Безнасадка на больших глубинах

За несколько лет зимней ловли бели на больших глубинах водоемов разного типа у меня накопились некоторые практические знания, которыми я и хочу поделиться с читателями.

Погода была просто ужасной. Дул сильный порывистый ветер, гоня с неба огромные хлопья снега. Продолжать рыбалку на середине Волги было нереально и вместо желанной густеры пришлось отправится в ближайший затон, где среди вмерзших в лед кораблей я надеялся найти укрытие от непогоды. Сев между двумя баржами, я оказался почти в вакуумном пространстве, по сравнению с предыдущем местом. Укрывался от бури я не один – неподалеку сидело еще двое рыболовов. О том, на какую рыбу здесь можно рассчитывать, я понимал прекрасно. С первой же лунки я в этом убедился в очередной раз – мелкий матросик вперемешку с ершом безнаказанно сдирали мотыля. Поставив небольшого чертика, стал ловить уже рыбу побольше – «кошачьего» размера.

Глубина подо льдом составляла около 10 м, но вся рыба клевала не глубже трех, от его нижней кромки. Между делом замечаю, как ближайший ко мне рыбак периодически привстает с ящика и, немного приоткрывая крышку, убирает пойманную рыбу. О том, что он украдкой прячет что-то солиднее стограммовых окуней мне и в голову не приходило. Спустя час такая ловля наскучила, и я решил собраться домой. На выходе из затона сильный порыв ветра чуть не сбил меня с ног. По пути встретил местного браконьера, который бережно извлекал из подо льда сеть. К моему удивлению и разочарованию, в каждом метре сети торчали солидные рыбины – плотвицы, подлещики, реже подъязки… Вес попавшихся экземпляром был ровный, навскидку около 0,5 кг. Удивительным для меня был даже тот факт, что таких размеров рыба здесь вообще обитает. Сильно обозленный на нашу власть и «голодный» народ, побрел домой.

Удивительный случай о браконьере рассказал по телефону одному хорошему приятелю, который часто рыбачит в этих краях. Мой рассказ его ничуть не удивил, наоборот, он рассказал, что такую рыбу можно с успехом ловить и на любительские снасти. Оказывается, и он сам, и некоторые знающие лица, там ее ловят…

Только безнасадка.

Именно эти слова мне сказал тогда в ответ приятель на резонный вопрос : «На что?». Действительно, ни на мотыля, ни на другие естественные наживки поймать крупную рыбу с большой ( более 5 м) глубины мне так и не удалось.

О самих водоемах, где происходила ловля, я расскажу несколько ниже. А сейчас коротко о самих мормышках. По всей видимости, кормовая база крупной рыбы, обитающей на глубине кардинально отличается от той, которая обитает в более мелких местах. И если, к примеру солидную плотву можно соблазнить мотылем на трех метрах, то на шести это сделать гораздо сложнее. Крупная рыба обходит стороной естественные наживки, насаженные на крючок обычной мормышки. Тезис, что на безнасадки ловится самые крупные экземпляры, в глубинной ловле особенно актуален.

Мормышки.

В наше время появилось великое множество безмотылок. Мне хочется выделить несколько «самых-самых», на которые мне удалось поймать больше всего. На первом месте у меня стоит классический черный чертик. Долго экспериментируя с различными видами подсадок на его крючки или крючок, пришел к выводу, что в глубинной ловле черт работает и вовсе без них. Не знаю с чем это связано, но пустой черт ловит лучше. Более важная характеристика – его форма. От правильной формы практическая польза гораздо выше, чем от разноцветных бисерин на его крючках.

Под «формой» я подразумеваю две вещи – само тело мормышки и размер крючков. Зачастую, черти продающиеся на прилавках рыболовных магазинов имеют неверное соотношения этих двух составляющих. Или тело слишком короткое, или крючки маловаты. Неграмотно выполненных мормышек этого типа гораздо больше, чем «правильных». Иногда даже чертиком называется тройничек, сбоку которого припаяно тельце мормышки, Это либо ошибка или халатность изготовителей, либо полное отсутствие у них знаний о рыбной ловле. Правильные черти имеют достаточно длинное конусное тело, где загиб крючков выходит сразу из окончания конуса. Не маловажной деталью является способ его привязывания. Лучше, если это будет сквозное отверстие в центре всего тела мормышки, нежели петелька вверху.

