельефе. Глубина приямков составляла около 4 м, ниже по течению глубина реки была 2–2,5 м. Дальше я не пошел, просто каменистая коса меня зацепила. Так закончился первый день.

Второй свой выезд я решил посвятить вышеуказанной точке. И с учетом пристрастия судака к ночному образу питания эту рыбалку начал с вечера, а не утром, как в прошлый раз. К этому времени от знакомого поступила свежая информация о поимках судака на живцовую донку поздним вечером, недалеко от дамбы. На основании этого можно было предположить, что судаки, обитающие в омуте у дамбы, вечером сплавляются вниз по течению до каменистой косы, чтобы с наступлением ночи поживиться уклейкой. Еще засветло я прибыл на место, покидал джиг и вертушки — ни поклевки.

Затем я расположился под мостом рядом с опорой и стал ждать наступления ночи, изредка забрасывая приманку и делая проводку. Особые надежды были на фосфорный силикон, поверхностные воблеры и вертушки с фосфорными бусинками. Вот уже совсем стемнело, приближалась полночь, я потерял всякую надежду и хотел собираться домой, но в этот момент раздался громкий всплеск ниже моста, я успел увидеть, как мелкая рыбешка полетела из воды в разные стороны, после этого последовали забросы приманок, но снова по нолям. Еще немного посопротивлявшись отсутствию улова, я все же сдался и поехал домой.

После этой рыбалки напрашивался следующий вывод: стайный судак это место не посещает, может, появляются здесь единичные экземпляры, но на стабильный улов рассчитывать не стоит. Надо оговориться, что это был мой первый опыт ночной ловли на спиннинг, поэтому у меня все-таки было сомнение в правильности действий. Поэтому я все же решился еще на одну рыбалку, но с таким условием, что в этот раз я буду ловить еще и на донки.

Изучив много различной информации о ловле судака ночью, я выбрал два способа ловли: первый — донка на мертвую рыбку и второй — спиннинг на поверхностный воблер. Итак, я снова прибыл на данную точку. Поймав подъемником несколько уклеек, я закинул в обратку ниже моста три донки. Уклейку насаживал на снасточку, состоящую из поводка и двух тройников. Один тройник втыкал в хвост, второй в бок и делал надрезы на боках уклейки. Об этом способе прочитал в одной статье, в которой автор убедительно утверждал, что на мертвую рыбку судак клюет охотнее, чем на живца, причем он описывал как раз ночную ловлю. К леске донок прикрепил колокольчики, а сам ушел под мост и расположился, как ранее, у опоры со спиннингом в руках.

Стемнело, зажглись фонари на мосту, освещая на берегу одинокие донки. Я же находился в тени под самым мостом, здесь возле опоры моста — единственное место, с которого можно делать забросы вниз по течению. Вот уже почти полночь, и как в прошлый раз — всплеск, но на этот раз он оказался не единственный, за ним последовали еще и еще.

Место как будто подменили, удары судака были ниже моста, на струе над каменистой косой, иногда выше моста. Я таскаю воблер уже 10 минут после первого всплеска, забрасываю на струю и медленно тяну к себе, и вот первая хватка почти у ног, подсечка — на долю секунды я почувствовал тяжесть и затем сход, и воблер, отпружинив, пролетает рядом с ухом, ударяется в опору моста. Продолжаю забросы, и еще через 10 минут поклевка на границе струи и тихой воды. Рыба дико сопротивляется, это не судачок, снятый с бровки на джиг, который по сравнению со свечками щуки кажется таким спокойным, это разъяренный дикий зверь, ночь — это его время, он здесь правит бал. Судак тянул на 1,5 кг. Всплески продолжаются, но… колокольчик! Вытаскиваю донку — судачок 550 г полностью заглотил 10‑сантиметровую уклейку.

