Река Птичь — от истока до устья

Каждая из 21 тысячи рек Беларуси хотя бы чем-то отличается от остальных, имеет свой неповторимый характер. Как и человек, река — индивидуальность. Неоднократно воспеты белорусскими поэтами и рыболовами батька-Неман и старушка-Припять, с именем Наполеона у многих ассоциируется Березина, в Западной Двине умывались полоцкие князья, а Днепр «чуден при тихой погоде». Речушки поменьше, младшие сестры-притоки, также не лишены своей особенной ауры. Рассказывает рыболов из Беларуси Валерий Сикиржицкий.

Мне часто приходилось бывать на одной из них — Птичи, которую, впрочем, назвать «сестричкой» можно с большой натяжкой. Шестая по длине река на территории Беларуси имеет достаточно серьезный, порой необузданный нрав, отличается быстрым течением и изобилует ямами с загадочно-темной водой. По ней мы и отправимся в путешествие.

Свое начало Птичь берет недалеко от самой высокой точки Беларуси — горы Дзержинской — на высоте 295 м у деревушки Нарейки. Исток ее питается родниковой водой и больше напоминает быстрый холодный ручей. До того, как река разольется во всю свою ширь, ей предстоит проделать путь в 421 км по трем областям страны.

Уже в самом начале долгой дороги Птичи преграждают путь две плотины. Первая из них, у деревни Чачково Минского района, небольшая, как и водоем, который благодаря ей образовался. Летом он очень сильно зарастает, и нужно иметь определенные навыки, чтобы успешно рыбачить в узких окнах среди растительности. Рыба здесь водится традиционная для такой ловли — карась и линь.

Если не мудрствовать, а просто позабавиться поплавочной ловлей, то можно натаскать плотвы в относительно чистых от растительности местах. Попадается также окунь. К более весомым трофеям нужен и более серьезный подход: в первую очередь длительное приваживание и серьезная снасть, которая бы позволила в случае поклевки благополучно извлечь трофей из подводного леса. Берега на водоеме достаточно сухие и проходимые, по плотине проходит дорога.

Вторая плотина на Птичи в 1968 году в 35 км от ее истока создана Волчковичским водохранилищем. Среди жителей столицы оно известно просто как Птичь, а примечательно в первую очередь своим водноспортивным комплексом, где проводятся соревнования даже международного уровня.

Любопытно бывало, стоя с удочкой в зарослях тростника, следить за ходом очередного чемпионата по водным лыжам. Пять лет назад и до этого клевое место находилось как раз напротив спортивных трибун, у песчаного обрыва, на котором расположено кладбище. Однако весной 2002 года водохранилище полностью осушили, после чего водноспортивные сооружения перенесли на левый берег. Здесь же сделали небольшой пляж. Ловить тут стало несколько неуютно, и рыболовам приходится искать места потише.

Найти их можно выше по течению, где водохранилище становится заметно ´уже. Левый берег здесь слегка заболочен, а на правом расположена деревня Строчица. До нее можно доехать, если свернуть за дамбой с трассы Москва–Брест направо (если ехать со стороны Минска) и проехать вдоль водохранилища. Можно порыбачить и на самой дамбе — нормальная глубина здесь начинается метров с 6–7. Правда, относительно хороший клев бывает только весной и осенью, зато на дамбе может расположиться большое количество поплавочников даже со штекерами и платформами.

После осушения Волчковичского водохранилища видовой состав рыбы в нем еще толком не сформировался. Так, если раньше можно было сказать о преобладании в уловах прежде всего карася, а в холодное время года — окуня (попадался на малька и судачок), то сейчас зачастую клюет разная рыба без ярко выраженной «дискриминации» какого-то одного вида. Пожалуй, лишь зимой доминирует окунь.

Сама же река Птичь с точки зрения рыбалки в своем верхнем течении бывает привлекательна весной. Мне часто приходится рыбачить на участке в Пуховичском районе. В тихих местах, на разливах, особенно у впадений ручьев и каналов, после таяния льда собирается большое количество белой рыбы — плотвы, густеры, красноперки, уклейки. Тут же за ней охотится щука. Но нужно торопиться — когда со дна поднимаются листья желтой кубышки, ловля хищницы усложняется, да и меньше ее становиться — ближе к лету уходит ниже по течению.

