Вертушка или воблер?

Вопросом, вынесенным в заголовок, я задаюсь в первую очередь, когда собираюсь на речную рыбалку со спиннингом. Эти два типа приманок стали у меня основными для ловли на течении, на малых и средних реках. От использования резины я почти отказался, потому как она добывает преимущественно традиционных хищников – щуку и окуня. А вот вращающиеся блесны и воблеры способны обеспечить и разнообразие улова, и просто его наличие в самых разных условиях ловли.

Однако далеко не всегда вертушка и воблер одинаково пригодны к использованию и, можно сказать, взаимозаменяемы. Часто происходит наоборот — предпочтителен какой-то определенный тип приманки. Его выбор я осуществляю по различным факторам.
Нужно сразу оговориться, что речь в основном пойдет о среднестатистических приманках, которые попадают в диапазон от light до medium, то есть обычно вписываются в пределы класса medium-light — весом до 20 г.

По условиям ловли 

Для рек, как определенного типа водоемов, характерно разнообразие условий ловли. Даже на одном и том же водотоке можно встретить и мелководные песчаные плесы, и глубокие омутовые ямы. В разных местах и используемые приманки могут быть различны. Поэтому на разноплановые по характеру реки я обычно беру коробки и с вертушками, и с воблерами.
Начнем с мелководья. Это могут быть быстрые голавлевые перекаты, заиленные и поросшие кувшинками плесы, характерные для реки ровные прогоны и т.?д. По мне, так в подобных местах проще подобрать воблер. А также проще заставить его качественно работать, не цепляясь за дно и траву. Классическую вращающуюся блесну среднего ­размера здесь пришлось бы вести очень быстрой проводкой, крупная вообще бы не подошла.
Несмотря на небольшую глубину, рассматриваемые места могут быть довольно перспективными для спиннинга. Основные объекты ловли здесь — голавль, окунь, щука.
Для первых двух приманки подбираю поменьше. На данный момент самые мелководные в моей коллекции это воблеры Salmo Lil’Bug, Lucky John Haira Tiny (Shallow Pilot), OSP Co-Buzz’n, идущие под самой поверхностью. Выходя на траекторию движения против течения, они пускают за собой характерные «усы».
Из более крупных приманок, длиннее 4 см, но не заглубляющихся больше 20–30 см, использую воблеры Osko Hunter 65 F, Duo Realis Crank 48SR, а также Kranky S 43, выпускающийся разными фирмами. Сюда можно добавить тонущие свимбейты, например Pontoon21 Bully Boo и Lucky John Rolling Minnow — при достаточно быстрой проводке они будут держаться самых верхних слоев воды.
Когда поклевок на воблеры нет, все же имеет смысл сменить приманку, в нашем случае — на вращающуюся блесну. У ­некоторых фирм есть специальные легкие модели. Например, Osko Tiger — в 3?м размере ­лепестка ее вес всего 5 г, а в 4?м — 8 г. Из классических по конструкции и параметрам блесен лучше всего по мелководью удавалось проводить новые вращалки от Lucky John — Bonnie Blade, особенного 2?го номера. Уже на самой первой рыбалке я ловил на них окуней и щук с глубины в 0,5–1 м. Предполагаю, что такая ­особенность обусловлена строением сердечника — у рассматриваемых блесен до 2?го номера он наборный, из шариков, то есть вес равномерно распределен по всей оси.
Во время проводки и блесен, и воблеров наряду с вращением катушки приходится совершать действия удилищем — поднятием его вершинки можно изменять глубину прохождения приманки в сторону ее уменьшения. Для плавающих воблеров полезно делать паузы, для тонущих моделей и вертушек, наоборот, подойдет только ускоренное движение. Но в ситуации с блеснами это касается проводки апстримом или поперек течения. Заброс ­блесны по течению я делаю довольно редко, хотя если перспективное место находится ниже вас, он может быть оправдан. Вертушки при такой проводке заглубляются, наоборот, слабо, и потому их проводку полезно разбавлять паузами, а скорость ее должна быть медленная.
Теперь рассмотрим кардинально противоположные мелководью места ловли — глубокие участки рек. На них я также предпочитаю ловить на воблеры, но уже на совершенно другие модели, обычно с большой лопаткой. Большинство ­вращающихся блесен заглубить до необходимой глубины больше 2 м удается редко. Достигнуть этого можно забросами только против течения и сплавом приманки. Для большего заглубления можно попробовать уменьшать скорость проводки, но блесна при этом может перестать работать.
Некоторые модели блесен специально приспособлены под глубинную ловлю и хорошо работают на течении, к примеру, это приманки от Osko — Spider и Scorpion. Их дополнительное заглубление достигается за счет более тяжелого, чем у классических моделей, сердечника, и, соответственно, большего веса. Утяжеленный сердечник можно встретить и у многих блесен ручной работы — в моей коллекции хочу отметить такие приманки от мастера Варивочника. Их ценность еще и в том, что при значительном весе многие имеют небольшой лепесток, что повышает их универсальность в плане разнообразия улова.
Теперь об основных приманках, используемых мной на глубоких участках рек. Как уже говорилось, как правило, это воблеры с большой лопаткой, обеспечивающей заявленное производителями заглубление. В первую очередь это Hornet. Кроме родоначальника данной модели — польского Salmo — сейчас данную модель начали выпус­кать и другие фирмы. Это говорит о ее популярности и рабочих качествах. Модель длиной 4 см в версии SDR можно заглубить до 3 м, а 5?сантиметровую — и того больше, метров до 5. С похожим заглублением идут и подобные «Хорнету» модели Bullhead и Butcher — в версии SDR.?Однако только Hornet заходит на приличную и часто необходимую глубину и в обычных версиях F и S.
Из крупных моделей воблеров многие легко уходят на глубину, поэтому их названия перечислять не буду. Отмечу парочку интересных фэтов, которые при небольшой длине способны быстро заглубиться до 1,5 м. Достигается такая способность за счет уникальной длинной лопатки. В моей коробке это модели Osko Jump 40 и Pontoon21 RedRag 36F MDR.?Интересно, что вопреки ожиданиям (в первую очередь рассчитывал на голавля), последняя приманка ловила и щуку, и окуня.
Для рассмотрения условий ловли на реке я взял крайние позиции — мелководные и глубинные участки. В промежуточных местах, с глубиной примерно 1–1,5 м, одинаково ­успешно можно использовать оба типа приманок — как воблеры, так и вертушки. Здесь в вопрос выбора предпочтительной приманки вмешивается уже другой аспект — видовой, то есть на какую рыбу вы больше рассчитываете.

