На рыбалку на «мотособаке»

На рыбалку на «мотособаке»
Конечно, наши умельцы приспосабливали для передвижения по льду различные ­устройства на механической тяге, в числе которых можно назвать каракаты — трех-четырех- и даже шестиколесные мотоциклы, а также всевозможные вездеходы на колесах большого диаметра и сверхнизкого давления. Но вся эта техника хороша, когда живешь и хранишь ее на берегу, так как она очень габаритная и доставить ее на лед из города весьма проблематично. 
Кто-то пошел по пути механизации, ­установив на финские сани небольшой мотор с приводом на одно колесо и создав индивидуальное транспортное средство, которое уже было достаточно мобильным, чтобы перевозить его на машине не в ущерб пассажирам, а в разборном виде — даже в общественном транспорте. Но это, повторюсь, индивидуальное транспортное средство, и лишь на твердом насте или льду можно рассчитывать, что на нем можно будет ехать вдвоем. А если в течение рыбалки выпадал снег, то, даже будучи поставлены на лыжи, такие мотофинки превращались в обузу. Все это автору довелось прочувствовать на личном опыте — мотофинки домашнего изготовления стоят в гараже и ждут своего часа. Пригодятся они только бесснежной или малоснежной зимой или в весеннюю распутицу, а для снега нужно индивидуальное средство иного вида с иными свойствами и увеличенной площадью опоры, для того чтобы можно было ездить по целине… 

Прогресс не стоит на месте, и, по некоторым данным, уже в начале 1960?х канадские рукастые ребята первыми начали торить тропы в снегу на своих транспортных средствах, которые работали по принципу буксировщиков. Название одного из первых аппаратов этого вида — Hus Ski Snow Traveller built, благодаря созвучности со словом «хаски» в дальнейшем превратилось в бытовое наименование «мотособака». 
Наши самоделкины тоже не остались в стороне и подхватили эстафету через океан. Думаю, человек, построивший первые образцы подобной отечественной техники,?— Анатолий Васильевич Фомичев — заслужил самый низкий поклон от всех владельцев и почитателей мотобуксировщиков. Благодаря его таланту, настойчивости и упорству подобная техника обрела право на жизнь, и мы имеем сейчас практически готовое изделие, в которое отдельные производители вносят лишь небольшие доработки. 

Двигатель и не только

На первых буксировщиках устанавливались различные маломощные моторы от бензопил, мотороллеров, мотоциклов. Впоследствии производители присмотрелись к относительно недорогим моторам сначала японского, а потом и китайского производства, которые ставились на бытовую хозяйственную мототехнику. Они оказались достаточно неприхотливы в эксплуатации и обслуживании, просты в ремонте и вместе с тем имели очень высокую степень надежности, что жизненно важно, ведь в процессе поиска рыбы погоня за большим уловом может завести очень далеко от места высадки из машины на снег. 

Снимать крутящий момент с двигателя оказалось очень удобно при помощи уже отработанного вариатора с отечественного «Бурана». Передача вращающего момента осуществляется, естественно, при помощи цепи. Вопрос о том, какая шестерня в блоке гусеницы будет ведущей, задняя или передняя, дискуссионный. Свои плюсы и минусы есть у любого вида конструкции. 
Одной из главных технических особенностей «мотособаки» стала ширина гусеницы. Первые образцы, будучи укомплектованы двигателями небольшой мощности, были установлены на «гусю» шириной 380 мм. Но, как показала практика покорения снежной целины, этого в ряде случаев оказалось недостаточно. Внедрение в конструкцию буксировщиков более мощных двигателей позволило в качестве опоры применять гусеницы шириной 500 мм, а в планах некоторых производителей уже 600?миллиметровые. 
Есть еще одна особенность в конструкции буксировщиков, которая влияет на их эксплуатационные характеристики. Речь идет о выборе между опорными катками и склизами. Дело в том, что склизы могут работать только со смазкой, в роли которой выступают снег или вода. Если же акватория покрыта голым льдом, «мотособака» на склизах по такому покрытию далеко не уедет, а если и уедет, потом возникнут проблемы с возвращением. Хотя, нужно сказать, что за счет формирование более ровной поверхности гусеницы, прилегающей к насту, склизы позволяют получить чуть большую тягу и повышенный КПД двигателя в целом. 