Продолжаю рыбачить на спиннинг, всплески все реже и вот прекратились совсем, поклевок нет. Решаю посидеть еще, вдруг будет второй набег судачьей стаи. Почти час тишины, и снова колокольчик, на этот раз на донку попался судак на 2 кг. Еще полчаса ожидания, и ухожу домой, больше поклевок не было.

Эта рыбалка из всех последующих в данной точке оказалась самой результативной. Оба судака были для меня рекордными. До этого моим личным рекордом был судак 1 кг 200 г, пойманный джигом прошлой осенью. Надо сказать, что в отличие от Оки и Волги судак весом за 1 кг, пойманный у нас в Тоболе, считается достойным трофеем. Река меньше — и рыба меньше, средняя масса судака, попадающегося в Тоболе, на мой взгляд — 700 г. После этой рыбалки я был в неописуемом восторге: сработали оба новых для меня способа ловли, да еще как — принесли рекордных судаков, а самое главное подтвердились мои догадки по поводу данной точки, я все-таки вышел на след хищника.

Все последующие мои рыбалки в этом месте крупные судаки не попадались, в основном это были экземпляры до 700 г. Рыбачить я начал в конце июня, а закончил в середине августа, вот под занавес рыбалок еще попался судак 1,4 кг на донку.

Нет смысла рассказывать про остальные рыбалки, да и способы ловли, использованные мной, очень подробно расписаны во всевозможных источниках. А я бы хотел в этой статье показать, как аналитический подход к рыбалке может положительно повлиять на ваш улов, ну или по крайней мере, сделать ее более рациональной.

Теперь давайте начнем все сначала и по порядку. Итак, как вы помните, дамба является непреодолимым препятствием для поднимающейся вверх по течению рыбы, здесь находится глубокий большой омут. Теоретически хищной рыбы здесь должно быть очень много. Большому количеству хищника нужно много пищи, а в самом омуте ее может оказаться недостаточно, что подтолкнет хищника к перемещениям по реке. Но это все теория, а как дело обстоит на практике?

Что нам дано: действительно в омуте под дамбой много хищной рыбы (это подтверждается рассказами рыбаков, а также рассказами подводных охотников); ниже по течению в районе автодорожного моста огромное скопление уклейки (это было установлено мной в ходе «разведки»); также из разных источников нам известно, что на участке от дамбы до моста судак на спиннинг не попадается, по крайней мере в светлое время суток, но попадается вечером на живцовые донки.

На основании вышеизложенного складывается версия: судаки могут сплавляться от дамбы к мосту, чтобы поживиться уклейкой. Осталось проверить версию, что я и сделал. Версия подтвердилась. Более того, открылись еще вот какие интересные факты: мой знакомый частенько рыбачил с друзьями на живцовые донки на этом участке реки, и я попросил его засечь время поклевок. А так как он с друзьями выставлял около 10 донок на протяженном участке берега, то в результате удалось установить не только время поклевок, но и направление движения судачьих стай. Поклевки у них происходили с 22.00 до 23.00. Поклевки были волнами, то есть проходила судачья стая, атакуя некоторых живцов, затем затишье до прохождения новой стаи. Так вот во время такой «волны» первые поклевки закономерно случались на донки, стоящие выше по течению, то есть судачьи стаи действительно сплавлялись вниз от дамбы.

Ко мне же под мост судаки приплывали к 23.50. Всплески обычно начинались в 23.50 и заканчивались в 00.40, на этот же промежуток времени приходился пик клева. По судаку можно было сверять часы. На каждой рыбалке я записывал время поклевок, в результате образовалась некоторая статистика. Впоследствии я забрасывал только одну донку, в основном поклевки на донку были пустые, но колокольчик говорил мне о присутствии судака. Бывало, еще нет всплесков или они уже прекратились, но вот звякнет колокольчик, и я знал, что нужно потаскать воблер. Обладая такими знаниями, в дальнейшем я приходил на точку к 23.00 и заканчивал рыбалку в 01.00, не тратя лишнего времени. Ближе к августу время кормежки судака постоянно изменялось, судаки появлялись на точке с каждым разом все раньше и раньше, так первые всплески в начале августа начинались уже в 23.20, это было связано с более ранним наступлением темноты.

