Официальный сайт журнала «Рыбалка на Руси»

Зарегистрироваться

«Компакт-эгоист»
Рейтинг: 
 / 0
Плохо Отлично 

Итак, мы рассмотрели варианты конструкции и основные требования к «одноместной лодке для рыбалки выходного дня на малых водоемах». Остается выяснить, что же может показать подобная лодка на воде.

Окончание статьи, начало читайте в журнале №5, май 2012 г.

Под веслами и под мотором…

Практически все выпускаемые лодки являются очень легкими на ходу и отлично управляются. По «гладкой» воде на них длительное время удается поддерживать скорость в пределах 6–9 км/ч. Но отличная ходкость под веслами из-за легкости конструкции, с одной стороны, и почти плоском днище — с другой, имеет и оборотную сторону. Лодки очень заметно подвержены дрейфу. Принимая во внимание еще и малую осадку, это становится особенно заметно при плавании в ветер и волну. Но, прикладывая силы, любую из маленьких надувнушек, конечно же, можно заставить идти против волны и, что очень важно, практически без забрызгивания.

Чем больше диаметр баллона, и чем выше он поднят на форштевне, тем, соответственно, выше мореходность маленького судна. Но нужно понимать и такую закономерность: ветровое сопротивление с увеличением диаметра баллона будет также заметно расти. Поэтому при выборе лодки принимаемое решение — всегда компромисс в зависимости от условий и тех акваторий, на которых нам предстоит рыбачить.

Как уже было сказано выше, навесной транец предполагает ограничение мощности до 3,5 л.с.

Поэтому в рыбацких кругах особо востребованными и популярными для таких лодок оказываются следующие моторы: 

«Сузуки» — 2,5–4 такта. Благодаря совсем маленьким весу и расходу топлива получил прозвище «мотовесло».

«Хонда» — 2,3 такта, из-за особенности воздушной системы охлаждения хотя и самый шумный, но позволяет лазить там, где и воды-то почти не осталось. Тростниковые заросли, камыши и кувшинки — это его стихия.

Ну, и «Ямаха» — 3–2 такта, как самый тяговитый и скоростной мотор из малышей, да еще и с управлением газом на румпеле.

В некоторых случаях вне конкуренции могут оказаться и электромоторы, несмотря на очень солидный вес аккумулятора. А все из-за того, что работают практически бесшумно. И в ряде случаев рыбоохранные структуры их владельцам делают явные поблажки, несмотря на то что в «Правилах рыболовства» такие моторы приравнены к двигателям внутреннего сгорания.

Но вначале несколько примеров лодок отечественных производителей.

Обзор лодок

Одноместные лодки. Начну с совсем маленьких, одноместных гребных. Наиболее известные — «Скиф» и «Тузик-1». Чуть позднее к этим образцам присоединились маленькие «Виктории», а также несколько маленьких моделей питерских компаний «Лидер» и «Фрегат».

Компактные при переноске, легкие, ходкие на веслах. Для одного человека на небольших озерах и речках со слабым течением — лучше не придумаешь. Этот сегмент рынка в настоящее время достаточно наполнен и даже продолжает наполнение, чему подтверждением служат и свежие модели лодок, такие как «Ёрш».

Лодки этого типа штатно упакованы в рюкзак общим весом в пределах 5–15 кг, что делает их владельца очень мобильным. Но, размер кокпита таких лодок представляет владельцу минимум возможностей по размещению необходимого снаряжения. Поэтому поклажа и набор снастей такого рыбака должны быть предельно минимизированы. Или продуманы приспособления для размещения части полезной нагрузки в гермоупаковках на надувных бортах лодки.

Для максимального упрощения общей конструкции совсем маленьких лодок производители иногда отказываются от фанерных банок и заменяют их надувными пуфиками. В качестве опции может быть предложена и вставка на днище низкого давления, по форме напоминающая обычный надувной матрац.

Двухместные лодки. Следующая категория лодок чуть больше основными размерами и уже двухместная. Но еще гребная. Запас плавучести таких лодок уже значительно больше, и в рамках допустимой нагрузки в 220 кг на них легко поместятся не только двое взрослых по 90 кг, но и ребенок весом 30–35 кг, что не выходит за рамки существующего Закона.

