Кета. Зубастый Лосось

Семейство Salmonidae — Лососевые 
Род Oncorhynchus — тихоокеанские лососи 
Вид Oncorhynchus keta Walbaum, 
1792 — кета

Названия на других языках: 
корейское — Yeon-eo 
японское — Aki-aze, Sake 
английское — Chum salmon, Chum, Dog salmon

Внешний вид

Кета — красивый крупный лосось. Тело кеты торпедообразное, голова сравнительно крупная, рот большой, верхнечелюстная кость доходит назад до вертикали заднего края глаза или еще далее. Жаберных лучей — 12—15. Жаберных тычинок — 19—25, они редкие, толстые и короткие. Чешуя сравнительно крупная, не свыше 153 поперечных рядов. В анальном плавнике 12—15 ветвистых лучей. В хвостовом плавнике выемка выражена отчетливо, отдельные лучи серебристые.

Окраска тела меняется в течение жизни. У молоди в речной период тело серебристое с желтизной, по бокам 9—14 темных овальных поперечных полосок, спина темная, с небольшими зелеными пятнами. Но уже через 1—2 месяца, когда мальки скатываются в море, все пятна и полоски исчезают. В море, до полового созревания и начала нерестовой миграции, кета остается серебристой, без темных пятен и полос на теле и плавниках. Самцы и самки очень похожи, визуально различить их очень сложно. Брачные изменения обычно начинаются у кеты после возвращения в реки для размножения. Надо отметить, что у кеты, заходящей на нерест в короткие реки, брачные изменения могут начинаться еще в море. Брачный наряд отличается у различных полов, у самцов он выражен более ярко. У них меняется форма тела, оно уплощается, образуется небольшой горб, челюсти удлиняются и изгибаются, на них и языке вырастают устрашающие крючкообразные зубы. На теле появляются крупные поперечные полосы неправильной формы, темного и лилово-малинового цвета, ближе к хвосту — грязно-серые или черные. Низ живота становится красно-фиолетовым. У самок пропорции тела почти не меняются, челюсти не искривляются, окраска становится желто-серой с темными полосами. Во время нерестовой миграции кета не питается и содержание жира в мышцах снижается с 9,2—11,3% до 0,2—0,5%, в реках перед нерестом мясо делается беловатым и водянистым, малопригодным в пищу.

Кета достаточно крупный лосось. В Амуре летняя кета достигает 77 см длины и 5 кг веса, в среднем 58—61 см и 2,4— 3,1 кг, осенняя крупнее, до 96 см и 10 кг, в среднем 72—75 см и 4,1—4,9 кг. На Сахалине кета мельче: летняя кета до 63 см, осенняя кета до 85 см. На Камчатке ее размер 52-78 см, масса 1,7-5,4 кг.

Распространение и акклиматизация кеты

Кета, хотя и относится к тихоокеанским лососям, но фактически ее природный ареал располагается в двух океанах, кроме Тихого, она встречается в прилегающей к Берингову проливу акватории Северного Ледовитого океана. Среди близких видов этот лосось отличается самым большим естественным ареалом обитания. В Тихом океане кета имеет практически сплошной ареал от Берингова пролива до юга Корейского полуострова и центральной части острова Хонсю (Япония) на азиатской стороне и до реки Сакраменто в Калифорнии — на североамериканской. Непосредственно в океане область нагула кеты распространяется к югу до 40°- 45° с.ш.

В Арктику кета заходит значительно дальше, чем другие тихоокеанские лососи, здесь ее ареал протянулся почти на 4000 км от реки Маккензи на Аляске, до реки Лены в Якутии. В настоящее время кета в арктических морях малочисленна, в большинстве рек появляется только периодически, ежегодный заход и нерест отмечается в реках Колыма и Лена. В начале ХХ века в дельте Лены существовал промышленный лов, кету заготавливали, солили и отправляли в Якутск.

Кета является очень ценной промысловой рыбой, поэтому делались многочисленные попытки расширения ареала ее обитания. История акклиматизации кеты насчитывает уже около 100 лет, но ни одна из этих попыток так и не увенчалась успехом. В 20-х годах прошлого века кету вселяли в оз. Байкал и в р. Обь. В 1933-1939 годах и повторно в 1959-1960 годах — в бассейны Белого и Баренцева морей. Грандиозные по масштабам усилия были предприняты по вселению кеты в Каспийское море. Работы с перерывами продолжались с начала 60-х по 80-е годы ХХ века, на реке Самур в Дагестане специально для разведения кеты был построен рыбоводный завод. В море были выпущены десятки миллионов мальков кеты. С 1966 года отмечался заход половозрелых рыб в реки Дагестана, северного Азербайджана, неоднократно она попадалась в Волге и у берегов Ирана. Но условия для успешного естественного воспроизводства кеты в каспийских реках оказались неподходящими, и после прекращения перевозок с Дальнего Востока кета в Каспийском море больше не встречалась.