Казалось бы, что версия подтвердилась полностью, но это еще не все. Когда стаи судаков подходили к точке, первые всплески обычно начинались на границе струи и обратки, как раз над каменистой косой, а затем происходили везде: на струе и в обратке и даже под самым берегом; ниже и выше моста и под мостом. Но иногда всплески начинались ниже моста, а также бывало, что до начала всплесков звонил колокольчик на донке, заброшенной на 50 м ниже моста.

Эти факты подтолкнули меня к выдвижению новой версии, версии о том, что в данную точку не только приплывают судаки, живущие в омуте у дамбы, но и судаки, обитающие в реке где-то ниже моста, которые поднимаются вверх по течению поохотиться за уклейкой. И я решил провести дополнительные «разведывательные мероприятия» по проверке данной версии. Для этого я прибыл к мосту на несколько часов ранее, чем обычно, и, вооружившись спиннингом, двинулся от моста вниз по течению, продалбливая дно джигом. Глубина реки ниже моста на большом протяжении была одинаковой — 2–2,5 метра. Но вскоре я пришел к омуту. Это оказался большой и глубокий омут. Дно его было сильно захламлено корягами, на которых болтались куски старых сетей, поэтому, потеряв несколько приманок, я убрал спиннинг и расположился напротив свала в омут, закинул донки на свал и чуть выше и стал ждать.

Первая поклевка на мертвую рыбку произошла в 22.10, затем еще одна через10 мин. Обе оказались пустыми. Судак пробовал приманку на вкус, но не заглатывал и проходил дальше вверх по течению. Все было ясно: стая выходит на охоту и движется к каменистой косе под мостом. Недолго думая, я смотал снасти и пошел на свою точку, закинул донки с уклейкой, и первая поклевка произошла в 23.20, затем еще поклевка, тоже пустая, и начались всплески. Таким образом можно было сделать вывод, что первая судачья стая поднялась вверх по реке из омута до моста за 1 час 10 минут, преодолев расстояние почти в 400 м.

В принципе, обладая такими знаниями, в дальнейшем можно было в определенный период времени ловить поднимающегося вверх судака на донки на всем этом участке реки, а затем к началу всплесков перемещаться под мост и ловить там на воблер, но я все же предпочитаю спиннинг. Все-таки вот эта взаимосвязь собственных манипуляций спиннинговой снастью и реакции рыбы на приманку приносит гораздо большее удовольствие, чем ловля на донки. К слову о реакции судаков на приманку, приведу некоторую статистику: при ловле на поверхностный воблер пустых поклевок было около 30 процентов. Что касается характера поклевок, то зачастую судак перед хваткой бьет воблер закрытой пастью, а потом хватает воблер за бок или за голову, и то не всей пастью, а как бы прикусывает краем пасти — «пробует на клык». Если возьмем все результативные поклевки, то только в 10 процентах случаев судаки жадно захватывали воблер всей пастью, так что один из тройников оказывался во рту, в остальных случаях тройник зацеплялся снаружи за край рта или за щеку.

В целом по участку реки складывалась такая картина. В районе каменистой косы под мостом постоянно держались огромные стаи уклейки, облюбовавшие это место. Регулярно на ночное пиршество в эту точку приходили судачьи стаи, а днем судаки отсиживались в глубоких прохладных омутах, никак себя не проявляя, а в это время десятки рыбаков хлестали реку спиннингами, донками, плюс шумели купающиеся, видимо поэтому судак вел здесь скрытный образ жизни. Даже впоследствии осенью я неоднократно продалбливал джигом этот огромный омут, тот что ниже моста, но ни одного судака не поймал. Были осторожные тычки, попадались щучки до полкило, но судака не было. Лишь в октябре, когда река уже почти опустела от посещающих ее людей, я случайно поймал здесь крупного судака.