К таким лодкам можно отнести старшие модели «Виктории», «Нерку», «Cоло», большой «Скиф», «Туз», «Мурену», «Вуоксу» и другие. Этот тип лодок, пожалуй, в самой большой степени представлен на рынке.

Диаметр баллона у них уже немного больше, для пассажиров предусмотрены сиденья, кокпит заметно просторнее и вместительнее. Войдет и пара рыболовных ящиков, и немного прочего снаряжения.

Такие лодки, с соблюдением некоторых мер предосторожности, можно использовать для прибрежного плавания уже и на море или на крупных озерах.

Помимо несколько увеличенного диаметра баллона, их отличают приподнятые нос и корма, что делает их уже более всхожими на волну, а экипаж более защищенным от волны и брызг.

Эти лодки могут паковаться как в рюкзак, так и в сумку. Их вес уже заметно больше, но все равно легко позволяет пользоваться и одному человеку. Конструкция таких лодок уже более сложная и в комплект входит пара банок фанеры, которые имеют свои места крепления в виде отлитых из ПВХ гнезд — фиксированное крепление, либо системы ликтрос-ликпаз, дающей возможность передвигать банки в кокпите (подвижное крепление).

Лодки под мотор. B завершение еще одна группа изделий — лодки с навесным транцем. Эти корпуса комплектуются транцем в базе либо в виде опции. Но производителем это предусмотрено изначально конструктивно и, более того, имеется соответствующая запись в Паспорте на судно (о возможности установки подвесного лодочного мотора до 2–3,5 л.с.).

Как уже говорилось ранее, лодки должны иметь место на баллоне и набор необходимых приспособлений для подобных инсталляций.

Для придания необходимой жесткости всей конструкции днище лодок усиливается двумя-тремя секциями пайола, выполненными из водостойкой 8–12-миллиметровой фанеры.

Некоторые производители в качестве опции предлагают полное покрытие днища секциями пайола, что заметно добавляет жесткости всей конструкции, но при этом возрастает и вес собранной лодки на несколько килограммов.

Из моторных лодок с навесным транцем удалось поближе познакомиться с «Викторией-LT», «Неркой», «Cоло», «Адмиралом-280 ПТ», «Адмиралом-300 ПТ», «Профмарином-260 Т», «Профмарином-280 Т» и «Флагманом-300 NT».

Под веслами все без исключения лодки показывали отменные скоростные качества и управляемость, что с одним человеком, что вдвоем. Заметных отличий в ходовых качествах нет. Чуть отличаются только размеры кокпита и условия гребли из-за небольшой разницы в высоте подвески банок. Чуть более заметными оказались отличия в комплектовании лодок алюминиевыми веслами разной длины.

Не всегда эта длина соразмерна с диаметром баллона, и не всегда, сидя на штатной банке, такими веслами удобно работать. Поэтому уже в момент покупки в магазине попробуйте установить весла на штатные места и попытайтесь смоделировать, насколько удобны и эффективны прилагаемые весла для гребли.

Если в вашем представлении они коротки, то постарайтесь уже на этапе покупки решить вопрос о приобретении весел оптимальной длины.

Небольшие отличия в обводах этих лодок практически не сказываются на скоростных показателях в гребле. Но вот, если на лодки поставить одинаковые моторы и сравнить их поведение на воде, то различия с ростом мощности двигателя в разрешенных пределах будут уже более заметными. Какие-то из рассматриваемых моделей более подходят под мотор, какие-то — менее.

И если под мотором «Сузуки» 2,5–4 такта все лодки имели разброс в скорости движения примерно от 10 до 13 км/ч, что по внешним признакам не очень сильно отличается (это все водоизмещающий режим), то добавив к мотору чуть-чуть мощи, заменив двигатель на «Ямаха» 3–2 такта, сразу чувствовалась ощутимая разница.

Естественно, что замеры скорости производились в одинаковых условиях, когда на борту судна находился только один шкипер весом около 90 кг. При добавлении даже незначительной нагрузки скорость любой лодки заметно падала и при посадке на борт второго человека предсказуемо снижалась до 10–12 км/ч.

С одним человеком наивысшие скорости показали «Профмарин-280 Т», «Флагман 300 NТ». Их максимальные скорости оказались в пределах 19 км/ч. Понятно, что такие достижения возможны с некоторым перекрутом мотора и требуют очень точного выбора места посадки в кокпите шкиперу. Достаточно лишь небольшого перемещения от этой оптимальной точки, как скорость заметно падала и не выходила за пределы 13 км/ч.