Питание

В реке молодь кеты питается в основном планктоном, мелкими донными ракообразными и личинками насекомых, реже комарами и другими некрупными насекомыми. В море подросшая кета становится хищником, охотится на мелкую рыбу и крупных планктонных беспозвоночных. Во время нерестовой миграции в реках кета перестает питаться, существуя исключительно за счет накопленных запасов. Например, поднимаясь на сотни километров вверх по Амуру, кета теряет более 75% накопленной в море энергии. Но при этом хватательный рефлекс у кеты сохраняется, поэтому она вполне успешно ловится спиннингом и нахлыстом.

Жизненный цикл

Кета относится к анадромным видам рыб, с очень коротким пресноводным периодом. Вся жизнь этого лосося проходит в непрерывных миграциях. Молодь не задерживается в реке, а сразу скатывается в море и несколько месяцев перемещается вдоль побережья, а затем уходит в открытый океан, где длительные нагульные и зимовальные миграции сменяют друг друга. Последняя миграция в жизни кеты — нерестовая, зрелые производители возвращаются в родную реку, где откладывают икру и погибают, а в океан на следующий год отправляется уже новое поколение.

Молодь кеты начинает самостоятельную свободную жизнь весной, когда выбирается на поверхность из своих подземных гнезд, в которые еще осенью самки отложили икру. Икра и личинки всю зиму развиваются в полостях между каменной галькой, из которой на дне реки сложены гнезда или нерестовые бугры. Личинки начинают искать выходы на поверхность, когда желточный мешок, за счет которого они всю зиму питались в гнезде, практически рассасывается. Выбравшиеся на поверхность мальки, кому это удалось, сразу переходят на внешнее питание. Как уже говорилось, кета относится к тихоокеанским лососям с очень коротким пресноводным периодом, вся молодь скатывается в океан в первое же лето своей жизни. В норме, покатная миграция начинается практически сразу после выхода мальков из гнезд, размеры рыб в это время составляют около 28-30 мм. Несмотря на малые размеры, молодь кеты не просто сносится течением вниз по реке, это вполне управляемый ею процесс. Мальки скатываются не поодиночке, а образуют небольшие устойчивые стайки. Днем такие стайки концентрируются в тихих прогреваемых местах, где есть укрытия. Здесь мальки активно питаются, а при опасности прячутся под камнями. Основной скат идет ночью, когда легче скрываться от многочисленных хищников, к которым относится в том числе и молодь других видов тихоокеанских лососей, которая несколько лет проводит в реке и становится достаточно крупной и хищной. Как правило, специально для нагула молодь кеты в реках не задерживается, а длительность покатной миграции зависит от размеров рек. В небольших реках скат занимает всего несколько недель и заканчивается уже в мае, а в крупных реках может продолжаться до конца лета. Исключение может составлять только кета из некоторых крупных рек Аляски, в литературе имеются сведения, что в тех местах встречали молодь кеты, зимующую в реке, т. е. ее скат заканчивался весной следующего года.

Молодь кеты на несколько месяцев задерживается в прибрежных участках морей, особенно в эстуариях рек, где усиленно откармливается, а затем уходит в открытый океан, где и проходит основная часть ее жизни. Температурные границы обитания кеты в океане находятся в диапазоне от 1,5 до 19 °С, в этих пределах кета совершает тысячекилометровые пищевые и зимовальные миграции, весной и летом перемещается к северу, а осенью и зимой — к югу. Для стад, нерестящихся в различных географических районах, характерны и разные места нагула, но во время миграций, особенно в местах зимовки, происходит смешение разных стад, в том числе американских и азиатских, однако к моменту нереста они вновь расходятся. Темп роста у кеты в океане очень высокий, она может прибавлять по несколько килограммов в год. Время, проведенное кетой в море до начала полового созревания, достаточно сильно отличается у отдельных особей. Период морского нагула может продолжаться от 1 года до 6 лет. Основная масса кеты достигает половой зрелости и идет на нерест в возрасте 3—4 лет. На юге ареала небольшая часть стада созревает в возрасте 1-2 года, на севере ареала — в 5-6 лет.

