Обслуживание безынерционных катушек Daiwa

Обслуживание безынерционных катушек Daiwa

Данный материал открывает цикл статей, посвященных обслуживанию катушек разных производителей. У катушек фирмы Daiwa есть свои особенности, но информация, касающаяся инструментов, смазочных материалов и периодичности обслуживания, приведенная в данной статье, в равной степени применима для катушек всех производителей. К тому же многие производители используют в своих катушках конструкторские решения, разработчиками которых является Daiwa.

Зачем нужно обслуживание катушки

Безынерционная катушка — одна из немногих рыболовных принадлежностей, которая имеет сложный механизм, требующий обслуживания. Ни у кого не возникает вопросов, зачем нужно техобслуживание автомобиля. Нетрудно догадаться, что произойдет с коробкой передач автомобиля, если в ней не будет масла. Катушка — это тоже в своем роде коробка передач, но, в отличие от автомобильной коробки, она не заполнена до какого-то определенного уровня смазкой, а смазана лишь частично. Поэтому такой вариант смазки быстрее уходит из трущихся узлов, и они начинают работать «по-сухому».

Если вы хотите, чтобы катушка максимально долго служила, как новая, и никогда не подводила на рыбалке, ее следует периодически обслуживать! Как часто нужно обслуживать катушку Автор статьи провел исследование.

Катушка была обслужена с использованием специализированных смазок. Далее, во время 10‑дневного выезда на рыбалку, каждый день проверялось наличие этой смазки на самом нагруженном трущемся узле — на зубьях ведущей шестерни. По результатам данного исследования, была получена следующая информация. После 50 часов эксплуатации с рабочей поверхности зубьев ведущей шестерни смазка ушла полностью.

Смазка оставалась рядом с зубьями и на нерабочей поверхности зубьев, в то время как на рабочей (что наиболее важно) смазки уже не было. Соответственно за основу в качестве «эталонного» интервала времени межсервисной работы катушки предлагается брать те самые 50 часов.

Особые случаи

Случай 1. «Купание» Попадание воды внутрь катушки приводит к усиленному износу механизма. Если катушка «нахлебалась», то 5 минут активной работы приводят к такому уровню износа, который без попадания воды внутрь механизма наступает только через сезон-другой ее обычной эксплуатации. В связи с этим, если вы катушку все-таки «искупали» нужно сразу прекратить ее использование (можно продолжить ловлю, установив запасную катушку) и как можно скорее выполнить техобслуживание: удалить из катушки эмульсию, представляющую собой смесь смазки с водой, и заложить новую смазку в трущиеся узлы.

Несмотря на то что в рекламе большинства катушек Daiwa написано «Washable», что дословно можно перевести как «не теряющие своих свойств после мытья», по факту — даже секундное купание катушки в большинстве случаев приводит к 100% попаданию влаги на часть механизмов и внутренних полостей корпуса. Есть модели безынерционок, в которых полностью реализована защита от попадания воды при погружении. Это, например, Daiwa Saltiga Z. Но в любом случае после каждого «купания» стоит выполнять замену смазки.

Случай 2. «Экстремальная нагрузка»

После длительного вываживания трофейной рыбы снастью, не рассчитанной на подобный размер рыбы, выкачивания здоровенной коряжины и пр. катушку также желательно подвергать последующей разборке и смазке.

Случай 3. «Новая катушка»

Последнее время производители стали экономить на смазке, и новые катушки в большинстве изначально смазаны недостаточно.Количества смазки оказывается достаточным только лишь для того, чтобы можно было убедиться в ее первичной работоспособности. Нельзя сказать, что так бывает всегда. Но, не подвергнув безынерционку разборке, практически нельзя понять, присутствует ли в новой катушке необходимое количество смазки. Поэтому, если есть возможность, перед началом эксплуатации ее желательно смазать.

Инструменты

В катушках используются винты и гайки из относительно мягких материалов: хромированная бронза, алюминий, мягкая нержавеющая сталь. В связи с этим, если использовать не точно подходящий по размеру и профилю инструмент, легко испортить винт (гайку), при этом и не отвинтив ее даже частично. В данный момент можно купить практически любой инструмент, и стоит он относительно недорого.

Подберите отвертки под винты, которые используются в вашей катушке. Обратите внимание на то, что отвертка под шлицевые винты должна соответствовать им не только по толщине, но и по ширине (т. е. размер отвертки обязательно должен соответствовать размеру винта). Что касается гаечных ключей, можно рекомендовать использовать накидные ключи. Это связано с особенностями конструкции узла крепления ротора. Для катушек Daiwa самые ходовые размеры ключей — это 10, 12 и 14.

Смазочные материалы

По результатам исследования новых катушек и из личного опыта автора этого материала можно указать следующее — для достижения максимальной эффективности работы любой катушки требуется три вида смазки разной густоты. Наиболее густая смазка используется для зубьев шестерней. За счет того, что смазка густая, она долго держится на зубьях, сохраняя их от преждевременного износа.

