Жерех по холодной воде

Большая вода встретила холодным ветром, который разгонял по Волге барашки и совсем скрывал от нас движения рыб. Я изначально ориентировался на поиски жереха. В одном месте вышел на хорошую жереховую косу. Волжский поток намыл здесь перекат, а за ним образовалась внушительная яма. Самое привлекательное для волжского жереха место.

Перекат сначала обловил воблером. На такой же минноу мои друзья на прошлой неделе поймали на водохранилище судака весом около 4 кг, точно так же, на перекате.

Моим же воблером с первого заброса заинтересовался окунь длиной чуть больше ладошки. Больше, как ни упирался, никого поймать не удалось.

А метрах в двухстах от берега суетились чайки. Судя по всему, там был некрупный жерех и окунь. Иногда эта кавалькада приближалась к берегу, и мне удалось даже ощутить поклевку на 28‑граммовый кастмастер, но этим дело и ограничилось — единственный хищник, дернувшись пару раз на первых секундах вываживания, сошел. Скорее всего окунь, но боя заметно не было.

Очевидно, стая хищников попросту выгнала к поверхности свою добычу и давила ее снизу, а по самой поверхности никто не работал. Так часто бывает по холодной осенней воде.


С похолоданием практически вся рыба старается уйти ко дну. Как разрушится к середине августа термоклин, лягут на дно судак и сом. И даже такие пелагические рыбы, как окунь, голавль, язь и жерех, смещаются вниз.

И если первые три персонажа к определенному моменту практически полностью переходят на джиговую диету, то с жерехом все не так просто, и угадать горизонт, на котором его можно встретить, становится все сложнее и сложнее.

Холодная вода на средней Волге

Жереха на Волге традиционно ловят по теплой воде. Зимой Волга в пределах Чувашии и двух ближайших соседних республик покрывается льдом. Слышать о систематической ловле жереха из‑подо льда мне не приходилось, посему холодной водой будем считать тот температурный режим, который бывает на Волге ранней весной и по осени.

Стоит отметить, что холодная вода холодной воде рознь. По крайней мере, отличается модель поведения жереха. То есть весной — одна рыбалка, осенью — иная. Также различается рыбалка от конкретного водоема и мест ловли. На Волге одна картина, в волжских притоках уже несколько иная.

Весна

О весеннем жерехе приходится слышать много расхожих мнений. Кто‑то говорит, что ловля жереха весной — избиение беззащитной рыбы, которая ловится просто дуром. Другие же говорят, что поймать весеннего жереха не так‑то и просто, особенно если ловить его привычными летними способами. Я, признаться, больше склонялся к мнению последних. Попадать на весенний жор жереха мне никогда не приходилось. Возможно, причина здесь в том, что не нарушал весенний запрет на ловлю спиннингом.

А до запрета — подавливал. Не сказать, что его клев на Волге в это время совсем отвратительный, но по крайней мере менее предсказуемый, чем, скажем, в июне. Попадать на жереха весной мне приходилось случайно. Обычно я отправлялся за судаком и попутно ловил на поролонку жереха. Причем по джиговой классике — со дна, на опускание. Или же ловил того же судака на свале, а на мелком месте по соседству, обычно перекатистом, вдруг начинались всплески жереха — и кастмастером удавалось «снять» 2—3 хвоста. Это все касательно ловли на водохранилище.


А тут мы ехали на реку — крупный приток Волги. Средняя река, протекающая в республике Марий Эл, обычно неширокая, весной она разливалась в два-три раза, затапливая левобережные поля, а под правым берегом вплотную подходила к обрыву (правый берег очень крут) и своими мощными струями подмывала берег. Ехали за щукой. Кто-то настроился на воблерную ловлю, я же делал акцент на джиг, собрал среднетяжелый спиннинг, намотал свежую плетенку и весь вечер посвятил изысканиям с поролоном и ножницами.

