Официальный сайт журнала «Рыбалка на Руси»

Зарегистрироваться

Бюджетный мультипликатор для ультралайта

Поделиться с друзьями:

Дата: 3 Ноября 2015

Оценить:

(Нет голосов)

Окончание. Начало в № 10 /015 г.

Для промывки подшипников нам понадобится бензин, правда, не абы какой. Потребуется высокоочищенный бензин «Калоша» (Нефрас С2–80/120), применяемый в резиновой промышленности. Он намного лучше других растворителей справляется с растворением всевозможных технических масел, прекрасно обез­жиривая поверхность.

Правда, в моей практике было несколько случаев, когда нужно было срочно промыть подшипники, а подходящего бензина под рукой не было. Выручал меня уайт-спирит (Нефрас С4–155/200). Правда, такой выход возможен только в экстренных случаях, а для обычной плановой промывки я бы рекомендовал использовать исключительно «Калошу» (фото 1).
Процесс промывки выглядит примерно следующим образом. В небольшую, хорошо промытую стеклянную емкость (например, пузырек из под лекарства) необходимо налить 20–25 мл бензина. Преимущество посудины с узким горлышком в данном случае в том, что у нее меньшая поверхность испарения по сравнению, например, с блюдцем, а так как бензин, даже хорошо очищенный, обладает неким запахом, есть шанс, что домашние не выставят вас заниматься подобными экспериментами на балкон или лестничную площадку, что особенно неприятно зимой. Затем подшипник надевают на деревянную палочку с таким расчетом, чтобы он не соскочил с нее во время промывки, и опускают на 3–5 минут в бензин.
После этого подшипник извлекают из бензина, немного проворачивают вокруг проходящего через него деревянного стержня и снова опускают в бензин. Для качественной и полной промывки такую процедуру необходимо повторить 3–4 раза. После этого подшипник необходимо снять с палочки, хорошо промокнуть бумажным полотенцем и дать ему полностью высохнуть. Промывка завершена. При желании можно промыть и боковые крышки, но это не обязательно. Теперь обезжиренный подшипник необходимо смазать специальным «быстрым» маслом. Из всех жидких смазок (не вздумайте мазать густой, ничего не выйдет), которые выпускаются специально для смазывания шпульных подшипников в мультипликаторах, по соотношению цена/качество мне больше всего понравилось масло Rocket Oil от шведской компании Abu Garcia, которое абсолютно не препятствует их вращению, что дает возможность совершать броски без затраты особых усилий. Для того чтобы смазать подшипник, я обычно ставлю на него одну из боковых крышек, затем добавляю несколько капель смазки на обойму с шариками, после чего уже ставлю другую крышку. Если при этом вы нальете немного больше масла, чем требуется — не беда, при первых же забросах лишняя смазка выйдет из подшипника через щели между боковой крышкой и корпусом, оставляя именно то количество масла, которое необходимо. Ну, все, смазка закончена, теперь пора установить подшипники на свои места, выполнив манипуляции по их снятию, описанные выше, в обратной последовательности. Такие промывки необходимо совершать 1–2 раза в сезон, в остальное же время, через каждые 4–5 рыбалок, шпульные подшипники смазывают без разборки, путем нанесения 1–2 капель жидкого масла на их верхнюю боковую крышку и последующим небыстрым вращением.
Можно вообще сделать ход конем и поменять все стальные шпульные подшипники на гибридные. Выше я уже упоминал данный термин, но так и не удосужился его объяснить. Спешу исправить эту прискорбную оплошность. Итак, гибридные подшипники — это разновидность шариковых подшипников, где каркас и внутренняя обойма выполнены из металла, а сами шарики — из карбида кремния (SiC), того же материала, из которого изготавливают вставки для колец в спиннинговых удилищах. Обработанный карбид кремния обладает куда меньшим трением, чем сталь, из чего и выплывают два основных преимущества гибридных подшипников. Первое — это ощутимо более дальние забросы при ловле на приманки весом от 2,5 до 5 г, из-за меньшего усилия, которое необходимо, для того чтобы заставить шпулю вращаться. А второе — это куда более низкие требования к смазкам и возможность смазывать шпульные подшипники куда реже, чем в случае с их стальными собратьями. По правде говоря, некоторые виды гибридных подшипников дают возможность использовать их вообще несмазанными, но я бы не советовал этого делать не столько из-за возможности повредить их, сколько из-за весьма громкого и неприятного жужжащего звука, которые издают лишенные смазки гибриды при забросе. Именно по этому звуку и определяется необходимость смазки гибридных подшипников — зажужжали, значит, пора лить масло. Кстати, в КК необходимый размер подшипника в боковой крышке рядом с магнитными кольцами «магфорса» составляет 3×8×4 мм, т. е. если вы захотите поставить сюда гибридный подшипник, то понадобится изделие с внутренним диаметром 3 мм, наружным диаметром 8 мм и шириной 4 мм. И совсем не обязательно это должен быть подшипник от какого-то именитого японского производителя, на китайских интернет-аукционах присутствует огромнейшее количество гибридов класса точности ABEC 7, которые если чем-то и отличаются от аналогичных, произведенных в Стране восходящего солнца, то исключительно своей ценой. Сейчас во многих своих мультипликаторах я поменял родные шпульные подшипники на произведенные в Китае гибридные и абсолютно не жалею об этом (фото 2).
