Официальный сайт журнала «Рыбалка на Руси»

Зарегистрироваться

Электромоторы

 Все чаще на водоемах можно увидеть лодки, оборудованные съемным электромотором. Электромотор не очередной писк рыболовного прогресса, а чтото из разряда обыкновенного. Многие успели оценить все прелести этого изобретения. Ведь тихое, плавное, легко контролируемое движение, благодаря электромотору, куда лучше бесчисленных взмахов весел и получаемых мозолей.

 

Купить электромотор сейчас не проблема. А вот с выбором того или иного аппарата и в дополнение к нему аккумулятора и иных принадлежностей можно не угадать. Неосведомленность покупателя и в некой степени продавца рождают иногда целую проблему. Так произошло с одним моим товарищем, желавшим приобрести электромотор.

В магазине его спросили о сумме, на которую он рассчитывает, и, исходя из этого, подобрали комплект — электромотор плюс аккумулятор. Это была первая ошибка. Вторая произошла на водоеме — после 5 часов рыбалки он возвращался обратно против сильной волны. В какой-то момент заметил, что мотор не тянет и лодка дефилирует на месте. Вот и пришлось ему выгребать против полуметровой волны с барашками. Плевался и ругался он долго. Всему виной оказался мощный по тяге мотор, который, разумеется, много потребляет, и в дополнение к нему — аккумулятор маленькой емкости.

После беспрерывной работы в течение 2,5 часов он иссяк. Дабы не наступать на те же грабли, я в общих чертах опишу некоторые нюансы, на которые стоит обращать внимание.

Какой аккумулятор?

Несмотря на тщательные пояснительные сноски в СМИ, многие все же начинают ≪работать≫ с электромотором при помощи обычных автомобильных аккумуляторов.

Это ошибка. Вне зависимости от величины аккумулятора и принадлежности к большегрузному или легковому транспорту, а также его емкости, пользоваться им не имеет смысла. Поскольку он служит лишь для запуска двигателя, а не для длительной работы. На таких аккумуляторах вы протянете при постоянном движении часа два, может быть, три, но не более. Кроме того, стартовые аккумуляторы при полной разрядке очень быстро и необратимо теряют емкость и больше не заряжаются. Поэтому пользоваться надо только специальными, так называемыми тяговыми, аккумуляторами.

Специальная конструкция аккумуляторов с мембранным пористым сепаратором в отличие от стартовых аккумуляторов допускает глубокие разряды и обеспечивает максимальное количество циклов глубокий разряд — заряд. Все аккумуляторы для электромоторов можно разделить на два типа: это жидкостно-кислотный и гелевый. У каждого из них есть определенный ресурс, то есть количество циклов разрядка и зарядка.

Удалось измерить скорость весельной лодки «Пелла» с электромотором Minn Kota Endure Pro 32 при заряженном аккумуляторе с помощью GPS‑навигатора (Garmin eTrex Venture Cx). В условии штиля, летом.

 

Первый тип имеет ресурс в 100–150 циклов. А гелевые, например, — порядка 500–600 циклов. Замечу! Первый тип запрещен для использования на некоторых водоемах (за этим следит ГИМС — Государственная инспекция маломерного судоходства). Разумеется, за аккумулятором должен быть соответствующий уход. В первую очередь, не ронять и не ударять о жесткие поверхности. Нельзя постоянно подзаряжать до того, как он полностью не разрядится, так как это снижает срок его службы. Следует держать на хранении в заряженном состоянии.

Что касается емкости, то она не должна быть меньше 85– 90 А / ч. А наиболее целесообразно использование аккумуляторов с емкостью 105–130 А / ч. Разница в весе будет прямо пропорциональна разнице в емкости: 85 А / ч — 21,3 кг; 105 А / ч — 24,9 кг; 130 А / ч — 29,9 кг. Однако что лучше, а что хуже — выбирать вам. Например, я пользуюсь электромотором Minn Kota Endura Pro 32 с аккумулятором емкостью 130 А / ч.

В среднем его хватает на пару рыбалок продолжительностью 8–10 часов. На максимальной, 5-й скорости в среднем приходится двигаться около 1–1,5 часа, а в основном 1-я или 2-я передача; 3-я и 4-я практически не используются. Такие весельные лодки, как Голавль, Пелла и др., на 5-й передаче развивают скорость около 6–7 км / ч, что примерно равно максимальной скорости при гребле. Только здесь вы не утруждаете себя бесчисленными взмахами весел. Постоянно на протяжении всей рыбалки поддерживать определенную скорость невозможно.

С течением некоторого времени аккумулятор разряжается, и скорость, которая демонстрировалась на 5-й передаче, будет соответствовать лишь 4-й, а то и 3-й передаче. Ресурс работы на рыбалке высчитать сложно.

