Верховья Истринского водохранилища — излюбленные щучьи места. Заливы, образованные Истрой и поймами впадающих в нее рек, мелководны и богаты растительностью. В просветах воды среди зарослей рдеста, камыша и лилий несложно поймать щуку средних размеров. И только одна полоска чистой воды, лентой извивающаяся среди водной растительности, как правило, молчит на протяжении всего лета. Разве что отзовется редким ударом рыбы ближе к границе тростника…

Глубина здесь на два метра больше, чем в остальной части залива. Это русло. Мелочь кормится все лето на мели, так что и щука в это время года здесь гость нечастый.
Но с первыми ночными холодами картина меняется. В третьей декаде августа вода начинает быстро остывать. Мелочь уходит с верховий, и вслед за ней трогается лишившийся кормовой базы хищник. В этот момент щука может скапливаться на небольших участках русла стаями до полусотни и более особей, меняя привычную для рыбаков манеру поведения. Залогом удачной рыбалки по-прежнему остается поиск, с той лишь разницей, что объектом его становится не притаившийся в засаде экземпляр, а группа мигрирующих особей. Поиск часто долгий и утомительный своей непредсказуемостью. Хорошее знание щучьих повадок подчас даже вредит, потому как щука может сосредоточиться на прямом и невыразительном участке русла. Порой хочется уйти обратно на полив, поймать среди травы хоть пару оставшихся здесь хвостов, чтобы не возвращаться домой пустым, однако проявленное упорство бывает вознаграждено сторицей.
В первых числах сентября прошлого года, отправившись на поиски осенней щуки, мы прошли с женой на веслах больше 5 км. Но время от рассвета до шести вечера так и провели в спортивном бросании приманок. Лишь в начале седьмого, на очередной перестановке, виброхвост вяло прижимает. Подсечка, крючок джиг-головки пробивает килограммовой щуке кончик носа, и она оказывается в лодке. Приманка снова летит в то же место. Едва она начинает заглубляться, чувствую резкий удар. Вот и вторая килошница на кукане. Еще бросок — сход, бросок — и третья щука плещется возле борта. После четвертого удара становится ясно — мы нашли то, что искали. За холостыми забросами следуют уверенные хватки. Уже седьмая щука размеренно идет вдоль лодки. Но, завидев подсачек, резко уходит вглубь. Тормоз парирует рывок. Поднимаю ее снова. Без малого три кило! Очередной промах и опять хватка. После восьмой щуки место затихает. Закатное солнце касается леса. Понимая, что на сегодня все, идем к берегу.
Стратегия поиска
Из всей пестрой картины осенних рыбалок все же можно выделить некоторую закономерность. Двигаясь с верховий в конце лета, щука скапливается, как правило, на первом широком разливе. Задержавшись здесь на две-три недели, большая часть щуки продолжает двигаться дальше. Следующее крупное скопление можно обнаружить ниже за сотни и более метров. Так, каскадно, она спускается в водохранилище, оказываясь перед ледоставом в устьях малых притоков. Здесь, как правило, спиннингистов сменяют жерличники.
Тактика ловли
Но вернемся в золотую осень. После удачной рыбалки хочется поскорее взять на работе отгул. И это правильно, потому как долго на одном месте хищник стоять не будет. Следующий наш выезд оказался предсказуем. С небольшими перерывами щука брала весь день на участке русла протяженностью не более 40 метров. Выше и ниже ее категорически не было.
Чтобы случайно не пройти мимо скопления осенней щуки, стоит держаться простого правила — стиль проводки важнее типа приманки. Ловить можно на блесну, воблер или твистер. На этапе поиска не так важно, кем и где они изготовлены. А вот что, безусловно, требуется от приманки, так это способность полностью обловить сложный рельеф. В нашем случае обе нижние бровки и участок дна между ними. В тот день это наглядно подтвердил курьезный случай.
Ухо рыболова очень чутко к всплескам рыбы, пойманной соседями. Скоро на противоположной стороне русла появился рыбак. Он встал на дистанции две трети нашего заброса. Мы с товарищем не стали беседовать с ним о рыбацкой этике, а приняли вызов. «Дуэль» продолжалась полчаса. Наш «противник» ловил вращающейся блесной. Бросал ее по диагонали в русло и подтягивал, стремясь скорее обловить пространство от верхней бровки до камыша. Скорее всего, еще месяц назад, эта тактика имела бы успех. Но сейчас он никак не мог поймать рыбу, хотя бросал в то же место, что и мы. В то же, но не так. Мы бросали через русло на противоположный полив и быстро проходили ровный участок, которому он уделял основное внимание. Но, достигнув верхней бровки, не спеша стаскивали свои силиконовые приманки вниз. Едва приманка достигала нижней бровки или начинала движение по дну русла, следовал удар. Но, даже видя это, рыбак своей тактики не менял, полагая, видимо, что щука стоит по-летнему — от верхней бровки до границы травы. К исходу поединка добычей «соперника» стал «карандаш», явно прятавшийся на поливе от собравшихся в русле старших сородичей. Рыбак отпустил щуренка и сменил место.
