Угадать с прикормкой…

Казалось бы, каноны ловли рыбы на поплавочную удочку давно установлены, и придумать здесь что-то новое очень сложно. Но в череде ничем не выделяющихся выездов на водоем нет-нет да и случаются рыбалки, которые приоткрывают завесу тайны над каким-нибудь секретом поведения рыбы.

 Обычно июль — это самый жаркий месяц. И именно в июле уровень воды в реке становится минимальным. Рыболовы привыкли к такому раскладу и дружно переходят на ловлю леща фидером. Но в прошлом сезоне внезапные дожди и последовавший за ними подъем воды в реке внесли заметную корректировку в жизнь подводных обитателей. Изменилось все: и расписание выхода рыбы на кормежку, и глубины кормления, и вкусовые предпочтения.

Несколько проведенных почти впустую рыбалок, когда я с фидером пытался ловить леща, только укрепили мою уверенность в том, что лучшим выходом из создавшейся ситуации будет банальное выжидание, пока подводные обитатели хотя бы немного придут в себя от полученного стресса. Катившийся по реке мусор «поднял» леща на метр-полтора выше дна, и теперь поклевки его стали носить чисто случайный характер. Нарвешься на проходящую мимо стайку — поймаешь одного-трех лещиков, нет — можно за день и поклевки не увидеть.

На плотву с поплавочкой

Однако и дома сидеть совершенно не хотелось. Так что, когда мне предложили съездить на рыбалку, я подумал: « А почему бы не попробовать половить с поплавочной удочкой плотву на затоне. Неблагоприятная экологическая обстановка на реке в этом случае могла стать моим союзником. Рыба ведь тоже не любит грязной воды, и спасаться от нее будет, скорее всего, в глубоких затонах, где и корма сейчас хватает, и вода почище. Вот только бы угадать с прикормкой.

Всякий раз, когда приходится впервые рыбачить на водоеме, этот вопрос для меня является не простым. Дело в том, что вместе с плотвой и густерой, на присутствие которых в этой старице я и рассчитывал, здесь будет много уклейки, и если привлечь к крючку с приманкой этого «маленького монстра», рыбалка будет испорчена. Так что к приготовлению прикормки в этот раз я решил отнестись с особым вниманием. При первом замешивании часть прикормки полезно оставить в сухом виде (вдруг не рассчитаю с количеством воды при замесе), остальная смесь замачивается до густоты сметаны. Минут через 10 проверяю смесь.

Цель — проверка качества входящих в нее ингредиентов. Если объем, лежащей в ведре прикормки, увеличивается приблизительно в два раза, а сама смесь, впитав в себя воду, делается едва влажной, прикормку нужно просеять на сите еще раз и доувлажнить. Пока прикормка окончательно «доходит», самое время заняться подбором оснастки и регулированием ее под условия ловли. Плотва — рыба трусливая, и поэтому правильно подобранная и точно отрегулированная снасть при ее ловле не менее важна, чем правильно приготовленная прикормка. Наученный горьким опытом, когда из-за какой-то, как мне казалось, незначительной мелочи вся рыбалка «шла наперекос», теперь точной настройке снасти я посвящаю значительную часть времени всего подготовительного периода.

В первую очередь — это «правильный» поплавок. Очень важной, отличительной от других рыб, особенностью питания плотвы является то, что в неподвижной воде рыба эта всегда очень долго пробует понравившуюся ей приманку и при обнаружении чего-нибудь подозрительного незамедлительно ее бросает. В моем понимании поплавок для ловли плотвы в неподвижной воде должен иметь веретенообразное тело, низко расположенное колечко для пропуска лески и тонкую антенку. Насколько тонкую? В конечном счете все зависит от условий, в которых приходится рыбачить.

Для рыбалки на старицах очень хороши поплавки с вытянутой формой тела и низко расположенным центром тяжести. При наличии легкого течения подобные поплавки легко справляются с задачей удержания приманки в закормленной зоне, а их тонкая антенка является очень чутким, реагирующим на самые осторожные поклевки рыбы инструментом.