Мой следующий, любимый вид мормышек для ловли на больших глубинах - это уралка. Как классической формы, так и вариант, исполненный в виде «муравья» бананообразной формы. Мне очень нравятся эти мормышки в исполнении мастера Королева. Они имеют соразмерные по отношению к телу мормышки крючки высокого качества.

 Но главным дополнением к такой мормышке является подсадка крупного бисера на крючок. С выбором цвета бисера среди рыболовов очень шумная дискуссия, поэтому не буду лишний раз навязывать мои предпочтения. Лучше стоит упомянуть другой немаловажный момент – форма бисера. Для ловли на глубине требуется тяжелые и значит, объемные мормышки. И к такой мормышке требуется соответствующего размера подсадка. В этом случае лучшим вариантом окажется бисер с неоцентрованным отвертсием. То есть, бисер имеет грушевидную форму, в верхнем конусе которой и находится само отверстие. На крючок бусинку подобной нестандартной формы можно одеть довольно большого размера, не закрывая при этом всю площадь его поддева, как в случае с такой же, только с центральной дыркой. Это является плюсом и для подсечки и для большей свободы движений на крючке.

Следующая мормышка, завоевавшая сердца многих безмотыльщиков (по крайней мере в Нижегородской области) и ставшая неким эталоном – это вольфрамовый гвоздик с латунным шариком. Простота исполнения и в тоже время оригинальность этой безнасадки, при правильном выборе проводки, способны в иные разы творить чудеса. Очень важно, чтобы шарик, насаженный на крючок, свободно перемещался по его поддеву, и при этом не слетал. Размер крючка и его форма должны препятствовать последнему.

Для глубинной ловли я использую очень легкие и удобные финские модели удильников, имеющие довольно большой диаметр катушки, что позволяет быстро отпускать и подматываить леску при ловле с большой глубины. Что касается ее диаметра, то в последнее время я остановился на 0,12 мм. Особой разницы в количестве поклевок с менее тонкой леской я не заметил, зато на количестве обрывах эта разница здорово отражается. Как мне кажется, на глубинах свыше 4 м, актуальность использования тонких лесок несколько сокращается. Подсеченную рыбину, весом под полкило почти всегда удается поднять на большой длине лески до нижней кромки льда, но самое сложное начинается при попытках завести солидный экземпляр в лунку. При виде проникающего из лунки света, рыба делает отчаянные рывки и удержать ее накоротке получается далеко не всегда даже с леской 0,12 мм.

Самый неприятный момент в глубинной ловле – это спутывание выбранной лески на льду. Чаще всего, такие проблемы случаются при вываживании рыбы в ветреную погоду. Для частичного решения этой проблемы я использую окрашенные в яркие цвета мононити, которые отчетливо видны на фоне белого снега и льда. При переходе с места на место я не сматываю леску на рукавицу и, тем более, на шпулю катушки. На этот случай есть очень простое решение - взявшись за тело(!) мормышки, отбрасываем удочку на рабочую длину лески и держа мормышку в руке, переходим на другую лунку, таща за собой удочку словно салазки.

Несколько слов стоит сказать о кивке. Я ни в коем случае не хочу навязывать свои предпочтения, но от металлических изделий я давно отказался. Качественно выполненные кивки из лавсана для меня вне конкуренции. Для глубинной ловли я применяю довольно жесткие конусные сторожки, толщиной от 0,27 до 0,30 мм.

Выбор водоема.

Искать рыбу зимой, собственно как и летом, проще всего вдоль береговой линии, особенно, если это касается закрытых водоемов. Поведение рыбы на глубинах несколько иное. Больше половины поклевок в прибрежной полосе случается в придонном слое воды, а чаще вовсе в моменты отрыва мормышки от дна. В глубинной ловле это соотношение является обратным. Помимо того, что вам предстоит обнаружить скопление рыбы, еще и придется выяснить, в каком слое воды она держится в конкретный день.

Глубинная рыбалка сложна еще и тем, что отыскать рыбу на середине огромного ледового поля (особенно если водоем не известный) без вспомогательных ориентиров о изменении структуры дна проблематично(например торосы). Поэтому, самый простенький эхолот-глубиномер будет очень кстати. Конечно, хорошо, если вы знаете примерное расположение перепадов глубин или коряжника на выбранном водоеме. Тогда вам не придется вставать в центр водоема и избуривать его вдоль от начала до конца. Впоследствии мне хотелось рассмотреть четыре основных типа водоемов, в которых мне чаще всего удавалось сталкиваться с рыбалкой на глубине.

Естественные озера.

