Официальный сайт журнала «Рыбалка на Руси»

Зарегистрироваться

Комплект эгоиста (окончание)

Продолжая начатый в декабрьском номере рассказ о комплекте небольших ПВХ-лодок с мотором, перейдем теперь собственно к лодкам.

Вначале небольшое вступление, посвященное возможным размерам лодок для одного человека.

О размере и форме

Увеличение размера ведет к пропорциональному росту веса корпуса судна, хотя заметно возрастает мореходность и, как следствие, безопасность использования такой лодки на больших акваториях. Поэтому при введении ограничения по весу мы автоматически вводим ограничения и по габаритам. При лимите в 35–37 кг в наш допуск попадают пайольные суда длиной 3,0–3,1 м. Хотя, конечно, могут быть и варианты каких-то лодок, исполненных в облегченном варианте (из более тонкой ткани, с упрощенной фурнитурой, более тонким пайольным настилом и транцем), которые будут несколько длиннее.

Лодки, в конструкции которых присутствует надувное дно низкого давления, оказываются чуть более длинными. Отдельные конструкции в указанной весовой категории могут достигать длины и до 3,8 м. Об особенностях их эксплуатации речь пойдет ниже.

А вот если пойти по пути уменьшения конструкции (что, собственно говоря, и сделали некоторые производители, определив наименьшую длину своих транцевых лодок в 2,5, а то и в 2,4 м), то такая минимизация приводит к следующим последствиям.

Первое и положительное — это снижение веса конструкции. При равной длине с надувными лодками, имеющими О-образную форму баллона, у транцевых лодок заметен больший объем кокпита, и находиться в них более комфортно.

Но вот с другой стороны, такое уменьшение длины приводит к тому, что лодка становится менее устойчива на курсе в движении. При установке на транец мотора даже рекомендованной мощности (и соответственно веса) общий центр тяжести оказывается смещенным сильно в корму, и выход такой лодки на режим глиссирования будет весьма затруднителен.

Хотя кому-то движение на скоростях 20 и более км/час не нужно, тогда такие короткие лодки для них. Тем же, кто рассчитывает на бодрое передвижение по воде, следует иметь в виду, что существующий нижний предел длины судна находится на отметке примерно 2,8–2,9 м. Можно, конечно, и чуть короче, но это только при условии, что вес рыболова не превышает 50–60 кг.

Если внимательно приглядеться к моделям небольших лодок из ПВХ, то у разных производителей легко обнаруживаются небольшие конструктивные отличия в форме носовой части баллона. У кого-то баллон плавно изгибается, а кто-то строит, применяя рубленые обводы. Каждая из форм хороша по-своему. Рубленая — относительная простота кроя и склейки, максимальная оптимизация раскроя полотна.

Плавные изгибы же несколько усложняют и раскрой, и процесс склейки, но на воде они имеют некоторые преимущества как более обтекаемые и более совершенные, меньше подтормаживают лодку и создают меньше брызг.

Небольшие лодки с пайольным покрытием могут быть конструктивно, как с плоским днищем, так и с килеватым. Килеватость создает небольшой кильсон, расположенный в носовой части. К транцу, как правило, килеватость уже сведена нулю, и со стороны транца такая лодка смотрится, как плоскодонная.

Функции кильсона в данном случае сводятся к улучшению управляемости лодки, что особенно важно при прохождении узостей и повышению устойчивости на курсе. Особенно заметна работа кильсона при движении лодки на небольшой волне. Но в свою очередь, кильсон несколько снижает максимальную скорость лодки, когда она идет по гладкой воде.

Ну, и в завершение этого небольшого отступления на лодочную тему напоминание о форме и состоянии днища лодки в области транцевой доски. Если вы хотите, чтобы ваше судно показывало результаты, близкие к пределам его возможностей, уже на этапе выбора корпуса постарайтесь, чтобы у вашей лодки с днищем было все в порядке.