Необходимо отметить, что «Профмарин» для пробного заезда был укомплектован лишь 2 секциями пайола. Вполне обоснованно предположить, что уложив секции пайола по всему днищу, можно еще повысить гидродинамическое качество обводов.

В качестве опции «Профмарин» может комплектоваться и вкладышем низкого давления.

Как уже указывалось ранее, лодка «Флагман 300 NТ» изготовлена по уже традиционной для компании схеме — с надувным днищем низкого давления. Это обеспечивает и максимальную простоту сборки, и хорошие ходовые качества.

Из-за своих конструкционных особенностей посадка в лодке оказывается самой высокой. И верхний край баллона диаметром 400 мм оказывается заметно выше над водой, чем у лодок с одинаковыми параметрами. Выпуклое, малокилеватое днище заметно повышает курсовую устойчивость, как под веслами, так и под мотором. Вместе с этим для достижения наивысших скоростей также требуется выбор самой оптимальной точки посадки шкипера.

Cовсем немного им уступили в скорости лодки «Виктория 310 LT», и «Адмирал-280 ПТ». Но скорость далеко не основной показатель качества и потребительских свойств этих лодок.

Лодки прежде всего хороши мореходными качествами (естественно, для своих размеров). За счет своих обводов, хорошо держат легкую волну и при этом не забрызгиваются.

Довольно часто на различных интернет-ресурсах водномоторной тематики обсуждается вопрос о максимальной длине таких «мотогребных» лодок. И приходится читать мнения о нецелесообразности изготовления лодок с О-образным баллоном длиной более 2800 мм. Наверно, с точки зрения «эгоистов», с подобным подходом следует согласиться — объема и площади кокпита для одного человека и рыболовного снаряжения более чем достаточно. При наличии тента такую лодку можно даже превратить в одноместный «мини-крейсер» для выездов и путешествий на несколько дней.

А вот если подходить с позиций низкобюджетного выбора лодки для двоих, да еще с ребенком, то лодки в размерениях 3000–3100 оказываются весьма востребованными.

Таким образом, получаем, что по целому ряду параметров, наиболее оптимальным для одного человека будет выбор лодки с О-образным баллоном длиной 2600–2800 мм.

Что следует помнить при выборе и покупке такой лодки? 

  • Не стоит особо гнаться за дешевизной, как правило, с низкой ценой вы рискуете получить и целый букет проблем;
  • не стоит быть первым контролером качества неизвестных на отечественном рынке изделий, а отдать свое предпочтение уже известному, годами проверенному имени;
  • внимательно осматривать приобретаемое судно не только в сложенном в сумку или рюкзак виде, но и надув его и укомплектовав всем необходимым (весла, банки, пайол и транец), убедиться, что все подогнано и все работает. Попросить продавца показать порядок сдутия лодки и ее сворачивания для размещения в транспортировочной сумке или рюкзаке;
  • дома внимательно (!) прочитать паспорт или прилагаемую инструкцию и строго ей следовать при любых манипуляциях с лодкой;
  • в любом помещении надуть лодку и проверить, как она держит воздух. Сброс давления за 12 часов не должен превышать более 10% — это требование ГОСТов. Если травление будет очень заметным, то не постесняться и вернуть лодку по рекламации.

Правовые аспекты

Напомню положение из приказов ГИМС-МЧС РФ: «… к категории маломерных относятся надувные гребные суда водоизмещением более 225 кг…», то есть рассмотренные выше «надувастики» (пока они ходят под веслами) не относятся к маломерным и, соответственно, не подпадают под юрисдикцию ГИМС и МЧС, следовательно, на их владельцев не может быть наложено взыскание в соответствии со статьями КоАПа. Это просто гребные надувные суда.

Но это все касается укомплектования лодки. Однако не стоит забывать и о еще нескольких моментах в поведении на воде. А именно, если нерадивый или невнимательный капитан «пневматики» станет виновником водного происшествия, то он, уже невзирая на габариты своего судна, может быть ответчиком и по Кодексу административных правонарушений, и даже по нашему уголовному законодательству. Об этом надо знать! 

