Виртуальная барахолка

Каждому заядлому рыбаку знакомы эти непростые вопросы к самому себе: «Зачем я купил новое удилище, и куда мне теперь его девать?» 

Рыбаки — народ увлекающийся, даже профессионалы, могут в азарте потратить свои кровные на девайс, который им даром был не нужен…

И порой даже жалко не денег, а невозможности их вернуть, и приобрести что‑то, что вам точно подойдет. Бывает и так — приобретешь эхолот‑навигатор, а через полгода на рынок выбрасывается новая модель, значительно лучше предыдущей. А еще бесполезную вещь можно выиграть в качестве приза на каком‑либо рыболовном состязании. И пылится катушка за полтысячи долларов где‑то на антресолях. Самому — не нужна, получше есть, искать покупателей — лень, можно, конечно, и подарить. Но если вещью сами успели попользоваться, какой же это подарок? Что же делать? Ответ многим уже известен — дать объявление на одном из многочисленных сайтов бесплатных объявлений в Рунете, но мало кто знает, насколько это действительно эффективно.

Собственно, во всем мире рынок бесплатных объявлений переживает бурный рост, а мировой потенциал этой сферы, по оценкам американской исследовательской компании Classified Intelligence LLC, составляет 100 млрд долларов в год. И это совсем неудивительно, если вспомнить, что Интернет значительно упрощает не только процедуру продажи уже ненужной более вещи, но и попросту приобщает к таким продажам тысячи людей из числа тех, кто раньше никогда ничем подобным не занимался. Хлопот много, а отдача не высока, овчинка выделки не стоила. Теперь же все просто. Заходишь на сайт, жмешь на нужный раздел, пишешь объявление и ждешь телефонного звонка от потенциального покупателя.

А таких покупателей в одном Интернете — десятки тысяч. Люди быстро смекнули, что можно экономить немалые деньги, приобретая почти новый товар по цене в два, а то и в три раза ниже той, сколько бы стоила новая вещь — просто она б / у. А иногда и новая, просто деньги срочно нужны. Это касается не только и не столько рыболовной тематики, сколько вообще любых товаров, которые себе можно представить. Посетите, например, популярное ЖЖ‑комьюнити — Community.livejournal.com / ru_ market — фотоаппараты, ноутбуки, одежда, мобильные телефоны, телевизоры, книги, мебель, раритеты — чего там только нет, причем цены, как говорится, вас приятно удивят.

Мировым лидером по такого рода продажам является Интернет‑аукцион eBay, в Рунете тоже существует свой аукцион — Molotok.ru, но более популярным инструментом для таких продаж являются так называемые «доски бесплатных объявлений», то есть фактически, электронный аналог обычной газеты бесплатных объявлений, но более оперативный, информативный и полезный.  В мире этот инструмент тоже очень популярен, как пример, сети Craigslist, Kijiji, Gumtree. В России новые доски бесплатных объявлений появляются чуть ли не ежемесячно, упомянем такие, как 1000dosok.ru, Auka.ru, Baraholka.ru, Groga.ru и др. 

Есть в России и «рука» аукциона eBay, который здесь, как и в десяти других странах (включая Украину, Белоруссию и Казахстан), представлен сетью бесплатных объявлений Slando.com — российская часть этой сети доступна по адресу Slando.ru, который ежедневно посещает более 100 тыс. человек. Так что если вам необходимо что‑то быстро продать, сегодня это сделать проще простого. Обычно размещение объявления не занимает больше 5 минут, и порой и специально регистрироваться не нужно, просто заходите, размещаете и ждете звонка покупателя. Обычно звонят в тот же день, но многие из тех, кто пытается избавиться от ненужных вещей, размещают свои предложения сразу на нескольких досках. Такой эксперимент не бесполезен, но внимательно изучите ту доску бесплатных объявлений, которой вы хотите воспользоваться, а еще лучше, поищите отклики о ней в Рунете — не исключено, что вам и без эксперимента все станет ясно.

Сайты, где объявления от частных лиц обильно перемешаны с коммерческой рекламой, на профессиональном сленге называются «замусоренными». Таковыми, к большому сожалению, являются практически все отечественные рыболовные сайты. Помимо большого количества замаскированных под частные коммерческие объявления, очень часто реальные попытки выставить на продажу какую‑либо снасть, особенно дорогого класса, вызывают жаркую дискуссию о ее достоинствах и недостатках в сравнении с продукцией конкурирующих фирм. Поддерживают эту дискуссию, как не трудно догадаться, представители коммерческих структур, продвигающие свою продукцию. Насколько этичен такой PR — вопрос второстепенный.