По видам рыб 

Условно речных рыб, которых мне приходилось ловить, а это полтора десятка видов, я бы разделил на 3 типа: «воблерные», «вертушечные» и «смешанные». В зависимости от предпочтений самих объектов ловли я ориентируюсь в выборе для них приманки.
Бывает даже так, что с одного места можно снять ­разных рыб на различные приманки. В прошлом сезоне у меня был такой случай на реке, когда я с одной точки взял голавля на воблер, а щуку — на вертушку. Подчеркну, что это мои личные выводы, и читатели вправе иметь свою точку зрения.

Воблерные рыбы 

Первым в этом списке я поставил голавля. Увлекшись в последнее время ловлей лобастого, я пришел к выводу, что поймать его на блесну сложно. Самое интересное, что поклевки бывают, но реализация их очень слабая. Такое случается и с воблерами, но все же ловля голавля на эти приманки более «благодарная».
Возможно, это связано с тем, что голавль часто питается с поверхности и охотно реагирует на падающие в воду и некоторое время на ней удерживающиеся объекты. Да и на различных жуков, например, майских, согласитесь, воблеры похожи больше, нежели вертушки.
Ловля голавля с поверхности — это отдельная тема для разговора. Однако из нее следует вывод: если лобастый предпочитает питаться в верхних слоях и быстро поднимается к ним со дна, то и воблеры для такой ловли нужны соответствующие. О них я говорил в предыдущем разделе — это приманки для мелководья.
Там, где голавля много, например, на перекатах, он может попадаться на оба типа приманок, но для более успешной ловли их лучше чередовать. Однако хороших голавлей на вертушку мне ловить не доводилось — все были весом граммов до 350.
Второй, на мой взгляд, воблерной рыбой является жерех. И это несмотря на то что своих первых жерехов я поймал на вращающуюся блесну. Но дело в том, что большинство из них были мелкими и пойманы на ультралайт — а это совсем не показатель. Самый же крупный попался весной, в тот период, когда эта рыба активна и способна без разбора клевать на разные приманки.
Воблеры для жереха могут чем-то принципиально ­отличаться от большинства приманок для ловли спиннингом речной рыбы. Как пример — Salmo Thrill, утяжеленный быстротонущий воблер практически без собственной игры. Применяют для жереха и воблеры типа минноу — удлиненные и с деликатной игрой. Интересно, что ночью на эти же приманки может неплохо ловиться судак.
Ну, а главное требование к жереховым воблерам — это дальность полета. Жерех, как известно, рыба пугливая и зачастую не подпускает к себе рыболова даже на расстояние среднестатистического заброса. Вот здесь и пригодятся дальнобойные приманки.

