Официальный сайт журнала «Рыбалка на Руси»

Зарегистрироваться

«Компакт-эгоист»
Рейтинг: 
 / 1
Плохо Отлично 

В завершение нашей трилогии о маленьких лодках из ПВХ (см. №12 декабрь 2011 и №4 апрель 2012), речь пойдет о совсем маленьких конструкциях, скорее относящихся к категории «компакт-эгоистов».

Как и в предыдущих частях обзора, поговорим о лодках только о лодках отечественных производителей… Общим признаком этого класса лодок будет баллон О‑образной формы, или, иначе,— замкнутый.

Напоминаем о районе плавания для судов такого рода, которые могут применяться только на небольших, закрытых от сильного ветра и больших волн акваториях или в прибрежной зоне, когда очень мала вероятность внезапного ухудшения погоды.

Перед покупкой

Лодки подобного класса есть в производственной гамме практически у всех отечественных грандов. У кого‑то моделей меньше, у кого‑то больше. Ктото в большей степени специализируется на выпуске подобных лодок, кто‑то по тем или иным причинам от выпуска таких лодок отказывается.

Для общего ознакомления с вариантами конструкторской мысли постараемся, насколько это возможно в рамках небольшой статьи, классифицировать имеющуюся на нашем рынке продукцию.

Но вначале чуть‑чуть прозы жизни. Часто приходится сталкиваться с таким фактом, когда одним из основных вариантов покупки такой лодки, в основном по причине серьезной дешевизны, изучают прилавки сетевых супер‑ и гипермаркетов. Если вы решитесь на этот шаг, то перед оплатой такой лодки в кассе все же поинтересуйтесь у продавцов характеристиками ткани этого судна (производитель, марка и действительно ли она предназначена для изготовления надувных судов, а не тентов для грузовиков и плащей для грибников).

Также обязательным сопроводительным документом на лодку будет наличие сертификата на соответствие требованиям ГОСТа и ТУ, регламентирующих серийный выпуск подобных плавсредств. Если все будет в порядке, то покупка может состояться.

В некоторых случаях можно столкнуться с тем, что ткань, из которой изготовлена лодка, не имеет в своей структуре корда — то есть не армирована. Это просто пленка из поливинилхлорида. Соответственно, и лодка может использоваться, только как игрушка для развлечений у берега, а не как полноценное плавсредство…

Требование к лодкам

Практически все модели подобных лодок, вне зависимости от размеров, имеют максимальное водоизмещение до 220 кг, что по существующему на сегодняшний день законодательству позволяет их не регистрировать в структурах ГИМС МЧС.

Как уже было сказано выше, максимальное водоизмещение этой категории судов — 220 кг.

Это, в свою очередь, определяет их максимальную пассажировместимость — то есть не более двух чел. Когда мы рассматриваем лодку длиной 2500–3100 мм, вполне понятно, что два взрослых человека в ней смогут легко разместиться. Если же мы посмотрим на лодки длиной 1600–1800 мм, то разместить второго рыбака в такой лодке уже очень проблематично, и ее скорее можно засчитать одноместной.

Лодки с О‑образным баллоном можно разделить на две группы: 

  • чисто гребные;
  • лодки с возможностью установки подвесного мотора.

Гребные лодки. По каким признакам можно отнести судно к гребным? Первый и основной — это наличие кормы «вельботного» типа (заостренной и приподнятой). Это сделано для улучшения обтекания корпуса лодки на скоростях гребли — 6–9 км/ч. Подобные модели по документам производителей проходят как чисто гребные без возможности установки навесного транца.

Конечно, при большом желании транец поставить можно, но в этом случае придется применять мотор с длинным L‑дейдвудом или электромотор, у которого длина «ноги» регулируется. Да и в движении под мотором возникнут проблемы с управлением. И при регистрации из‑за отсутствия необходимой записи в паспорте судна сложно будет объяснить инспектору ГИМС МЧС, почему из гребной лодка стала вдруг моторной. Поэтому если есть намерение в дальнейшем приобрести мотор, то внимание нужно обратить уже на вторую категорию судов.

А вторая — это уже размер судна более 2600 мм. Почему именно такой критерий размерности? Это будет понятно из дальнейшего текста.

Лодки «под мотор». Начнем рассмотрение конструкций с общего для всех подобных cудов признака — количество независимых отсеков в баллоне. Они подпадают под категорию нового ГОСТа: «Лодки надувные. Часть 1. Лодки с максимальной мощностью мотора 4,5 кВт».

Баллон должен состоять не менее чем из двух независимых отсеков. Производители обычно разделяют такие отсеки эластичной мембраной или чашкой. О принципе и необходимости установки таких элементов мы упоминали в первых материалах обзора, когда говорили о конструкции всех надувных лодок.

Подобное требование о разделении баллона на два независимых отсека было и ранее — в ГОСТах 60–70‑х гг., но с маленьким отличием. Тогда производители делили баллон строго в ДП (диаметральной плоскости), то есть в носу и в корме вдоль центральной линии, идущей по килю лодки.