Правда, у гибридных подшипников есть один минус, и о нем обязательно надо упомянуть. Дело в том, что карбид кремния выдерживает меньшие нагрузки, чем сталь, поэтому гибридные подшипники не рекомендуется использовать при ловле на приманки весом более 28 г. Но в нашем случае верхний порог забрасываемых весов составляет всего лишь 5 г, так что такие подшипники будут как нельзя кстати. Отличить же гибридные подшипники от их стальных побратимов очень легко даже по внешнему виду. Как правило, у стальных подшипников боковые крышки сделаны из металла и фиксируются в корпусе с помощью стопорных колец. У гибридов же боковые крышки, как правило, выполнены из резины ярко-оранжевого цвета, нанесенной на тонкую металлическую основу, и фиксируются за счет вхождения в специальные пазы мягких резиновых краев. Чтобы снять такие боковушки, нет никакой надобности отгибать стопорные кольца, достаточно лишь немного поддеть прорезиненную боковую крышку все той же швейной иголкой. Такое строение позволяет буквально в считанные секунды разобрать подшипник и значительно облегчает его смазку, позволяя каждый раз проводить ее открытым способом (фото 3).
Говоря о более низкой требовательности гибридных подшипников к смазке, я имел в виду, что их можно смазывать еще более жидкими маслами, которые абсолютно не приемлемы для стальных подшипников из-за их большего трения. Существуют специальные смазки, предназначенные для смазывания гибридов, например, Alchemy Oil от японской компании Hedgehog Studio, но они не совсем бюджетные. Намного более дешевым, но не менее качественным вариантом в данном случае являются смазки, применяемые для обслуживания наконечников в стоматологии. Одним из таких масел, прекрасно дружащих с гибридными подшипниками, является смазка-спрей Pegasus, выпускаемая английской компанией Astek Innovations в аэрозольных баллонах емкостью по 300 и 500 мл. Такого объема для смазки подшипников хватит вам, как минимум, на несколько лет, даже если вы будете смазывать их после каждой рыбалки (фото 4). Масло находится в баллоне под давлением, так что, прежде чем смазывать подшипники, его необходимо распылить в какую-нибудь стеклянную посудину с узким горлышком, например, пузырек из-под лекарства, и оставить на некоторое время, пока не выйдет газ. Затем с помощью одноразового шприца наберите небольшое количество смазки и нанести ее внутрь подшипника. Надо отметить, что это масло такое жидкое, что постоянно капает из иглы шприца, так что действовать следует быстро, предварительно расстелив на столе тряпку или бумажное полотенце, которыми в случае чего можно вытереть микробрызги смазки, попавшие на руки, шпулю или корпус катушки.
Выше мы упоминали все достоинства мультипликатора КК, напоследок же хочется сказать несколько слов о его недостатках. В процессе эксплуатации этой катушки их было выявлено всего два, и, если заранее знать о них, никакого особого вреда они не принесут.
Первое, чем YLT 100L может огорчить своего владельца, так это смещением внутреннего магнитного кольца тормозной системы Magforce Z, расположенного в правой боковой крышке. Если оно сместится, магнитный тормоз станет работать некорректно или перестанет работать вообще, а вернуть кольцо в исходное положение, правильно сопоставив полярности, не так уж легко — это может занять весьма значительное время. Чтобы предотвратить такое досадное недоразумение, необходимо нанести на внутреннее и внешнее магнитные кольца специальные метки, по которым в дальнейшем их можно будет легко сопоставить. Сделать это можно обычным канцелярским корректором. Можно пойти еще дальше, и сразу же, не дожидаясь смещения, переклеить внутреннее кольцо, для чего подойдет большинство суперклеев, особенно на основе цианоакрилата. Такие оплошности случаются не только с китайскими мультипликаторами, но и с фирменными изделиями, так что в любой катушке, где установлена тормозная система «магфорс», лучше заранее нанести на кольца соответствующие метки. Так, на всякий случай.
Вторым же недостатком этой катушки можно считать то, что покрытие на ее боковых крышках отлично противостоит воздействию воды или не особо сильных механических факторов, но может спасовать перед сильным растворителем, например, ацетоном или уайт-спиритом. Так что весьма желательно, чтобы во время транспортировки вы не оставляли данный мультипликатор возле не совсем герметичных емкостей с растворителями, иначе, приехав на место ловли, вместо красно-белой катушки вы можете получить яркий пример экспрессионизма с отдельными элементами сюрреализма. Хотя если вы захотите перекрасить мультипликатор в другой цвет, долго возиться с удалением старой краски вряд ли придется.
Вот и подошел к концу наш небольшой экскурс в мир бюджетных кастинговых снастей, где мы познакомились с, казалось бы, абсолютно ничем не примечательной катушкой, которая между тем открывает абсолютно новые горизонты в мире мультипликаторов. Надеюсь, эта статья станет неким подспорьем для людей, только открывающих удивительный мир бейткастинговой ловли с использованием легких приманок, и поможет им избежать минимального количества ошибок. Но и те, кто уже на «ты» с лайтовой мультипликаторной снастью, думаю, найдут здесь хотя бы какие-то крупицы информации, связанной с их рыболовным увлечением.
Yinglaite YLT 100L с облегченной шпулей можно считать первой ласточкой бюджетного кастингового ультралайта, но я почти уверен, что за ней придут другие катушки, способные работать с весами до 5 г, еще более бюджетные и доступные как можно большему количеству рыболовов. И я очень надеюсь, что когда-нибудь мультипликаторные снасти для ловли на небольшие приманки избавятся от искусственно созданного вокруг них ореола некой избранности и любой человек, зайдя в рыболовный магазин, сможет выбрать себе ту снасть, которая ему больше нравится, без учета всех остальных факторов. Пока это звучит фантастически, но, вспомните, до недавнего времени само понятие «бюджетный кастинговый ультралайт» вызывало лишь скептические улыбки, теперь же для этого есть реальные предпосылки.

Статья опубликована в ноябрьском номере журнала "Рыбалка на Руси" за 2015 год


Все иллюстрации

Комментарии

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Статьи автора

Читайте в Июне

Cover_06_2016_268.jpg