Это самый сложный вид водоемов, где можно с успехом рыбачить на глубине. Вся проблема в том, что рыба в той или иной степени испытывает кислородное голодание уже с января месяца. Степень кислородного недостатка зависит от многих факторов: площади озера, родниковой подпитки и конечно же, глубины. Наверное всем известен тот факт, что рыба с подобными неблагоприятными условиями мигрирует в прибрежную полосу, где кислородный режим намного выше. Поэтому, я стараюсь посещать только те озера, которые соответствуют вышесказанным требованиям, в противном случае ловить на глубине будет просто некого.

Закрытые искусственные водоемы.

Это котлованы, которые образуются при добыче песка и затем заливаются водой с больших и малых рек в момент половодья. Очень долгое время я не мог подобрать ключик к рыбе в подобных типах водоемов. Вся сложность заключалась в поисках изменения структуры дна на фоне его ровнейшей поверхности. К тому же, глубина в большинстве таких водоемах начинается практически у самого берега. Недостатка кислорода, как в случае с естественными озерами, в котлованах практически не происходит благодаря солидным глубинам (до 10 м).

Котлованы и заливы больших рек.

Именно на этом типе акватории мне пришлось впервые столкнутся с глубинной рыбалкой. По большей части, это искусственно созданные затоны, служившие ранее или действующие в данный момент для причала речного транспорта. В действующих затонах корабли и баржи оставляют на зимовку для технического обслуживания. Глубина таких затонов(особенно действующих) очень большая и местами доходит до 15 м. На поиск рыбы в подобных местах потребуется немало усилий, но именно здесь мне доводилось ловить зимой самую крупную бель – от полукилограммовых густерин, плотвы, до килограммовых лещей и язей. Рыбу подобных размеров мне часто приходилось встречать лишь на течении, причем рыбача с насадкой. Ловить целенаправленно такие экземпляры на безмотылку в стоячей воде – масса непревзойденных ощущений.

Водохранилища.

Честно говоря, практика на этом типе водоемов у меня складывается из посещений лишь одного водохранилища - Горьковского. Тем не менее, мне хочется включить этот тип водоема в список глубинной ловли. На Горьковском море белая рыба является настолько желанной добычей рыболовов, что за пару пойманных экземпляров тебе готовы пробурить свисающий с ящика плащ ОЗК (основано на реальных событиях) Основные скопления рыболовов (базары) располагаются над подводными гривами, коряжником. Средняя глубина в наиболее посещаемых подобных местах колеблется от 1,5 до 4 м. Более глубокие участки посещаются гораздо меньше, что становится несомненным плюсом для лиц, которые “в курсе событий”.

Практика ловли.

Все вышеперечисленные водоемы объединяет одно наиважнейшее правило – это поиск перепада глубин и наличие на дне коряжника. Не обязательно, чтобы коряжник был «глухим” а неровности дна продолжительными. Достаточно отыскать одну единственную коряжку или небольшой пупок или приямок на фоне ровного дна, чтобы иметь возможность встречи с крупной рыбой. Даже наоборот, в подобных, локальных точках удается поймать сравнительно больше рыбы, чем в более обширных изменениях дна.

Наверное, многим известно, что расположение одной единственной коряжки на фоне чистого дна привлекает внимание разной рыбы: от хищника до мирной. Только на относительно мелких местах, подобные точки подвержены “засвечиванию” со стороны рыболовов. Коряжку или пупок обуривают со всех возможных сторон, и свет, проникающий сквозь лунки заставляет рыбу покинуть это место. Но рыбача на глубине, это не так критично. Рыба, обитающая на глубинах свыше 5 м чувствует себя более уверенно. Обуривать небольшую локальную точку, расположенную на глубине стоит по максимуму.

Не столь критично, если лунки будут располагаться в метре друг от друга. Крупной рыбе в таком случае важно провести приманку под носом. Если интересный участок имеет довольно продолжительную площадь, то избуривать ее вдоль и поперек все же не стоит. Очень часто бывает так, что из десятка пробуренных лунок рыба ловится в двух-трех. В таком случае нерабочии стоит засыпать обратно шугой, не создавая рыбе дополнительных подозрений.

В начале статьи я рассказывал случай с браконьером. Так вот его сеть была расположена на подводной гриве. В пределах этого большого затона такие заметные изменения дна существуют всего в двух местах. Это довольно продолжительные гривы (около 100 м в длину), глубина над которыми составляет 6-7 м, при 10-12 м рядом. Такие огрехи при рытье затона в последствии оказались очень привлекательными местами обитания рыбы.