Вертушечные рыбы 

Их оказалось несколько больше, чем воблерных. В том числе среди них есть такие виды, которые мне и моим товарищам попадались исключительно на вращающуюся блесну. Это хариус и елец.
Начну с хариуса, как более многочисленного в моих уловах. Не берусь объяснять вертушечное пристрастие данной рыбы к железу, потому что сделать это непросто. Если бы хариус ловился только на небольшие блесны, можно было бы предположить, что объемные воблеры для него великоваты, но ведь ловил я хариуса и на «двойки» граммов по 5–6. Бросал в тех же местах воблеры — безрезультатно.
Одно предположение все же есть — это как-то связано с прозрачностью воды. Хариус, как правило, обитает в чистых реках и, вероятно, успевает лучше рассмотреть медленнее двигающийся воблер, а не быструю вертушку, и распознать в нем искусственную приманку. Но это, повторюсь, лишь версия, тем более что другая вертушечная рыба — ручьевая форель — в тех же реках может ловиться и на воблер.
Мне самому пеструшка попадалась только на вертушку, хотя свидетелем воблерных поимок быть приходилось. И нужно отметить, что происходило это в местах с не очень прозрачной водой. Отсюда делаю вывод, что какая-то зависимость между чистотой воды и выбором рыбой типа приманки все же имеется.
Другие же характеристики приманок в мутной воде могут терять свою значимость. Например, на последней форелевой рыбалке при тестировании вертушки Osko хорошо себя показала классическая модель Comet. Поймав несколько рыб на одну расцветку, я ставил другую. И так в течение часа удалось неоднократно обрыбить 4 цветовых варианта — однотонных и с цветными стикерами. До этого на предыдущей рыбалке за 40 минут разловил 3 разные осковские «Аглии» 2?го номера, из чего сделал вывод, что фактор цвета для рыбы был не важен в тех условиях ловли — главное, чтобы сама блесна безукоризненно работала на течении.
Всех своих ельцов я также поймал на вертушку. Вообще, сложно представить, что эта по сути мирная рыба способна попасться на воблер. Возможно, атаки и были, я не утверждаю обратное, но засечься своим маленьким ртом на воблерный тройник ельцу не удавалось.
Слышал, что такие поимки ельца на воблер имеют место быть. Исключительно на микровоблеры, как я и предполагал, и очень часто «на плюх» — поклевка происходит сразу же после приводнения приманки. Елец просто не берет паузу на рассмотрение приманки, а сразу же бросается на нее.
Мне на такую ельцовую охоту попадать не приходилось. Ловилась эта рыба во время равномерной неспешной проводки апстримом, а поклевки случались на разных стадиях движения — иногда уже под берегом, после стайного или одиночного сопровождения.
В категории вертушечных рыб отдельно стоят ультралайтовые объекты. Подробно на них останавливаться буду, так как посвятил им в свое время целую статью («Вертушечные рыбы малых рек», № 6 за 2012 год), а только перечислю их: уклейка, быстрянка, плотва, густера, подлещик. Данных рыб удавалось поймать на мелкую вращающуюся блесну.

Смешанные рыбы 

Главные в этой категории — вездесущие щука и окунь. Анализируя их поимки на реках, так и не сделал вывод, что же эти хищники больше предпочитают. На что позволяли ловить условия, какую приманку под них удавалось подобрать, на то и получалось поймать обоих хищников. Может быть, только статистика в пользу вертушки у окуня чуть лучше, чем у щуки.
Причем полосатого приходилось ловить на всевозможные блесны — размером от минимального до № 3 весом 8 г. Размеру блесны соответствовал и вес рыбы. Не то, чтобы наблюдалась прямая закономерность, но все же объемная блесна давала больше шансов поймать именно крупного окуня.
Чего не скажешь про щуку — хорошая ­хищница могла клюнуть и на самую маленькую вертушку, вовсе для нее не предназначенную, причем клюнуть аккуратно и не обрезать приманку. Почему-то, наоборот, с блеснами 2?го номера обрезов было больше, чем с ультралайтовыми. Так же, как и с воблерами.
Нередко щука покушалась на голавлевые приманки, показывая, что мелкой добычей она не брезгует. В другие дни предпочтение вызывали крупные воблеры, например, свимбейты длиной до 11 см. Вероятно, это как-то связано с природными объектами питания хищницы: когда в реке визуально наблюдались стаи относительно крупной добычи — плотвы и красноперки, тогда я и старался предлагать щуке нечто подобное.
Многие воблеры универсальны для обоих хищников, какими бы они не казались щучьими или окуневыми. Если в одно время в конкретной реке щука и окунь кормятся похожей добычей, то и попадаться могут на одни и те же приманки, причем с одного места.
Есть, однако, и чисто окуневые воблерки, которые щука у меня игнорировала. Они, как правило, маленького размера и мелководны. Так, к примеру, почти не ловил я хищниц на Salmo Tiny 3 см и Lucky John Anira 49 SP. В то же время на более глубоководную версию «Аниры» хищницы попадались.
Вертушки можно подобрать универсальные для обоих хищников. Это, например, классическая «Аглия» 2?го номера, которую выпускают многие фирмы. Кроме явных хищников, на нее может клюнуть и другая рыба, даже не обязательно вертушечная. Язь, например.
Эта последняя рыба в моем списке. С ней закономерность я пока вывел такую: мелкие подъязки охотно клюют на вращаю­щие­ся блесны, а ры­бы покрупнее уже могут предпочесть воблеры. Но это пока первичные выводы — язя я ловил пока немного.