В фаворе у местной щуки по весне бывают достаточно большие воблеры обычного «рыбьего» цвета без наворотов. Дело, скорее всего, в том, что они максимально похожи на те объекты, которыми питается хищница в данный момент. Это подтверждает и тот факт, что в желудке пойманных здесь щук я обнаруживал крупных плотвиц и быстрянок.

К слову сказать, щука даже в верх­нем течении Птичи, где река порой имеет ширину не больше 10 м, попадается очень даже приличная. В браконьерские приспособления типа вершей (по местному — «морды») и весной, и осенью заплывают экземпляры больше 5 кг. На спортивную снасть, конечно, такие трофеи редки, но «двушек» я ловил собственноручно.

Речные берега в основном торфяные, в принципе проходимые, но часто поросшие растительностью, что неудобно для ловли. Там, где берега Птичи прячутся в тростник, можно набраться острых ощущений. Например, при встрече с огромными ужами. Они то и дело расползаются по сторонам, когда вы со спиннингом пробираетесь к очередному подходящему месту, вытоптанному в зарослях. При передвижении по берегу сталкиваешься еще с одной опасностью — изредка прямо посреди тропинки возникают заполненные водой ямы. Это дело лап бобров. В подобные «засады» приходилось попадать именно в торфяных местах на месте бывших болот.

Во время войны болота Пуховичского района являлись идеальным местом для укрытия партизан. Сейчас болотные массивы осушены, непроходимых берегов стало гораздо меньше, и попасть можно практически на любой участок Птичи.

Если не с трассы, то по деревенским дорогам. Лучше всего будет оставить машину у моста через реку, а затем отправиться ее исследовать в одну или другую сторону. Правда, и тут случаются казусы. Как-то раз мы приехали на Птичь чисто по карте, в незнакомое место. И там, где должен быть мост (у деревни Янка Купала), обнаружили лишь обгоревшие деревянные обломки. Кое-как со снастями перебрались на другой берег, но автомобильный путь дальше был окончен.

Глубина на всем протяжении описываемого участка реки в основном постоянная — 1–2 м, и сложно бывает выделить перспективные места для рыбалки. Разве что это будут редкие повороты русла с обраткой и омутами. Правда, таких не много — русло реки на значительном протяжении канализировано. В особо снежные зимы Птичь, бывает, прилично выходит из берегов и там, где нет каналов, регулирующих ее уровень, превращается в широкий мутный поток.

Рыболовам приходится ожидать, пока он утихомирится. Вот только к этому времени и рыбы может стать меньше. Плотва, например, в больших количествах уходит нереститься на бывшие затопленные торфяники, их вокруг множество.

Туда же направляется, но уже в меньшей численности, уклейка, изредка лещ. Хотя последний все же предпочитает держаться в реке: торфяные карьеры — это не его стихия. Торфяники в определенной степени являются выростными водоемами и, в свою очередь, пополняют рыбьи запасы Птичи, особенно щукой. Также через них река соединяется с озером Сергеевским.

Из интересных особенностей этого участка реки можно отметить то, что недалеко от города Марьина Горка ученые определили географический центр Беларуси. Находится он на одном из маленьких притоков речки Титовки, которая соединяет Птичь со Свислочью (приток Березины). Таким образом, между двумя реками происходит постоянный обмен рыбой.

Рассказывают, что каждой весной в Титовку заходят целые полчища плотвы, и тогда удильщики торопятся попасть на настоящий рыболовный праздник. Но, как и ловля щуки, ужение белой рыбы в верхнем течении Птичи носит сезонный характер. Летом и в начале осени лучше рыбачить ниже. 

В среднем течении, которое приходится на Могилевскую область, ширина Птичи достигает 50 м (у деревни Дричин Осиповичского района) при средней — метров 20–25, а глубина некоторых ям — до 6–7 м. Река становится более извилистой, повороты и излучины следуют другом за другом. Найти перспективное для рыбалки место не составляет труда. Да и не только для рыбалки — берега в основном высокие, пригодные для туристических стоянок.

Здесь водится заметно больше леща, попадаются язь и голавль, но самое главное — появляется сом. В основном ночью на донки вешаются молоденькие сомики весом в несколько килограммов, хотя случаются и исключения. Удильщики городского поселка Глуск, к которому вплотную подходит река, могут вам рассказать, как один парнишка на донку выловил в реке сома массой 42 кг.

