Официальный сайт журнала «Рыбалка на Руси»

Зарегистрироваться

Просто? Не думаю! Нахлыстовый экзамен
Рейтинг:
 / 2
Плохо Отлично

Перед нами небольшой норвежский городок Эльвирум, куда из Санкт-Петербурга на машине через Финляндию и Швецию мы приехали сдавать экзамены. Там же проходила выставка по охоте и рыбалке.

Естественно, первый день мы провели на этой выставке. Она здорово отличается от всех наших рыболовных выставок. Все мероприятия проходили под открытым небом. Всюду ходили люди с собаками и с колясками. Но мы, конечно, искали стенд EFFA — Европейской нахлыстовой ассоциации для того, чтобы познакомиться с инструкторами и узнать подробности завтрашних экзаменов.

Кто ищет, тот всегда найдет. Мы, конечно, нашли людей, мастерски обращавшихся со шнурами. Подойдя ближе, увидели и баннер EFFA.
Поздоровавшись, мы выяснили, что экзамены будут проходить на футбольном поле в 9 утра. Мы еще немного походили по выставке и поехали на это футбольное поле размяться. Надо сказать, что при условии большого количества всяких кемпингов мы, как настоящие рыбаки и туристы, жили все же в лесу в палатке. Утром перед экзаменом мы умылись, поливая друг другу из бутылки, побрились, глядя в стекло машины, оделись в то приличное, что мы приготовили себе к экзаменам, и поехали на футбольное поле часа на полтора раньше, чтобы еще раз прогнать всю «программу» экзаменов.

Тут надо сказать, что программа на первый взгляд не слишком-то и сложная.

Весь экзамен разбит на несколько практических и теоретических частей.

Заброс на 20 м без тяги;

• заброс с тягой на 27 м;
  • заброс правой рукой с левой стороны на 21 м;
  • удержание 20-м шнура в воздухе;
  • забросы на точность в мишени с 6 м, 10 м и 14 м.

Потом на воде (рядом протекала речка):

• кольцевой заброс на 15 м;
  • кольцевой заброс с левой стороны на 12 м;
  • «Свич-каст» («сингл-спэй» без изменения направления) на 18 м;
  • «Свич-каст» с левой стороны на 15 м;
  • подъем и опускание 15-м шнура с минимальным колебанием воды.

Потом пришли инструктора EFFA — Басс де Брюн (Bass De Bruin), Вольфганг Фабиш (Wolfgahg Fabisch) и Сепп Фукс (Sepp Fuchs).

Мы заполнили анкеты и показали свои снасти. Дело в том, что допустимые снасти — это удилище до 7-го класса до 9-ти футов длиной, подлесок 7—9 футов и «пушистик» диаметром не менее 1 см.

Со снастями у всех все было в порядке, и экзамен начался.

Всего было 11 претендентов, пятеро из которых были из России. Еще было 3 шведа, 2 норвежца и 1 босниец. Каждый участник вызывался на рубеж и ему говорили, что он должен сделать. Конечно, все друг за друга болели и огорчались, когда у кого-то что-то не получалось. Причем это никак не зависело от национальности сдающего. По крайней мере, мне так казалось. Мы искренне сильно огорчались, когда из уст инструктора вырывалась безжалостная фраза: «Для вас экзамен закончен». Это происходило тогда, когда участник делал вторую ошибку, что по правилам EFFA недопустимо.

На сдачу каждой дисциплины давалось 3 попытки. Если допустить одну ошибку, то потом дают шанс пересдать. Если две, то «для вас экзамен закончен». Если при пересдаче снова допустить ошибку, то также «для вас экзамен закончен». И при кажущейся легкости требований, я руки не подам тому, кто скажет, что это просто.

Все это действительно не слишком сложно, когда вы тренируетесь у себя на лужайке или на ближайшей речке. А тут очень большим врагом были нервы и начавшийся дождь, который тоже не прибавлял оптимизма. Конечно, когда кого-то из нас вызывали на рубеж, ему все говорили — «успокойся, соберись, у тебя все получится, ты все это умеешь» и т. д.И конечно, он говорил, что он в порядке и что он совершенно спокоен и даже пытался улыбаться, но глаза... Глаза у всех были квадратными. Нет, железных среди нас не было. Волновались все. И во многом именно это волнение и являлось причиной неудачи. Вдруг неудачными оказывались попытки сдать дисциплины, которые еще полтора часа назад щелкались как орешки.

А ошибки могли быть не только явными. Понятно, что если ты не попал в мишень, то это ошибка явная. Но, к примеру, нужно сделать заброс на 27 м. Спереди и сзади стоят два инструктора, у которых есть зеленая и красная карточки. Ты делаешь заброс, и «мушка» улетает за 27 м. Инструктор спереди поднимает зеленую карточку — «сдал», а инструктор сзади красную — «не сдал» потому, что ему не понравилась твоя задняя петля при разыгрывании шнура. Или при тех же условиях задний поднимает зеленую, а передний, несмотря на то, что «мушка» перелетела за 27 м, поднимает красную потому, что подлесок упал криво, косо и весь скомкался. И так по каждой дисциплине.

Именно поэтому до первой практической части на воде дошли уже не все.