В зависимости от географического положения нерестовый ход кеты в реки начинаться в июне — июле и заканчиваться в августе — ноябре, чем южнее, тем позже. Некоторые японские популяции идут в реку до января. По времени захода в реки повсеместно выделяются две экологические формы кеты — ранняя (летняя) и поздняя (осенняя). На Камчатке выделяют еще и весеннюю форму. В северных частях ареала преобладает летняя кета. Осенняя кета характерна для юго-западных (Амур, о-в Сахалин, залив Петра Великого) и восточных районов (Аляска, Британская Колумбия). Эти формы различаются не только по срокам хода, но также имеют определенные морфологические и поведенческие особенности. Летняя кета заходит в реки с начала июля до конца августа. В крупные реки она высоко не поднимается. Например, в Амуре нерестилища летней кеты расположены в нижней и средней части бассейна реки, вверх по течению выше притока Анюй (800 км от устья) она не поднимается. Нерестится в августе — сентябре, при температурах до 12-13 °С. Осенняя кета заходит в реки с августа по ноябрь, а на юге и позднее. По рекам поднимается значительно выше летней кеты, например в Амуре нерестилища осенней кеты располагаются более чем в 2500 км от устья. В американских реках Маккензи и Юкон осенняя кета поднимается на расстояние свыше 2000 км. Нерестится в сентябре — ноябре, при температурах до 7-8 °С. Осенняя кета предпочитает нерестилища ключевого типа, располагающиеся в местах выходах грунтовых вод и действующих ключей. Летняя кета в основном нерестится на русловых плесах, чаще в их конце, перед перекатами, где подрусловое течение достигает максимальных значений. Поднимающаяся по реке кета скапливается в районах родных нерестилищ и отстаивается там до полного созревания половых продуктов. Рыбы держатся небольшими группами, самку обычно сопровождает несколько самцов. Икра откладывается в грунт. Для обустройства гнезда самка с помощью хвоста размывает в гальке яму около метра шириной и 30-40 см глубиной. Когда гнездо готово, самка небольшими порциями начинает метать икру, которая оплодотворяется одним или несколькими самцами. Оплодотворенная икра потоком воды заносится в вырытое гнездо. Самка сама зарывает гнездо. Всего последовательно самка может отложить икру в 2-3 гнезда. На месте нереста образуются нерестовые бугры длиною до 2-3 м и шириною около 1,5-2 м. Непосредственно нерест продолжается от 2 до 7 дней, но и после рыбы остаются на нерестилищах до своей гибели. Самки защищают отложенную икру и гнезда от хищников и перекапывания другими самками. Самцы в охране гнезд участия не принимают. При нересте теряется до 25% икры, в основном она поедается разнообразными хищниками, в больших количествах собирающимися на нерестилищах. Плодовитость летней кеты 1,3—4,8 тысячи икринок, в среднем 2,4—2,6 тысяч, осенней кеты — 3,2—4,3 тысячи икринок, в среднем 3,7 тысяч. Икринки крупные, до 9,1 мм в диаметре, в среднем 7—8 мм, массой 190—250 мг. В зависимости от температурных условий в гнезде икра инкубируется 70—120 дней, затем происходит выклев личинок, которые еще 60—90 дней, до рассасывания желточного мешка, остаются внутри нерестовых бугров.

Хоминг у кеты выражен достаточно сильно. Вероятность возврата на нерестилища, где она родилась, учеными оценивается в 92—95%. На всем протяжении ареала кета представлена только проходной формой. В отличие от других тихоокеанских лососей полноценных пресноводных жилых форм кета не образует, также не обнаружено и созревающих в реках карликовых самцов. В реках американского побережья иногда встречаются преждевременно созревшие самцы, но они идут в реки уже после короткого пребывания в море.

Современное состояние вида

Численность вида в настоящее время находится на подъеме, уловы достигли максимальных значений за всю историю наблюдений. Отчасти это связано с благоприятными условиями в океане, которые складываются в последние десятилетия для роста и выживания всех видов тихоокеанских лососей, а отчасти, со значительным ростом искусственного воспроизводства кеты. Рыбоводные заводы США, Канады, Японии и России ежегодно выпускают в океан более 2 млрд. штук молоди кеты, такие объемы уже сравнимы с естественным воспроизводством во всем океане. И доля кеты заводского разведения в уловах постоянно растет, только в Японии после массового строительства рыбоводных заводов уловы увеличились на порядок с 20 до 200—250 тысяч тонн кеты в год. Но, несмотря на, казалось бы, положительный эффект от увеличения общей численности вида, такое массовое искусственное воспроизводство несет в себе угрозу для диких лососей. Количество естественных нерестилищ неуклонно сокращается, мер по их защите от антропогенного воздействия недостаточно, идет целенаправленный процесс замещения диких лососей на заводских. Между ними обостряется пищевая конкуренция в реках и океане, заводские лососи заполняют естественные нерестилища, что ведет к снижению природного биоразнообразия и жизнестойкости вида.