В очередной раз безрезультатно продолбив джигом омут, выйдя на перекат, что ниже омута, я заметил всплески хищника у противоположного берега, там в воде лежало несколько деревьев. В этом месте было сужение реки и можно было докинуть риппер на джиг-головке на тот берег к краю деревьев. Проводка в три оборота катушки, и затем выматываю приманку, перекат мелкий 0,5 м, и приманка касается дна, хотя я наматываю быстро, бац — удар посреди реки, да нет, показалось? Для проверки делаю заброс в этот район и провожу на снос с касанием дна — удар, и сидит — очередной личный рекорд на спиннинг — судак 1,75 кг. Потом еще щучку с того берега достал.

Но вернемся к рассказу про уловистую точку. К середине августа всплесков стало все меньше и меньше, уклейка стала куда-то исчезать. Стали случаться рыбалки и без улова, хотя поклевки были всегда. В августе результативными рыбалки были в особенно светлые лунные ночи, в пасмурную погоду судаков на точку подтягивалось очень мало, порой не было даже всплесков, только колокольчик информировал меня об их присутствии, но и то это были пустые осторожные поклевки.

Не дожидаясь полного окончания клева, я прекратил выезды на рыбалку в это место. Продолжать ловлю было уже не очень интересно, так как все версии были отработаны и подтверждены, личные рекорды установлены, новые способы ловли успешно освоены, да и скажу я вам, что сама ловля не была такой уж комфортной. Не считая злых комаров и мошек, чего я только не натерпелся за весь период рыбалки под мостом: постоянная бомбардировка пивными бутылками, так что опасно было выходить в район донок (это ж кайф, наверное, — бросить с моста бутылку в темноту); спасение летучей мыши, запутавшейся в плетенке (а еще обладает природным локаторным устройством); пьяные громкие компании на противоположном берегу со стороны города (причем если есть у них с собой фонарик, то надо обязательно светить мне в глаза).

Больше я ночной рыбалкой не занимался, тем более в черте города. Сейчас люблю рыбачить там, где ни души. Уезжаю подальше от города, поспиннингую в свое удовольствие, погуляю по берегу Тобола. Хотя если найду где-нибудь подходящую песчаную косу или перекат, куда ночью наведываются судачки, то непременно вспомню прошлое.

Похожие статьи
// Теория и практика

Микроджиг является очень популярной приманкой, способной выручить рыболова даже при полном бесклевье.

Подробнее

// Теория и практика

Каждую осень я провожу фестиваль, посвящен­ный спиннинговой ловле на воблеры. Прошло­годняя «Воблериада» оказалась самой удачной с точки зрения поимки трофеев и разлавливания приманок – щука клевала хорошо, причем на довольно крупные воблеры. Я и сам поймал хищницу больше 5 кг весом, а одну не смог достать. Многие потом удивлялись, как мы ловили на такие воблеры взаброс, ведь по своей сути они должны быть троллинговыми. Но троллинг на фестивале запрещен, ­благодаря чему крупные приманки открылись с новой стороны.

Подробнее

// Теория и практика

На вопрос, приходилось ли блеснить окуня на глубинах более 10 м, многие рыболовы европейской части России ответят отрицательно. Как правило, если речь идет о ловле на больших глубинах, имеется в виду охота на судака и берша на крупных реках и водохранилищах. Там окунь обычно держится на прирусловых участках и редко попадается на горизонтах ниже 8–9 м.

Подробнее

// Теория и практика

Наступил ноябрь 2013-го. Я, как и многие фанаты российского карпфишинга, осознаю, что рыболовный сезон окончен. Снасти уже как три недели сложены в чехлы, неизрасходованные бойлы распиханы по укромным подвальным коробкам, рыбацкая одежда выстирана и спит в бельевых шкафах. Самое время подвести итоги.

Подробнее