Официальный сайт журнала «Рыбалка на Руси»

Зарегистрироваться

Новейшее оборудование на современных катерах

Поделиться с друзьями:

Дата: 19 Августа 2015

Оценить:

(Нет голосов)

Когда в начале 90‑х годов на рыболовном рынке появились эхолоты, многие спиннингисты отчасти в шутку, отчасти всерьез говорили о бесполезности этих приборов — мол, мультфильмы можно и дома по телевизору посмотреть. Шло время, данные приборы совершенствовались, и теперь они стали неотъемлемой частью рыбалки, особенно в среде рыболовов, владеющих плавсредствами.

Сейчас выбор эхолотов достаточно большой, и каждый из нас может подобрать для себя подходящий прибор, начиная от самого простого и заканчивая эхолотом-картплоттером с функцией структур-сканера. В этом материале я расскажу об оборудовании, которое установлено на моем катере, об эхолоте-картплоттере Lowrance HDS 12 Gen2 Touch и электромоторе Motor Guide Xi5.
Поведать обо всех возможностях картплоттера в рамках одной статьи практически невозможно — многофункциональность этих приборов действительно поражает. Поэтому данный материал адресован скорее не пользователям данных приборов, а тем, кто только собирается их приобрести и стоит перед сложным выбором. Здесь надо иметь в виду, что это оборудование лучше устанавливать не на надувную лодку, хотя при желании все необходимое можно разместить и на ней, а на современный катер. Дело в том, что сам электромотор, как правило, крепится на носу лодки, но в комплекте к нему идет дополнительное оборудование в виде двух зарядных устройств. Одно помогает заряжать аккумуляторные батареи от обычной розетки 220 В, а другое заряжает батареи во время движения лодки от основного бензомотора. И, как вы понимаете, для всего этого необходимо специальное место. На катере для этих целей можно приспособить свободные ящики и рундуки. На мой взгляд, именно комплектация Fishing наилучшим образом приспособлена к установке этого оборудования, так как производители по желанию заказчика могут или установить все это оборудование, или же сделать специальную подготовку для его установки. В частности установить на носу дополнительную площадку для крепления электромотора, а в кокпите или в носовой части лодки сделать еще один дополнительный рундук для аккумуляторных батарей, от которых запитан этот электромотор, и разместить те зарядные устройства, которые я упомянул выше. Одним словом, разместить все необходимое оборудование таким образом, чтобы оно никоим образом не мешало. Радует, что сейчас этот аспект учитывают не только зарубежные судостроители, но и наши отечественные производители современных катеров.
Итак, на моем катере SL Boots 470 Fishing (на носу) установлен электромотор с функцией I‑pilot, размещено все дополнительное оборудование, на консоли установлена «голова» эхолота-картплоттера, а на заднем транце рядом с четырехтактным бензомотором Merсury мощностью 60 л. с. размещены два датчика. Один датчик эхолота, другой датчик структур-сканера. Сам прибор Lowrance HDS 12 Gen2 Touch оснащен сенсорным экраном, что позволяет легко управлять практически всеми опциями. Навигация обеспечивается 16‑канальным GPS-приемником с повышенной точностью позиционирования, используется карта от Navionics. Кроме эхолота и навигатора прибор оснащен системой StructurScan HD, которая дает панорамный обзор с четким отображением дна под катером и по бортам. Сонар способен обнаружить на дне камни, бревна, ямы, траву и скопления рыб, иногда получается идентифицировать рыбу.
Теперь, когда все подключено и подсоединено, а мы имеем некоторое представление об этом оборудовании, можно отправляться на рыбалку и воспользоваться всем этим уже на практике. Включаем картплоттер и на главной странице выбираем окно, которое хотим открыть. А выбрать есть из чего. Можно открыть карту местности, на которой будет позиционироваться наше плавсредство в виде остроконечного треугольника, где острый угол означает нос нашего катера, или же перейти в режим 3D, тогда на экране вместо треугольника появится плавсредство. Можно открыть эхолот, окно нижнего или бокового структур-сканера или же вывести на экран приборы управления основного мотора с разными указаниями, например, спидометр и тахометр, часы и датчик уровня топлива и т. д. А можно разделить экран прибора на две или на четыре части и выводить на него по желанию те функции, о которых я говорил выше. Это очень удобно — можно вывести одновременно карту местности, эхолот, нижний и боковой структур-сканеры.