Когда подъехали к реке, немного расстроились. Мы ожидали, что уровень к нашему приезду уже солидно упадет, но вода оказалась по-весеннему высокой и несколько мутной. Настроившиеся на воблер товарищи, сделав по три заброса в этот мутной и сильный поток, тут же приуныли и ушли к машинам готовить шашлык. Я же прошел чуть выше по течению до того места, где река резко поворачивает, и принялся облавливать ямку под берегом. Спуститься к воде было практически невозможно и как минимум небезопасно. Мой берег обрывистый, высокий, и вода подошла на уровень в треть от высоты обрыва. Как доставать оттуда рыбу, я не думал. Хотелось просто покидать спиннинг, открыть сезон. О рыбе и поклевках после десятков безрезультатных забросов и думать перестал.

Как подсказывал опыт, ждать поклевку было практически бессмысленно. Щука по такой высокой воде уходит в разливы, и делать в этой глубокой яме ей в принципе сейчас нечего. Судак в этой реке — гость залетный, посему мне надеяться особо было не на что. Однако как это часто бывает, произошла четкая поклевка. Поролонка уже подошла к берегу, и леска уходила вниз практически отвесно. Я от неожиданности подсек резче обычного и тут же почувствовал хороший рывок в сторону. Рыбина вышла из-под тени обрыва на освещенное солнцем место, и я признал в ней жереха. Солнце светило сзади меня, и от обрывистого берега тень падала прямо на воду, в 3-4 метрах от берега. Глубина там составляла метра три. Сразу же по факту поклевки я для себя подметил, что рыба взяла ровно с границы тенистого и освещенного участка.

Подсеченный жерех всплыл и ходил кругами прямо подо мной. Я заметил, что изо рта торчит только чебурашка. Это означало, что рыба засеклась хорошо. Жерех редко сходит с двойного крючка, особенно если его засекли именно так, как сейчас, крючки должны были войти в верхнюю челюсть снизу со стороны ноздрей. Поэтому я спокойно убаюкивал весьма приличного жерешка. Когда рыба подустала, я подтянул ее к берегу и бесцеремонно стал волоком тащить его вверх. Усилившаяся нагрузка на удилище чуть было не стоила мне поломки. На критической отметке я просто подтащил рыбу за шнур. Плененный жерех был хорош, весом около 2 кг.


Далее я продолжил ловить на поролонку, но все же оставалось ощущение, что это далеко не лучшая приманка. После череды безрезультатных забросов я поменял ее на кастмастер. Приманка была, вроде, не родная. При стандартной равномерной проводке играть она отказывалась и входила в ступор. Возможно, причиной было сильное течение, но это на самом деле не оправдание — хороший кастмастер должен играть на любом, даже самом сильном течении!

Чтобы как‑то улучшить игру, стал делать проводку рывковой и прерывистой. Рывочек, протащил, пауза… Поигрываю на спуске, и снова рывочек. К сожалению, я не мог визуально привязаться к месту, где мог стоять жерех. Ни переката, ни всплесков. Единственное, от чего можно было косвенно отталкиваться, — граница тенистого и освещенного участка, ведь именно с этого участка была поклевка!

Облавливая так средние слои воды, я продвигался выше по течению. Забросы делал под острым углом к берегу, стараясь по возможности, чтобы блесна как можно дольше оставалась в «красной» зоне — на границе света и тени. И вот в очередном месте, на опускание блесны почувствовал слабенький ударчик. Подсечка прошла в пустоту. На жереховую поклевку похоже не было, скорее всего, думалось мне, окунишка заигрывает. Однако на всякий случай блесну еще раз провел по этому же месту, и снова на паузе тычок, чуть более смелый, и — есть!

Жерех метался из стороны в сторону, пытаясь освободиться от крючка, но хитрый тройник воткнулся в жабры. С берега мне было видно, что они сильно кровоточили. Именно поэтому первый рывок был очень сильным, но рыба быстро утихомирилась и через секунду дала подвести себя к берегу и нахально поднять волоком по обрыву.

Поклевка на этот раз произошла на освещенной стороне, в метре от границы с тенью. Но мне показалось, что рыба вышла за блесной из тени и атаковала уже на освещенном месте. Потому что после подсечки рыба рвалась в море, а не шла к берегу или давила вниз или вверх по течению. Все-таки что-то в этой границе есть. Не зря поклевки происходят именно у нее. Однако сколько я ни упирался, больше поклевок не было, и мне пришлось идти к лагерю.


