Официальный сайт журнала «Рыбалка на Руси»

Зарегистрироваться

Озеро надежды Белой Руси
Рейтинг: 
 / 0
Плохо Отлично 

С большим интересом читал в августовском номере 2010 г. «Рыбалки на Руси» статью Владимира Баловнева «Почему так», повествующую о проблемах бардака и браконьерства на необъятных водных просторах России. При этом невольно переносил их актуальность для моей Беларуси. О том, какие вопросы сегодня волнуют нас, а какие решить удалось, мой рассказ.

По нисходящей

После распада СССР Белоруссия столкнулась со многими проблемами, аналогичными российским. Для молодого государства приоритетными стали проблемы, лежащие в политической и экономической плоскостях, а иные, в том числе экологические (если не брать в расчет проблему Чернобыля), отошли на второй план.

Как известно, права без надзора и контроля не бывает. Браконьерство приобрело повальный характер. Дошло до того, что не «браки» боялись рыболовов-любителей, а последние «сеточников» и «электриков».

Ситуация усугублялась беззубостью и инертностью правоохранительных ведомств, которым не было дела до каких-то «рыболовных» проблем. Причем многие сотрудники так называемого в простонародье «рыбнадзора» сами числились в первых рядах браконьеров, едва ли не прилюдно ставя сети километрами и не боясь возникновения проблем на этот счет. Вырисовалась и другая проблема, вызванная образовавшимся духовным вакуумом, — расцвело общее бескультурье. В рукотворные свалки начали превращаться места массового отдыха населения, от «диких» пляжей до городских парков и скверов. Все, что плохо лежало, разворовывалось и либо шло на личные нужды, либо загонялось, в том числе за кордон.

Что касается нормативной базы, призванной регулировать вопросы природопользования и добычи рыбы, в том числе любителями, то она имелась (в частности, в 1998 году Минприроды утвердило «Правила любительского рыболовства»), однако подавляющее число статей «молчало» как вследствие их слабой проработки, так и нежелания соответствующих органов контролировать их исполнение. Такая ситуация порождала откровенное игнорирование законов со стороны субъектов правоотношений. А если закон мертв — это не закон.

Тройной удар

На проблемы беспредела, творящегося на водоемах республики, руководство Беларуси обратило пристальное внимание в середине прошлого десятилетия. Переломным моментом стал подписанный Президентом Республики 8 декабря 2005 г. Указ № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими». Именно он утверждал принципиально новые «Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства», в которых имелись новшества как в отношении промыслового лова рыбы, так и любительского.

Кроме того, в тот же день глава государства подписал Указ № 581 «Об усилении ответственности за нарушение правил ведения рыболовного и охотничьего хозяйства, рыболовства и охоты», установив жесткие административные санкции, налагаемые на физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за различные «рыболовные» и «охотничьи» прегрешения.

Но и это еще не все. Опять же 8 декабря 2005 г. наряду с указами вышел в свет Декрет Президента Беларуси за № 16. Этот нормативный правовой акт содержал меры по совершенствованию государственного регулирования в области природопользования, регламентировал отдельные вопросы заготовки и переработки древесины, промыслового лова рыбы и добычи водных беспозвоночных.

Такой «тройной удар» означал одно — теперь все проблемы, связанные с флорой и фауной, находятся в сфере внимания первого лица государства и произволу непременно будет положен конец. Впрочем, не все пошло гладко, как хотелось.

Едва были приняты новые «Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства», как выяснилось, что их подготовка заинтересованными ведомствами проведена некачественно. Ряд вопросов так и остался неурегулированным, отдельные положения противоречили логике и здравому смыслу, наличествовали неразумные ограничения прав законопослушных граждан, допускалось двусмысленное понимание «что такое хорошо и что такое плохо».

В данной ситуации радовало только то, что министерства тоже всерьез озаботились низким качеством своего «продукта», в связи с чем стали идти на уступки ра зуму и законам логики, по ходу начав переработку «сырых» положений. А помогли чиновникам в этом деле рыболовы-любители, объединенные одним из наиболее популярных в то время частных рыболовных изданий. Они стали направлять в редакцию свои предложения по регламентации отдельных, наиболее проблемных вопросов, вытекающих из новых Правил.

Обобщив все пожелания неравнодушных читателей, коих насчитывалось более полутора тысяч человек, редакция отредактировала действующие и сформулировала ряд новых правовых норм, переадресовав их в Администрацию Президента Беларуси.

Порядка 90% предложений нашло понимание у чиновников и легло в основу Указа Президента страны от 30 апреля 2007 года за № 207 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580».

Но этим указом работа по совершенствованию правовой базы, регулирующей вопросы рыбной ловли, не завершилась. Через полгода Совет Министров Беларуси принял постановление № 1260 «Об утверждении Положения о порядке предоставления водных объектов в аренду для рыбоводства», благодаря чему предприимчивые граждане получили возможность брать в аренду искусственные водоемы (водохранилища и пруды). Ну и завершая рассказ о правовой кайме вопроса, скажу, что в декабре 2007 г. претерпели изменения уголовный и административный кодексы республики, в которые были внесены изменения и дополнения по вопросам усиления ответственности за нарушение правил рыболовства и охоты.