В свою очередь, те, кто нацелился на покупку лодки с надувным днищем низкого давления, также должны иметь в виду следующее. Даже небольшой «недокач» днища, отступление в меньшую сторону от рекомендованных производителем значенийф приведет к заметному снижению скорости вашей лодки и ухудшению ее управляемости. Это особенно следует учитывать, когда лодка накачивается теплым воздухом или, находясь на сильно нагретой солнцем поверхности, потом спускается на холодную воду.

Обзор

Ну, а теперь переходим непосредственно к тем лодкам, которые и подвергались испытаниям. Начинаем обзор лодок с продукции компании «Посейдон» Смарт 310 К. Это уже известный бренд. Лодка выполнена по традиционной схеме — баллон имеет постоянное сечение по всей длине. В качестве пайольного покрытия используется водостойкая фанера толщиной 9 мм. Пайол может быть в разных вариантах — и секционном, и в виде книжки, когда отдельные секции соединены при помощи полос из ПВХ-ткани.

Эта модель за последние годы получила очень широкое распространение на небольших акваториях и собрала немало хороших отзывов со всей территории России и в каких-то дополнительных рекомендациях вряд ли нуждается.

Адмирал 290. Это относительно новое имя на рынке отечественных производителей лодок из ПВХ, именно так и называется компания, эти лодки выпускающая. Они громко заявили о себе лишь в позапрошлом году. Лодка внешне смотрится очень гармонично. Она уже имеет конусный баллон, который от транца к носу плавно уменьшает свой диаметр. Качество склейки достойное. Пайол очень точно подогнан по месту. Его укладка на днище лодки занимает буквально несколько секунд. Идеально вклеено днище и подогнан транец. С таким качеством изготовления гидродинамика лодки должна быть на высоте, что и показали все дальнейшие события.

По сравнению с первыми образцами лодок этой серии видно, что производитель основательно и вдумчиво проанализировал первые отзывы о лодке. В базе появилось несколько приятных нововведений, которые у других производителей идут лишь в качестве опций. Так появились дополнительные рым-петли на баллоне, которые могут выполнять массу дополнительных полезных функций. Также в базе производится усиление днища по транцу специальным профилем.

Обе пайольные лодки имеют килевую комплектацию и по своему основному предназначению могут позиционироваться как плавсредство для одного рыбака. Второй человек в кокпите такой лодки только на переходах или при ловле на дорожку. Для ловли взаброс места в кокпите двоим уже маловато, особенно если члены экипажа габа‑ритные. Лодка раскроет весь свой потенциал на реках и небольших озерах. Эти две модели взяты как образцы для проверки, исходя из того, что уже себя зарекомендовали на рынке, как высококачественные изделия. Подобные лодки на территории России в настоящее время выпускают уже очень много фирм (даже по предварительным оценкам их число превышает 30), и их скоростные показатели при условии качественного изготовления будут примерно так же укладываться в эти рамки.

Все большее число поклонников завоевывают лодки с надувным дном низкого давления. И для этого, надо отдать должное производителям, есть все основания. За последние 5 лет проведена просто титаническая работа по доведению лодок этого типа до необходимых нашему брату-рыбаку кондиций. Заметно повышена надежность самого днища, над конструкцией которого потрудились разработчики. Оптимизирована вклейка такого днища в баллон. И пожалуй, самое главное — решена задача по приданию днищу необходимых гидродинамических качеств, что позволило таким лодкам практически на равных соперничать с уже традиционной или даже классической пайольной схемой.

Были найдены решения, обеспечивающие отличный срыв воды в области транца, что позволило не только уменьшить «кобру» при старте, но и заметно улучшить управляемость лодки. Применение собственной разработки на лодках компании «Флагман» не только дало все вышеперечисленные эффекты, но и позволило несколько увеличить длину кокпита в сравнении с подобными лодками других производителей.