Огрузка поплавка многоточечная, состоящая из трех грузил, зажатых на леске таким образом, чтобы при необходимости, перемещая их выше или ниже, я мог регулировать скорость погружения приманки. Поводок диаметром 0,1 мм и длиной 15 см, а также тонкий с длинным цевьем крючок №14 — вот и все элементы моей оснастки. Еще 10 минут уходит на точную регулировку глубины. Поработав с глубомером, определяюсь с рельефом дна. Задача — определить в зоне ловли какую-нибудь аномалию в виде бугорка, ямки или бровки. Впоследствии шары прикормки следует забрасывать в воду так, чтобы они легли на дно чуть выше по течению от этого места. Потом делается еще несколько прогонов оснастки без приманки на крючке. Цель — выявить по возможности все зацепы, находящиеся в зоне ловли. Если этого не сделать сейчас, потом в процессе рыбалки чуткая антенка поплавка будет реагировать на каждую из них ложной поклевкой.

Теперь главное — грамотно прикормить рыбу. При ловле плотвы на затонах лучшие результаты приносит массовый стартовый закорм. Плотва здесь — рыба пугливая, и последующий докорм может только напугать ее. Да и вечно голодная уклейка очень хорошо реагирует на каждый лишний всплеск. Так что, первоначальная доза обычно состоит из 10 шаров прикормки размером с крупное яблоко. Половина прикормки забрасывается в воду на удалении 10 м от берега, вторая половина кладется в семи метрах от берега. Это запасной «аэродром». Очень часто плотва выходит на кормежку к самому берегу, и тогда ловить ее на короткую удочку одно удовольствие. Использование в качестве приманки опарыша может принести неприятные сюрпризы в виде поклевок мелочи. И если это случилось, лучше сменить приманку на крючке.

Моя любимая насадка для плотвы — пареная пшеница. Обычно при переходе на этот злак наступает небольшая пауза в клеве, но потом рыба активизируется. Результатом той рыбалки стал улов, состоящий из 5 килограммов отборной плотвы, среди которых оказалось всего 10 уклеек. Мой товарищ, который рыбачил на опарыша и с приготовлением прикормки не усердствовал, ловил в основном уклейку. Что ж, значит все, и прикормка, и приманка на крючке у меня в этот раз были подобраны правильно.

За лещом

 Ободренный успешной рыбалкой на старице, я решил развивать тему прикармливания дальше и все-таки попытаться половить леща. Так что, дождавшись очередных выходных, отправился с донными удочками на реку. Каждый, кто хотя бы раз ловил рыбу английской донной удочкой, знает, что при работе с этой снастью подготовительный период очень важен. Тем более когда рыбачить предстоит в выходные дни в городской черте, где плотное окружение не всегда корректных соседей вам обеспечено. Малейший промах в составе или консистенции прикормки, малейшая небрежность в монтаже оснастки или «неправильная» приманка на крючке — можно сказать, что рыбалка провалилась. Когда я это понял, необходимость дежурить на берегу только для того, чтобы понравившееся место ни занял никто другой, отпала сама собой.

На самом деле выбор лучшего участка берега, за который в городе разгораются совсем нешуточные войны, не столь важен. С хорошей прикормкой мне доводилось хорошо рыбачить и на бросовых, по мнению других рыболовов, местах. К слову, на последующих рыбалках «цена» этого клочка земли резко возрастала, и на протяжении недели-другой занять его, не ночуя на берегу, становилось весьма проблематично. По этому поводу у меня даже родилась поговорка: «Был бы свал, а рыба на нем всегда найдется».

