Коварный Кавказ. Особенности горной рыбалки

В начале октября мой друг детства, большой специалист по ловле форели на Черноморском побережье Кавказа, Николай Токарский организовал нам незабываемую рыбалку так далеко в горах, что если бы я представлял до похода дальность и сложность переходов, то вряд ли бы согласился на такую авантюру. Вот об этой рыбалке мне и хочется рассказать, поделиться впечатлениями и дать несколько советов всем нахлыстовикам, которые собираются порыбачить в горных реках Кавказа. Кроме тактики ловли, мне хотелось бы остановиться отдельно на правильной экипировке, потому что одной из основных проблем является задача дойти до места ловли. Если вы решили эту проблему, то можете считать, что 90% рыбалки вам обеспечено.

Сразу извинюсь перед читателями, что не назову точного места ловли, поскольку главным условием моих друзей было не озвучивать этого ни при каких условиях. Причина банальна — «электроудочники». Эти добытчики (рыбаками и людьми мне их вообще трудно назвать) в последнее время для определения новых мест для своего позорного промысла стали заглядывать на рыболовные форумы, на страницы журналов, всюду, где можно получить информацию. Вот времена настали — циничности людей нет предела — куда катится мир? Очень обидно, что ближние к населенным пунктам речки уже сильно пострадали от этих «электроудочников».


В поход
Но вернемся к походу… Совсем не помешает предварительно узнать прогноз погоды на несколько дней вперед, поскольку дожди делают рыбалку просто невозможной. Почва глинистая, реки протекают в глубоких ущельях, поэтому даже после не очень продолжительного дождя уровень воды в речке может резко подняться, и вода при этом приобретет цвет «кофе с молоком». Плюс к этому, по реке могут поплыть такие ветки и бревна, которые совсем небезопасны для стоящего в воде или переходящего реку человека.

Переходы в горах настолько коварны и непредсказуемы, что нужен очень хорошо знающий места проводник, каким был у нас Коля Токарский. Никакие GPS-навигаторы точно не помогут. Реально ориентироваться мне помогал при переходе через перевалы только высотомер на ручных часах. Тропы каждый год сильно изменяются из-за постоянных оползней. Больше всего выматывают заросли лавровишни и ежевики, поэтому их надо стараться обходить. И, тем не менее, не помешает мощный нож с большим лезвием, чтобы просто прорубить себе дорогу в тех местах, где все-таки эти заросли не обойти.

Снаряжение и ночлег
Безусловно, надо минимизировать вес своего рюкзака, просчитать по необходимости каждую вещь и брать продукты, имеющие минимальный вес при максимальной калорийности. Кроме набора снастей я взял с собой вейдерсы и непромокаемую куртку (эти вещи просто необходимы). В вейдерсных ботинках я пошел на переход, чтобы не брать с собой лишнюю пару обуви. Учитывая, что эти ботинки промокают, я одел непромокаемые неопреновые носки. На обратном пути поступил так же — надел сухие неопреновые носки и на них, естественно, мокрые после рыбалки ботинки. Таким образом, дорога туда и обратно у меня была с сухими ногами. Я так обувался на Кольском полуострове, чтобы не брать на рыбалку лишнюю пару обуви. Для ночевки взял коврик и легкий спальник. Вместо палатки взяли с собой обыкновенный широкий (2 м) полиэтилен, из которого нехитрым способом соорудили шалаш, вполне достаточно в тех местах. Главное его предназначение — защитить от дождя. На обратном пути мы легко утилизировали этот полиэтилен путем сжигания в костре.


Для ночевки существует одно безусловное правило — ночевку надо устраивать на той стороне реки, по которой можно вернуться обратно, не переходя реку. Дело в том, что можно проснуться утром и обнаружить, что тот ручеек, который вчера переходили по колено, вообще невозможно форсировать. Два года назад попытка перейти поднявшуюся после ливня реку чуть не стоила нам с Николаем жизни, и это без всякого преувеличения. Тогда спасли только свисающие к самой воде ветки, за которые мы чудом успели ухватиться после того, как бурный поток понес нас в такие пороги, из которых шансов выплыть просто не было. Мы до сих пор считаем этот день вторым днем своего рождения.