Все приходит с опытом. Однако появились электромоторы с индикатором состояния аккумулятора. Благодаря индикатору, возможно регулировать и рассчитывать состояние заряда аккумулятора и принимать соответствующие решения. Не так давно появился встраиваемый индикатор заряда аккумулятора, который имеет флюоресцирующую подсветку и легко монтируется на приборную панель.

Зарядка для аккумулятора

Правильный заряд аккумулятора является основой продолжительной работы электромотора. Чаще всего при зарядке приходится пользоваться обычными автомобильными зарядными устройствами. Но здесь есть подводные камни, в первую очередь возможна перезарядка или недозарядка. Перезарядка может привести к разрушению аккумулятора, а недозарядка значительно сократит срок его службы.

Также полная зарядка требует высокого напряжения, которое не вырабатывается стандартным автомобильным зарядным устройством. У Minn Kota появилось компактное зарядное устройство, предназначенное для полной ускоренной восстановительной зарядки аккумуляторов (МК-110-Р). При работе этого устройства исключаются возможность избыточной или недостаточной зарядки.

Плюс к этому вы получаете полную и ускоренную зарядку каждый раз. Это зарядное устройство имеет специальный индикатор, сообщающий о включении, зарядке, окончании зарядки и контроле за данным соединением. Оно подходит для всех 12-вольтовых аккумуляторов.

В продаже есть электромоторы Minn Kota серии Powerdrive, они оснащены ножной педалью Microtouch, которая обладает высокой чувствительностью и снабженна 6‑метровым кабелем, позволяющим уверенно управлять лодкой из любой ее части.

Какой выбрать мотор

Электромоторов на данный момент много. Доминирующее положение занимают моторы Minn Kota, Motor Guide, помимо них существуют аналоги, которые ничем не уступают, следовательно, сбрасывать со счетов их не стоит. Это электромоторы фирмы Badger, Nissamaran и др. Предпочтительнее моторы с рабочим напряжением 12 вольт. В том случае если вам необходимо приводить в движение тяжелую лодку, следует отдать предпочтения электромоторам с мощностью 24 или 36 вольт.

Каждый мотор различается по силе тяги на швартовых. Основная масса лежит в пределах от 12–14 до 50–75 кг. Вы можете увидеть на моторе единицы силы, которые производитель указывает аббревиатурой кгс, что означает килограмм — сила или в ньютонах (Н). Например, 243 Н, — это примерно 24,8 кгс (1 кгс = 9,80655 Н). При выборе мотора следует исходить из размера и массы лодки.

Не следует думать, что лодочный электромотор что‑то из будущего. Не всем известно, что первый настоящий подвесной мотор был создан французом Гюставом Труве еще в 1880 году. Вы можете не поверить, но тот мотор был электрическим!

Лодке весом в 600 кг будет соответствовать тяга швартовых в 13,6 кг; 750–16,4; 850–18; 950–21,2; 1000–22,7, 1150–24,8. Ни в коем случае не стоит думать о том, что менее мощные модели будут сильно проигрывать. Легкая лодка станет в буквальном смысле игрушкой для них. Немаловажную роль играет штанга электромотора. Она выполнена из композитного материала и почти в 3 раза прочнее, чем стальная. Его высокая упругость защищает штангу от излома и деформации в случае удара о подводное препятствие (она сначала сгибается, а потом возвращается к первоначальному состоянию).

Штанга не поддается коррозии и излому. Она имеет различные размеры, в основном колеблющиеся от 75 до 105 см. Ее длина будет зависеть от размера лодки и места ее крепления (сзади или спереди). Длинные штанги в 105 см предпочтительнее для больших килевых лодок, а также для крепления спереди (на носу). На небольшие лодки, как весельные, так и моторные, имеющие транец, вполне подойдут штанги от 72 до 90 см.

В продаже есть электромоторы Minn Kota серии Powerdrive, они оснащены ножной педалью Microtouch, которая обладает

Глубина нахождения винта регулируется кронштейном и барашком на штанге, то есть можно регулировать высоту румпеля и глубину винта. На мой взгляд, винт должен находиться ниже днища лодки примерно на 15–30 см. Что касается этого элемента, то он может быть как пластиковым, так и металлическим.

По заявлению производителей, форма винта и его вращения препятствуют наматыванию на него травы. Это действительно так, только двигаясь по ковру травы, нижняя часть штанги и передняя часть винта наберет траву, которую придется удалять для дальнейшего легкого хода.

В самом деле пора бы всем нам понять, что бензиновому мотору не место на озере — все равно, рукотворное оно или естественное, в Калифорнии или под Ростовом.

Есть система, регулирующая поворотную часть (обеспечивающая свободу вращения штанги или наоборот). Поднятие мотора возможно нажатием всего одной кнопки, также с ее помощью можно регулировать угол наклона, который имеет 10 позиций. Все струбцины и кронштейны выполнены из прочного пластика и способны выдержать большие нагрузки.