Забегая вперед, скажу, что эта рыбалка, прошедшая в последние выходные августа прошлого года, стала ярким тому подтверждением. На берегу реки я оказался только в 10 часов. Как и следовало ожидать, на традиционно уловистых местах, расставив свои донки, уже скучало несколько рыболовов. Пройдясь по берегу, я выяснил, что во-первых, леща у берега сегодня нет; во-вторых, по словам счастливого обладателя эхолота, который полдня потратил на изучение мест стоянок рыбы, огромный косяк крупной бели сосредоточен на фарватере реки, но почему-то «висит» в полутора метрах выше дна; в-третьих, я зря сюда пришел. К подобной информации я всегда отношусь весьма скептически, поскольку завсегдатаи городской рыбалки в большинстве своем относятся к той категории людей, которые все знают о том, почему сегодня рыба не клюет. Но вот как заставить ее клевать, никто из них вам не ответит. Так что из всего услышанного самой ценной для меня оказалась информация о том, что лещ на этой яме есть. А раз это так, то обязательно, хотя бы на час, он выйдет к берегу на кормежку.

Свободным от рыбаков оказался участок, расположенный ниже коренного переката. Обладатели коротких удилищ недолюбливают это место за то, что крутой Лещ — известный гурман, и все попытки подсунуть ему некачественный, а тем более прокисший продукт, как правило, заканчиваются провалом. После того, как каши смешаны, в полуфабрикат добавляется килограмм сухой смеси. Какая это будет смесь — зависит от желания и финансовых возможностей рыболова. Но есть одно непременное условие: смесь, добавляемая в прикормку для ловли леща, должна быть приготовлена на основе бисквита. Прикормки, основой которых являются отруби, скорее испортят все предшествующие труды. каменистый свал стал непреодолимым препятствием для множества весьма недешевых кормушек. Но если пользоваться длинным удилищем, кормушкой с плоским дном и выматывать снасть из воды быстро, досадных зацепов почти не случается.

Тактика рыбалки мне виделась следующая. Поскольку все говорит о том, что лещ сегодня малоактивен, значит, чтобы спровоцировать его на поклевку, мне нужно: во-первых, с помощью предварительного закорма собрать как можно больше рыбы в нужном мне месте; во-вторых, чтобы вызвать у собравшихся лещей пищевую конкуренцию, мне следует поддерживать постоянно высокий темп прикармливания и обновлять в кормушках корм не реже, чем через каждые 15 минут. А чтобы эта схема «заработала», мне нужна быстро работающая и питательная прикормка, в составе которой обязательно должно быть много крупных кормовых частиц.

Базовый состав и технология приготовления моих лещевых прикормок давно обкатаны, и что-то менять здесь я пока не собираюсь. Смесь пареного гороха, пшена и пшеницы, взятых в соотношении 1:1:1, — это основа. Причем каждый ингредиент варится по отдельности, смешивается с остальными непосредственно перед самой рыбалкой. На мой взгляд, именно этот пункт технологии позволяет наиболее полно сохранить индивидуальный аромат каждого компонента прикормки. А вот при совместной варке взаимообмен запахами между злаками неизбежен, и на выходе мы получаем продукт с запахом, не похожим ни на горох, ни на пшеницу, ни на пшено. Как уже писалось выше, сегодня в качестве добавки я решил использовать ту самую «прикормку из пакета».

После смешивания всех вышеперечисленных компонентов смесь, на мой взгляд, все-таки получилась плотноватой. А это значит, что вымываться из кормушки при этой скорости течения она будет минут за 20, что не совсем вписывалось в построенную мной тактику. Нужно было придать готовому продукту некоторую воздушность, и окончательным аккордом приготовления прикормки стало добавление в нее стакана сухих овсяных хлопьев. Результат почти получасовых (если не считать двух часов, потраченных на запаривание злаков) трудов представлял собой рассыпчатую массу ярко-желтого цвета с белыми вкраплениями овсяных хлопьев.

При легком сжатии масса формировалась в комок. Брошенный в воду, этот комок быстро распадался, и от него начинали отрываться кормовые частички. Мне показалось, что желаемого я добился. Теперь нужно было собрать снасти. Для того чтобы рабочие качества прикормки раскрылись в полную силу, мне показалось правильным поставить длинные, не менее 70 см, поводки. Вылетающие из кормушки частицы прикормки будут создавать в воде шлейф, а в конце этого шлейфа как раз и окажется крючок с приманкой. Короткий поводок хорош, когда рыба активная или когда ловля ведется на пенопласт. Да и протаскивать через бровку рыбу на длинном поводке намного удобнее. Обе оснастки монтируются на «петле Гарднера». От использования противозакручивателей я отказался лет пять назад и нисколько об этом не жалею. По поводу выбора удилищ я могу сказать следующее.