В качестве такой смазки можно порекомендовать Daiwa Molybden Gerase, или ZPIF0 Grease, или Grebenstein Rollenfett. Если у вас нет возможности достать специализированную смазку для катушек, для зубьев шестерней можно использовать смазку «Литол». Но в этом случае нужно понимать, что ход будет немного тяжелее, чем у катушки, смазанной специализированной смазкой.

Можно смазывать зубья шестерней и смазкой Daiwa Reel Guard Grease или Shimano Reel Grease Spray из баллонов. При ловле в летний период такая смазка задерживается на зубьях не более двух рыбалок. Поэтому можно рекомендовать смазывать зубья шестерней такими смазками только с расчетом эксплуатации катушки строго в зимний период.

Смазка средней густоты используется для смазки главной оси катушки, а также бесконечного винта или кулисы механизма лесоукладки. В качестве такой смазки можно использовать смазку Daiwa Reel Guard Gerase или Shimano Reel Grease Spray в аэрозольных баллонах. Если у вас нет возможности достать такую смазку, ее можно получить путем смешивания «гуcтой и жидкой» версий до достижения консистенции медицинского вазелина.

Но прежде чем закладывать такую смазку в катушку, убедитесь, что смазки не вступили в химическую реакцию. Для этого нужно подождать несколько дней и убедиться, что не произошло затвердения смазки или образования твердых частиц-фрагментов. Жидкая смазка используется для смазки обгонной муфты и шарикоподшипников (если катушка оснащена открытыми шарикоподшипниками).

Также жидкую смазку можно наносить в небольшом количестве на главную ось катушки в течение сезона. Примеры такой смазки — Shimano Reel Oil Spray или Daiwa Reel Guard Oil в аэрозольных баллонах. Если нет возможности достать специализированную смазку для катушек, можно воспользоваться, например, смазкой для швейных машин.

Категорически не рекомендуется использовать ружейную смазку, так как она предназначена для нейтрализации продуктов сгорания пороха и имеет сильную щелочную реакцию (из-за чего могут повреждаться поверхности рабочих узлов и деталей катушки). Жидкость WD‑40 использовать также не рекомендуется. Она не предназначена для смазки и также может повреждать детали катушки.

Перед закладкой новой смазки старую необходимо удалить (особенно если это не такая же смазка, которую вы собираетесь использовать, или катушка «купалась»). Для удаления остатков старой смазки можно использовать бензин для зажигалок или бензин «Калоша».

Общие рекомендации по выполнению техобслуживания

Если у вас мало опыта по разборке/сборке катушек, можно порекомендовать перед снятием и после снятия каждой детали снимать катушку на цифровой фотоаппарат. В этом случае, если вы забудете, где какая деталь находилась, это будет легко узнать, посмотрев сделанные ранее снимки. Часто винты в катушках при сборке на производстве завинчивают очень туго или/и дополнительно применяют средство для фиксации резьбы. При отвинчивании такого тугого винта катушку ни в коем случае нельзя держать на весу.

Иначе отвертка может соскочить, при этом значительно повредив корпус или механизмы катушки. Для решения данной проблемы можно порекомендовать выполнять работу с катушкой на столе, предварительно положив на его поверхность мягкую и нескользкую подкладку (например, гелевый коврик для компьютерной мыши).

Для того чтобы не растерять детали от катушки и легче запоминать их расположение, можно порекомендовать приклеивать их на двусторонний малярный скотч, несколько полос которого зафиксированы на том же столе. Соответственно приклеивать скотч нужно в таком месте, чтобы снятые фрагменты не задевались локтем даже случайно.

Цель техобслуживания

При техобслуживании катушки требуется смазать трущиеся узлы, в которых смазка сработалась или «ушла» в процессе эксплуатации. Это зубья шестерней, механизм лесоукладки, обгонная муфта и другие узлы на усмотрение рыболова. Если катушка купалась, перед смазкой необходимо удалить всю «образовавшуюся» эмульсию (смесь смазки и воды) с рабочих узлов и внутренних полостей ее корпуса. Пошаговая инструкция Рассмотрим процесс техобслуживания на примере катушки Daiwa Certate 3000.

Разбор всех моделей катушек Daiwa (и не только) начинается со снятия подшпульного узла. Далее снимается ротор. Под ним часто располагаются винты, которые держат крышку механизма. Без снятия ротора они не видны. Итак, начали: первыми снимаем шпулю и ручку (она откручивается в направлении, обратном направлению вращения ручки при намотке лески на катушку).

Снятие ротора При помощи иглы снимаем 5‑угольную пружину, которая держит кольцо на подшпульном узле (фото 6). У некоторых моделей Daiwa вместо этой пружины установлено резиновое колечко. Его можно снять при помощи зубочистки. Далее снимаем кольцо с подшпульного узла. У некоторых катушек вместо кольца установлен шарикоподшипник.