Каток в подобной ситуации будет явным фаворитом, так как он не требует постоянного охлаждения в точке соприкосновения с гусеницей. В этом его преимущество не только на гладком льду, но и при теплой погоде. Но несколько лет назад многочисленными пользователями у катка был выявлен один существенный недостаток. Правда, этот недостаток проявился лишь в очень специфических условиях питерской зимы, когда, несмотря на температуры ниже –30 °C, на льду под толстым слоем снега всю зиму встречались большие лужи. В некоторых местах снег не имел плотного наста, и экипажи проваливались в подобные западни. Если после извлечения буксировщика из этой лужи с мокрым снегом не прочистить катки и все оставить в таком виде хотя бы на полчаса, то мороз неминуемо блокировал всю ходовую часть буксировщика. Проблема, естественно, не смертельная, но требующая значительного времени на прочистку и приведение аппарата в рабочее состояние. В подобных условиях владельцы «собак» со склизами чувствовали себя значительно увереннее. 

Дополнительные опции

Теперь несколько слов о том, что, на мой взгляд, должно быть в конструкции буксировщика заложено производителем либо в процессе подготовки к сезону смонтировано непосредственно пользователем. Кем это будет сделано — не столь принципиально, но если делать самому, можно уложиться в значительно меньшую сумму. Первое, на что хочется обратить особое внимание,?— это устройство аварийной остановки буксировщика при потере контроля над ним. В некоторых моделях подобная блокировка отсутствует или не срабатывает, что приводит к тому, что почуявший свободу и облегчение агрегат бесхозным убегает в туманную даль и вернуть его назад хозяину становится весьма и весьма проблематично. В этой связи хочу отметить, что перед началом эксплуатации имеет смысл самым тщательным образом проверить работу возвратной пружины в механизме управления тросом газа, чтобы исключить возможность заедания в положении максимально открытой дроссельной заслонки. При отпускании ручки управления газом двигатель должен автоматически переключаться в режим оборотов холостого хода. Также не будет лишним устройство моментальной остановки двигателя путем размыкания электрической цепи. Далеко не во всех моделях буксировщиков установлено такое приспособление, и создатели подвесных лодочных моторов могут подать основную идею — я имею в виду чеку аварийной остановки ПЛМа. 

Учитывая, что зимний день в наших широтах довольно короткий, уместной модернизацией будет установка небольшой фары, подключенной в электрическую цепь двигателя. Нужно сказать, что подобная полезная вещь уже есть в стоке отдельных моделей в топовой части линеек некоторых производителей либо можно ее подключить. Владельцу останется лишь подсоединить электрику, вывести тумблер на руль и продумать конструкцию крепления фары на переднюю часть корпуса. В качестве источника света я бы рекомендовал использовать ныне выведенные из широкого обращения в автомобильном мире противотуманные фары со стеклами или лампами желтого или желто-оранжевого цвета. Учитывая относительно небольшие скорости движения большинства «мотособак» — в пределах 30 км/ч, света подобных противотуманок вполне достаточно для передвижения по льду в сумерках и темноте. Свет именно этой части спектра позволяет рисовать наиболее рельефную и, что самое главное, реальную картину пути, несмотря на возможный туман. 
Хорошим подспорьем любому рыбаку последнее десятилетие служит и GPS-навигатор. Думаю, что у большинства коллег он уже стал вещью первой необходимости. При движении на буксировщике не всегда удобно сверяться с курсом, каждый раз доставая навигатор из внутреннего кармана. Значительно проще держать его перед глазами постоянно. Если для него будет смонтировано специальное крепление на руле, это заметно облегчит «каюру» поиск заветных точек с рыбой или обратный путь на берег. Учитывая, что элементы питания заметно быстрее теряют свои свойства на морозе, при открытой постановке навигатора стоит предусмотреть возможность питания опять же от электроцепи двигателя. Понятно, что далеко не каждая модель навигатора подойдет для такой эксплуатации. 

Как уже говорилось выше, условия эксплуатации буксировщика могут быть самые разные. Это и снежный покров различной плотности и глубины, наст и даже лед. Резиновые гусеницы далеко не самым лучшим образом приспособлены для движения по гладкой скользкой поверхности. Относительно большой крутящий момент мотора преобразовать в необходимую тягу, скажем, на гладком, покрытом тонким слоем «каши» льду, вряд ли получится. Некоторые модели буксировщиков укомплектованы гусеницами, имеющими своеобразную форму снегозацепов с заметными утолщениями округлой формы. На них, это напрашивается само, можно установить шипы. Традиционные автомобильные, думаю, большого эффекта не дадут. Целесообразнее пойти другим путем (чем особо славится земля русская). В обозначенные узлы вкрутить каленые саморезы, выступающие части которых откусить под некоторым углом. Получатся шипы высотой 3–4 мм. Гусеница с такими шипами даст возможность более уверенно чувствовать себя на льду и без проблем преодолевать обледеневшие склоны в торосах или при выезде со льда. 
Еще одна доработка буксировщика касается комфорта передвижения. Обычно, когда к весне все заметно раскисает, во время быстрой езды на «каюра» из-под гусеницы в обилии летит мокрый снег и штатные брызговики от него не спасают. Вариантов решения проблемы несколько: 
—?укутаться в «химдымовский плащ», надев еще и очки; 
—?установить дополнительный усиливающий брызговик; 
—?стоковый брызговик снабдить резиновыми амортизаторами, которые будут удерживать его в прижатом положении и не давать сильно отлетать назад под воздействием брызг и набегающего потока воздуха. 

