Охота на сома с квоком

Из всех известных способов ловли сома лишь к одному из них в большей степени подходит сравнение с охотой. Это ловля с квоком, считает Анатолий Бовда.

При ловле с использованием квока сома сначала выводят из дневного оцепенения, пробуждают его рефлексы на легко доступную добычу, предлагают ему лакомство, от которого он не в силах отказаться.

Охотиться на сома с квоком — это значит: найти место его обитания, выманить из ямы, поймать с помощью надежной снасти и правильно выбранной насадки и вступить с ним в единоборство, которое далеко не всегда заканчивается в пользу рыбака. А главное — с использованием квока ловят только сома. Поэтому этот способ является классическим.

В чем его преимущества? При навыке работы с квоком ловить сома можно в любое удобное время периода открытой воды, лишь бы сопутствовала погода. При сильном ветре не поквокаешь, да и лодку несет не в нужном направлении. Грузила на снасти используют достаточно тяжелые, но и они могут не справиться со скоростью лодки, подгоняемой ветром, и насадка уйдет из-под нее в сторону, что недопустимо. Негативная зависимость от непогоды — основной недостаток ловли сомов с использованием квока.

Сом — ночной хищник, жирует по ночам и редко на зорях. Пик его клева приходится на конец июня после нереста. Днем он находится на своем лежбище. Но почему сомы реагируют на квок в дневное время? Догадок и предположений очень много, но главное, что лежит в их основе — это легкость получения пищи по определенному сигналу — условный рефлекс.

Возможно, он аналогично реагирует и на какие-то другие сигналы, просто мы их не знаем, а проявление звучного, но мягкого хлопка, издаваемого квоком, связываем с кваканьем лягушек, хлопаньем по воде крыльями водоплавающих, у которых в июне появляется потомство, с боем хищной рыбы на поверхности воды во время жора, когда часть битого малька достается не только чайкам.

Веками пароходы стучали по воде лопатками своих колесных движителей, а с них в это время сбрасывали за борт помои и нечистоты. Не будем гадать почему, главное, что сом реагирует на квок. Многие асы-сомятники утверждают, что в момент квочения изредка наблюдали воочию подплывающую прямо к лодке крупную рыбу.

В России сом обитает на всей европейской части (кроме Крайнего Севера) и в Приамурье. Если в самом Амуре его вытравили, то в притоках наверняка он благоденствует. Практика ловли на квок описана еще Сабанеевым. Она во все времена была делом довольно узкого круга специалистов, передающих свое рыболовное ремесло по наследству.

К середине прошлого столетия квочение сомов потеряло былой уровень, и только публикации Г. Атанова о «современном квоке» вновь возродили этот способ ловли не только на юге страны, но в центральных районах. Москвичи, правда, этим делом не занимаются. Лишь некоторые «адриналиньщики» устремляются в низовья Волги и Ахтубы, где под руководством опытных егерей добывают трофейных сомов. А ведь в Подмосковье сомы есть в Москва-реке, окрестных водохранилищах, на Волге и Оке.

На Пестовском водохранилище при ловле судака на джиг каждый год кто-то удивляет рыболовную общественность трофеями 10–20 и более кг, чему я сам свидетель. Волжские сомы не так давно поднимались на нерест вверх по Нерли в мелководное озеро Сомино. Отсюда, видимо, и происходит название озера. 
Прежде чем перейти к приемам владения квоком, есть смысл остановиться на физике процесса и его конструкции.

При заглублении квока в воду и ускоряющейся его проводке в результате понижения давления за плоской поверхностью пяты образуется полость (каверна), или, как говорят, происходит гидродинамическая кавитация.

В момент вывода пяты на поверхность происходит выравнивание давления за счет прорыва воздуха во внутрь полости, которое сопровождается характерным хлопком и образованием ультразвука. Качественное исполнение приемов квочения достигается только тренировкой, а хорошим звучанием считается слышимость за километр. Чтобы издать правильный звук, надо с небольшим ускорением заглубить пяту в воду таким образом, чтобы ее поверхность находилась в вертикальной плоскости.

Затем рука и кисть должны обеспечить движение квока с нарастающим ускорением и с поворотом. Рука совершает гребок, а кисть на завершающей стадии с помощью большого пальца и мизинца должны поворотом в плоскости движения вывести пяту на поверхность воды. Степень достигнутого мастерства оценивается стабильностью воспроизведения одинакового и сильного звука и отсутствием брызг.

Конструкция квока проста, но по сравнению с ранее известными имеются некоторые особенности. У сабанеевского изделия вместо пяты была чашечка, которой били по воде, а атановским этого делать нет необходимости. «Современный квок» состоит из рукоятки, киля и пяты (составные части называю так, как это передалось мне от последователей Атанова). За последние годы размеры и форма квока фактически не изменились, разве что он стал более «нежен».

