Рекреация, американская мечта и потухшая звезда Гари Лумиса

Написать эту статью меня заставили чрезвычайные обстоятельства – на некоторых сайтах за подписью «Андрей Великанов» начали печататься совершенно абсурдные материалы. Мало того, недобросовестные пользователи сети принялись активно копировать сделанные мною и опубликованные в «Спортивном рыболовстве» фотографии, но вставленные в чужой текст. Вся эта сумятица в очередной раз происходит вокруг Гари Лумиса. Бог свидетель – не мой принцип трясти грязное белье, но телефонный звонок известного московского спиннингиста Сергея Смольникова заставил взяться за перо и лично рассказать о создавшейся ситуации.

Рекреационное рыболовство в США намного больше, чем понятное нам любительское, это не только образ мыслей, этикет поведения и своего рода философия, это еще гигантский бизнес. Шутка ли сказать: «отдых с удочкой» ежегодно приносит главной экономике мира многие миллиарды долларов.

Управлений рыбы и дичи отдельных штатов превышают сотни миллионов, а сводки по состоянию рыбных запасов страны, сезонам ловли и запретам печатаются на первых полосах газет. Десятки миллионов рыболовов‑любителей — это еще и очень серьезный электорат для любой избирательной компании. Вот почему действующему президенту Обаме перед первым броском на Белый дом, пришлось срочно обучиться ловле правильным нахлыстом на порожистой форелевой речке в штате Айдахо.

Теперь вам наверное ясно, отчего любые новинки рыболовного рынка США, не говоря уж об революционных поворотах в индустрии, быстро становятся достоянием поистине широких слоев общественности. Одним из ярких представителей такого новаторства и был Гари Лумис, в начале 80‑х годов прошлого века соорудивший в сущности первый рабочий углепластиковый спиннинг.

Почему я акцентирую внимание на слове «рабочий»? Дело в том, что пионером в этом направлении в Америке была компания Fenwick, и первые графитовые бланки получили именно на этом предприятии еще лет за пять до Лумиса. Но в силу различных причин этой фирме так и не удалось убедить публику, что уголь «на воде» значительно превосходит стекло.

Спиннинги Лумиса (вначале на его фабрике делали только бланки) были легкими, прочными, но главное — посылистыми, способными положить 3‑граммовую блесну в «пятак», расположенный в 30 метрах от рыболова. Рынок по достоинству оценил работу дизайнера и за пять следующих лет он превратился в классическое олицетворение американской мечты.

Как пелось в «Интернационале»: «Кто был никем, тот станет всем». К началу девяностых житель штата Вашингтон по имени Гари Лумис стал «пузатым» миллионером и в прямом, и переносном смысле. Я неоднократно писал об этом человеке, ибо многолет хорошо знал его семью, и в начале девяностых годов даже работал директором в одной из его компаний — Gary Loomis Outdoors Adventures — где мы занимались развитием охотничьего и рыболовного туризма в разных уголках земного шара. Но сейчас речь пойдет не о нахлыстовых мушках, лососях, слонах и леопардах. Мы немного остановимся на ситуации, в очередной раз возникшей вокруг его имени в нашей стране.

Сегодня вновь раскручивается маркетинговый «маховик» по популяризации очередных «лумисовских» изобретений под именем Edge. Не все, наверное, знают, но история приключений Лумиса и его спиннингов в России началась еще в СССР, когда он в 1989 году вместе с женой на несколько дней прибыл на шведском круизном корабле в Ленинград. Местное общество охотников и рыболовов тогда активно работало с американской общественной организацией Trout Unlimited, и я волей случая оказался первым «хомо советикус», пожавшим руку новоявленного миллионера.

Ровно через полгода по общественной линии к нам уже пришли первые хлысты с завода G. Loomis — это был открытый космос для того рыболовного поколения, ведь высшим пилотажем, даже в Москве, считалось иметь стеклопластиковые ABU GARCIA или DAIWA ElITE. Но уже через несколько лет мы познакомились и со словом подделка, когда нашу страну заполонили дешевые «палки» под маркой Loomis — Franklin тайваньского производства.