Волокуша

В комплект буксировщика входят еще и санки — волокуша, в народе просто «корыто», где, по мнению производителей, и должен размещаться «каюр». Управляют «собакой» из любого положения, кому как удобно — и стоя в «корыте», и сидя, главное — хорошо видеть что впереди. Управлять буксировщиком сидя можно и на обычном рыболовном ящике, но все же удобнее, если в «корыте» будет сделано специальное сиденье. Конструкция у него может быть самая разная, но его преимущество можно почувствовать, если сиденье будет жестко связано с бортами «корыта». Устойчивость такого посадочного места невозможно переоценить. В закрытых объемах такого сиденья можно разместить и небольшую канистру с топливом или топливной смесью, если двигатель двухтактный, и необходимый комплект инструмента. 
При использовании «корыта» нужно учитывать небольшую толщину материала, формирующего полозья. Если эксплуатация будет исключительно по снегу, за их сохранность на протяжении 1–2 сезонов можно не беспокоиться. Однако в реальных условиях такое бывает крайне редко. Обычно снег чередуется со льдом, а на льду во многих местах встречается песок, абразивный эффект от которого можно ощутить буквально через 2–3 поездки. Чтобы продлить жизнь «корыту» можно поставить дополнительные накладки из полиэтиленового профиля размером 40?11 мм. Длина накладки подбирается в соответствии с габаритами волокуши. Если использовать промышленный фен, придать нужную форму такой накладке не составит труда, загнув ее по форме «корыта». На некоторых образцах таких волокуш дополнительные накладки уже имеются в стоке. Они поставлены на вытяжные заклепки, но, если заниматься этим самостоятельно, более надежный вариант — это постановка на винт М5 с подбором глубины зенковки и размеров шайб. 
В бесснежную зиму приятель столкнулся с проскальзыванием буксировщика и с заносами «корыта» на поворотах и при торможении. Улучшить сцепление буксировщика удалось, поставив на гусеницы шипы по упомянутой выше технологии. А вот с санями пришлось помучаться. Тюнинг был успешно завершен, когда был найден Т?образный профиль из нержавеющей стали. Из него и были сделаны коньки на полозья. После этого даже по зеркальному льду пара саней следовала точно в кильватере буксировщика, без малейшего намека на занос при любом торможении и на поворотах. 

Выводы

Первая наша поездка на «мотособаке» состоялась несколько лет назад втроем на двух «корытах». В первом «корыте» ехал «каюр» со своим оснащением и нашими бурами, а во втором уже мы вдвоем со всем остальным. С точки зрения комфорта все было относительно удобно. Пока ехали по накатанному на дороге насту, тянуло и катило просто замечательно, но стоило нашему экипажу съехать на лед озера, как начались проблемы. В принципе, даже нешипованная гусеница нашего «Урагана» нормально справлялась со своими обязанностями. Если по насту мы ехали без копеек 30 км/ч, то по льду получалось чуть за 20, что вполне нас ­устраивало. Но сюрпризы начались чуть дальше от берега, когда на гладком льду стали ­появляться снежные шапки размером в десятки метров с глубиной покрова до 20 см. Забравшись с разгона в центр такой шапки, «мотособака» начинала буксовать. Уже позднее, в машине, мы попытались проанализировать причины этого явления. А пока ехали на рыбалку, чтобы быстрее прибыть на место, вдвоем вылезали из санок, помогали стронуться с места буксировщику и когда он уже подъезжал к краю шапки, лихо, по-ковбойски, прыгали в свое «корыто». Какие-то, еще неезженные шапки нам удавалось проскочить сходу, но впредь старались сами не торить путь, а ехать уже по накатанному следу. С некоторыми приключениями, но все же до места лова добрались. Обратный путь оказался значительно более легким — все тропинки к берегу были уже накатаны. 
Размышляя о прошедшей рыбалке и задаваясь вопросом, что же мы сделали не так, видится следующее. Во?первых, хозяин «пса» пока не готов к тюнингу гусениц при помощи саморезов или каким-то иным способом. На шершавом льду гусеница обеспечивает неплохое сцепление со льдом, а вот на зеркально гладком она не может создать необходимой тяги. Особенно это было заметно в тех местах, где гладкий лед был запорошен слоем снега. Во?вторых, мы погорячились, усевшись вдвоем в одно «корыто». Наш суммарный вес превысил 200 кг и, несмотря на довольно большую площадь опоры «корыта», мы все же заметно продавливали снег. К тому же максимальную нагрузку в «корыте» мы сместили к передней стенке, что и стало причиной торможения. «Корыто» собирало перед собой снежный бруствер, создавая этим дополнительное сопротивление движению вперед. Поэтому первый и главный вывод: для каждого члена такого рыбацкого коллектива должно быть свое «корыто», это заметно облегчит участь «собаки», тем более что в описании и технических характеристиках многих из них рекомендованный вес полезной нагрузки находится в пределах 200–250 кг. Иначе говоря, при мощности двигателя менее 10 л.?с. это по сути двухместный экипаж, способный при случае выдержать четверых не очень массивных седоков при условии, что каждый будет сидеть в своем «корыте» или ехать на лыжах. 