На воде все было просто: сдал — молодец, не сдал — до свидания.

Для меня был один забавный момент. Сдавая «свич-каст», я забросил далеко за 18 м. И инструктор сказал, что это слишком далеко, и я не сдал. Но, увидев мои глаза, рассмеялся и сказал, что это была шутка и что я сдал. Тут я хочу сказать, что инструктора вообще частенько шутили и смеялись (не над нами, конечно), возможно пытаясь как-то разрядить обстановку. А еще мне очень понравилось, что они были предельно честными.

И было абсолютно ясно, что у них не было задачи тебя утопить, но и тащить тебя за уши у них тоже задачи не было. Потом было сделано совместное фото прошедших практическую часть, и началась первая часть теоретического экзамена. Мне трудно сказать, насколько она была сложной или легкой потому, что ее сдавал каждый одному из трех инструкторов.

Могу сказать только про себя. Мной занялся Сепп. Вопросная часть экзамена составляет порядка 70 вопросов. В принципе их можно даже вызубрить как таблицу умножения. Но в конце списка этих вопросов написано, что список этот не полный и на экзамене могут быть заданы дополнительные вопросы. Из списка Сепп мне задал пяток вопросов и потом пошли только дополнительные. Я не буду рассказывать про все.

Могу лишь сказать, что мне было предложено кидать и идти одновременно, и потом еще он спросил, могу ли я кидать левой рукой. Я ответил, что могу, но хуже, чем правой. Он попросил, чтобы я ему это показал. Как ни странно, но у меня получилось лучше, чем я от себя ожидал. На самом деле я все-таки периодически этим занимался. Надо сказать, что к этому моменту я как-то успокоился и даже поймал некий кураж.

Потом началась вторая практическая часть.

В ней мы должны были продемонстрировать, что мы можем кидать не только правильно, но и неправильно. Для этого мы делали забросы с перехлестами сзади и спереди, делали сбившееся забросы, объясняя, почему так происходит.

Так же нужно было продемонстрировать несколько презентационных забросов, открытые и острые петли, забросы снизу вверх и сверху вниз, забросы в разных плоскостях, как с правой стороны, так и с левой стороны.

Потом была вторая теоретическая часть. Опять же могу сказать только про себя. Мной занялись двое. Это были Вольфганг и Басс. По очереди они задавали мне вопросы минут 30. Вопросов из списка практически не было. Видимо, никому не интересно услышать готовые ответы на заранее вызубренные вопросы.

Но это были вопросы, ответы на которые ты, как человек, претендующий на звание инструктора, должен просто знать. Причем, если ты чего-то не знаешь, то тебе расскажут, чтобы ты это знал — по истечении этих 30 минут и предыдущих десяти часов экзаменов, когда я был уже вывернут наизнанку, Басс произнес желанное «поздравляю», а Вольфганг тут же за ним — «вы не прошли».

Но, правда, тут же сказал, что пошутил. Представляете, у меня почти инфаркт, а ему шуточки. К тому времени уже отстрелялись и остальные дошедшие до финала.

В результате всего этого действа я, Михаил Зенков (Москва) и Александр Черныш (Санкт-Петербург) получили сертификаты инструкторов EFFA. Понятно, что радости нашей не было предела. Мы обнимались и поздравляли друг друга с победой.

И уж конечно, вечером этого дня на берегу реки, где мы встали лагерем, это событие было как надо отмечено.

Все, что я описывал до этого, было лишь изложением фактов. Сейчас же я хочу описать некоторые свои ощущения. Ну, во-первых, хочу с гордостью сказать, что при короткой истории развития нахлыста в нашей стране наши парни были явно сильнее всех иностранцев.

И те, кто сдал, и те, кто по какой-то дурацкой случайности не сдал, были сильнее. Причем эта сила явно замешана на упорстве и труде. Никого из нас не водили за ручку на занятия. Все, что мы умеем, достигнуто только нашим трудом.

Но вот вопрос «Что же мы умеем?» и сейчас не дает мне покоя. Я, пообщавшись с инструкторами EFFA, реально понял, что наш уровень не такой уж и высокий, как мы это себе представляли. По крайней мере, лично я до этих экзаменов был о себе лучшего мнения. И я понимаю, что получение этого сертификата — это не получение морального права раздувать щеки и почить на лаврах, а, прежде всего, ответственность и необходимость двигаться дальше. И, к счастью, я теперь знаю, куда и как двигаться.

Мы все получили там совершенно необходимые знания. Теперь их надо превращать в умения и делиться всем этим добром с нашими нахлыстовиками. А для этого надо не просто работать, а «пахать». И я думаю, что звание европейского инструктора надо постоянно подтверждать. Безусловно, есть повод гордиться тем, что теперь в списке европейских инструкторов есть три россиянина, но так же точно и то, что нужно очень трезво оценивать себя и не топтаться на месте.

А еще я хочу выразить особую благодарность ребятам из Санкт-Петербурга — Саше Кибко и Саше Чернышу за то, что мое появление на этих экзаменах было беспроблемным. И Денису Каменкову, который специально приехал с нами туда, чтобы разрушить языковой барьер между нами и инструкторами EFFA.