Вообще, зависимость клева жереха от солнца ощущается иногда очень сильно. Тема эта, конечно, многогранная. В конкретном случае с весенним жерехом он предпочитал стоять в тени, и атаковал приманку, идущую по освещенному участку. Как мне кажется, связана эта светобоязнь с некоторой постзимней инертностью жереха. Привык-то он жить подо льдом и к дефициту света относится вполне спокойно, а вот яркий свет пока обходит стороной. А возможно, жерехи накрыли там стайку уклеек и атаковали приманки время от времени. Так это или нет — сказать сложно.

В любом случае, ловля весеннего жереха занятие очень увлекательное. На поимку этих двух хвостов у меня ушло четыре часа, а я и не заметил, как пролетело время.

Отправляясь на весеннюю рыбалку за жерехом, следует соблюдать два правила. Во-первых, не стоит нарушать нерестовых запретов. Во-вторых, нужно всегда понимать, что весенний жерех — рыба весьма непредсказуемая, и то, что вы его не поймали, отнюдь не значит, что он не клевал. Просто к нему нужно найти подход, и этот подход не всегда бывает традиционным. От нашего привычного представления о нем он может отличаться как по месту обитания, так и по модели поведения. Так что в любом случае нужно быть всегда готовым сделать нестандартный ход и либо поймать, либо по полной пролететь. Что, кстати, очень часто случается, когда нашей целью является такая хитрая и осторожная рыба, как весенний жерех.


Резюмируя, стоит отметить, что по холодной весенней воде жерех одинаково хорошо реагирует на типично джиговые приманки и приманки, проводимые в средних слоях.

Осень

По осени процессы в воде идут обратные. Если весной она нагревается, то по осени, наоборот, остывает. Насколько это критично для жереха, сложно сказать, но то, что модели поведения весной и осенью разные, это определенно.

Реакция рыба на резкое похолодание бывает порой тоже достаточно радикальной. В позапрошлом году с первыми числами сентября пришел холодный северный фронт и совсем выдавил из средней полосы остававшиеся после лета прогретыми воздушные массы. Для рыбаков, казалось бы, удача, ведь в жару вся рыба апатична, а с приходом холода она оживляется, но ехать на рыбалку во время резкой смены погоды — сомнительная авантюрка. Ну а что делать, когда собраны рюкзаки и удобно уложена палатка?
Похолодание, допустим, пришло, и вода за холодные дни успела немного поостыть. Внесут свою лепту и дожди, уровень воды поднимется, включится в работу ГЭС, и водные массы перемешаются. Тем самым окончательно разрушится термоклин, и судак уйдет на дно. Жерех в принципе должен все еще придерживаться своего пелагического настроения, и жерех на Средней Волге вообще хорошо переносит первые дни похолодания. Вот только может немного отойти от берега, а это для спиннингиста-береговика новость неприятная.

Так что, собирая свой рыболовный чемоданчик в это время, стоит делать большой упор на джиговые приманки и кастмастеры. Не лишним будет, конечно, и прихватить небольшую коробочку с самыми разными воблерами. Все-таки первые дни жерех все еще будет ловиться по инерции, по летнему распорядку.

Далее — по мере похолодания будет уходить все ниже и ниже.

Если ранней весной и чуть позже, практически до самого мая, а иногда и июня, жерехового боя совсем нет, то в сентябре-октябре еще есть возможность увидеть боевые жере-ховые развороты. Более того, жерех какое-то время даже по инерции продолжает ловиться на поверхностные приманки: и на шустрый кастмастер, и на поппер и прочие топвотеры.


Однако по мере остывания воды все реже случается увидеть бой, все реже используются поверхностные приманки и поверхностные проводки, и так до того момента, когда не приходится переходить на джиговые приманки и првдон-ную проводку. Жерех смещается
на более солидные глубины, обычно не так далеко от летних стоянок. Отлично, если поблизости с перекатом имеется сколько-нибудь значимая яма или рельеф — жерех может отойти сюда.