К неправильно выбранной тактике ловли относится и знакомая многим ситуация: двое в лодке — один таскает рыбу, другой — нет. В следующий выезд взял с собой сына, чтобы тот от души порыбачил на разведанной точке. Вышли на место. У обоих на спиннингах стоит резина — твистеры Маннс цвета машинного масла. У него — 7 см, у меня — 9. Мои девять атакуют первыми. Покуролесив немного двумя килограммами своего веса, щука оказывается в лодке. Воодушевленный сын кидает в то же место свои семь и шустро начинает проводку. Но бьют опять мои девять. Полтора килограмма. Читаю упрек в детских глазах и отстегиваю ему свой масляный твистер. А сам ставлю виброхвост Ланкер Сити 8 см.
И опять клюет у меня. Щука долго держит приманку под водой и не сразу позволяет завести себя в подсачек. Экземпляр весит больше четырех килограммов. Вдвоем сажаем его на кукан и в приподнятом настроении продолжаем ловить. И снова бьют виброхвост.
Вижу, что сын не верит больше в твистер цвета масла. Отдаю ему вторую приманку. Достаю Ланкер Сити другой окраски и размера. И следующая атака приходится на него.
После шестой рыбы и эта конструкция перекочевывает к ребенку, а я ставлю прежний твистер цвета машинного масла. И через несколько забросов тащу к лодке следующую щуку.
— Почему я не могу поймать? — уже и ребенок понимает, что дело не в приманке.
Пытаюсь объяснить. Все удары происходят на нижней русловой бровке, от которой мы стоим всего в нескольких метрах. Но именно здесь парень спешит домотать снасть, чтобы скорее бросить снова, по сути перебрасывая приманку через щучьи головы. Сын исправляет ошибку и очередную щуку к лодке тащит уже он.
Тип приманки
Глубина в верховьях водохранилища редко превышает 4 м. Ловлю я преимущественно джигом, и в зависимости от размера силиконовой приманки использую здесь головки весом от 5 до 10 г. Крепление может быть как жестким, так и подвижным, с офсетным крючком или, лучше, двойником, если место ловли свободно от зацепов. Больший вес груза на малых глубинах делает время между касаниями приманкой дна столь кратким, что щука часто промахивается. К тому же длина рабочей дистанции не превышает 20 м, а забрасывать дальше 30 часто просто некуда. Стоит не рассчитать заброс, и тяжелая приманка летит в заросли камыша или путается в подводной растительности на другой стороне русла.
Если говорить о силиконовых приманках конкретно, хорошие результаты всегда показывали твистеры Mann’s и Poutoon21 размером 3 и 4 дюйма. Среди виброхвостов неизменно лидировали Shaker Lunker City окраски 001 и 006. Достойную конкуренцию им в сезоне прошлого года составил виброхвост Awaruna 2,5 дюйма торговой марки Poutoon21. Но на рыбалке всегда присутствует элемент неожиданности, и даже проверенный арсенал по каким-то причинам может дать сбой.
В середине сентября заметно похолодало. И на силиконовые приманки, которые безупречно отработали трижды, в следующий выезд я никак не мог засечь рыбу. Щука атаковала виброхвост, не попадаясь на крючок. Ладно бы только у меня, но и у товарища, с которым опять ловили рядом, была та же картина. Резину бьют, а рыбалки нет. После шестой нереализованной поклевки я даже подумал, что щука ушла ниже, а ее место занял мелкий окунь, которому трехдюймовый Шейкер просто не по зубам.
Первым правильно отреагировал на ситуацию товарищ. Он стал менять приманки. Поставил плавающий виброхвост Самбо Маннс лимонного цвета и тут же поднял из русла щуку на двушку. С того самого места, где Шейкеры отступили. Вслед за ним и я полез в коробку с приманками. Плавающий у меня оказался только один — тоже Самбо Маннс, только белый с черной спинкой, похожий на толстую гусеницу. Креплю его на двойнике с 8‑граммовой «чебурашкой». Удар следует уже на втором забросе. Полтора килограмма. Заброс — и еще полтора. Хватка посередине русла — два семьсот. И ни одного промежуточного промаха! Почти сразу «гусеницу» бьют в четвертый раз. Тормоз визжит, леска режет воду, сход. На «чебурашке» болтается пустой двойник. Умыкнула-таки зубастая приманку!
Зато картина ясна. По быстрым Шейкерам и Аварунам хищник сегодня мажет, а вот раскачивающуюся над дном резину атакует уверенно. Ведь смена приманки повлекла за собой и изменение проводки. Активная часть сократилась до одного оборота катушки, а пауза увеличилась до 10 секунд. На увеличенных паузах и следуют удары.
Так как плавающих виброхвостов в коробке больше нет, пытаюсь найти ему замену. Трехдюймовый твистер Crazy Fish способен активно играть на очень медленной проводке, а чтобы максимально увеличить время падения, креплю его на головку весом 6 г. Жена в это время откладывает спиннинг в сторону. Не клюет. Бросаю только что собранную конструкцию туда, где она много раз провела Аваруну. При проходе нижней бровки, на паузе, чувствую легкий тычок. Подсекаю, полагая, что небольшой приманкой соблазнился окунь. Завизжав тормозом катушки, «окунь» пытается уйти. Первый раз сегодня рука нервно ищет в лодке подсачек. Мимо! Второй круг. Есть! 3,250 кг.
Стоило сменить приманку и стиль подачи, как вялую рыбу словно подменили. В тот день щука атаковала Crazy Fish еще не раз. А вот в следующий выезд никакие ухищрения уже не действовали. Поймав за весь день три средних хвоста, мы поняли, что рыба ушла. И надо спускаться ниже, в надежде на новый щучий котел.
Похожие статьи
// Школа мастерства