Очень хороший ориентир для поиска изменений дна на глубине – это жерличники. Если это, конечно, не приезжие рыболовы, выставляющие по незнании где попало свои снасти. Вообще, местные рыбаки очень хорошие помощники. Местные от и до изучили ближайшие к их жилью акватории. Заставленные жерлицами небольшие участки этому подтверждение. Хоть и вашему соседству они вряд ли будут рады, но это хороший повод занять вдруг освободившееся или уже свободное место.

Разобравшись с выбором места, остается правильно предложить вашу обманку. На большое количество поклевок обычно рассчитывать не приходится, зато размер пойманной рыбу сумеет компенсировать этот недостаток. Крупная рыба очень осторожна и качество проводки играет как нигде важнейшую роль. Именно в глубинной ловле есть смысл частой смены мормышек, их игры в каждой новой лунке. Первые проводки в каждой новой лунке я совершаю тяжелым чертиком, от начала дна до уровня глаз. В не зависимости от того, попалась рыба или нет, спустя ряда разных по скорости и амплетуде игры подъемов, продолжаю облавливать лунку другим типом мормышки, которой свойственна другая игра. Не стоит забывать после очередного цикла проводок поднимать снасть от дна, выматывая метр за метром леску на шпулю удочки. Рыба отлично реагирует на смену приманки.

Обойдя таким образом ряд лунок, удается понять сегодняшний настрой рыбы. Это касается предпочтений того или иного темпа проводок, самого типа мормышки и, конечно же, расположения рыбы в толще воды. Как я уже говорил, в глубинной ловле рыба очень часто придерживается средних и даже верхних слоев воды. В местах, где обитает ерш это только на руку. Этих маленьких проглотов ни чуть не смущает размер мормышки и в придонном слое они часто садятся на крючок. Стоячая вода и большая глубина – родной дом этих колючих рыбешек. Средний слой воды они занимают реже, и чаще именно там кормятся нужные нам рыбы.

Если удается выяснить, что рыба держится достаточно высоко от дна, рекомендую сменить приманку из вольфрама на свинцовую. При том же размере, свинцовая мормышка весит легче и игра ею оказывается более плавной, что положительно сказывается на количестве и уверенности поклевок.

Одно время я долго экспериментировал с тандемами из двух мормышек. По идеи, это должно облегчить задачу поиска рыбы в толще воды. В моей практике тандемы не получили оправданий. Во первых, верхняя мормышка сковывает игру нижней, да и верхняя под весом нижней перестает играть как надо. И во-вторых, это касается сложностей при вываживании рыбы, клюнувшей на нижнюю снасть. Верхняя мормышка в 70% случаев безнадежно цепляется за нижнюю кромку льда, что в основном приводит к обрыву.

Поклевки самых крупных экземпляров очень слабые и часто выражаются легким прижатием кивка. Заметить такие поклевки можно только в относительно тихую погоду. В сильный ветер это становится настоящей проблемой. Помимо этого, самих поклевок может и не состоятся - порывы ветра сбивают игру, особенно когда требуется высокий подъем мормышки. Поэтому для таких катаклизмов я использую просторную палатку. Качество проводки для крупной рыбы - самый важный аргумент для пробы вашей обманки.

Последнее время на зимней рыбалке я стал стремится к качеству пойманной рыбы, а не к ее общему количеству. Забивать битком ящик стограммовыми окунями стало не интересно. Теперь я получаю больше удовлетворения от поимки крупной рыбы. И пусть это будет всего тройка-пяток плотвиц по 600-700 г, но сам факт поимки таких размеров рыбы уже говорит о вашем мастерстве и умении ловить рыбу.

Похожие статьи
// Тема номера

Ловлю леща в августе в водоемах без течения можно разделить на два во многом между собой различных варианта.

Подробнее

// Тема номера

Ловля на больших судоходных каналах (так же, как и ловля на водоемах другого типа — реках, озерах…) весьма специфична и требует от рыболова особого снаряжения и подготовки.

Подробнее

// Тема номера

Первой рыбой, которую я поймал на крючок, был пескарь. И нужно отдать «премудрому» должное — именно он заразил меня страстью к рыбалке.

Подробнее

// Тема номера

Надеюсь, мои предыдущие материалы (см. № 12/2008 г., № 2/2009 г.), посвященные ловле щуки на балансир, были и интересными, и информативными. Но многие аспекты остались недостаточно раскрыты, в этой статье я разберу их подробнее.

Подробнее