Официальный сайт журнала «Рыбалка на Руси»

Зарегистрироваться

Наволоки
Рейтинг:
 / 6
Плохо Отлично

«Издалека долго течет река Волга…» Слова этой знаменитой песни преследовали меня всю дорогу. А ехал я на рыбалку из Москвы в Ивановскую область, в тихий городок Наволоки, уютно расположившийся на правом берегу великой реки.

Погода была хорошая, и настроение такое же, но после Иваново мне все чаще вспоминалась строчка из этой же песни: «Быть может, ты устанешь от дорог…» Хотя устал я больше не от дороги, а от второй, исконно русской беды, преследовавшей меня весь путь до Наволок. Казалось, что в дорогих иномарках, обгонявших меня или пересекавших дорогу, поворотники, как опция, отсутствуют. Или отсутствуют мозги у водителей. Настроение от этого портилось…

В Наволоках ждал меня давний товарищ, рыбак Анатолий, носящий знаменитую фамилию Суворов. Является ли он потомком великого полководца, история умалчивает. А вот то, что он знаменитый на все Наволоки и прилежащие деревни лещатник — это точно.

Звал меня Суворов леща половить с лодки, чему я был подготовлен. Шесть буханок черного хлеба вез на прикормку, опарыша две упаковки, плащ, на случай дождя, и пять литров бензина для катера. Замечу, что в этом городке, с населением в пятнадцать тысяч жителей и находящемся в 15 км от Кинешмы, нет ни одной заправки. Зато есть три рыболовных магазина, где можно купить все, что нужно, а опарыш, между прочим, стоит гораздо дешевле, чем в Москве.

Есть в Наволоках интересное место для рыбалки — впадающая в Волгу речушка, образующая залив метров триста в длину и шириной в срединной части — метров пятьдесят. Одну его сторону занимают гаражи с лодчонками и прочими плавсредствами. С их помощью местные «водные таксисты» осуществляют непрерывную связь между правым берегом Волги, сильно обжитым, и левым, где имеется несколько деревень. Другой берег устья речушки укреплен крупным камнем. Эта брусчатка тянется и вдоль всего берега, где расположена ткацкая фабрика.

В этих местах я люблю ловить на спиннинг хищника. В устье речушки глубина небольшая — метра полтора. А вот под фабрикой, в пяти метрах от берега идет свал, и глубина достигает 4 м. А чуть дальше — все 7. Вот на самом выходе речушки, где перепад глубин, то есть бровка есть, я и облюбовал местечко. Много лет уже там ловлю на спиннинг. Окушок берет постоянно. Жерешок — иногда, щучка — изредка, порой и язь попадается. Местные рыбаки говорят, что и судак здесь водится зачетный. Вот только поймать его трудно. На дне «топляка» много. Когда-то в этом месте сплавной лес баграми доставали на строительство домов.

Устроился я на любимом месте. До полудня оставался час. Солнце шпарит. Ветер слабый, восточный. Рядом со мной еще два рыбака расположились. Они с раннего утра здесь были. Сказали, что жерех недалеко от берега играет. Кастмастерами его пытаются достать. Но пока — пара ударов только было. И я подключился к этой охоте. Рыбаки были местные, надо мной посмеивались: «Вот, москвич, в такую даль заехал за рыбой. В Подмосковье, видимо, уже всю повыловил». Но подшучивали подоброму. Сами уже много лет живут и работают в Москве. И рыбу там ловят, а домой пару раз в месяц приезжают. Так что неизвестно, кто рыбу в Подмосковье «повыловил».

Через некоторое время соседи умаялись, спиннинги сложили и ушли с реки. А я остался, продолжая метать в воду различные блесны. Пока — без результата. Ветер стих совсем. Облака скрыли солнце. Такая погода для рыбалки, по мнению опытных рыболовов, — самая комфортная. Светло, тепло, и мухи не кусают. Единственный недостаток для рыбалки в этом месте — моторные лодки. Мечутся на тот берег Волги и обратно. Туда-сюда волну гонят, рыбу пугают.

После полудня поставил я на спиннинг двухграммовую вертушку, лепесток узкий, серебристый. При очередном забросе, а блесенка летела легко и далеко, когда она только упала в воду и я сделал пару оборотов катушки, вдруг почувствовал поклевку. Сперва леска ослабла. На секунду. А потом был рывок, и я подсек. Сопротивлялась рыба сильно, спиннинг гнула. Тащил я тащил, да и вытащил ее. Вернее — его. Красавец жерех это был. По волжским меркам — жерешок. До килограмма чуть-чуть не дотянул. Вертушку взял жадно, на все три крючка сел.