Далее, при помощи иглы выталкиваем стержень, который держит подшпульный узел и снимаем сам подшпульный узел. Шлицевой отверткой 0,5×4 отвинчиваем стопорный винт и затем при помощи накидного ключа на 12 отвинчиваем гайку, которая держит ротор. Снимаем саму гайку. Обратите внимание на пластиковую втулку, которая находится внутри гайки.

Она может прилипнуть к гайке. Не потеряйте ее. Далее снимаем ротор. Вскрытие корпуса «Вытряхиваем» центральную втулку обгонной муфты. Шлицевой отверткой отвинчиваем винт, который держит кожух корпуса катушки. У катушек Daiwa Exist кожух держится еще на одном винте. Для снятия кожуха с Daiwa Exist нужно отвинтить этот винт отверткой типа PH 0. Снимаем кожух.

Шлицевой отверткой 0,5×4 отвинчиваем 3 винта, которые держат крышку корпуса и снимаем крышку. Шлицевой отверткой 0,25×4 отвинчиваем 3 винта, которые держат декоративную накладку (Engine Plate) на корпусе катушки, и снимаем ее. При помощи зубочистки выталкиваем подшипник, который стоит на валу ведущей шестерни в корпусе катушки и снимаем его. Теперь можно вынуть ведущую шестерню.

Разборка узла ведомой шестерни

Отвинчиваем винты, которые держат кожух подроторного узла, отверткой типа PH 0 и снимаем кожух, после чего вынимаем обгонную муфту с прижимным кольцом и воротком. Отверткой типа PH 1 отвинчиваем 3 винта, которые держат узел вращения ведомой шестерни, после чего вытягиваем этот узел за вал ведомой шестерни. Затем вынимаем главную ось с кулисой. Следует отметить, что винт, который крепит главную ось к кулисе, заштампован. Не пытайтесь его отвинтить. Иначе вы только испортите эту деталь.

Удаление старой смазки

Для удаления строй смазки с шестерней удобно воспользоваться кисточкой, смоченной бензином. Удаляем старую смазку с ведущей шестерни. Аналогично удаляем смазку с ведомой шестерни и с кулисы. Закладка новой смазки Наносим густую смазку на зубья ведущей шестерни и в паз кулисы. Жидкой смазкой смазываем центральную втулку обгонной муфты. Попадание в обгонную муфту густой смазки нежелательно, так как она в этом случае начнет проскальзывать.

Смазка остальных трущихся узлов производится на усмотрение рыболова. Сборка Если вы используете смазку в аэрозольном баллоне, дайте ей просохнуть 10 минут. Сборку производите в обратном порядке. Перед установкой ротора залейте в зазор между главной осью и валом ведомой шестерни немного густой смазки (фото 35). Данная модель катушки укомплектована закрытыми шарикоподшипниками. Они рассчитаны на весь срок службы катушки и смазки не требуют. Более того, попытка смазки такого подшипника однозначно приводит к появлению «постороннего» шума при его работе и преждевременному износу.

Технология Mag Seal Некоторые новые модели катушек Daiwa оснащены защитой от воды на основе магнитной смазки Mag Seal. На нашем рынке данная смазка не представлена. Поэтому узлы с использованием данной технологии разбирать не рекомендуется. Но это вовсе не означает, что другие узлы катушки не нужно разбирать и смазывать.

Похожие статьи
// Арсенал

Когда рыбалка перестает быть хобби и становится неотъемлемой частью жизни, способом общения с окружающим миром, она невольно обрастает различными «родственными» увлечениями. Для меня это художественное фото, водно-моторные дела и коллекционирование ножей. Сейчас в активном использовании их около полусотни, а вообще повидал достаточно, многие и сейчас в работе у моих друзей и знакомых. Ножи все очень разные, давайте рассмотрим их в «нашем» контексте.

Подробнее

// Арсенал

В первой части статьи шла речь о выборе основных элементов спортивной карповой снасти. Теперь попробуем разобраться, как правильно оснастить карповое удилище.

Подробнее

// Арсенал

Помню, лет 10–15 назад самой популярной просьбой при выборе спиннингового удилища была примерно следующая: «посоветуйте, пожалуйста, спиннинг для ловли щуки „на все“». Наиболее раскупаемыми были удилища длиной порядка 2,7–3 м с тестом 10–30 или 10–40 г. Такая комбинация позволяла далеко забрасывать основные приманки того времени — средние и крупные вертушки и колебалки.

Подробнее

// Арсенал

Одна из последних разработок фирмы Daiwa, спортивная модель катушки Exist Steez 2004 предназначена, прежде всего, для рыболовов самого высокого уровня: спортсменов, профессионалов, экспертов и просто продвинутых рыболовов-любителей.

Подробнее