Для ловли с берега на больших реках выбирайте длинные, в районе 4 м, мощные удилища. Рыбалку начинаю с обильного стартового закорма. На каждое удилище, с интервалом в несколько секунд, в воду отправляется 10 набитых прикормкой кормушек. Соседи с недоумением наблюдают за моими манипуляциями. Некоторые из них даже улыбаются, глядя на то, как я бросаюсь прикормкой. Прикормку кладу метров в 15 от берега, под русловой свал. Лещ если и выйдет на кормежку, то только сюда. Вот только когда это произойдет? Ведь рыбачить осталось часа 4, не больше. Еще на протяжении часа я стараюсь расшевелить рыбу: каждые 10 минут в воду летит свежая порция корма и каждые 20 минут меняется на крючке опарыш. Но лещ пока никак себя не проявляет. И вот, отвлекшись на пролетающую над водой чайку, краешком глаза я замечаю первую настоящую поклевку. Вершинка фидера сначала мелкомелко «задробила», а потом несколько раз плавно качнулась вниз.

И вот уже первый златобокий красавец-лещ плавно скользит по воде за дужку подсака. Потом поклевки стали происходить с интервалом в 10–15 мин, однако не все они заканчивались вываживанием. Часто рыба теребила опарыша, но не засекалась. Меняю крючок и ставлю мизерный, по фидерным меркам, Ovner № 18. На этого «малыша» умещается всего два опарыша. Но как раз это мне и надо. В прошлом году во время рыбалок под дождем, когда рыба вот так же осторожничала, именно этот крючок оказался той палочкой-выручалочкой, выровнявшей ход рыбалки в мою пользу. Первая же поклевка на модернизированную удочку подтвердила правильность моих действий. Лещ засекся за самый краешек губы, но крючок настолько плотно вошел в мягкие ткани рыбы, что вытащить его без помощи карцанга не представлялось возможным. Итак, к 19 часам в моем садке плескалось 4 леща, а у соседей по-прежнему не было ни одной поклевки. Переборов свою гордость, они потихоньку стали подтягиваться ко мне. Кто про устройство снасти спросит, кто про приманку на крючке. А вот про прикормку никто из них так и не заговорил. Странно. Около 20 часов я заканчиваю рыбалку. Ее результат — прекрасное подтверждение тому, что все в этой рыбалке было сделано правильно.

Похожие статьи
// Теория и практика

Микроджиг является очень популярной приманкой, способной выручить рыболова даже при полном бесклевье.

Подробнее

// Теория и практика

Каждую осень я провожу фестиваль, посвящен­ный спиннинговой ловле на воблеры. Прошло­годняя «Воблериада» оказалась самой удачной с точки зрения поимки трофеев и разлавливания приманок – щука клевала хорошо, причем на довольно крупные воблеры. Я и сам поймал хищницу больше 5 кг весом, а одну не смог достать. Многие потом удивлялись, как мы ловили на такие воблеры взаброс, ведь по своей сути они должны быть троллинговыми. Но троллинг на фестивале запрещен, ­благодаря чему крупные приманки открылись с новой стороны.

Подробнее

// Теория и практика

На вопрос, приходилось ли блеснить окуня на глубинах более 10 м, многие рыболовы европейской части России ответят отрицательно. Как правило, если речь идет о ловле на больших глубинах, имеется в виду охота на судака и берша на крупных реках и водохранилищах. Там окунь обычно держится на прирусловых участках и редко попадается на горизонтах ниже 8–9 м.

Подробнее

// Теория и практика

Наступил ноябрь 2013-го. Я, как и многие фанаты российского карпфишинга, осознаю, что рыболовный сезон окончен. Снасти уже как три недели сложены в чехлы, неизрасходованные бойлы распиханы по укромным подвальным коробкам, рыбацкая одежда выстирана и спит в бельевых шкафах. Самое время подвести итоги.

Подробнее