Для среднего течения Птичи характерны резкие перепады глубин. Мелкие песчаные плесы постоянно сменяются темными омутами с илистым дном. На отмелях в большом количест­ве стоят пескари (что характерно — довольно крупные), попадается елец. В ямах, соответственно, прячется щука. Здесь ее действительно много, хотя в численности зубастой наблюдается цикличность: всплеск щучьего населения наблюдается в среднем раз в 6–7 лет, в середине этого промежутка наблюдается спад. Кстати сказать, по наблюдениям, последний пик щучьей активности на Птичи наблюдался 4 года назад.

Закоряженность омутов зачастую не позволяет использовать спиннинг, и лучшим средством для извлечения хищницы на берег зачастую является живцовая удочка. Поклевок бывает очень много даже в разгар летнего дня. Проверено на личном опыте. На этом участке Птичи мне приходилось рыбачить в основном летом.

Видно, что река достаточно рыбная, но для плодотворного ужения нужен грамотный подход. Можно порекомендовать ловлю на донные фидерные снасти. Белой рыбы много — вашими трофеями могут стать не только уже упомянутые выше язи и лещи, но и густера, елец, крупная плотва. Последняя действительно отличается приличными размерами: даже детвора нередко вытаскивает на тесто экземпляры с ладошку и больше. И, конечно, всегда можно развлечься ловлей ершей на тихом течении, в ямках. Так что без ухи вы точно не останетесь. Нужно, однако, отметить, что в реке почти не водятся раки. С чем это связано, непонятно.

Из известных, доступных и перспективных мест для рыбалки можно указать район железнодорожного моста у деревни Дараганово. Здесь есть довольно известная большая яма, а также ряд уютных заводей. Немного выше по течению, у деревни Крынка, русло расходится примерно на 5 проток, разделенных между собой тростниковыми зарослями. На таких перешейках есть даже самостоятельные острова. Поистине отдушина для ценителей природы и дикого отдыха! Другое дело, что в такой «дельте» легко заблудиться, и чтобы ориентироваться на местности, нужно приезжать сюда не один раз.

Дальше по течению идут также интересные и колоритные места — захламленные омуты, большие затопленные валуны, развалины старых мостов и даже панских усадеб. Хотя исторические и архитектурные памятники можно найти во многих местах Птичи: в старину паны предпочитали располагать свои поместья вблизи воды, и с этой рекой неразрывно связана история многих белорусских усадеб. Встречаются также древние курганы и городища.

Стариц у Птичи не много, по крайней мере, в верхнем и среднем течении. Но там, где они все же есть, требуют обязательного посещения. В любое время года здесь можно обнаружить следы присутствия щуки, а в теплое — линя и красноперки. В местах, где в старицы прибывает вода из мелиоративных каналов и расположены шлюзы, часто любит жировать окунь. Настоящий бой полосатых можно наблюдать по вечерам и в ясное утро.

Вообще, на всем своем протяжении Птичь постоянно соединяется с мелиоративными каналами: по карте видно, как ими изрезана пойма реки. В широких и глубоких каналах часто зимует речная рыба, если на самой реке поблизости нет зимовальных ям. Нередко через соединенные с Птичью каналы пополняются водой затопленные отработанные торфяники.

Птичь — река не такая серьезная, как Припять, в которую она впадает, и поэтому у человека лучше получилось с ней совладать. При помощи системы каналов Птичь еще раз, уже в Октябрьском районе, соединяется с бассейном реки Березины. Кроме того, у городского поселка Копаткевичи она питает водой рыбное хозяйство «Тремля». Но этот участок уже относится к нижнему течению.

Проходит оно по Гомельской области. Русло реки здесь расширяется до 70 м, течение то относительно спокойное, то представляет собой настоящую стремнину, наделавшую многочисленных завалов из вывороченных и собранных в кучу деревьев, средняя его скорость — 1 км/час. После устья реки Оресы Птичь становится вдвое шире и превращается в канал.