Как я писал в предыдущих публикациях о регистрации: эти суда не регистрируются ГИМСом. Но при использовании лодки в приграничной зоне или вблизи особоохраняемого объекта, требования закона могут быть ужесточены, может потребоваться и регистрация, и нанесение номеров. Все эти вопросы решаются в каждом субъекте РФ, в каждом регионе строго индивидуально. И чтобы не «пролететь» с рыбалкой в новом месте, лучше поинтересоваться этим вопросом заранее…

Наличие транца под мотор также не приводит к обязательной регистрации этого судна.

А вот если на этом транце уже есть мотор, лодка уже переходит в категорию маломерных моторных судов, которые необходимо зарегистрировать в установленном законом порядке, получить судовой билет, нанести на баллон бортовые номера. И самое главное, оснастить лодку всем необходимым в соответствии с записью в судовом билете.

Тем, кто этой процедурой будет самостоятельно заниматься впервые, настоятельно советую перед походом на регистрацию в ГИМС внимательно ознакомиться с регламентирующим эту процедуру Приказом ГИМС МЧС и нормами положенности на такое судно. Иногда в целях экономии времени, используя стандартное клише, применимое к лодкам несколько больших размеров, инспектор, не обратив внимание на размеры вашего судна, может несколько «перегрузить» ваш корабль. Чтобы этого избежать стоит несколько «подковаться» перед процедурой регистрации.

Безопасность

И в завершение несколько слов о том, что нужно всегда помнить, находясь в моторной лодке и управляя маломерным судном: 

  • это транспортное средство повышенной опасности для вас и окружающих, оно требует выработки некоторых навыков управления. Это касается и начала движения, и маневрирования, и швартовки, и якорной стоянки, и управления на волне;
  • у него нет тормозов, и поэтому, производя любой маневр, нужно прикидывать дополнительное расстояние на его остановку;
  • из-за своих обводов и повышенной инерционности, для того чтобы лодка в точности повторила ту траекторию, которую вы запланировали, нужен точный расчет, который может появиться и сформироваться только с опытом. А опыты лучше всего проводить на закрытой и безопасной акватории, за несколько дней до выезда на рыбалку, чтобы уже во время самого выезда не ударить в грязь лицом перед коллегами;
  • выходить на воду под мотором стоит только после того, как лодка будет укомплектована всем необходимым по судовому билету, с нанесенными номерами, а на вас будет надет спасательный жилет;
  • при загрузке лодки постарайтесь максимум груза разместить и зафиксировать на носу, это позволит получить самый оптимальный дифферент, как на стоянке, так и на ходу;
  • при возникновении проблем с мотором, особенно с винтом, постарайтесь подойти к берегу на веслах, а уже на маленькой глубине попытаться разрешить все появившиеся проблемы. Попытки заниматься с мотором на волне и при порывах ветра очень рискованны и могут привести на недогруженной в носу лодке к неприятным последствиям.

Естественно, что вопрос алкоголя на воде даже не обсуждается — все только после.

И желая будущим капитанам «семь футов под килем», очень хочется надеяться, что мой небольшой опыт будет полезен и все влившиеся в наш коллектив коллеги будут аккуратными рулевыми и удачливыми рыбаками.

Хочу выразить благодарность руководству питерских компаний «Флагман», «Посейдон», «Адмирал» и «Лоцман» за помощь в подготовке материала.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ!


Оформить подписку на журнал «Рыбалка на Руси» можно следующим образом:
- онлайн подписка на официальном сайте Почты России:
www.podpiska.pochta.ru;
- объединенный каталог «Пресса России»:
- индекс 82648,
- либо на сайте:
 www.pressa-uf.ru;
- каталог Российской прессы:
- индекс 10830,
- на сайте:
 www.vipishi.ru.




Похожие материалы

Сообщения блога

На приток Дона с мушка...
13.05.2016 14:30:57
Съездил на майские на один из притоков Дона, благо там запрета нет. Ловил воблерами...
>>>>> читать далее

Сообщения форума

Посоветуйте катушку&nb... (12.06.2016 02:11:52)
Конечно, есть. Катушкой размером 1000 с большим передаточным числом рыбу весом…
>>>>> читать далее Написал(а): Pike

Статьи автора

Чемпионат мира в Конаково





ПРОДАЖА ЖУРНАЛА "РЫБАЛКА НА РУСИ" В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ







ПРОДАЖА ЖУРНАЛА "РЫБАЛКА НА РУСИ" В РЕГИОНАХ РОССИИ