Основные коррективы коснулись санкций статей. Так за уголовно наказуемую добычу рыбы срок ареста увеличен с трех до шести месяцев. Если причинен ущерб в крупном размере (свыше 1 млн 400 тыс. белорусских руб., или порядка 14 тыс. российских) и для добычи использовались электроудочки либо сила взрыва, а также добыты рыбы или звери, включенные в Красную книгу, виновному максимально грозят не два года лишения свободы, а три.

Более суровая ответственность предусмотрена для должностных лиц, истребляющих братьев наших меньших. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является для них не одним из нескольких возможных вариантов наказания, а применяется параллельно со штрафом, ограничением или лишением свободы. Ужесточено наказание за незаконную рыбалку и охоту, повлекших причинение ущерба государству в особо крупном размере (порядка 35 тыс. российских рублей). Уличенный в таких действиях может провести за колючей проволокой шесть лет своей жизни.

Если ранее санкции Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях наступали только за состоявшийся факт нарушения Правил, то с 2007 г. — и за покушение на незаконную добычу рыбы или других водных животных. Минимальный «административный» штраф составляет для физических лиц 10 базовых величин (3,5 тыс. российских рублей), для индивидуальных предпринимателей — 50, а для юридических лиц — 500 базовых величин. Механизм взыскания штрафов отработан четко. Вовремя не заплатил, с молотка уйдет имущество в счет погашения долгов. Кроме того, независимо от назначенного взыскания применяется специальная конфискация в собственность государства незаконных орудий охоты и рыбной ловли.

Небо и земля

В результате проделанной законотворческой работы правовые акты стали не просто понятны тем, кто их должен исполнять, они были частично инициированы непосредственно самими исполнителями, поэтому постепенно начали «работать». Причем стали законами для всех. В Беларуси давно проповедуется принцип «несмотря на лица и звания», что означает, кто бы ни нарушил закон, должен отвечать. И это не голословное утверждение. Примеров масса. Конечно, чтобы такие факты стали достоянием гласности и получили адекватную содеянному оценку, потребовалось ужесточить спрос с тех, кто должен пресекать нарушения природоохранного законодательства, наводить реальный порядок на водоемах и в лесах страны.

Параллельно с ужесточением спроса велась работа по поднятию престижа службы в природоохранных ведомствах, прежде всего — Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, обеспечению их необходимой техникой и спецсредствами. Туда перестали брать всех без разбора. В результате повысился уровень профессионализма этих сотрудников. Теперь, глядя на проходящего у водоема прилично экипированного мужика со спиннингом в руках, сложно сказать — это рыболов-любитель или работник инспекции «под прикрытием».
Радует и то, что нынешнее руководство Госинспекции поставило подчиненным задачу пресекать не мелочные нарушения, а серьезные и опасные в плане последствий для животного и растительного мира.

Ощутимые результаты стала давать и милиция. Причем деятельность всех силовых ведомств в вопросах охраны природы приняла согласованный характер. Совместные планы, операции и рейды ныне обычное дело.

Кстати, вошло в практику безоговорочное увольнение из органов внутренних дел сотрудников, уличенных в браконьерстве, как совершивших грубое нарушение служебной дисциплины. За последние годы по этим основаниям потеряли работу и даже сели за решетку офицеры как младшего, так и старшего начсостава.

Широкую работу развернули средства массовой информации, оповещая население о требованиях законодательства по вопросам рыбной ловли и охоты, последствиях их нарушения. Заработали «горячие линии», телефоны которых можно найти в различных печатных изданиях. Народ поверил в принципиальность, последовательность и неподкупность людей в погонах и стал им больше доверять, инициативно информируя о браконьерских вылазках и не ожидая при этом награды.

Единичными ныне являются факты варварской добычи рыбы с применением электроловильных установок, химических веществ, целевой охоты за «краснокнижниками». Исчезли из свободной продажи сети.

Вопросы ребром

Не ставлю цель идеализировать происходящие в стране процессы по противодействию браконьерству и иным посягательствам на природное наследие, но то, что было еще пять лет назад, и то, что есть сейчас, — небо и земля. Хотя говорить о решении этой проблемы преждевременно, ведь браконьерство сродни воровству, которое искоренить невозможно.

В последние десятилетия мы недозволенными и дозволенными методами в основном только черпали рыбу, не думая о том, к чему это приведет. При этом еще и вторгались в среду ее обитания для обеспечения своих насущных потребностей. В результате сегодня в моей области из естественной среды обитания практически исчезла форель, хариус, угорь. Осталось мизерное количество усача, язя и подуста, все реже и реже попадается судак.

На фоне уменьшения количественных характеристик рыбных запасов ухудшились и качественные. В реках, озерах и водохранилищах доминирует мелочь, не представляющая интерес для серьезных рыболовов. Именно поэтому свои отпуска многие белорусы предпочитают проводить на берегу едва ли не последнего пристанища достойной рыбы — реки Припять (которая все равно уже не та, что была ранее) или на Браславских озерах, а то и вовсе устремляются ловить на водные просторы России, прежде всего в Карелию, руководствуясь принципом «лучше дальше, да лучше».