По берегам тянутся валы, заросшие деревьями и кустами. Когда-то река была канализирована для обеспечения судоходства. Наиболее симпатичный в плане рыбалки участок расположен от деревни Вторая Слободка до Копаткевич — река здесь глубже, берега высокие, часто поросшие сосновым лесом. Можно отметить, что рыбы больше именно в черте населенных пунктов — видимо, сказывается браконьерский пресс.

В этих местах ко всем остальным рыбам, которые могут заинтересовать рыболовов, присоединяется сазан. Точнее это одичавший карп, который, как рассказывают местные рыболовы, в свое время сбежал с прудов рыбхоза. Раньше из Припяти заходил судак, но сейчас, в связи с обмелением участка реки у трассы Брест — Гомель, в Птичи он попадается все реже. Зато по весне выше Копаткевич бродят большие стаи жереха. Раньше также водился подуст, но сейчас совсем исчез.

Берега Птичи в Октябрьском районе нередко неприступные, заросшие сплошным кустарником, слегка заболоченные. Здесь настоящий рай для рыболовов, предпочитающих дикую природу посиделкам в городских прудах, хотя приезжих встречается довольно мало. Подход к ловле нужен все более серьезный, по-настоящему речной: тяжелые грузила для донок, поплавки с большой грузоподъемностью для удочек, крупные и глубоководные спиннинговые приманки. Популярной становится ловля впроводку.

Ближе к Припяти на Птичи появляются так называемые «горошисты» — любители ловли на распаренный горох. Прикармливают также им. Для ловли используют закидушки и полудонки, основные трофеи — язь и лещ, а вот голавль клюет редко.

Ближе к устью осенью можно встретить еще одну особую касту рыболовов — налимятников. Налима в реке много, берет, как и положено, темной холодной ночью. Попадается и гораздо выше по течению, но здесь представитель семейства тресковых крупнее по размеру. Самые перспективные места — у многочисленных ям с выходом на мелководный плес. Популярные наживки — пучок червей и вьюн. Нередко на донки садится и сомик.

Устье Птичи находится у деревни Багримовичи Петриковского района. Оно изрезано, имеет две дополнительные ветки — так называемые Старые Птичи, больше напоминающие старицы, чем реку, хотя и довольно широкие. На этом участке уже очень много старичных озер, и внешний вид Птичи напоминает Припять.

Дополнительные русла и старицы создают на карте пеструю картинку, в которой нелегко разобраться человеку непосвященному. Если захотите здесь порыбачить, ищите проводника среди местных жителей.

А подъехать сюда можно как по трассе Брест — Гомель (Лунинец — Калинковичи), так и по одноименной железнодорожной ветке до станции Птичь. Можно добавить, что нижний участок Птичи и ее устье проходят по Белорусскому Полесью — территории, которая славится дикой, нетронутой природой и самобытностью местного населения.

Материал опубликован в сто тридцать седьмом номере партвока «На рыбалку»

Похожие статьи
// Ры­­боловная карта

С каждым годом растет популярность рыбалки среди нижегородцев. И с каждым годом найти в области уединенное местечко, где можно было бы посидеть в одиночестве с удочкой, размышляя о смысле жизни, все сложнее и сложнее. Об одном таком месте рассказывает Дмитрий Соколов.

Подробнее

// Ры­­боловная карта

В последнее время многие отдыхающие пристрастились к увлекательному занятию – морской рыбалке. Одной из рыб, которую можно ловить на Средиземном море целенаправленно и довольно успешно, является кефаль. Здесь, как и в Черном море, она водится повсеместно в прибрежной зоне.

Подробнее

// Ры­­боловная карта

Велика матушка-Волга, бескрайни ее просторы. Богата она на рыбу и щедро делится  с рыболовами своими дарами. Антон Нечаев вот уже несколько лет успешно ловит на Волге в районе города Дубны. Его советы по ловле спиннингом в этих краях кратко изложены в этой статье.

Подробнее

// Ры­­боловная карта

Юрий Воскресенский – рыболов с многолетним стажем, прекрасно знающий водоемы Московской области, считает, что система Шатурских озер – одно из наиболее богатых рыбой мест вблизи Москвы.
Озеро Святое является самым крупным в системе Шатурских озер: Муромское, Белое, Черное, Святое «Заморное». Озера используются Шатурской ГРЭС для охлаждения турбин. Вода берется из озера Черного, а отработанные термальные (теплые) воды сбрасываются в озеро Муромское.

Подробнее