Так, например, пята может быть не обязательно овальной формы с размерами 25 ¥ 45 мм, вполне достаточно круга диаметром 25–30 мм. Толщина киля в таком случае должна быть не 5 мм, как у классика, а в 2 раза тоньше, что сопутствует образованию полости за пятой. Угол между рукояткой и килем должен быть таким, чтобы при вводе квока в воду поверхность пяты находилась в вертикальной плоскости, при этом положение работающей руки не должно быть напряженным.

Отвод киля от рукоятки на изломе обычно составляет 30 градусов, а у Атанова несколько больше потому, что он ловил с байдарки при низком расположении сидения. В постатановское время я не видел, чтобы шнур привязывали к рукоятке квока. Ранее считалось, что при таком соединении во время работы квоком одновременно создаются колебания приманки. Этот прием, дошедший до нас из прошлого века, лишь усложняет работу квоком, а играть снастью проще свободной рукой.

Снасть представляет собой капроновый шнур 1,5–2,0 мм длиной не менее 15 м, намотанный на мотовило, груз весом 50–70 г, поводок тоже капроновый 0,5–0,7 мм длиной примерно 70 см. Использование более толстых поводков не рекомендуется по той простой причине, что при зацепе за корягу его не оборвать. Особое внимание уделяется крючкам.

Все начинающие сомятники кидаются в крайности: либо изыскивают крюк невероятных размеров, либо ограничиваются крупным тройником. Очень большие крючья «не по зубам» сомам средних размеров, а растопыренные крючки тройника легче распознаются сомом, слабоваты для него и плохо держат приманку.

Крючок должен быть одинарный, из качественной стали, острый и прочный, а размер его, рассчитанный на насадку большого количества приманки, по отечественной классификации в пределах №№ 20–30. Можно использовать и меньшие размеры, но привязывать их следует по 2 крючка в одну петлю.

О насадках, используемых в качестве приманок для ловли сома, можно говорить очень много. Его рацион составляет, прежде всего, рыба и все живое в воде и на ее поверхности. Как только речь заходит о ловле сома, сразу вспоминают лягушку. Этот изыск, которым сом не побрезгует ни при каких обстоятельствах, редко используется при квочении.

Ее хлопотно добывать, хранить, перевозить, а опущенная в воду на длительное время она гибнет, а раковые шейки в нужном количестве обойдутся не дешево. Поэтому стоит говорить только о доступных насадках, к которым, прежде всего, относятся пучок крупных дождевых червей-выползков или мясо ракушки перловицы, насаживаемых на крючок по 4 куска, а то и больше.

Есть, конечно, профессионалы, чей уровень в квочении превзошел любительство, которые считают, что самая лучшая насадка на сома — это пиявки. Для разовой насадки их потребуется 30–40 штук. И ведь как-то ими обзаводятся и конечно же ловят достойные экземпляры.

При поклевке ожидать удар в руку не следует. Чаще всего сом либо виснет на шнуре, либо заглатывает приманку, как бы сопровождая ее. Бывает, что ему удается снять с крючка часть насадки, особенно если она нежная, например раковая шейка или мясо перловицы. При проявлении любых признаков поклевки незамедлительно производится подсечка, после которой рыба проявит весь свой сомовий норов.

Первая его попытка будет прижаться ко дну, а затем, если коряжник рядом, он будет туда «переть как танк». Не следует решительно пресекать все сомовьи выходки, лучше всего, несколько поддаваясь его устремлениям, измотать, но до момента достижения спасительной цели. Не знаю, зачем его «лупят» по голове после вываживания.

Если он, успокоившись, подходит к лодке с раскрытым ртом, этот момент нужно не прозевать, надеть на правую руку перчатку из комплекта химзащиты, и, взявшись за нижнюю челюсть, втащить в лодку… Багры и подсачеки не всегда оправданы, например, по причине безопасности в резиновой лодке или по размерам сака, из которого сом норовит вывалиться.

Материал опубликован в сто пятидесятом номере партвока «На рыбалку»

Похожие статьи
// Институт рыболова

Карась считается «весенне-летней» рыбой и многие рыболовы полагают, что самое надежное время охоты за ним — это весна, а конкретнее — десятые числа мая.

Подробнее

// Институт рыболова

То, что крупных сомов ловят на самые разнообразные снасти, известно всем. Причем ловят с переменным успехом. Я, например, ни разу не слышал, чтобы экземпляры крупнее 16 кг стабильно ловились спиннингом или на удочку при ловле чехони. Всем понятно, что без специальных снастей обойтись невозможно. И, конечно же, важен, элемент везения. Рассказывает Сергей Смирнов.


Подробнее

// Институт рыболова

При ловле окуня по последнему льду тандем приманок на кивковой удочке имеет ряд преимуществ перед одиночной приманкой. В это время стаи полосатых хищников, оживленные талой водой, появляются в самых неожиданных местах водоема.


Подробнее

// Институт рыболова

Успехи в ловле судака на жерлицы сопоставимы с мастерством рыболова и конечно же с хорошим знанием водоема и повадок объекта ловли.

Подробнее