На реке
Дорога до реки заняла у нас 10 часов — в первый день хватило сил только для того, чтобы поставить шалаш и вскипятить чай. Очень вымотала скользкая глинистая почва, вся усыпанная опавшими листьями, и то, что очень часто приходилось идти вдоль склонов. Удивило немыслимое количество различных следов диких животных (кабанов, оленей, медведей). Такое ощущение, что перед нами они просто табунами бегали по нашей тропе, но увидеть ни одного животного так и не удалось.

Настало утро. Короткий завтрак и, наконец, желанная встреча с речкой. Как всегда, с самого начала проявились стандартные на Кавказе проблемы — сложность забросов из-за немыслимого количества свисающих над водой веток, а также сваленных деревьев. В каждом новом месте приходилось осматриваться и изобретать специальный, подходящий только для этого места, заброс. Главное, что я уяснил из опыта всех предыдущих рыбалок в этих местах, — по речке надо идти только вверх по течению. Это непререкаемое правило, которое надо соблюдать потому, что испуганная форель спасается бегством всегда вниз по течению. Стоит одной испуганной рыбке приплыть в свежую, не обловленную ямку, ждать поклевок от остальных ее собратьев уже бесполезно.

Снасти
Снасть у меня была самая обыкновенная: удилище SC 9006/4 Kola Salmon, шнур TT5F Royal Wulf, 2-х метровый конический флюорокарбоновый подлесок и флюорокарбоновый поводок длиной 0,5 м и диаметром 0,15 мм. Ловить приходилось только методом «upstream», по-другому просто не позволяла местность (ох уж эти заросли). Поэкспериментировав немного с мокрыми мушками и добившись пары нерезультативных поклевок, я все-таки перешел к сухим. И количество поклевок сразу увеличилось. Пока использовал небольшую, на крючке № 12, связанную полностью из темно-серых перьев CDC мушку, было немыслимое количество выходов и поклевок очень мелкой форели, но все же удалось поймать пару приличных рыбин. Испробовав еще несколько различных сухих мушек, решил поставить более крупную — на крючке № 8 «Стрикин Каддис» (честное слово — не знаю, как правильно пишется название этой мушки), и поклевки стали более стабильными, а форель стала попадаться приемлемых размеров. Непредсказуемыми были только места, в которых происходили поклевки. Иногда на глубине 20—30 см на перекатах можно было поймать приличную по размерам рыбу, а в соседней яме, где глубина была явно больше 1,5 м, — не было ни поклевки.

Встречи с кумжей
Посчастливилось нам также дважды повстречаться с черноморской морской кумжей, которую здесь все местные жители называют просто «лососем». Мы как раз ловили на участке реки, который находился двумя километрами ниже непроходимого для нее водопада. Первый раз мы, поднимаясь вверх по течению, просто спугнули рыбину размером 2—3 кг на мелководье, и она спокойно, величаво проплыла мимо нас вниз по течению. Поверьте, что в той небольшой речушке рыба такого размера заставила задрожать коленки.


Вторая встреча с кумжей на той рыбалке запомнится мне на всю жизнь. Мы облавливали ямку среднего размера с глубиной чуть больше полметра. Вода была очень чистая, и был виден каждый камушек, и вдруг. морская кумжа появилась из ниоткуда и встала за камнем в 3—4 м от нас, как вкопанная. Размеры рыбы впечатляли. Стараясь не шевелиться, мы стали стараться сделать невозможное в буквальном смысле этого слова — подать мушку прямо в рот стоящей рыбе. И самое странное, что нам это удалось. Подсеченная рыба сделала небольшой круг и встала на то же место. В голове мелькнула мысль: «Это не мы ее поймали — это она нас поймала.» Поводок диаметром 0,16 мм, вниз и вверх по течению пороги с массой различных, усложняющих выва-живание препятствий. Рыба стоит как вкопанная, и все попытки сдвинуть ее с места усилием удилища ни к чему не приводят. Пауза продолжалась 2—3 минуты. И тут я предложил использовать тактику, которую мы обычно использовали на Кольском полуострове при вываживании крупной семги, когда приходилось пользоваться легким одноручником с тонким поводком. В таких случаях мы заставляли рыбу двигаться не усилием снасти, а просто сгоняли ее с облюбованного места ногами там, где позволяла глубина. В глубоких же местах старались согнать ее с места киданием камней. Часто это помогало и позволяло «приземлить» очень легкой снастью крупную семгу.