В настоящее время на отечественном рынке можно выделить три типа днищ низкого давления.

К первому можно отнести уже упоминавшиеся выше лодки компании «Флагман». Основной признак таких днищ — это умеренная килеватость. Ее угол может несколько изменяться в зависимости от габаритов лодки. Килеватые корпуса заметно лучше могут преодолевать волну, более устойчивы на курсе, более предсказуемо управляются на скоростях. Но они заметно сложнее в изготовлении.

Из широко известных, кроме «Флагмана», подобные корпуса делает в Новосибирске компания «Солар», в Казани — «Компас», ну и еще «Cан-Марин» из Кореи. Имеются попытки китайских производителей воспроизвести подобный тип лодок, но пока о больших успехах Поднебесной говорить рано.

Второй тип днищ — плоский. Это простота сборки и вклейки и чуть меньший вес. Но вместе с этим плоскодонные лодки чуть хуже управляются. В поворотах более заметно проскальзывание. Ну и прохождение волны на таких лодках более ощутимо!

Вместе с этим следует сказать, что и такие конструкции имеют полное право на жизнь. Особенно, если речь идет о рыбалке на небольших акваториях. Наиболее известный производитель такого типа лодок — Питерская компания «Ротан». В линейке лодок Ротан есть и интересные модели катамаранной конструкции, но о них подробно говорить не будем, они пока несколько выходят за рамки обсуждаемой темы.

Третий тип днища — это многобаллонные конструкции. В создании лодок подобного типа из отечественных производителей наиболее преуспел питерский «Фрегат». К нему сейчас начинает подтягиваться и также питерский «Баджер». Но лодки этого типа по своим массо-габаритным параметрам также несколько не вписываются в обсуждаемые категории. Поэтому ограничимся лишь упоминанием об их существовании.

Из такого обилия лодок с надувным дном низкого давления под наши критерии попадают «Флагман 280», «Флагман 320 L» и «Флагман 350 L» — модели, выполненные в облегченной версии. Они, естественно, имеют несколько больший диаметр баллона, в сравнении с пайольными лодками, о которых шла речь выше. И при этом, весьма объемный кокпит.

Баллон в носовой части этих лодок заметно приподнят, что в совокупности с килеватым днищем позволяет позиционировать эти корпуса как мореходные, не исключающие использование даже на закрытых морских акваториях.

Под эти критерии подпадают и две модели лодок компании «Ротан» — «Ротан 340 Э» и «Ротан 380 Э». Как уже говорилось выше, это плоскодонные конструкции, но их особенностью является относительно малый собственный вес в сочетании со значительными размерами. Особенно на фоне небольших пайольных лодок, где они смотрятся, как большие баржи.

Но c другой стороны, благодаря плоскому днищу, эти лодки обладают не только большой грузоподъемностью, но и за счет большей длины возможностью вывода заметно большей полезной нагрузки в режим глиссирования.

У обоих «ротановских» корпусов имеется небольшой подъем баллона в носовой части. C учетом плоского дна, область применения таких лодок ограничена акваториями, где нет большой волны и сильного ветра. Их мореходность ограничена, и дрейф (снос ветром) такого корпуса оказывается заметным.

На транце «Ротанов» нет сливных клапанов. Кокпит этих лодок — самоотливной. То есть вода, попавшая в кокпит, сама выливается через шпигаты, находящиеся в углах внизу транца. Но все это хорошо, пока у лодки небольшая загрузка. Если груз очень весомый, то его следует сразу же паковать герметично.

В силу конструктивных особенностей надувного дна, чтобы увеличить глубину кокпита и удобство посадки пассажира, производители ставят устройства крепления банок чуть выше на баллон. Что в целом повышает центр тяжести груженой лодки, но не критично.