С удвоенной силой стал я метать вертушку в том же направлении. Но ни через час, ни через два в моем улове прибавлений не было. А ближе к вечеру поднялся сильный встречный ветер. Да такой, что мои вертушки, даже трехграммовые сперва падали в воду метрах в пяти от меня, а потом и вовсе решили падать за моей спиной. Рыбалку пришлось закончить.

На следующий день, в четыре утра, отправились мы с Суворовым за лещом. Утро выдалось тихое и обещало хороший клев. Отошли от Наволок вверх по течению километра на два. Остановились напротив Белой горы. Глубина — 14 м. До судоходного фарватера — метров сто. Стали на якоря. Опустили на дно кормушки с черным хлебом. Поставили донки — по две на каждого. На донках — по два поводка: на одном наживкой был пучок червей, на другом — опарыш. Для разнообразия была поставлена и пятая донка — с живцом на судака.

Через час из-за леса появилось солнце. Поклевок не было. Становилось жарко и скучно. Однако мы и не подозревали, что еще через полчаса получим развлечение, которое запомним на всю жизнь.

Сидели мы, сидели, глядели на пружинные кивки донок, зевали. И вдруг за спиной услышали музыку. Она все приближалась и приближалась. Мы обернулись. И обомлели. Прямо на нас шел белый теплоход. Мы быстро стали тянуть со дна носовой якорь. Вытянули, схватились за трос кормового, но было уже поздно.

Течение реки нас несколько отдалило от хищного носа, однако контакта с бортом теплохода нам было не избежать. И он навалился на нас. Мы принялись отталкиваться руками от борта корабля. Суворов при этом выдал яркое обращение к капитану судна, смысл которого был настолько прямолинеен и в то же время колоритен, что я позволю себе перевести его так: «Уважаемый капитан судна! Не кажется ли вам, что вы несколько сбились с курса. Попросите лоцмана проверить карту данной местности. К тому же вы распугали нашу рыбу и можете поцарапать лодку!» На что с корабля нам ответили: «Не волнуйтесь, у нас все под контролем». И это было правдой. Волной нас оттолкнуло от корабля, на верхней палубе которого в пьяном угаре танцевал народ. Вероятно, и вся команда, во главе с капитаном, были в этой пляске не статистами, а главными действующими лицами.

Когда белый броненосец, а вместе с ним и звуки музыки, стали удаляться, мы с Суворовым вздохнули с облегчением, смотали донки, подняли кормушки, снялись с якоря и переместились от греха подальше, к берегу поближе. Стали на якоря на глубине 7 м. Опустили кормушки, закинули донки. И тут началось! Клевал подлещик, граммов по 700–800.Причем исключительно на червя. Опарыша игнорировал. Крупных лещей, к сожалению, не было.

К полудню клев прекратился. И было понятно почему. Поднялся сильный северный ветер, небо заволокло тяжелыми тучами, к тому же стал накрапывать дождь. Мы спешно смотали донки, снялись с якорей и двинулись в обратный путь. Дождь лил все сильнее. Где-то через полчаса, когда мы поднялись в крутую гору и подходили к дому, отяжеленные уловом и впечатлениями, дождь прекратился, и сквозь тучи выглянуло солнце. Однако возвращаться на реку и продолжать рыбалку не было ни сил, ни желания.

Вечером того же дня, сидя на крыльце бревенчатого дома, мы вспоминали утреннее происшествие как курьезный случай в нашей жизни, закончившийся столь удачно. Дом обволакивал ароматный дым, шедший из коптильни, в небе звенели стрижи, а сквозь забор на нас поглядывали, глотая слюни, соседские кошки. Несколько подлещиков, еще горячих, мы съели тут же. И кошкам кое-что досталось. Килограммов пять я привез домой в Москву. И скажу честно: вкуснее копченого леща, горячего, с дымком, могут быть только два копченых леща. А еще лучше три. Ради этого я готов оттолкнуть от лодки две баржи, груженных гравием.

Это — шутка, конечно же. А если говорить серьезно, то я очень бы желал, чтобы корабли не сбивались с курса. А волжским рыболовам я хочу сказать вот что: «Держитесь от волжского русла подальше. Лещ там клюет крупный. Это — да. Но жизнь дороже. Ловите подлещика. Ближе к берегу. Чтоб все было под контролем».