На самом деле использовать имя Loomis было удачным маркетинговым ходом, ведь по сути азиаты ничего не нарушали, ибо неискушенный в бизнесе американец самолично сунулся к островным китайцам в поисках дешевой рабочей силы и зарегистрировал у них свою фамилию. Но из-за прорех в образовании буквально через полгода остался за бортом новой компании, которая совершенно легально делала и продавала по цене 25 долларов тяжеленные «палки» а‑ля Loomis.

Спору нет, никто не умаляет заслуг Лумиса в развитии современного спиннинга и нахлыста, ведь созданный им бренд G. Loomis до сих пор занимает одну из лидирующих позиций на рынке рыболовных товаров США и Европы. Но многие нынче не знают, что сам Гари Лумис к этому названию уже не имеет никакого отношения, ибо еще в 1997 году он за очень хорошие деньги продал и завод, и сам бренд G. Loomis транснациональной корпорации Shimano. Причем продал с условием не «рождать» в дальнейшем конкурентный продукт под собственным именем.

Лумис без проблем подписал этот пункт контракта, ибо в действительности не собирался больше возиться ни с дорнами, ни с углетканью. Миллионер хотел посвятить остаток жизни охоте, рыбалке и рекреационно направленной просветительской деятельности. Но жизнь есть жизнь: «умные» советчики и несколько неудачных инвестиционных проектов (наиболее крупные провалы — Targus, Loomis outdoors) оставили известного изобретателя за гранью банкротства.

Американская мечта превратилась в суровую реальность и «деду» пришлось возвращаться к основам — взяться за штангенциркуль и лекала. Но… за последнее десятилетие вокруг нас произошли громадные изменения. И в мире, и в бизнесе, и в технологиях, и в материалах. В изготовлении качественных рыболовных снастей подтянулись азиатские страны, а квалифицированные рабочие в США за десять лет процветания «китайской кузницы» практически исчезли.

Для продвижения на рынках уже не достаточно просто изготовить добротную вещь, немало усилий требует направленный маркетинг и позиционирование товара. Бурно расцвели интернет продажи. Но ничего этого во всех новых фирмах «деда» уже не было. Из-за неграмотного ведения дел и чехарды с персоналом за последние четыре года лопнули в общем-то хорошие спиннинговые проекты Лумиса — GLT и North Fork. К сожалению, в голове у Гари Лумиса до сих пор живет бизнес модель 20‑летней давности.

К тому же к неискушенному в таких сценариях пожилому человеку то и дело липнут аферисты. Что, собственно говоря, и привело его к финансовому и деловому краху (миллионные долги по обанкротившимся компаниям, судебные дела, размолвка с собственным сыном, по сути дела основным локомотивом его последних графитовых начинаний). Поскольку в интернете гуляет совершенно лживая информация о теперешнем Гари Лумисе и его бизнесе, скажу сразу — не верьте. В США вы не найдете ни одного магазина или каталога, где бы продавались удочки Edge.

Все очень просто — в штатах они никому не нужны! В свое время та же история была с брендом Talon, который знали исключительно на 1/6 части суши, ибо его активно раскручивала одна известная московская компания. Все оборудование North Fork Composites (где от случая к случаю изготавливается Edge) Лумису не принадлежит. Причем налаживал его и организовывал весь технологический процесс, изгнанный ныне с «завода» Бред Лумис.

 Постоянного персонала нет, гарантии на спиннинги нет, зато есть долги, постоянные судебные тяжбы с Shimano и очередной «генеральный менеджер» по имени Джон Байл. Казалось бы, пора закрывать занавес. Одно непонятно — почему давно закатившаяся американская звезда до сих пор столь ярко светит исключительно над Россией? Значит, это комуто нужно, как говорили в таких случаях Маяковский и Сэнт-Экзюпери…

Похожие статьи

// Особое мнение

Эти две типичные зимние приманки очень популярны у любителей подледной ловли. При этом одни ловят исключительно на блесну, для других нет ничего милее балансира, а третьи используют в рыбалке и то, и другое. Споры среди блеснильщиков и балансирщиков, чьи приманки добычливей, всегда были и никогда не закончатся.

Подробнее

// Особое мнение

Через редакцию журнала обращаюсь к изготовителю и российским дилерам, осуществляющим поставки шведских буров в Россию, надеюсь, что мои практические советы найдут применение в дальнейшем выпуске ледобуров, и российские рыболовы будут благодарны изготовителю за качественный товар.

Подробнее