Первое время я пользовался одновременно только эхолотом и нижним структур-сканером. Чем дальше я изучал акваторию, тем чаще стал пользоваться одновременно нижним и боковыми лучами обзора. Надо отметить, что расстояние бокового обзора в метрах можно выставить по своему усмотрению. Лучи бокового сканнера выводят на экран монитора все донные аномалии, причем видны не только завалы из коряг или другие предметы на дне, четко определяются тени от этих предметов — можно без труда определить, на каком расстоянии от катера находится тот или иной предмет. К тому же возможности прибора позволяют не только наблюдать за подводным царством, но и отмечать перспективные точки, которые можно забить в память картплоттера. Причем для этого можно выбрать любой предложенный программой символ: кружок, ромб, рыбка на дне или рыбка на поверхности, — или использовать другие символы, выбор которых очень велик.
Прибыв в нужную точку, мы не доходим до места ловли несколько метров, глушим мотор, чтобы не распугать рыбу, и прибегаем к помощи электромотора MotorGuide Xi5. Данная модель имеет беспроводное управление, герметичный электронный блок-брелок, крепление из нержавеющей стали и неразрушимый композитный подвес. MotorGuide Xi5 абсолютно бесшумен, благодаря ровной работе 2‑лопастного винта Safari и специальной конструкции рулевого управления. «Нога» мотора изготовлена из композитных материалов, которые не позволят ей сломаться при ударе.
С помощью электромотора и пульта управления подходим к нужной точке, ориентируясь по карте на экране. Или поступаем еще проще. Выставляем лодку на точку не с пульта управления электромотором, а с экрана картплоттера, выведя на него окно управления электромотором. Для этого нажимаем пальцем на экране сначала на символ «якорь», а затем на символ «курсор» и — вот чудо! — электромотор с помощью GPS-навигации ведет мою лодку точно в то место, которое я обозначил на карте. Надо отметить, что четко подходить в заданную точку с последующей остановкой на ней позволяет еще один прибор — Lowrance Point‑1, по сути, это антенна со встроенным компасом.
Разумеется, такой подход к перспективному месту ловли очень актуален в тех случаях, когда мы ловим осторожную и пугливую рыбу, например, жереха или голавля. Электрический мотор не создает шума, и на лодку не передается вибрация как при работе основного мотора. Вообще ловля голавля и жереха с данным оборудованием вышла у меня совершенно на другой уровень. Дело в том, что теперь я могу прокладывать на карте маршрут и направлять лодку, опять же с помощью электромотора, по этому маршруту и с выбранной скоростью. Это позволяет проплывать на катере и облавливать перспективные места в так называемом управляемом дрейфе, а при необходимости без проблем остановиться и задержаться в любом месте для тщательного облова. То же самое можно сделать и с помощью специальной беспроводной педали управления, расположив ее в любом удобном месте.
Первое время я очень переживал, сколько проработает электромотор на одной зарядке аккумуляторов и постоянно поглядывал на индикатор заряда. Но чем больше я пользовался своей чудо-машинкой, тем меньше обращал на это внимание, а практика показала, что одной зарядки хватает на три полных дня рыбалки.
Сегодня я рассказал только о тех функциях и возможностях приборов, которые изучил и которыми часто пользуюсь. Но это лишь небольшая часть того, чем помогает нам это оборудование, поэтому предлагаю коллегам-рыболовам подключиться к разговору и поделиться своим опытом с читателями...

Все иллюстрации

Комментарии

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Статьи автора

Читайте в Июне

Cover_06_2016_268.jpg