Ловля на микроколебалки в нашей стране только зарождается. В основном мы повторяем путь Японии в этом направлении, и, как результат, многие спиннингисты используют микроколебалки только на платных прудах, зарыбленных форелью. А что, если использовать японский опыт, приманки и технику ловли на российских реках? Например, на Дону в верхнем течении.

Подробнее

// Школа мастерства

К сожалению, «deep-воблеры» не смогли одномоментно завоевать бешеную популярность у российских спиннингистов, чего, например, не скажешь о стихийной любви наших рыболовов к минноу. И объяснения здесь более-менее понятны и адекватны. Среднестатистический воблер минноу держит рабочий горизонт 70–80 см от поверхности воды. По сравнению с deep’ами, его намного проще контролировать. Стоит немного приподнять спиннинг вверх, и воблер пойдет на пару десятков сантиметров ближе к поверхности, что порой только и спасает от мертвого зацепа.

Подробнее

// Школа мастерства

Язь, особенно крупный, — вожделенная мечта многих рыболовов, приезжающих на Припять. Половить его мечтают многие, но встречи с припятским язем происходят, для большинства претендентов, совершенно случайно. А вот чтобы ловить язя постоянно и ловить только трофейного (весом от килограмма) — этим похвастать может далеко не каждый.

Подробнее

// Школа мастерства

Прошлая зима оказалась поистине уникальной: результативно закрывшись в начале декабря, я успел по тем же местам побалансирить щуку, прежде чем снова не пришло тепло, полностью растопившее лед.

Подробнее