В такой ситуации страна не имеет возможности развивать туризм, обеспечивать занятость населения исходя из рыболовной составляющей. Массовое строительство рыболовных баз европейского образца сродни тем, что есть в России и в Украине, у нас бесперспективно. Конечно, внешне эстетически привлекательные места, в том числе на территории национальных парков, мы можем предложить для отдыха, но ловлю трофейной рыбы способны организовать только в считанных местах отдельных регионов. А на прудового карпа соблазнятся разве что единицы постояльцев агроусадеб, не относящиеся к заядлым рыболовам.

Еще сложнее обстоит вопрос организации ловли на так называемых «платниках». Едва в республике появилась такая возможность, как в аренду стали отдавать самые рыбные, любимые народом водоемы. При этом одна за другой на них стали вспыхивать конфликтные ситуации по поводу любительской рыбалки.  Арендаторы ухватились за возможность сдирать деньги практически за одно «добро» порыбачить на «их» озере или пруду, не запуская туда рыбу.

Требование закона о реализации путевок на платное любительское рыболовство только после выполнения обязательств по созданию благоприятных условий для рыбалки (парковки, туалеты, урны и т. д.) игнорировалось. Ситуация обострилась настолько, что возмущенные арендаторским беспределом рыболовы-любители отправляли коллективные заявления руководству страны с просьбой навести порядок в вопросе аренды.

После вмешательства вышестоящих инстанций страсти улеглись, но до конца проблема во всех регионах не снята. Подавляющее большинство арендаторов по-прежнему живут одним днем и «дерут деньги, жалея корицу», как говаривал Карлесон, заменяя национальный принцип «отдать последнюю рубашку» слоганом «своя рубашка ближе к телу». В результате большинство рыболовов игнорирует «платники», благо мест, где можно пустить поплавок или побросать блесну, пусть даже с меньшей эффективностью, еще хватает.

Негодование рыболовов-любителей вызывают и факты аренды рек или их участков для промыслового рыболовства, что не требует особых пояснений.

Третья проблема — экологическая. Многие белорусские водоемы, прибрежная территория и лесные массивы, не в пример городским местам отдыха, захламлены и это еще слабо сказано.

Чудо инженерной мысли первой половины XIX века — Августовский канал (соединяет польскую Вислу с Неманом), считающийся национальной жемчужиной Беларуси, аналогов которому в мире всего два (каналы Gota в Швеции и Kaledonski в Великобритании), пока не утонул в мусоре лишь благодаря неимоверным усилиям обслуживающего его госпредприятия. А ведь реконструкция белоруcской части канала после десятилетий забвения завершилась всего пять лет назад.

Имеют место и случаи загрязнения водных объектов сточными водами. В 2010 г. их насчитывалось 12. Из них 7 по нерадивости жилищнооммунальной службы и 5 по вине субъектов хозяйствования. Основная причина — переполнение или аварийное состояние очистных сооружений предприятий.

Ну и в завершение хотелось бы сказать вот о чем. Несмотря на позитивные сдвиги, мы еще не отошли от привычки подменять практические шаги для наведения порядка разглагольствованиями о различии менталитета с европейцами. Мы клеймим со страниц рыболовных изданий и интернет-сайтов браконьеров, параллельно размещая рядом фотографии своих трофеев, явно превышающих допустимые размеры, хвастаемся десятками килограммов пойманной за одну рыбалку рыбы, розданной затем «гуманно» соседям. Мы не отвыкли кивать на других, считая, что кто-то, прежде всего госорганы, обязаны решать проблемы экологии, заботиться о сохранении природных богатств. При этом не задумываемся над тем, какой урон природе наносим непосредственно сами.

Это наши проблемы, от решения которых, к счастью, государство не открещивается. В общем, как пела Алла Пугачева: «…море счастья обмелело, и река любви замерзла, но осталось озеро надежды».
 

Комментарии

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ!


Оформить подписку на журнал «Рыбалка на Руси» можно следующим образом:
- онлайн подписка на официальном сайте Почты России:
www.podpiska.pochta.ru;
- объединенный каталог «Пресса России»:
- индекс 82648,
- либо на сайте:
 www.pressa-uf.ru;
- каталог Российской прессы:
- индекс 10830,
- на сайте:
 www.vipishi.ru.




Сообщения блога

На приток Дона с мушка...
13.05.2016 14:30:57
Съездил на майские на один из притоков Дона, благо там запрета нет. Ловил воблерами...
>>>>> читать далее

Сообщения форума

Посоветуйте катушку&nb... (12.06.2016 02:11:52)
Конечно, есть. Катушкой размером 1000 с большим передаточным числом рыбу весом…
>>>>> читать далее Написал(а): Pike

Статьи автора

Чемпионат мира в Конаково





ПРОДАЖА ЖУРНАЛА "РЫБАЛКА НА РУСИ" В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ







ПРОДАЖА ЖУРНАЛА "РЫБАЛКА НА РУСИ" В РЕГИОНАХ РОССИИ