Другие факторы 

Выше были озвучены главные критерии, по которым я подбираю на рыбалке или еще дома тот или иной тип приманок. Есть и другие, самые важные из них, на мой взгляд, я сейчас перечислю.
Первый можно назвать фактором клева. Нередко так бывает, что на какой-то реке лучше работает только вращающаяся блесна или воблер (чаще приходилось сталкиваться с вертушечным предпочтением). Причины этому явлению может и есть, но не факт, что удастся их выяснить, поэтому лучше принять это как должное. И на воблерные реки лучше отправляться с этими приманками.
На вкусы рыб влияет и время года. Например, осенью на реках у меня воблеры редко ловили хорошо, а вот вертушки работали по самой разнообразной рыбе. Весной нередко все происходило с точностью до наоборот. Возможно всему виной здесь уровень и прозрачность воды. Вот вам еще один фактор.
Если подумать, можно привести их еще несколько. Но для меня одним из важных является фактор не природно-погодный, а личные предпочтения. В какой тип приманок хочу больше «упираться» — таких больше и кладу в коробку. Поэтому принять к сведению информацию из моей статьи стоит, но ориентироваться в ситуации лучше на месте — в конкретной обстановке.

На заметку

В зависимости от «упористости» приманка сносится течением вниз на разное расстояние. Например, при одинаковом направлении заброса небольшие воблерки на конечной стадии проводки идут практически перпендикулярно берегу, а вертушки покрупнее возвращаются уже параллельно ему. Во время такой «ломаной» проводки приходится изменять скорость вращения катушки, чтобы держать постоянное натяжение плетенки для контроля над приманкой.
В месте, которое вы считаете перспективным, полезно приманку сменить. Бывали случаи, когда после обброса точки вертушкой, поклевка щуки следовала на воблер. Вероятно, хищница уже была привлечена предыдущей приманкой, но решилась на хватку, только когда ее поменяли.
Материал опубликован в июньском номере 2014 года
Похожие статьи
// Школа мастерства

Ловля на микроколебалки в нашей стране только зарождается. В основном мы повторяем путь Японии в этом направлении, и, как результат, многие спиннингисты используют микроколебалки только на платных прудах, зарыбленных форелью. А что, если использовать японский опыт, приманки и технику ловли на российских реках? Например, на Дону в верхнем течении.

Подробнее

// Школа мастерства

К сожалению, «deep-воблеры» не смогли одномоментно завоевать бешеную популярность у российских спиннингистов, чего, например, не скажешь о стихийной любви наших рыболовов к минноу. И объяснения здесь более-менее понятны и адекватны. Среднестатистический воблер минноу держит рабочий горизонт 70–80 см от поверхности воды. По сравнению с deep’ами, его намного проще контролировать. Стоит немного приподнять спиннинг вверх, и воблер пойдет на пару десятков сантиметров ближе к поверхности, что порой только и спасает от мертвого зацепа.

Подробнее

// Школа мастерства

Язь, особенно крупный, — вожделенная мечта многих рыболовов, приезжающих на Припять. Половить его мечтают многие, но встречи с припятским язем происходят, для большинства претендентов, совершенно случайно. А вот чтобы ловить язя постоянно и ловить только трофейного (весом от килограмма) — этим похвастать может далеко не каждый.

Подробнее

// Школа мастерства

Прошлая зима оказалась поистине уникальной: результативно закрывшись в начале декабря, я успел по тем же местам побалансирить щуку, прежде чем снова не пришло тепло, полностью растопившее лед.

Подробнее