Подобное деление баллона при повреждении одной из секций приводило к тому, что лодка давала крен, и доплыть до берега на подобном поврежденном плавсредстве представлялось уже трудноосуществимым.

Баллон современных лодок разделен мембранами уже на миделе, примерно в районе уключин. Такая конструкция дает уже значительно больше шансов на успешное завершение плавания при повреждении одной из секций баллона.

Теперь несколько слов о возможных вариантах формы баллона…

Начнем с самого простого — одноместных лодок c баллоном самой простой формы — симметричным О‑образным…

Для производителя это самый простой и дешевый путь. Но необходимо отметить, что лодка получилась на удивление легкая, ходкая под веслами и очень востребованная той категорией рыбаков, которые пользуются лишь общественным транспортом.

На примере этой модели хочу обратить ваше внимание на швы. В данном случае они выполнены без дополнительной защитной проклейки лентой. Для бюджетных лодок такой путь вполне объясним, но вместе с этим необходимо отметить, что прочность шва на баллоне вполне достаточная. Следующим элементом лодки является днище. Производители для маленьких моделей применяют в основном плоский крой, который клеится по нижней поверхности баллонов. Причем применяемые материалы и технологии позволяют не только сидеть на таком днище, но и стоять, не нарушая целостности конструкции.

Правда, должен сразу же сказать, что сидеть на днище не совсем удобно — холодно и низко. Поэтому производителями для сиденья предусмотрены пуфики или полностью надувные вкладыши в размер кокпита. Такой вкладыш и плавучести добавляет и позволяет очень комфортно сидеть в лодке. В лодке могут быть и штатные сиденья. У разных производителей предусмотрены различные варианты их крепления — и фиксированные, и скользящие на ликтросах.

А вот для того чтобы встать и побросать спиннинг, для усиления конструкции предусмотрены отдельные элементы (секции) пайола, выполненные из 9‑ миллиметровой фанеры. Они вставляются в распор баллона на днище и позволяют не только равномерно распределить вес рыбака по большей площади днища, но и добавить жесткости лодке. В комплект лодке может входить 1–2 или даже 3 такие секции.

Умельцы в погоне за скоростью добавляют в конструкцию пайола еще 2–3 дополнительных элемента, таким образом устанавливая наборное, полностью жесткое дно. Благодаря этому, получается ровная плоская глиссирующая пластина, которая развивает большую подъемную силу и позволяет одному шкиперу даже под мотором 3–3,5 лс передвигаться в переходном режиме, разгоняясь до 20 км/ч.

Но прежде чем дорабатывать днище, нужно выбрать гребную лодку с возможностью установки навесного транца. Такой корпус имеет ряд конструктивных особенностей.

Носовая часть должна быть приподнята для улучшения всхожести на волну. Она может быть и рубленая, и с плавной формой изгибов. О гидродинамических особенностях таких корпусов мы говорили в предыдущих материалах, посвященных большим лодкам. А вот для установки навесного транца, кормовая часть лодки обязательно должна завершаться горизонтальным фрагментом баллона с минимальным поднятием над уровнем днища. Это необходимое условие! 

Вариантов крепления навесного транца несколько. Наиболее распространенное — на четырех леерных рымах, отлитых из ПВХ. Или на двух рымах с использованием установленной на транце транспортировочной рукоятки. Возможны и более сложные конструкции.

Напомню, что большинство производителей ограничивают мощность мотора, устанавливаемого на такой транец,— 3,5 л. с. И это ограничение совершенно справедливо. Даже моторы этой мощности при ходе в полный газ заметно подгибают транец стандартных конструкций вниз, уводя дейдвуд под днище. Cказывается недостаточная площадь опоры в сравнении с развиваемой тягой на винте даже такого малыша.

В отдельных случаях навесной транец может своей нижней частью начать заметно «цеплять» воду за кормой лодки, что приводит к заметному снижению скорости и повышенному брызгообразованию. Более того, он начинает работать как плуг, не только подтормаживая лодку, но и заметно опуская корму и задирая при этом нос лодки.

Немного скорректировать ситуацию можно начальной установкой транца, немного отличной от той, которая практикуется производителями. Если транец в верхней части фиксируется двумя рымами, отлитыми из ПВХ, то эти рымы необходимо сдвинуть к носу лодки так, чтобы транцевая доска была расположена строго вертикально, либо имела даже небольшой (5–7°) наклон в сторону кокпита. При условии фиксации транца и на нижних рымах можно рекомендовать увеличить площадь опоры транца на баллон при помощи широкой проставки, которую следует установить между навесным транцем и баллоном лодки — то есть просто снизу опереть транец, перераспределив таким образом нагрузку, которую оказывает мотор на рабочем ходу.

Теоретическую часть рассмотрели, остается выяснить, что же может показать на воде подобная «одноместная лодка для рыбалки выходного дня на малых водоемах».

Окончание читайте в следующем номере.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Похожие материалы

Статьи автора

Читайте в Июне

Cover_06_2016_268.jpg