Правила пользования буксировщиком подробно изложены производителем в сопроводительных документах, с ними любому пользователю стоит детально ознакомиться. Ведь своей «мотособаке» при выезде на лед вы доверяете жизнь и надо быть уверенным, что она вас не подведет. Поэтому перед каждым выездом на лед стоит уделять хоть немного внимания осмотру и оценке состояния отдельных узлов буксировщика и проводить профилактические мероприятия в соответствии с рекомендациями производителя. Кроме этого, есть смысл собрать небольшой ЗиП, который будет всегда с собой. В него стоит положить небольшой набор инструмента: пассатижи, ключи, в том числе и свечной, отвертки, пару свечей зажигания, приводную цепь и ремень вариатора. Все это может храниться в плотном полиэтиленовом мешке или небольшом ящике, но наиболее рациональна транспортировка в специальном отделении кресла, которое установлено в волокуше. Опробовав различные варианты посадочного места для главного «собаковода», остановились на собранном из 18?милимметровой водостойкой фанеры. У сиденья есть спинка, которая позволяет добавить комфортность поездке, разгрузив спину. Накладка на сиденье из вспененного полиэтилена тоже оказалась востребованной. Для фиксации кресла в санях также используются фанерные направляющие — сиденье в зависимости от условий передвигается вдоль бортов волокуши. Сзади к сиденью крепится запасная 5?литровая канистра с горючим, правда, пока до нее дело не доходило, хотя в некоторые из поездок мы наматывали более 40 км, что позволяет встроенный бак. 
В силу ряда причин наша «собака» перевозится на машине. Для этого частично снят задний ряд кресел, на пол постелен толстый полиэтилен. Поднять буксировщик до уровня бампера вдвоем не сложно, а вот чтобы водворить его на место мы используем небольшой рольганг, по которому, будучи поставлен в «корыто», он легко встает на свое место. Остается только поднять вдоль боков полиэтилен и проложить гофроматериалом вдоль бортов, чтобы не повредить обивку автомобиля при езде по буграм и резком торможении. В машине еще остается место для троих рыбаков со всем снаряжением. 
Похожие статьи
// Арсенал

Когда рыбалка перестает быть хобби и становится неотъемлемой частью жизни, способом общения с окружающим миром, она невольно обрастает различными «родственными» увлечениями. Для меня это художественное фото, водно-моторные дела и коллекционирование ножей. Сейчас в активном использовании их около полусотни, а вообще повидал достаточно, многие и сейчас в работе у моих друзей и знакомых. Ножи все очень разные, давайте рассмотрим их в «нашем» контексте.

Подробнее

// Арсенал

В первой части статьи шла речь о выборе основных элементов спортивной карповой снасти. Теперь попробуем разобраться, как правильно оснастить карповое удилище.

Подробнее

// Арсенал

Помню, лет 10–15 назад самой популярной просьбой при выборе спиннингового удилища была примерно следующая: «посоветуйте, пожалуйста, спиннинг для ловли щуки „на все“». Наиболее раскупаемыми были удилища длиной порядка 2,7–3 м с тестом 10–30 или 10–40 г. Такая комбинация позволяла далеко забрасывать основные приманки того времени — средние и крупные вертушки и колебалки.

Подробнее

// Арсенал

Одна из последних разработок фирмы Daiwa, спортивная модель катушки Exist Steez 2004 предназначена, прежде всего, для рыболовов самого высокого уровня: спортсменов, профессионалов, экспертов и просто продвинутых рыболовов-любителей.

Подробнее