А теперь посмотрим, что же смогут показать лодки на воде, под разными моторами, с разными загрузками. Контроль скорости, естественно по GPS-навигатору. Общее водоизмещение будет состоять из веса судна, веса мотора с минимумом горючего и веса шкипера и пассажира. Чтобы дать максимально объективную картину, шкиперы будут и 65 и 90 кг весом. А потом и вдвоем.

Что можно сказать по опыту пользования этими лодками и моторами? И как прокомментировать результаты из приведенной таблицы:

Общие выводы:

  1. Если вам нужна лодка для однодневных выездов минимального веса с минимальной нагрузкой, то это с одинаковым успехом могут быть и «Адмирал 290», и «Ротан 340 Э», и «Смарт 310», и «Флагман 320 L». Если первые три лодки показали самые быстрые секунды практически под всеми моторами, то «Флагман 320 L», хоть и чуть подотстал от них по скорости, но является самой легкой лодкой в этой категории судов и, так же как и «Ротан 340 Э», так же легко готовится к плаванию и так же легко убирается.
  2. Если вам нужно перемещать очень большие грузы под маленькими моторами, то вне конкуренции будет «Ротан 380 Э». Он может служить достаточно быстроходной «баржей» и под «трехой», и под «шестеркой».
  3. Если ваш вес небольшой и вы ограничены в средствах, то стоит обратить внимание на «Адмирал 290» в комплекте с мотором «Ямаха 3». Эта лодка оказалась единственной, которая практически вышла на «глиссер» под этим мотором.
  4. Если вы хотите ездить без прав (то есть с ограничением мощности до 3,68 кВт), то комплект из «Ротана 340 Э» и «Меркурии 5» или «Сузуки 5» оказался единственным, который вышел на глиссирование с двумя пассажирами, общий вес которых около 155 кг.
  5. Если вам окажется мало «Адмирала 290», то берите «Смарт 310», он почти такой же скоростной, только места в нем все-таки больше и, самое главное, больший груз он и повезет быстрее.
  6. Если вам нужна лодка на вырост, для поездок вдвоем и под мотором большей мощности, то из комплекта эгоиста «Флагман 350 L» легко превратится и в двухместное судно для прибрежного плавания, благо, что обводы позволяют ходить и по волне, не исключая балтийскую, ладожскую, онежскую или рыбинскую.

То, что касается моторов, основные выводы были выше. Отмечу лишь такие факты.

«Ямаха 3» оказалась чуть тяговитее, чем «Меркури 3,3». То ли винт алюминиевый на японке оказался более эффективным, чем бельгийский пластик. То ли японцы несколько занизили реальные возможности мотора…

В отношении моторов «Меркури» и «Тохацу». Когда эти моторы приходят к нам, то их карбюраторы настроены далеко не самым оптимальным образом. Если есть возможность и качественный сервис поблизости, то после проведения обкатки покажите свой мотор специалистам, регулировка карбюратора в большинстве случаев лишней не будет. Хотя, наверно, такое пожелание актуально в отношении любых моторов.

Белоголовые «Ямахи 5» оказались не такие тяговитые, как «Сузуки 5». И даже уступили по скорости аналогичным двухтактникам. Но вполне может быть, что мотор с японским именем, но собранный во Франции и уже вписывающийся в жесткие требования «евро», пришлось несколько «подзадушить»…

Приведенные в таблице данные получены на лодках и моторах, которые никто специально не готовил для проведения заездов на скорость. На моторах не подбирался винт, а на лодках мотор не оптимизировался по высоте. Я думаю, что тем, кому это интересно, смогут при более тщательной настройке «выжать» еще какой-то резерв скорости, тем самым несколько повысив общую экономичность передвижения.

Пользуясь возможностью, хочу выразить благодарность руководству питерских компаний «Флагман» и «Адмирал» за возможность воспользоваться образцами продукции. А компанию БЧ5 поблагодарить за содействие в подготовке материалов по лодочным моторам.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Похожие материалы

Статьи автора

Читайте в Июне

Cover_06_2016_268.jpg