Румпель имеет телескопическое строение и поэтому позволяет настроить на удобную позицию для более легкого и комфортного управления. На румпеле удобная ручка, для переключения передач — 5 вперед и 3 назад. В электромоторах уникальная система отношения низких оборотов в минуту к высокому вращающемуся моменту, делающая его бесшумным.

Куда устанавливать

Электромотору легче, когда он тащит лодку, нежели когда он ее толкает. Поэтому лучше устанавливать его на носу лодки. Для некоторых, кто уже пользуется электромотором, — это полный абсурд. Ведь они привыкли плавать в режиме толкания. Рекомендую попробовать, и вы заметите некоторые изменения в скорости лодки.

Однако большинство лодок не предназначены для крепления электромотора спереди, их транцевая часть находится на корме, а конфигурация носа не позволяет нормальную установку. В связи с этим приходится довольствоваться тем, что есть, то есть плавать в режиме толкания либо же кормой вперед.

У электромотора Minn Kota серии Vector новый способ управления 3X Steering (эксклюзивный механизм регулировки наклона Tilt Steering Control) — достаточно повернуть рукоятку румпеля на 60°, а штанга гребного винта при этом развернется на 180 градусов

Во время рыбалки со спиннингом я часто не пользуюсь якорем. Исключение составляют джиговые рыбалки и тому подобные, — одним словом, требующие правильную проводку по рельефу, а также в условиях сильного ветра, большой волны и течения. Во всех остальных случаях якорь пребывает в лодке сухим.

Все передвижения только за счет электромотора. Если необходимо поскорее обловить какой-нибудь участок водоема, я использую следующую схему.

При условии установки мотора на корме я включаю 1-ю или 2-ю заднюю передачу и медленно двигаюсь кормой вперед вдоль интересного места, методично его облавливая. Если найдено особо привлекающее место, то останавливаюсь. Стою на задней площадке лодки или на задней скамейке, поправку нужного направления осуществляю ногой, подавая румпель вправо или влево. Таким образом, я прекрасно справляюсь с управлением. Разумеется, все приходит с опытом, и поначалу начинающим будет проблематично с этим справиться.

На небольших озерах, торфянниках или мелководных заливах водохранилищ я уже просто не представляю себе рыбалку без электромотора. Основное его преимущество в том, что не надо польщоваться якорем, который то и дело собирает водоросли.

Положительные и отрицательные стороны.

Со знаком «+»

1. Очень тихий, практически бесшумный.

2. Достаточно легкий.

3. Легкая управляемость и хорошая маневренность.

4. Максимальная скорость на 5-й передаче соответствует максимальной скорости при гребле.

5. Время отклика на движение ручки скорости румпеля мгновенное.

6. Заменяет в некоторых ситуациях якорь.

7. Не засоряется и не наматывает на себя траву.

8. Доступный ценовой диапазон.

9. Экологически чистый вид транспорта.

Со знаком «–»

1. Очень тяжелый аккумулятор.

2. Зависимость от электричества.

3. Максимальная скорость не более 7 км / ч.

4. Чувствителен к типу, весу и массе лодки, количеству членов экипажа.

5. Шум телескопического румпеля при полном выдвижении.

6. Отсутствует четкое переключение передач на румпеле.

7. Короткий шнур для аккумулятора.

8. Относительно дорогой аккумулятор и зарядное устройство.

Подводя итог, хочу сказать, чтобы вы тщательно взвешивали все за и все против при покупке электромотора. И не забывайте, что он состоит из трех частей: собственно мотора, аккумулятора и зарядного устройства.

 

Комментарии

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ!


Оформить подписку на журнал «Рыбалка на Руси» можно следующим образом:
- онлайн подписка на официальном сайте Почты России:
www.podpiska.pochta.ru;
- объединенный каталог «Пресса России»:
- индекс 82648,
- либо на сайте:
 www.pressa-uf.ru;
- каталог Российской прессы:
- индекс 10830,
- на сайте:
 www.vipishi.ru.




Похожие материалы

Сообщения блога

На приток Дона с мушка...
13.05.2016 14:30:57
Съездил на майские на один из притоков Дона, благо там запрета нет. Ловил воблерами...
>>>>> читать далее

Сообщения форума

Посоветуйте катушку&nb... (12.06.2016 02:11:52)
Конечно, есть. Катушкой размером 1000 с большим передаточным числом рыбу весом…
>>>>> читать далее Написал(а): Pike

Статьи автора

Чемпионат мира в Конаково





ПРОДАЖА ЖУРНАЛА "РЫБАЛКА НА РУСИ" В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ







ПРОДАЖА ЖУРНАЛА "РЫБАЛКА НА РУСИ" В РЕГИОНАХ РОССИИ