Единственный регион, куда рыболовы-любители могут добраться и половить действительно дикую кету — это Камчатка. Влияние рыбоводных заводов здесь минимально, реки в подавляющем большинстве чистейшие, условия для естественного размножения лососей еще идеальные. Но, к огромному сожалению, и здесь уже начали реализовываться планы по добыче ископаемых в бассейнах лососевых рек, бурению нефтяных и газовых скважин на камчатском шельфе, к ним прокладывают дороги и трубопроводы, рассекающих множество нерестовых рек. Такой «хозяйственный» подход подобен тому, как дикари рубят дерево, чтобы один раз добраться до плодов. Дикие лососи — ежегодно самовозобновляемый ресурс, поддерживающий всю экосистему и экономику Камчатки, и сейчас им угрожает опасность ради сиюминутной выгоды ограниченного круга лиц. В качестве компенсации предлагается строить рыбоводные заводы, которые заменят естественное размножение! Подобный сценарий уже опробован в ХХ веке в западных тихоокеанских штатах США, где реки и дикие лососи были принесены в жертву ради промышленности и сельского хозяйства. Взамен потрачены миллиарды долларов на строительство рыбоводных заводов и охрану, но потерянное восстановить не удается, многие реки так остаются без лососей.

Камчатка — регион, где кета и другие лососи успешно существуют и воспроизводятся сотни тысяч лет, и очень важно сохранить эту чудом сохранившуюся страну диких лососей для будущих поколений. Центр дикого лосося совместно с Фондом «Русский лосось» осуществляют программу по созданию сети лососевых заказников. На сегодняшний день уже создан первый лососевый заказник на реке Коль, площадью 220 000 га, на очереди еще шесть. Такие заказники призваны защитить лососевые экосистемы от разрушительных воздействий от строительства, вырубки лесов, браконьерства, и в то же время на их территории приветствуется развитие рекреационного рыболовства. Это особенно важно для рыболовов — любителей, нахлыстовиков, поскольку является гарантией сохранения и в будущем возможности поучаствовать в незабываемой ловле диких камчатских лососей.


Похожие статьи
// Ихтиология

Кета — красивый крупный лосось. Тело кеты торпедообразное, голова сравнительно крупная, рот большой, верхнечелюстная кость доходит назад до вертикали заднего края глаза или еще далее. Жаберных лучей — 12—15. Жаберных тычинок — 19—25, они редкие, толстые и короткие. Чешуя сравнительно крупная, не свыше 153 поперечных рядов. В анальном плавнике 12—15 ветвистых лучей. В хвостовом плавнике выемка выражена отчетливо, отдельные лучи серебристые.

Подробнее

// Ихтиология
Озерный лосось имеет относительно более высокое тело, чем проходная морская семга, а в остальном они практически не отличаются, включая возрастные изменения. Мальки лосося (пестрятки) окрашены в желто-коричневый цвет с оливковым оттенком, имеют на теле многочисленные мелкие красные и темные пятнышки, по бокам тела 10—12 поперечных темных полос.

Автор: Владимир Зиничев
Подробнее

// Ихтиология
Сима среди других тихоокеанских лососей стоит несколько особняком. Этот вид является переходным звеном от древних рыб, похожих на тихоокеанских благородных лососей, к современным представителям рода Oncorhynchus. 

Во внешнем облике, биологии и поведении симы сохраняется еще достаточно много архаичных признаков, но, по мнению большинства ученых, сима уже относится к роду Oncorhynchus и является древнейшим их представителем.
Автор:  Владимир Зиничев 
Подробнее

// Ихтиология
Серебряный кижуч - на сегодняшний день самый популярный у дальневосточных рыболовов лосось. Гигантом его назвать нельзя, чавыча здесь явный лидер, тем не менее кижуч достойный и упорный боец.
 
К сожалению, чавыча стала настолько редкой, что, если не забираться на вертолете в самые глухие камчатские углы, не каждый рыболов может похвастаться поимкой хотя бы одной рыбины за сезон, а кижуч, к счастью, пока продолжает радовать рыболовов.
Автор:  Владимир Зиничев 
Подробнее