Возможно, это было ошибкой, но я попытался осторожно приблизиться к стоящей кумже, чтобы согнать ее с места и заставить двигаться. И тут случилось непредсказуемое — рыба рванула по порогам вверх по течению метров на 150 с такой скоростью, что мы едва успели пробежать за ней по берегу. Остановилась она только после небольшого водопада, зашла под большой камень и, после нескольких мощных рывков, просто слетела с мушки.

Ловить форель после этого настроения больше не было, однако мы благодарили судьбу уже за то, что она подарила нам эти волнительные минуты борьбы с черноморской морской кумжей.

Ну, вот и все. Последняя ночь перед дорогой обратно встретила нас сильным ливнем, и наутро вода стала настолько мутной, что ловить не было никакого смысла, и мы без сожаления отправились в обратный путь. На обратном пути наши рюкзаки заметно полегчали, и дорога заняла уже всего 7 часов. Короткий ужин на горной пасеке, и мы с массой впечатлений отправились домой. Вот так...

Похожие статьи
// Путешествия

Для создания некоторых материалов и при желании поделиться эмоциями и «инфой» с читателями журнала необходимо просто приехать домой, сесть за компьютер или лист бумаги и… все подробно изложить. Я называю такие материалы «эмоциональные однодневки», когда ощущение от рыбалки еще бурлит в крови и ты взахлеб рассказываешь, как там было! Но есть и такие «информационно-познавательно-зажигающие» темы, изложение которых требует значительного осмысления и… осознания, что ты просто ТАМ был!

Подробнее

// Путешествия
В Камчатском крае есть не менее десятка рек с названием Тихая, но эта, можно сказать, самая главная. Тихая – главный исток крупной реки Хайрюзова, которая имеет длину 262 километра. Ударение в этом слове местные жители ставят на второй слог и произносят не ТИхая, а ТихАя.

Эта река начинается в центральной части полуострова, на западном склоне Центрально-Камчатского хребта, и течет на запад, в Охотское море. Ее основной исток находится на высоте около километра над уровнем моря, на склоне потухшего вулкана Анаун. 
Автор:  Михаил Скопец 
Подробнее

// Путешествия
Черноморское побережье Кавказа. Город Сочи. Хостинский район. Мы с Николаем Токарским, другом детства и человеком, с которым у меня связано столько незабываемых походов и рыбалок — их хватило бы не на одну жизнь, готовимся к очередной экспедиции. 

Идем вчетвером. С нами еще два заядлых рыбака, Евгений и Виктор. Направление похода — высоко в горы. Цели — ручьевая форель, фотосессия, приключения, созерцание незабываемых горных пейзажей, общение в кругу друзей. Отведенное время — пять дней.
Автор:  Геннадий Шеляг 

Подробнее

// Путешествия
В Армению я приехал по делам и совсем не рассчитывал на рыбалку. Тем не менее, я не люблю уезжать куда бы то ни было, даже в безводную пустыню, без минимального набора снастей. В этой поездке у меня с собой было четырехколенное удилище 5 класса, плавающий шнур и пара коробок с мушками мелкого и среднего размера.

И вот неожиданно выяснилось, что у меня есть свободные сутки. К тому времени я познакомился с ереванским рыболовом по имени Мартин. Он из тех, кого не нужно долго уговаривать съездить на рыбалку. Утром в субботу он заехал за мной в гостиницу. 
Автор:  Михаил Скопец 
Подробнее