А вот с простой потребительской точки зрения свалка рекламных и антирекламных экспертных оценок — далеко не самое эффективное место размещения объявления о продаже лишнего спиннинга. Преимущество сайтов бесплатных объявлений в том, что они действительно бесплатные — электронная система не берет комиссионных, покупатель берет товар ровно по той цене, по которой его продает продавец. Бизнес держателей «досок объявлений» заключается в продаже дополнительных услуг — например, плата за более «высокое» место объявлений в общем списке, или реклама. При этом хозяева ревностно пресекают попытки размещения коммерческих объявлений на своей площадке в разделах, которые касаются частных объявлений — ведь замусоривание частных объявлений коммерческими снижает эффективность размещения первых, а значит, и интерес к этому сервису со стороны пользователей. Недостаток досок бесплатных объявлений применительно к такому узкоспециализированному хобби, как рыбалка, на первый взгляд должен состоять в том, что количество потенциальных покупателей, готовых приобрести рыболовную снасть по сходной цене, невелико и способно раствориться в массе желающих купить «бэушный» ноутбук или фотоаппарат.

Однако практика показывает, что быстрее продать рыболовную снасть можно именно через сайт бесплатных объявлений. Вот характерный пример. Года полтора назад один мой приятель приобрел спиннинг и катушку дорогого класса известной японской фирмы. Один раз съездив на Ахтубу и отловив в общей сложности 4 рыбалки, он пришел к выводу, что выбранные удилище и катушка плохо сочетаются друг с другом, после чего спиннинг решил оставить, а катушку приобрести другого размера. Почти новую «старую» катушку, купленную по розничной цене около $700, он попытался продать за $450, опубликовав объявление на форуме одного из популярных рыболовных сайтов. Объявление было составлено предельно корректно: полное наименование катушки с каталожным артикулом, срок эксплуатации, причина продажи. В течение нескольких дней было много телефонных звонков, ни один из которых не достиг цели: люди интересовались ощущениями от ловли с продаваемой катушкой, уточняли количество подшипников, один из звонивших даже пытался выяснить, из какого материала сделаны шестеренки. Но никто не собирался катушку купить! При этом в форуме в течение нескольких дней после публикации объявления шла активная дискуссия о новинках японского катушкостроения, о тех же подшипниках, шестеренках, смазках и прочих чудесах техники…Чем серьезнее и «раскрученнее» сайт — тем тщательнее отслеживаются авторы бесплатных объявлений. Например, модераторы упомянутого выше  сайта Slando.ru отсеивают по «айпи»‑адресу систематически появляющихся авторов коммерческих лотов, ведут подробную базу данных по тем лицам, которые пытаются заниматься бизнесом, размещая коммерческие объявления под видом частных.

Размещение того же объявления одновременно на трех электронных «барахолках», далеких от чисто рыболовной специализации, в течение ближайшего же часа принесло единственный телефонный звонок, который вечером того же дня завершился фактом купли‑продажи. Как выяснилось при встрече с покупателем, еще утром никаких катушек приобретать он не планировал. Но, наткнувшись на интересное объявление, сперва заглянул на сайт производителя, где ознакомился со всеми техническими характеристиками предлагаемой модели, затем — в рыболовные Интернет‑магазины, где выяснил розничные цены. Весь технический анализ и маркетинг занял около 10 минут, после чего было принято решение о покупке…

Материал опубликован в одиннадцатом номере журнала «Рыбалка на Руси» за 2008 год

Похожие статьи

// Особое мнение

Эти две типичные зимние приманки очень популярны у любителей подледной ловли. При этом одни ловят исключительно на блесну, для других нет ничего милее балансира, а третьи используют в рыбалке и то, и другое. Споры среди блеснильщиков и балансирщиков, чьи приманки добычливей, всегда были и никогда не закончатся.

Подробнее

// Особое мнение

Через редакцию журнала обращаюсь к изготовителю и российским дилерам, осуществляющим поставки шведских буров в Россию, надеюсь, что мои практические советы найдут применение в дальнейшем выпуске ледобуров, и российские рыболовы будут благодарны изготовителю за качественный товар.

Подробнее