Если в сентябре бывает дождливо, то жереха редко случается поймать в верхних слоях воды. Здесь происходят уже несколько иные процессы. Ихтиологи давно определили, что солнечная активность способна влиять на, скажем так, настроение рыбьих стай, в первую очередь — мелких рыб: тюлек, уклеек, мальков и пр. Соответственно, перестраивается и хищник. Стоит, наверное, думать, в пасмурные дни, да еще плюс ко всему и в холодной воде малек прижимается ко дну или уходит глубже и стоит в средних слоях, но как минимум — уходит с приповерхностных слоев. За ним, разумеется, и весь хищник, который на него здесь охотится. Посему крайне интересно выходить на охоту за жерехом в период так называемого «бабьего лета». Обычно этому периоду предшествуют несколько дождливых и пасмурных дней с низкой температурой. Все это сказывается на жерехе, и он переходит уже на осеннюю модель поведения. Со дна, конечно, пока еще ловиться не начинает, но попадается периодически, целенаправленно же поймать его получается в средних слоях воды, скажем на кастмастер, который ведется ленивой ступенькой в полводы. Жереха теперь у поверхности не увидишь, и над местом охоты можно видеть лишь безучастных чаек, которые не ныряют в воду за добычей, а попросту наблюдают за жереховым пиром, потому как хищник находится недосягаемо глубоко. Но вот пришло бабье лето, пусть не жарко, но светит солнышко, и — о чудо! Снова начинаются жереховые всплески на поверхности, и снова происходят поклевки, пусть и нечастые, на поверхностные приманки! Во время бабьего лета случается короткий период, когда жереха можно половить почти по-летнему. К слову, на кастмастер в средних слоях он также продолжает ловиться, порой даже несколько лучше, чем на приповерхностные приманки. В чем же причина выхода жереха на поверхность? Казалось бы, все, сезон закончился, но жерех снова выходит. А причина — в солнце. Малек и уклейка под действием солнца меняют место обитания и поднимаются выше, а за ними — и жерех. этот хищник, кстати, очень ловко использует солнце в своих целях. Он выдавливает рыбешек ближе к поверхности и всегда атакует их со «слепой» зоны — с той стороны, которую малек хуже всего контролирует, то есть с солнечной.

Солнечные дни случаются, конечно, и позже. Но никакое солнце в ноябре не заставит выйти жереха к поверхности. Теперь рыбалка происходит практически исключительно джиговая и на совсем других местах и глубинах. Холодная вода делает свое дело.


Похожие статьи
// Школа мастерства

Ловля на микроколебалки в нашей стране только зарождается. В основном мы повторяем путь Японии в этом направлении, и, как результат, многие спиннингисты используют микроколебалки только на платных прудах, зарыбленных форелью. А что, если использовать японский опыт, приманки и технику ловли на российских реках? Например, на Дону в верхнем течении.

Подробнее

// Школа мастерства

К сожалению, «deep-воблеры» не смогли одномоментно завоевать бешеную популярность у российских спиннингистов, чего, например, не скажешь о стихийной любви наших рыболовов к минноу. И объяснения здесь более-менее понятны и адекватны. Среднестатистический воблер минноу держит рабочий горизонт 70–80 см от поверхности воды. По сравнению с deep’ами, его намного проще контролировать. Стоит немного приподнять спиннинг вверх, и воблер пойдет на пару десятков сантиметров ближе к поверхности, что порой только и спасает от мертвого зацепа.

Подробнее

// Школа мастерства

Язь, особенно крупный, — вожделенная мечта многих рыболовов, приезжающих на Припять. Половить его мечтают многие, но встречи с припятским язем происходят, для большинства претендентов, совершенно случайно. А вот чтобы ловить язя постоянно и ловить только трофейного (весом от килограмма) — этим похвастать может далеко не каждый.

Подробнее

// Школа мастерства

Прошлая зима оказалась поистине уникальной: результативно закрывшись в начале декабря, я успел по тем же местам побалансирить щуку, прежде чем снова не пришло тепло, полностью растопившее лед.

Подробнее